В те далёкие уже годы, когда трамваи ещё разворачивались у «Детского мира», а в летних сумерках порхали над головами уфимцев летучие мыши, стояли на месте нынешнего Дворца «Нефтяник» несколько старых домов. Резные наличники окон, богато украшенные парадные входы, цветы во дворе... В одном из них был детский сад, другой занимала какая-то контора. Зато остальные были густо заселены. Стояли дома лет по сто и ещё столько бы, возможно, продержались, но пришёл его величество всесильный Прогресс в лице угрюмых дядек с ломами, и пристанище нескольких десятков людей (а также полчищ крыс, тараканов и другой нечисти) осталось только на фотографиях.
Cначала была буйная радость по поводу квартиры с газом и тёплым туалетом. Счастьем горели глаза новосёлов. Но спустя годы или даже десятилетия некоторые из них почему-то вдруг стали скучать по родным ставням, чуланам, мансардам и сараям-каретникам. Почему я об этом говорю? Да потому что и у писателя, и у поэта, и у художника лучше всего обычно получается то, с чем он хорошо знаком, то, что он знает досконально, впитал с самых ранних лет. А старинные развалюхи, как ни странно, – это заветный кусочек нашей жизни, часть самых нежных детских воспоминаний – того самого, «с чего начинается Родина». И если любовь к родному городу преломляется через творчество, появляются рассказы, стихи, рисунки. Именно им и посвящён сентябрьский номер «Бельских просторов».
Когда-нибудь кто-то из нынешних детсадовцев станет писателем или поэтом, и, наверное, в его творчестве найдут отражение и реалии современной Уфы, города-мегаполиса, – те самые, что сегодня нас частенько раздражают. Ну а пока… Пока много ещё в нашем городе зданий, хранящих дух начала прошлого века. Внимательный прохожий заметит и оконные ручки с голубыми стеклянными вставками, и узорные воронки водосточных труб, и сохранившиеся кое-где страховые жетоны. А ещё флюгеры, на которые сразу обращают внимание только-только открывающие мир мальчишки и девчонки.
Одним из украшений дома всегда были ворота с «солнышками». До наших дней дошли единицы. Стоят они, как будто пряча за собой ту жизнь, которой давным-давно уж нет, ту эпоху, от которой остались, казалось бы, только фотоснимки.
Приоткроем же эти ворота…
Из архива: сентябрь 2012 г.