На «Конкурс к 20-летию журнала «Бельские просторы»
ИШТУГАНОВА НУРСИЛЯ ИЛЬДАРОВНА, 10 класс
учитель русского языка и литературы Сайфуллина Лена Ахатовна
директор школы Богданова Нурзида Рауфовна
На занятиях внеурочной деятельности мы изучили тему «Русские писатели в Башкирии». В разные времена бывали в Башкирии видные писатели и поэты А.Пушкин, Л.Толстой, А.Чехов, В.Маяковский, С.Черный, К.Симонов, М.Прилежаева, М.Дудин, С.Михалков и другие. Их интересовали жизнь, быт, история башкирского народа, боровшегося за свободу, счастье и чудесная природа края. Одним из первых русских писателей, побывавших в Башкирии в пореформенный период, был Лев Николаевич Толстой. Мне особенно заинтересовал рассказ учителя, о том, как Л. Н. Толстой общался с башкирами. Я об этом решила узнать более подробно: изучила об этом литературу, прочитала письма писателя этого периода своей жене С.А.Берс, воспоминания Яснополянского ученика В.С.Морозова и сына писателя И.Л.Толстого. Также прочитала рассказы, написанные Л.Н.Толстым во время пребывания в Башкирии «Ильяс» и «Много ли человеку земли нужно», в которых автор правдиво изображает жизнь и быт кочевников и узнала много интересного для себя.
Впервые Лев Николаевич Толстой приехал в башкирскую степь в1862 году. Тогда его здоровье было сильно расшатано, и доктора посоветовали ему ехать на кумыс в Самарскую губернию. Так писатель оказался в башкирском кочевье на речке Каралык. Из статьи М.Г. Рахимкулова «Русские писатели о Башкирии» я узнала, что «живя в башкирском кочевье Каралык,» Л.Н.Толстой с наслаждением пил кумыс и поправлял свое здоровье. Одновременно писатель изучал жизнь, обычаи, нравы башкир, с удовольствием слушал их песни, сказки, легенды. Ездивший вместе с писателем его яснополянский ученик В. С. Морозов впоследствии вспоминал, что все башкиры, от старого до малого вскоре так полюбили Толстого: он умел находить общий язык и со стариками, и с молодежью, шутил и смеялся. «Башкиры с ним вскоре так сблизились, что всякий, встречаясь с ним, с радостью улыбался и кланялся ему. Даже четырех - пятилетние башкиренки, встречаясь с ним, улыбались и обзывали его «Князь Тул» (тульский князь)», – пишет В.С.Морозов в своей книге «Воспоминания о Толстом». Далее В.С.Морозов пишет, как Толстой, принимал участие во всех башкирских играх. Играли в чехарду: расстанавливались несколько человек гусем и начинали по очереди перепрыгивать. Лев Николаевич был легкий, перепрыгивал высоко, ловчее всех. Еще играли в игру, которая называется, по-башкирски пшалойм ( Эта игра является разновидностью русской игры в чижа). Видимо, писателю понравились подвижные башкирские игры.
Писатель был не только, ловким, но еще и физически очень сильным. Об этом я прочитала в воспоминаниях Ильи Толстого: «Сам он любил бороться: был сильный, и ему не находилось достойных соперников. Только один очень толстый башкир был равен ему по силе, и ни oдин из них не мог побороть другого».
А ведь тогда почти все башкиры были неграмотные и, конечно, они предполагать не могли, что приезжий русский – богатый граф и уже известный писатель. (В это время уже Л.Н.Толстой был автором «Севастопольских рассказов», повестей «Детство», «Отрочество» и «Юность» и романа «Семейное счастье»). Башкиры по-русски, в основном, не говорили и не понимали. Наверное, (это уже я так предполагаю), они общались с помощью жестов, нескольких известных им слов, а иногда с помощью редко встречающегося переводчика. Я уверена, что башкир притягивали и привлекали к себе доброе выражение лица, добрая улыбка и, конечно же, добрая душа писателя.
Толстой пожил на Каралыке полтора месяца, здоровье его улучшилось.
Только в июне 1871 года Лев Николаевич смог вернуться на Каралык, (все эти годы он работал над романом - эпопеей «Война и мир»). Писателя тянуло к башкирам. Об этом Павел Бирюков, близкий друг писателя, в своей книге «Биография Л.Н.Толстого» писал, что в этот раз Л.Т.Толстой отправился в Заволжье не только из-за необходимости снова подлечиться кумысом, но и по причине особой симпатии, которую он приобрел к обитателям диких степей. В течение девяти лет Толстой постоянно хотел вернуться в этот чудесный край.
В день приезда писатель написал своей жене Софье Андреевне, что все башкирцы его узнали и приняли радостно. В этом же письме он с огорчением сообщал, что у башкир «совсем не так хорошо, как было прежде. Землю у них отрезали лучшую, они стали пахать, и большая часть не выкочевывает из зимних квартир». Этот отрывок из письма Л.Н.Толстого говорит о его неравнодушном отношении к судьбе своих башкирских друзей, да и в целом к судьбе башкирского народа.
Также в этом письме Софье Андреевне писатель восхищается гостеприимством башкир: его «здесь все башкиры знают» и принимают «с гостеприимством, которое трудно описать». Далее он продолжает: «Степной воздух, купание, кумыс, верховая езда… живописная местность, и – главное: особенно соблазняет простота и честность, и наивность, и ум здешнего народа». Писатель решил в башкирских степях купить имение и мечтал вообще переселиться, потому что его притягивали в самарскую область лучшие качества нашего народа.
Вскоре Толстой, действительно, купил участок земли, расположенный в окрестностях сел Гавриловка и Патровка. Летом 1872 года Лев Николаевич приехал в свое имение со всей семьей. Вместе с ним частенько ездили жена Софья Андреевна с детьми, другие родственники, яснополянские ученики, слуги. Кумыс для всех был ежедневным и обязательным угощением Толстого. Здесь писатель плодотворно работал над многими главами всем нам известного романа «Анна Каренина».
В последующие годы Лев Николаевич приезжал на отдых в свое заволжское имение ежегодно. Со многими каралыкскими башкирами писатель подружился на долгие годы. Среди них были очень интересные люди. Так, он полюбил играть в шашки с башкиром острословом Хаджи-Муратом (русские звали его Михаилом Ивановичем), приготовлявший Толстому кумыс Мухамет Рахматуллин (русские звали его Романовичем) был культурным и интеллектуальным человеком. Он знал арабский язык, Коран, хорошо говорил по-русски.
Летом 1873 года, когда все Заволжье охватила сильная засуха и начался страшный голод, Толстой пришел на помощь крестьянам всех окрестных деревень. Он объехал многие соседние деревни волости и записал в своем дневнике: «Там, где сеяна была пшеница, овес, просо, ячмень, лен, теперь даже нельзя узнать, что посеяно, и это в половине июня… Крестьян нигде нет, все уехали искать работы, дома худые, бабы с худыми и больными детьми и старики». Писатель выступил со страстным «Письмом к издателям», в котором изложил собранный материал о страшном голоде крестьянства Самарской губернии. В результате этого выступления: в пользу голодающих было собрано 1887 тысяч рублей денег и 21000 пудов хлеба. Толстой и сам оказал значительную материальную помощь голодающим. Лев Николаевич сам распределял эти средства по волостям и строго следил, чтобы помощь везде доходила до голодающих. Благодаря усилиям Толстого, от голодной смерти было спасено несколько десятков тысяч крестьян Самарской области, в том числе и башкир.
С.А Берс в своих воспоминаниях рассказала о скачках, которые устроил Лев Николаевич для башкир, любящих эти состязания. Это было летом 1875 года. О предстоящем празднике сообщили в близлежащие деревни, и в назначенный день (6 августа) съехалось несколько тысяч башкир, киргизов и русских. Хорошо подготовленные, эти скачки превратились в большой праздник. Собравшиеся, участники и зрители, два дня пировали, пили кумыс, ели баранину, конину. По вечерам устраивались борьба и другие состязания, в которых принимал активное участие и сам Л.Н.Толстой. Писатель любил слушать башкирскую музыку, особенно его восхищало горловое пение.
Последний раз писатель приехал в Башкирию в 1883 году. Он около месяца прожил на хуторе на Таналыке, навещая и своих знакомых башкир на Каралыке.
Л.Н.Толстой на всю жизнь полюбил этот край и его жителей, долгие годы он с башкирами поддерживал связь, искренне интересовался их жизнью и, летом 1892 года, узнав, что его друзьям опять угрожает голодная смерть, организовал им помощь. По просьбе Толстого в Башкирию приезжали биограф писателя П. И. Бирюков и сын писателя Л. Л. Толстой. По просьбе Толстого они организовали около двухсот столовых, в которых кормились 20000 голодающих крестьян. Изучив письма, воспоминания близких писателю людей я узнала, что Лев Николаевич Толстой на долгие годы оставался верным и надежным другом башкир, который поддерживал их в трудные времена.
Л.Н. Толстой подружился с башкирами и полюбил их за лучшие человеческие качества, и на долгие годы сохранил с ними дружеские отношения. Когда уже писатель не имел возможности сам поехать в эти чудесные края, (он распродал весь свой скот, а землю сдал крестьянам в аренду), связей с башкирами не порвал. К сожалению, Лев Николаевич для самарских башкир был лишь хорошим другом и добрым барином (конечно, неграмотные башкиры не могли читать его произведения). Башкиры не знали, с каким человеком они подружились. Сегодня же мы с чувством гордости можем сказать, что Л.Н.Толстого знают, читают и любят во всей нашей многонациональной республике.
Прошли века, дружба башкир с русскими, стало не единичным, а повсеместным явлением. Сегодня башкиры и русские дружно живут и трудятся. Они вместе выращивают хлеб, работают на заводах и фабриках, сотрудничают в области науки и культуры. Они уже не только друзья и союзники, а часто и родственники. За века срослись и сплелись их корни. Эти народы нельзя разделить, их нельзя разлучить.
Я горжусь, что 150 лет тому назад великий Лев Николаевич Толстой дружил с представителями моего народа, увидел в них лучшие человеческие качества и на всю жизнь полюбил башкир. Эта дружба – одна из лучших страниц в истории моего народа.