Автор: Николайченко Ксения Александровна
МБОУ «Лицей №160», 9 класс, г.Уфа
Куратор: Дасько Наталья Владимировна
Роль нравственности в обществе
Насколько понятие нравственности актуально в наш технократический век? А может и вовсе, в связи с ускоренным промышленным развитием стоит полагаться исключительно на понятия рационализма, материализма и капитализма? Нуждаются ли люди современности в каких-либо этических ограничителях?
Так что же такое нравственность? На мой взгляд, это духовное качество человека, которое охватывает все сферы его жизни без исключения, определяя каждодневный его выбор. Кроме того, в самом обществе заложены некие неприлежные правила поведения. Некоторые из этих норм неизменны в веках и повторяются у большинства народов мира, такие как: не убей, не укради, защищай женщин и детей, не покидай поле брани во время битвы. Подобные воззрения пережили целые тысячелетия. Чем же они обусловлены? Я думаю, что корень подобных убеждений имеет вполне объяснимую логическую основу. К примеру, если взять первобытнообщинный строй, то понятно, что человек без своего племени обречён на верную гибель. А всё что ослабляло племя – являлось злом по определению. Убийство соплеменника – это сокращение количества человек в роду; ограбил, отнял пищу у соседа – гибель его семьи от голода; не защитил женщин и детей – уменьшил вероятность продолжения рода и убавил число будущих охотников и воинов; дезертировал – обрёк свой клан на поражение, а значит – на вымирание. Но законы нравственности, имея одну основу у множества народов, тем не менее, имеют и существенные различия.
В частности, особняком стоит философия японцев, с их кодексом самурая, который воспитывал полное презрение к смерти. Чего только стоит харакири – жуткий способ самоубийства. Между тем, у большинства религий самоумерщвление считается страшным грехом. Отчего же у японцев прямо противоположный образ мыслей? Согласитесь, что устав, который уменьшает численность отважных воинов, вступает в явное противоречие с любыми рациональными доводами.
Я пришла к выводу, что поскольку жестокий метод харакири следовал за проступок, идущий вразрез с общепринятыми нормами морали, то кодекс воина выполнял роль азбуки нравственности, преступить который – означало бесчестие для всего рода. Честь, то есть моральное, нравственное сознание для японцев, являлось гораздо более ценным, чем сама жизнь.
Значит ли это, что единственным выходом из капкана чувства вины за учинённое неправедное деяние, непременно является смерть? В христианском миропонимании, даже самое отвратительное преступление не заслуживает расправы, а для того, чтобы его искупить необходимо искреннее покаяние, с целью сделать соответствующие выводы на будущее и не повторять ложных шагов прошлого. Ортодоксальные религии, на примере православия, допускают возможность неоднократных ошибок своих приверженцев, совершаемых по тернистой дороге судьбы, и великодушно дают возможность их осмысливания, для последующего духовного роста.
Несмотря на то, что понятие нравственности встречается у всех народов мира, зачастую её нормы распространялись исключительно на соотечественников. К примеру, если убить или ограбить сородича – это преступление, то напротив, убийство, ограбление или пленение члена другого племени – почётно. В истории известны целые народы, которые выживали только за счёт грабежей и набегов на близлежащих соседей. Вспомним хотя бы древних скандинавов.
Особняком стоит древняя Спарта. Где общепринятым было убийство слабых младенцев, которых сбрасывали со скалы на острые камни. Детей с семи лет отрывали от матерей и воспитывали в жёстких казарменных условиях, где основным поощряемым качеством являлось умение убивать. Иногда их подолгу лишали пищи, чтобы они сами добывали пропитание – охотой или грабежом. Если ребёнка, ворующего еду, ловили с поличным, то его жестоко избивали. Но не за воровство, а за то, что позволил себя поймать.
Или вспомнить Помпеи, Содом и Гоморру… Где теперь города, где попирались все моральные устои? Обиталища грехов человеческих? Исчезли с лица Земли, также как бесследно пропали Спарта и растворились в океане истории викинги.
Все, кто преступает законы нравственности – идут по пути деградации, а значит к гибели. Они подобны раковой опухоли на теле человечества. Поэтому по аналогии любой тоталитарный режим ждёт неизбежный крах. Если на долю секунды – чисто гипотетически, допустить, что во второй мировой войне одержал бы победу фашизм, то он не удержался бы надолго, в этом я твёрдо убеждена. Поскольку у человечества не было бы иного выбора, либо оно само избавляется от него, словно от чёрной саркомы, либо наступает гибель всей цивилизации. В организме человека, каждый день образуются тысячи мутированных онкологических клеток, но иммунная система без особых проблем их выслеживает и уничтожает. Нравственность – это и есть аналог иммунной системы человечества. Пока она существует, у нашей цивилизации есть будущее. Однако, в тех странах, где на сегодняшний день попираются моральные принципы (уважение к павшим в войнах предкам, отказ от собственной истории в угоду корыстным мотивам), вновь пышным цветом расцветают метастатические опухоли нацизма.
Любые правила, начиная от религиозных заповедей и заканчивая светскими нормами морали, должны быть заложены как основа самой личности с самого раннего детства. В противном случае, не имея этого фундамента, человек обречён на духовную погибель. В этом отношении меня поразили романы-пророчества Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы» и «Бесы» о будущей революции в России. Особенно ярко духовная коррозия общества отображена ёмким термином «бесовщина».
А предтечей революционных событий становится восстание декабристов. Дворян, повинных в попытке государственного переворота, наказали в соответствии с господствующими на тот момент юридическими законами. Напротив, в советское время их прославляли как кумиров. На сегодняшний день историки разделились во мнении: так кто же они, герои-предшественники революции или преступники? С юридической точки зрения, они покушались на основной постулат Государства Российского – на самодержавную власть, которая в лице государя-императора являлась священной и неприкосновенной. То есть, строго говоря, юридические основы своей страны преступили и предали государя, которому как офицеры клялись в верности, более того, сговаривались о возможном его убийстве…
Я считаю, что любой преступивший закон, должен быть готов понести адекватное наказание, иначе само наличие государственности будет под угрозой. Другое дело, почему заговорщики не вызывают однозначного и всеобщего осуждения? Смею предположить, что причина кроется в мотивах. Среднестатистический преступник, совершая то или иное противозаконное деяние – преследует исключительно свои личные корыстные цели. А декабристы, попирая установленный общественный порядок, идущие на клятвопреступление, ратовали за улучшение жизни своих соотечественников и шли на осознанный риск ради «благой» цели. Аналогичный подход применим, пожалуй, и по отношению к восстаниям Стеньки Разина, Емельяна Пугачёва и башкирского национального героя Салавата Юлаева. В неудержимом стремлении принести благополучие своим соплеменникам, вышеупомянутые легендарные личности, один за другим, предпринимали кровавые попытки переменить устоявшийся миропорядок. Каков же итог? Ещё больший разгул преступности, беспощадные расправы и многочисленные устрашающие казни. Таким образом, возникает нелёгкая задача, причислять ли революционера к когорте преступников или на него распространяется некая неприкосновенность норм морали?
На мой взгляд, любой революционер многократно хуже преступника. Среднестатистический уголовник губит или делает несчастными несколько человек. А бунтарь против существующего строя подбивает к кровавой резне основную часть общества.
В заключение хотелось бы сказать, что уровень нравственности по отношению к любой проблеме зависит от того под каким ракурсом искривить фокус своего внимания. Спросите у художника, в чём отличие чёрного и белого цветов? Он ответит, что угольно-чёрный самый тёмный и интенсивный цвет, а белый – анахромный – отсутствие цвета вообще. На аналогичный вопрос физик ответит прямо противоположным утверждением: что белый солнечный свет можно с помощью призмы разложить на спектр цветов радуги, а чёрный – возникает вследствие поглощения солнечных лучей, следовательно, есть полное отсутствие, как света, так и цвета. Парадоксально, но формально оба окажутся правы.
Вот и получается, что качества белого цвета можно при желании приписать цвету чёрному, и наоборот. Этакий оборотень, размышление-перевёртыш, которое с первого взгляда и не отличишь от истины.
Стоит лишь расшатать нормы нравственности и при наличии даже самых строгих юридических законов и ограничений, обеспечена духовная деградация. А вот обратный путь очень тернист и сложен. История нас учит, что нельзя насадить добро насильно. Любое злое деяние, совершенное, якобы во благо, несёт в себе ещё большее зло и насилие. Пора бы уже человечеству понять: тёмное начало безнравственности не может быть источником Света и Любви, Созидания и Развития.