Ее пуанты легко умещаются на ладони, миниатюрные и легкие, сказочные, как у Золушки. Ее пластика изумляет зрителей, в ее танец влюбляешься сразу и навсегда. Но на этом сказочные совпадения и заканчиваются. Начинается жизнь. Жизнь балерины, в которой такие туфельки у юных танцовщиц нередко окрашиваются кровью, а у ведущих солисток снашиваются по 10 пар за месяц. Жизнь, в которой бурные аплодисменты на мгновение разбивают череду многочасовых репетиций и тренировок.
Жизнь балерины всегда овеяна слухами и легендами, окутана ореолом таинственности и чуда. Ничего не поделаешь, редкая, необычная профессия для реальной, земной женщины.
О любимой работе, о жизни и любви мы разговариваем сегодня с ведущей артисткой башкирского балета Гузель Сулеймановой.
– Гузель, в жизни балерины больше искусства или реальности?
– Если говорить о балерине, то, конечно, искусства. Но балерина – реальная женщина, со своей земной жизнью. Конечно, если целый день находишься в театре, то улица кажется другой планетой. В этом, на мой взгляд, и таится опасность. Легко окончательно оторваться от действительности, погрузиться с головой в мир музыки и пластики и потерять связь со временем и со зрителем. Поэтому в балете, как, собственно, в любом другом деле, важно уметь вовремя переключаться. Поднакопить эмоции, освежить чувства, чтобы с новыми силами вернуться к работе над образом.
– Вы постоянно гастролируете, бывало так, что сцена не принимала и спектакль не получался?
– Сцены бывают очень разные, жестких стандартов нет. Маленькие, большие, сцены с наклоном, сцены под куполом Ла Скала и под открытым небом. Подход один. Если ты сегодня на ней танцуешь – это твоя сцена. Провальной или успешной ты делаешь ее сама. Это касается и жизни. По существу, жизнь – та же сцена. Без толку стенать и плакать, что тебе досталась не самая лучшая. Вставай и танцуй на той, которая есть, другой может не случиться.
– Такому подходу к жизни Вас научил балет?
– Да, балет – хорошая школа. Здесь движение вперед не останавливается никогда. Постоянный рост. Почивать на лаврах можно только мгновение, остальное беспощадный труд. Неделя без репетиции – потеря формы, которую нужно будет восстанавливать.
При всей кажущейся легкости и воздушности, труд балерины физически очень тяжелый. Это на сцене ты сказочная принцесса, а у станка – рабочая лошадка, с которой за репетицию семь шкур сходит.
Мне, кстати, однажды удалось соединить эти две полярные ипостаси. Случай вышел весьма курьезный.
– Расскажите и нашим читателям.
– Произошло это во время моих первых гастролей, в Голландии. Я, будучи студенткой 1 курса училища искусств, танцевала Снежинку в балете «Щелкунчик». Бежать я должна была по третьему внешнему, самому большому кругу, сцена была огромная, и двигаться нужно было достаточно быстро. На руку нам прикрепляли белые помпоны. В момент, когда я, сконцентрировавшись, устремилась на сцену, каким-то образом мой помпон зацепил декорацию – метровую деревянную лошадь, причем зацепил намертво. Сколько я ни взмахивала рукой, лошадь не отцеплялась. Так мы с коняшкой и проскакали круг под изумленные взгляды других Снежинок и зрителей. Но больше всего удивлялись рабочие сцены: двухметровые дядьки долго не верили, что маленькая хрупкая девчушка весом не более 45 кг смогла плавным движением руки отодрать от пола декорацию, прибитую тремя здоровенными гвоздями.
– Вот она, сила искусства!
– Можно сказать и так. А если серьезно, любимое дело действительно дает силы жить. И, как ни банально это прозвучит, работа – важная составляющая человеческого счастья. Хорошо сделанная работа дает человеку главное – уверенность в себе и самоуважение. Если у меня спектакль прошел на пять с плюсом, идет такой бешеный прилив сил, что запросто могу отправиться в клуб или на дискотеку.
– И подо что же зажигает звезда балета?
– Зависит от настроения, но в основном под латиноамериканскую музыку – она ближе мне по темпераменту.
– Спектакль на пять с плюсом – это идеальная техника, безукоризненно выполненные движения?
– От отточенной техники, ежедневного класса, работы у станка никуда не деться. Это азы. Но техника – это еще не весь балет. Идеальное вращение, исполненное механически, без эмоции, без накала, – никому не нужное зрелище. Балет тогда становится искусством, когда исполнен душой. А техника, тренированное тело – это инструмент для передачи образа.
– Идеальное тело – результат изнуряющих диет?
– Никакой сложной диеты нет. Все очень просто. Если ты очень много работаешь, на еду просто не остается сил. Я стараюсь жестко не ограничивать себя: мясные блюда, овощи, фрукты, сладости – все это бывает на моем столе. Конечно, если вдруг отложился лишний килограмм, то после семи не ем. Ежедневные тренировки и еженедельные спектакли завязыванию жирка не способствуют.
– Ваша работа связана с эстетикой, Вы воплотили столько разных женских образов и характеров… Вывели для себя формулу женственности, привлекательности?
– Красота все-таки понятие энергетическое. Если женщина уверена в себе, если она устремлена в будущее, ее магнетизм невозможно не заметить. Как невозможно пропустить приход весны.
По-моему, большой грех ставить на себе крест, пока живешь. И дело не в том, какие испытания выпали тебе на долю, а во внутреннем стержне. Предназначение женщины в украшении земной жизни, а в более широком смысле – в совершенствовании Бытия. А если женщина перестает за собой ухаживать и отказывает себе в праве быть желанной и красивой, она идет против своего естества.
Бывает, что все обстоятельства складываются неблагоприятно и невозможно до конца раскрыть свой потенциал, но даже в таком, «спящем», состоянии ты должна оставаться красавицей, и тогда в жизни обязательно случится Чудо.
Ярким примером женщины-«весны» для меня является знаменитая балерина Нинель Даутовна Юлтыева. Она рано потеряла родителей, после учебы в Ленинградском училище искусств ей негде было жить, и она зачастую ночевала в фойе театра. Но вопреки всему смогла построить блестящую артистическую, а затем педагогическую карьеру, всегда была окружена поклонниками и любовью. Ей сейчас 80, а выглядит она не больше чем на 60. А ее энергии и оптимизму могут позавидовать и молодые.
Поэтому хочется пожелать всем женщинам встречать проблемы с улыбкой, уметь переключаться, не зацикливаться на жизненных неурядицах. Уважать себя, баловать, любить и быть любимой. Жить в гармонии со своей душой. И всегда оставаться женственными.
Справка
Гузель Сулейманова окончила Башкирское хореографическое училище им. Р. Нуреева (1997 г.), педагог – Л. Шапкина. Заслуженная артистка РБ (1999 г.), лауреат Республиканской молодежной премии им Ш. Бабича (2000 г.), серебряный лауреат III Международного конкурса балета им. С. Лифаря (Киев, 1999 г.), дипломант IV Международного конкурса им. Р. Нуреева (Будапешт, 2000 г.), специальный приз I Международного конкурса молодых артистов балета «За грацию» (Казань, 2001 г.), лауреат Государственной премии им. Салавата Юлаева за 2008 г.
Ведущие партии: Гюльджан («Ходжа Насреддин»), Сильфида («Сильфида»), Вакханка («Вальпургиева ночь»), Кармен («Кармен-сюита»), Мари («Щелкунчик»), Китри («Дон Кихот»), Лиза («Тщетная предосторожность»), Зайтунгуль («Журавлиная песнь»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Никия («Баядерка»).
Из архива: ноябрь 2008г.