Польская художница Дагмара Скварска создала для проекта цикл плакатов о воде. На её картинах – токсичный дождь, стирающий человечество; мёртвая вода; вода, ставшая песком. Все работы художницы выполнены в депрессивных мрачных тонах. Мы нашли её в Инстаграме и задали несколько вопросов о проекте и творчестве.
– Для жителя Уфы «жесткая вода» – это реальная проблема. А что для вас значит это выражение?
Дагмара: Для меня выражение «жёсткая вода» – отрицание её жидкого состояния. Жёстким по определению должен быть лёд, вода в привычном понимании должна быть жидкой. И «жёсткая вода» вызывает во мне беспокойство. Это что-то взаимоисключающее.
– Выставка «Жёсткая вода» – часть международного проекта «Птицы и велосипеды». Как вы стали его участницей?
Дагмара:«Птицы и велосипеды» или «Жесткая вода» – это, в моем понимании, движение, связанное с экологией в художественном переложении. Борьба за дело животных и природы. Люди должны наконец понять, что тема экологии нас действительно касается. Чтобы у нас была возможность и дальше жить на нашей планете. Ведь на данный момент альтернатив во Вселенной для нас нет. Природа всегда возродится с нашей помощью или без неё.
Выставка «Птицы и велосипеды» или «Жесткая вода» – это не только красивая визуальная картинка. Авторы как бы «грозят пальцем» публике, они говорят: «Алло, алло, всё, что ты видишь, знаешь и любишь, можно потерять», «Твой мир может стать антиутопией».
– Большинство картин вы создаёте в тёмных оттенках. Это ваш взгляд на современность?
Дагмара: Мои работы действительно мрачные и немного пессимистичные. Изображая современность, я стараюсь добавить в картины элементы, связанные с эстетикой глитча. Меня вдохновляют такие художники, как Яцек Мальчевский.
– К какого стилю вы относите своё творчество?
Дагмара: Меня многое вдохновляет. Классические художники как Рембрандт или Вермеер и современные вроде Дали, Уорхола или Врублевского. Меня вдохновляют прежде всего люди, обычаи и господствующие сейчас настроения. Свой стиль с уверенностью могу назвать смесью живописи и графики, столкновением старой школы с новой. Хотя, конечно, я этом не исключительна.