Все новости
9 мая
27 Июня , 12:24

Фарит Вахитов. Ленд-лиз для русского солдата

Общественное достояние  Погрузка танков «Матильда» для СССР в ливерпульских доках (17 октября 1941 года)
Погрузка танков «Матильда» для СССР в ливерпульских доках (17 октября 1941 года)Фото:Общественное достояние

На фронтах Великой Отечественной войны советские солдаты пользовались продуктами питания, поступающими по договору ленд-лиз. Вспоминает ветеран войны и труда, почётный гражданин Орджоникидзевского района города Уфы, первый заместитель председателя совета ветеранов района Ильгизар Гарифович Хайров: «Надо отдать должное союзникам, американское продовольствие было упаковано надёжно и красиво. Холодильника не надо. Перед потреблением ни варить, ни жарить не нужно, вскрыл пакет или коробку – и ешь. Даже ложки-вилки тут же. Была важна и политическая поддержка, означавшая, что мы не одни в борьбе с немецким фашизмом. Но не всё было так прекрасно. Танки американские, например, тут же воспламенялись при попадании вражеского снаряда, потому что работали на бензине. Допускались и большие перебои в поставках».

Американские истребители «Аэрокобра», «Кингкобра», «Киттихоук», бомбардировщики «Бостон», «Митчелл», летающие лодки «Каталина»; английские истребители «Харрикейн» и «Спитфайр», американские танки «Стюарт», «Шерман», «Генарл Ли», бронетранспортёры «Скаут», автомобили «Студебекер» и «Виллис» и многое другое, что поставлялось по ленд-лизу, вызывало признание и уважение солдат.

Согласно закону о ленд-лизе, США закрепили за собой право поставлять оборудование в период войны тем странам, оборона которых признавалась жизненно важной для самих США. Экономическая суть ленд-лиза состояла в том, что оказываемая помощь была возвратна до последнего доллара. О бескорыстии заокеанские друзья не помышляли: взял в долг – верни.

В зале Республиканского музея Боевой Славы среди множества экспонатов выделяются предметы американского происхождения. Это банка из-под мясной тушёнки, пара ботинок – таких крепких и надёжных, что любая погода в них не страшна.

Бывалые посетители сразу говорят: «Это по ленд-лизу». Если экскурсовод сообщит краткую историю этой американской помощи, то знатоки тут же вступают в полемику. Кто нахваливает помощь из-за океана, кто – наоборот. Да, была такая программа президента США, соглашение о ней было достигнуто по взаимной договорённости со Сталиным. В нашу страну через океан поставлялись боеприпасы, техника, продовольствие, стратегическое сырьё (включая нефтепродукты), одежда и обувь.

Мальчишка военной поры, я знал об этом хотя бы по некоторым видам тряпья, которое досталось моим сверстникам в моей родной деревне Кутлугуза Гафурийского района. Помню, кое-кто красовался в чужеземной одежде и обуви. Помнятся также кушанья из яичного порошка и стекловидных круп. Учителя рссказывали нам о происхождении этого необычного добра.

Закон о «ленд-лизе» предоставил президенту США право передавать взаймы или в аренду другим государствам различные товары и материалы. Ныне об этой форме американской помощи в печати высказываются часто и преувеличенно. Если собрать вместе характерные заблуждения, то создаётся мнение, будто Красная Армия победила кровожадный вермахт только благодаря тому, что «Америка России подарила пароход», то есть исключительно на американском оружии, продовольствии и обмундировании. Журналисты, ориентированные на ниспровержение исторической правды в угоду своим заказчикам, взахлёб создают мифы один хлеще другого. В потоке информации и напыщенных суждений индустриальная мощь СССР, колоссальные усилия армии и тыла начинают казаться ничтожными. И на первое место в списке победителей выводятся заокеанские вершители судеб мира, их доблестные генералы и армии.

Но о бескорыстии речи нет. Американцы оформили проект «ленд-лиз» как гигантскую сделку. Это видно и из самого названия: «дай – возьми взаймы», (ленд – давать взаймы, lease – сдавать в аренду, что, в общем, то же самое). Мы вам даём в долг, а по долгам нужно платить. Неизбежность долга до сих пор висит на шее народов России.

Идея ленд-лиза принадлежит самому Рузвельту, который ещё в июне 1940 года нацелил Соединённые Штаты на материальную помощь противникам фашизма. Прежде всего имелась в виду дружественная Англия. Ранее она должна была платить наличными за возрастающие покупки оружия в Соединённых Штатах. Летом 1940 года британский премьер-министр Уинстон Черчилль предупреждал, что его страна не сможет больше платить наличными за военные материалы. Возникала конфликтная ситуация. Для того чтобы исправить положение, Рузвельт 8 декабря 1940 года предложил концепцию ленд-лиза. Конгрессом был принят «Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов» (An Act to Promote the defense of the United States). Уже в самом названии закона Рузвельт дал понять, что Америка не обязана и не собирается оплачивать чью-то войну. В результате принятия закона в Америке была разрешена проблема занятости: в 1940 году было 8,1 млн. безработных, в 1942 году – ни одного.

По мнению профессора истории Канзасского университета Т.А. Уилсона, «распространение переедания было одним из признаков заметного повышения жизненного уровня американцев во время войны». «Потребительские расходы на продовольствие, – пишет он, – подскочили с 14 миллиардов долларов до 24-х, средние заработки, с учётом многих часов сверхурочной работы, возросли на 70 процентов… Только американцы могли назвать Вторую мировую войну «хорошей войной», поскольку она помогла значительно повысить жизненный уровень». Это в то время, когда народы России, вынужденные вести в одиночку войну против колоссального войска Гитлера, всё туже затягивали ремень, когда многие тысячи людей умирали от голода, потому что воюющая армия требовала всего во всевозрастающих объёмах.

А ведь совсем недавно из-за социальных последствий Великой депрессии рядовые граждане Америки были вынуждены выстаивать в очередях за бесплатным обедом, совершали многотысячные марши голодных на Вашингтон. Всё это в конце 30-х ещё продолжалось. Но условия жизни изменились к лучшему с началом войны. Такая вот противоречивая действительность: война где-то несёт разрушение, бросает целые народы на грань нищеты, лишает самого дорогого – жизни, а американцам дарит благополучие, завидную сытость и материальную обеспеченность, а то и чрезмерное ожирение. Не зря же главный знаток экономики, первый заместитель председателя Совета Народных Комиссаров СССР Николай Вознесенский писал: «Ожиревший на народной крови в период Второй мировой войны монополистический капитализм Соединённых Штатов Америки… стал застрельщиком империалистической экспансии во всех частях света».

Первые шаги по ленд-лизу для СССР были сделаны по прибытии личного представителя президента США Ф.Д. Рузвельта Гарри Гопкинса в Москву в июле 1941-го. Это было связано с тем, что стала складываться антигитлеровская коалиция: США, Великобритания, Канада и др.

В начале войны поставки из США в СССР были невелики и производились за наличный расчёт в соответствии с торговым соглашением, продлённым в августе 1941 года. Грузы шли через Тихий океан. Первый пробный конвой с таинственным названием «Дервиш» вышел 1 августа из США. На семи транспортах при одиннадцати кораблях охранения в Россию было направлено 200 истребителей Р-40.

15 августа Сталин получил заверение Рузвельта и Черчилля в том, что они готовы снабдить воюющую Россию «максимальным количеством тех материалов, в которых вы больше всего нуждаетесь». Однако, как позже часто повторялось, слова не подкреплялись делом. При этом Советский Союз за военные поставки продолжал расплачиваться золотом, платиной, пушниной и даже красной рыбой и чёрной икрой. Из СССР в США было отправлено 32 тысячи тонн марганцевой и 300 тысяч тонн хромовой руд, значение которых для отечественной военной промышленности было чрезвычайно велико. Часть марганцевой руды добывали примитивным способом в горах юго-востока Башкортостана ценой жизни сотен людей.

Официальные переговоры по ленд-лизу начались 29 сентября 1941 года. Англия и США обязались ежемесячно поставлять 400 самолётов, 500 танков, 152зенитных и 750 противотанковых орудия, 200 БТР, 2 000 тонн алюминия, 1 000 тонн брони, 7 000 тонн свинца, 1 500 тонн олова, 1 250 тонн толуола.

Маршруты складывались таким образом: через Персидский залив доставлялось 23,8 процента всех грузов, через советский Дальний Восток – 47,1 процента, через советскую Арктику – 2,5 процента, через Чёрное море – 3,9 процента, а через северные порты России – 22,7 процента всех грузов, отправленных из США и Англии.

В каждом своём послании Сталин настоятельно просил союзников ускорить открытие Второго фронта. По замыслу советского руководства, войска США и Англии должны были высадиться на побережье Франции и двинуться на территорию Германии. Таким образом они могли бы отвлечь на себя определённую часть дивизий вермахта с Восточного фронта.

Но у союзников были отговорки. Уинстон Черчилль, например, писал: «Снимите свои войска с Кавказского направления, мы обеспечим охрану нефтяных (!) промыслов. Мурманск тоже можем охранять. Давайте мы установим нашу авиабазу в Мурманске. Ведь вам трудно». Сталин не отрицает, более того, соглашается: «Хорошо, что понимаете наше положение. Так давайте эти войска, что хотите высадить на Кавказе и в Мурманске, отправьте на фронт. А тут мы сами будем охранять и Кавказ, и Мурманск».

И Рузвельт хорош. Не прочь мудрствовать лукаво. Видите ли, он хотел бы высадить своих доблестных янки на самом материке. «Вот районы Дальнего Востока мы так обеспечим, что японцы не смогут сунуться».

Черчилль всячески выпячивал роль Англии, морской транспорт которой работал на северном маршруте. Тоже из серии мифов. В арктических конвоях шёл английский транспорт. Для английского премьера важнее была политическая реклама. Но на первых порах караваны терпели бедствия. PQ-17 погиб при загадочных обстоятельствах. Впоследствии было установлено, что военные корабли королевских ВМС тогда просто бросили грузовые суда в море. Затем последовали новые тяжёлые потери PQ. Остро необходимые грузы, которые шли по договорённости, не были доставлены по назначению. К тому же, поставки северным путём в СССР были прекращены. По календарю это совпало с жестокими оборонительными боями под Сталинградом. Вся мировая общественность ждала исхода событий на берегах Волги. Народы СССР находились в состоянии крайней тревоги. Правители США и Англии гадали: кто кого. Кто-то из них изрёк сакраментальное: «Львы дерутся, добыча достанется нам». Тем не менее, расчёт гитлеровцев на международную изоляцию СССР был опрокинут: антигитлеровское содружество СССР, США, Англии, созданное уже в первый период войны, имело большое значение. До конца 1941 года американцы направили в СССР вооружение и технику на сумму 545 тысяч долларов. Первый конвой в Архангельск прибыл уже 31 августа 1941 года. В смысле моральной поддержки это было здорово. Но, как известно, всё познаётся в сравнении. Исследователи отмечают, что помощь была ничтожна. Могли бы поддержать ощутимым образом? Вне сомнения. Промышленность Америки имела огромные запасы произведённой продукции. За тот же период было отправлено в Англию грузов на 741 миллион долларов! Нам из этого полновесного потока американской помощи досталось тогда менее 0,1 процента.

Мысли нынешних исследователей невольно раздваиваются: насколько были искренни союзники, когда риторически высказывались о дружественных связях в борьбе против общего врага и насколько подкрепляли свои обещания конкретными делами? Двойственность подхода просматривается во всём. Между желанием (словом) и действием (делом) то и дело образуется глубокий провал.

Из воспоминаний советского посла в Англии И.М. Майского: «Мы просили у британского правительства крупных бомб, – министр авиации в результате длинных разговоров согласился исполнить нашу просьбу». Бомб было 60. Это говорит о том, что в самый тяжёлый период войны помощь Англии оказалась мизерной.

Но за всем этим лежит нечто другое, более важное – скверное отношение англосаксов к России вообще, к Сталину в частности. Вся их внешняя политика строилась на том, чтоб натравить Гитлера на Сталина. Впрочем, цели они достигли. Теперь делают вид, что помогают противнику Гитлера, утверждает профессор В. Мединский в книге «Война. Мифы СССР».

Дипломатическая игра несколько проясняется в воспоминаниях Рузвельта Элиота, сына американского президента. Читаем: «В сопротивление русских он (Черчилль) не верил… Он старался внушить нам, что львиная доля ленд-лиза должна принадлежать британскому льву; что всякая помощь Советам приведёт к затяжке войны, а в конечном счёте – и притом, несомненно – к поражению».

Такой же ход мыслей господствовал и в ближайшем окружении самого президента Рузвельта. Так, военный министр США пишет президенту: «Германия будет основательно занята минимум месяц, а максимально, возможно, три месяца задачей разгрома России».

Находясь под сильным влиянием «провидцев», президент Рузвельт не мог не корректировать свои обязательства перед Сталиным. Вдруг Гитлер разгромит Красную Армию, и Сталину придётся стать на колени перед победителем. Форсировать отправление всего оговоренного было бы не прагматично, американцы не могут вкладывать деньги по худшему варианту, нужно подождать. Так думали союзники.

Даже на этом фоне было бы цинично бросить тень на доброе имя президента Рузвельта. Мы, люди старшего поколения, видели в нём «доброго дядю». Не зря же, когда он умер в апреле 1945 года, мы всем четвёртым классом сельской школы искренне опечалились, а кое-кто даже прослезился. Но фактом остаётся и то, что в самый тяжёлый период войны, когда возможность победы Красной Армии казалась нереальной, – в этих условиях помощь из Америки перестала идти. В исторической переписке Сталина с Рузвельтом и Черчиллем нетрудно видеть, как наши союзники «искренне сочувствуют» и желают видеть победу доблестной Красной Армии. Опять же, политическая поддержка дорогого стоила.

«Первые поставки по ленд-лизу, – пишет историк М.И. Фролов, – зимой 1941–1942 годов достигли СССР очень поздно, в эти критические месяцы русские, и одни русские, оказывали сопротивление германскому агрессору на своей собственной земле и своими собственными средствами, не получая какой-либо заметной помощи со стороны западных демократий. К концу же 1942 года согласованные программы поставок в СССР были выполнены американцами и англичанами на 55 процентов. В 1941–1942 годах в СССР поступило всего 7 процентов отправленных за годы войны из США грузов. Основное количество вооружения и других материалов было получено Советским Союзом в 1944–1945 годах после коренного перелома хода войны».

В тон отечественному исследователю пишет американский государственный деятель Стеттениус: «В целом объём поставленных нами военных материалов не слишком велик. Мы знаем, что американская техника сослужила хорошую службу в обороне Сталинграда. Но прямо скажем: у нас нет подробных сведений о той пользе, какую принесло в том году наше оружие русским». Эдвард Стеттениус был непосредственным руководителем программы ленд-лиза в США. И надо отдать должное, он вполне честен в своих суждениях и в оценке действительности.

11 июня 1942 года в Вашингтоне было подписано соглашение между правительствами СССР и США о принципах взаимопомощи в ведении войны против агрессоров. Так, окончательно были урегулированы поставки необходимых товаров для фронта в СССР.

Как известно, в первый период войны наши вооружённые силы потеряли значительную часть авиации. С учётом этого был сделан акцент на восполнение этой убыли. В 1941 году союзники поставили СССР 730 самолётов. В то же время отечественная промышленность передала фронту 7 000 истребителей. Для обороны Москвы и для защиты других городов от немецкой авиации применялись истребители Р-40 «Кертисс». Небо над Ленинградом в первый год блокады закрывали истребители «Киттихоук». Английские самолёты «Спитфайр», «Харрикейн» обороняли не только Москву и Ленинград, но и защищали Сталинград, север и юг России, Кавказ и Белоруссию. Нынешние специалисты сходятся во мнении, что модели «Томогавк» и «Киттихоук» уступали немецким «Мессершмидтам» и советским «Якам» по скорости и маневренности. Кроме того, они не имели пушечного вооружения. Ряд недостатков имел «Кертисс».

Часто американские поставки срывались. К тому же, американская авиатехника к русским морозам не была приспособлена. Для устранения ряда недостатков стороны обменялись ноу-хау: американцы поделились своими секретами морозоустойчивости гидравлики, русские – технологией изготовления морозоустойчивого каучука.

Примерно с середины 1942 года из США в СССР стали поступать «Аэрокобры» Р-39, они были популярны среди советских лётчиков.

Уже в первый период поставки наши успели убедиться на практике в том, что американский самолёт не дотягивает до аэродрома после выполнения боевого задания. Как только расстрелян боезапас, он начинает терять устойчивость в полёте и норовит сорваться в штопор. А танк энной марки воспламеняется при первом же попадании снаряда. Горит как бочка с бензином. Бойцы, чего греха таить, всячески старались избегать идти на задание с таким вот вооружением. Было много и других фактов непригодности машин. Конечно, Сталин об этом был информирован. В сентябре 1942 года при встрече с лидером республиканской партии США (при этом присутствовали послы США и Англии) Сталин прямо спросил: «Почему английские и американские правительства снабжают Советский Союз некачественными материалами?» И тут же привёл примеры: поставляется устаревший самолёт П-40 вместо обещанной современной «Аэрокобры», да ещё шли к нам английские «Харрикейны», которые были значительно хуже германских истребителей. «Советские люди, – продолжил Сталин, – отлично знают, что американцы и англичане имеют самолёты, равные или даже лучшие по качеству, чем немецкие машины, но по непонятным причинам некоторые из этих самолётов не поставляются в Советский Союз».

Серьёзные замечания Сталина, возможно, достигли цели. Не могло быть такого, чтобы его словами пренебрегли, особенно в Америке. Но он этим не ограничился. При встрече с Рузвельтом – это было на Тегеранской конференции – Сталин продекламировал стишок из кинокомедии «Волга-Волга»:

 

Америка России подарила пароход:

С носа пар, колёса сзади

И ужасно, и ужасно,

И ужасно тихий ход.

 

В первоначальном переводе Рузвельт намёка не понял, но когда повторно перевели, – речь о низком качестве поставок по ленд-лизу, не в шутку надулся.

Союзники в конце 1943 года уже ясно представляли расклад сил на мировой арене. Сомнений о военной мощи СССР не возникало. Президент Рузвельт и премьер Черчилль, не скрывая своего восхищения успехами русских на Восточном фронте, искренне и от души поздравляли Сталина с победой под Сталинградом.

Бомбардировщики А-20 с весны 1942 года стали собирать в иранском Абадане. Рядом на аэродроме проходили испытания, затем дорисовывали красную звезду и самолёты передавали советским перегоночным экипажам. По другой линии – с Аляски в Красноярск – самолёты перегоняли американские лётчики, затем их принимали пилоты 1-й перегоночной авиадивизии. Из Великобритании самолёты доставляли морскими караванами. За годы войны союзниками были поставлено 19 тысяч самолётов, большая часть – 77 процентов – из США.

Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин из 59 сбитых немецких самолётов 48 сбил, летая на «Аэрокобре». В своих интервью прессе он хорошо отзывался об этой крылатой машине, на которой летал с апреля 1943 года.

Бронетанковый ленд-лиз также имел большое значение, особенно в связи с эвакуацией заводов на Урал. Всего за годы Второй мировой войны Советский Союз реально получил по ленд-лизу более 20 тысяч единиц бронетехники.

Одной из важнейших составных частей западной помощи Советскому Союзу нужно считать автомобильные поставки. Самым массовым и популярным автомобилем был «Студебекер». Их было получено 152 тысячи единиц. Командирский «Виллис» применялся также и в качестве тягача для 45-мм. пушки.

После окончания войны утраченные в ходе боёв автомобили списывались и не оплачивались. Оставшиеся машины надлежало вернуть. Или выкупить. Американцы пригнали в морские порты несколько пустых барж и корабль, оснащённый прессово-резательным оборудованием. Наша страна не всё отдавала на металлолом. Часть автомобилей продолжала служить. Водители дорожили ими.

Локомотивный парк СССР потерял за годы войны около 16 тысяч паровозов. Харьковский, Брянский и Ворошиловградский паровозостроительные заводы были захвачены врагом, поэтому в рамках ленд-лиза была заказана крупная партия паровозов. До конца войны СССР получил из США около 1 900 паровозов и 70 электродизельных локомотивов, более 6 тысяч тонн рельсов и др.

К последнему периоду войны отечественная промышленность работала настолько успешно, что по производству продукции промышленности превзошла Германию в 1,5 раза.

С июля 1943 года в оказании помощи СССР стала принимать участие и Канада. Поставки включали вооружение, промышленное оборудование, цветные металлы, сталь, прокат, продовольствие, тёплую одежду и др.

По ленд-лизу наша страна получила в совокупности 12 980 танков, 22 206 боевых самолётов (в том числе из США – 14 203), 427 386 грузовых автомобилей и 51 000 джипов, 6 135 638 винтовок и пулемётов, 14 000 орудий, 8 000 тракторов и тягачей, 345 тысяч тонн боеприпасов и т.д. – на общую сумму 11 млрд. 260 млн. и 544 тысячи долларов. Из 50 млрд. долларов, в которые оцениваются поставки по ленд-лизу, более 30 ушло в Британию. Всего же помощь по ленд-лизу получали три десятка стран.

Конечно, без американских вооружений нам было бы значительно тяжелее. Спору нет. На позиции у отдельно взятой батареи неоценимую услугу составит неожиданно доставленный ящик с парой снарядов, потому что благодаря этой помощи можно добить последнего атакующего противника. Подобная американская помощь догоняла наступающего советского солдата на всех фронтах. Бойцы и командиры были благодарны.

2 триллиона 569 миллиардов рублей – ровно столько стоила советской экономике Великая Отечественная война.

Если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства продукции на социалистических предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь 4 процента (Н.А. Вознесенский. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. – М., 1947).

«Эту помощь невозможно измерить в цифрах, – говорил честный Стеттениус в своём докладе конгрессу. Нет, не существует стандартных оценок, с помощью которых можно было бы сопоставить тысячу погибших русских солдат и тысячу американских истребителей». Но в наши дни как за рубежом, так и в России (к сожалению!) расплодилось немало горе-знатоков, которые в угоду тенденциозности фальшиво толкуют очевидное.

Гавриил Попов в «Новой газете» заявил: «За годы войны мы произвели 205 тысяч автомобилей, а получили от союзников 427 тысяч». А вот Эдвард Стеттениус говорит о 138 тысячах автомобилей. Видимо, предвидел, как историку Г. Попову нужно дать отповедь. У него, Попова, есть и такое утверждение, будто на каждого советского солдата Красной Армии приходилось по 10 тысяч долларов в среднем переложении… Тоже из разряда мифов.

Американцы и англичане ныне без стеснения утверждают, будто создали для СССР гигантскую благотворительную систему ленд-лиза, по которой завалили русских самыми современными самолётами, танками, пулемётами и винтовками. Даже едой – тушёнкой, крупой. Цифры зашкаливают… Америка и Англия победили не только на Западном фронте, но и на Восточном. А тупые Иваны только и делали, что ломали качественное импортное оборудование. Такая вот художественная тирада…

Оценку дало само время: это было сотрудничество во имя Победы.

И.В. Сталин 11 июня 1945 года в интервью американскому корреспонденту так оценил помощь по ленд-лизу: «…стратегические материалы и продовольствие сыграли важную роль и в значительной степени содействовали успешному завершению войны против общего врага – гитлеровской Германии». Вот это из области реальных оценок. Ф.Д. Рузвельт: «Для нас, конечно, ближайшей и самой важной выгодой было использование странами оружия, полученного по ленд-лизу, против агрессора». Маршал Советского Союза Г.К. Жуков: «Мы были бы в тяжёлом положении без американских порохов, без американских студебекеров».

Кстати, с пуском в начале 1943 года Стерлитамакского завода «Авангард» (производство пороха) оборонная промышленность СССР обрела новый виток развития.

У. Черчилль назвал ленд-лиз самым бескорыстным актом в истории всех стран.

А.И. Микоян: «Когда к нам стали поступать американская тушёнка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу».

Э. Стеттиниус, руководитель администрации ленд-лиза США: «Однажды летом 1942 года у русских возникли опасения, что их запасы алюминия истощаются с пугающей быстротой. В нашей стране целый состав, гружённый этим металлом, без остановок проследовал к Тихому океану… Есть в России один особый продукт, именуемый тушёнкой. Это консервированная свинина, приготовленная по русскому рецепту, которая теперь производится на нескольких заводах у нас в стране…».

Начиная со времён президентства Гарри Трумэна нездоровые переговоры о ленд-лизе приобрели такой недружественный характер, что вспоминать не хочется.

По соглашению 1972 года о погашении долгов по ленд-лизу СССР обязался поэтапно выплатить США более 700 млн. долларов. Долг России по ленд-лизу в настоящий момент составляет 100 млн. долларов. Срок окончательного погашения задолженности установлен до 2030 года.

Сотрудничество союзников во имя обуздания общего врага – немецкого фашизма – не имеет аналогов в истории. Это уникальный пример содружества. Ленд-лиз – это сотрудничество во имя победы. Объективная оценка союзнической помощи помогает гражданам различных стран самостоятельно оценить значение той помощи и решающую роль нашей страны в победе над фашизмом.

Литература

 Бережков В.М. Страницы дипломатической истории. – М., 1987.

Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. – М., 1947.

Ленд-лиз для СССР. Справочник Центрального музея Великой Отечественной войны.

Мединский В.Р. Война. Мифы СССР. – М., 2012.

Стеттиниус Э. Ленд-лиз – оружие победы. – М., 2000.

Фролов М.И. Великая Оечественная война 1941–1945 гг. в немецкой историографии. – СПб, 1994.

Из архива: май 2013 г.

Читайте нас: