СЧАСТЛИВОЕ ЛЕТО МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ
Лето 1911 года Марина Цветаева, известная русская поэтесса, назвала «лучшим из взрослых лет». 8 июля юная Марина и будущий муж Сергей Эфрон сбежали из Коктебеля на Черном море, где отдыхали, и отправились в уфимские степи «на кумыс». Им хотелось уединения, а Сергей кроме того нуждался в лечении.
Приехали они в село Усень-Ивановское близ Белебея, где были две кумысолечебницы братьев Баязита и Шингарея Китаевых.
Сохранилось письмо самой Марины Цветаевой писателю М. Волошину в Коктебель. В нем такие строки: «Сереженька здоров, пьет две бутылки кумыса в день... Здесь много берез и сосен, небольшое озеро, мельница, речка». Живописные места оставили неизгладимый след в душе поэтессы. Здесь она написала стихи «На радость», «Родник «Девичий», о котором упоминала Марина Цветаева, сохранился, является достопримечательностью села.
Марина и Сергей снимали комнату в доме Квашнина (ныне улица Марины Цветаевой). В августе они покинули село. Прислали письмо, что скучают об Усени, о природе, о рыбалке.
После революции 1917 года Марина Цветаева жила в эмиграции, кроме стихов и поэм, она известна как автор многих повестей и рассказов. Летом 1939 года вернулась в Россию. Через тридцать лет после отъезда из Усень-Ивановского случилась беда. 31 августа 1941 года в городе Елабуга Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством. Ей было всего сорок пять лет.
Башкортостан хранит память о талантливой поэтессе. В селе Усень-Ивановское в сентябре 1992 года, к столетию со дня рождения, открыт литературный — художественный музей Марины Цветаевой.
Перед зданием музея установлен в 1999 году памятник ей, первый в России. Его автор — уфимский скульптор Юрий Солдатов.
Об уфимском периоде жизни Марины Цветаевой напоминает стихотворение «На радость», посвященное Сергею Эфрону, датированное 1911 годом:
Ждут нас пыльные дороги,
Шалаши на час
И звериные берлоги,
И старинные чертоги...
Милый, милый, мы, как боги:
Целый мир для нас!
Всюду дома мы на свете,
Все зовя своим.
В шалаше, где чинят сети,
На сияющем паркете...
Милый, милый, мы, как дети:
Целый мир двоим!
Солнце жжет, — на север с юга,
Или на луну!
Им очаг и бремя плуга,
Нам простор и зелень луга...
Милый, милый, друг у друга
Мы навек в плену!
СПАСТИ КАРТИНЫ ПОМОГ РАСПУТИН
Замечательный музей создан в Уфимской средней школе № 11 (ныне Аксаковская гимназия). Богатый материал собран здесь о выдающемся русском художнике М. В. Нестерове (родился 19 мая 1862 г. — умер 18 октября 1942 г.). Уроженец Уфы учился в мужской гимназии, на базе которой и создана школа. В музее находится два письма, связанных с творчеством художника.
В Уфе Михаил Васильевич написал несколько своих картин, в том числе знаменитый «Портрет амазонки» — дочери Ольги. Он создан в 1906 году (доработан в Киеве). С 1907 года эта картина находится в Русском музее.
Об истории создания «Портрета» вспоминает сама Ольга Михайловна в письме школьникам.
«Постоянной натурщицей отца, — пишет О. М. Нестерова-Шретер, — у нас в Уфе была моя няня — Серафима Ивановна Дмитриева. Позировала она ему много. Это было очень трудно, особенно для «Великого пострига», «Святой Руси» и для картины «Два лада». Отец забывал в своем увлечении работой о том, что позирующая перед ним Серафима Ивановна уставала.
Доставалось и мне в Уфе, когда я простаивала часами перед отцом, становясь натурщицей для его картин. Как-то, уже будучи взрослой и приехав с отцом в Уфу, я каталась верхом, я вошла в сад нашего дома, отец сидел и работал. Увидев меня в костюме амазонки, он воскликнул: «Вот так тебя и напишу!» Не делая никаких предварительных этюдов, он написал меня на закате солнца в нашем саду. Позднее он заменил этот фон рекой Белой. Отец писал с увлечением, как всегда, забыв о том, с кого писал, что она устала. Забыв все на свете»...
Высоко расценивают эту картину искусствоведы.
«Река в окоеме прибрежных лугов и лесов взята... в тонком золоте заката, одухотворяющем природу прекрасной ясностью и хрустальною тишиною, — пишет искусствовед С. Н. Дурылин. — Дочь «остановлена» у берега этой реки в черной амазонке, в юбке, подобранной сбоку в плавных спокойных складках, с гибким хлыстом в руках. Малиново-красная шапочка покрывает остриженные густые черные волосы. Вся высокая фигура амазонки — воплощенная стройность и изящество. Ее силуэт, тонкий, строгий, четкий — с удивительной легкостью и непреложностью контура вписан в пейзаж... На молодом красивом лице нет ни грусти, ни думы. На нем — тоже временная оттишь, как в реке в этот час. Еще миг, и взор девушки оторвется от заката и молодая жажда жизни, счастья, успеха зальет ее лицо волнами своего сладкого прибоя».
Изучая биографию М. В. Нестерова, собирая документы, связанные с его именем, краеведы школы вместе с неутомимым руководителем музея Еленой Ивановной Никуличевой приняли меры для сохранения малоизвестной картины художника «Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской». Картина находилась в г. Кяхте на границе с Монголией, в краеведческом музее. Хранители музея не только испортили картину, промыв ее керосином, но и препятствовали реставрации. В конце концов обратились ребята за помощью к писателю Валентину Распутину, переслав ему фоторепродукцию с картины, опубликованную в журнале «Нива» в 1887 году. Валентин Григорьевич прислал в школу хорошее письмо:
«Дорогие ребята!
В ответ на ваше письмо о картине, находящейся в Кяхтинском краеведческом музее, подтверждаю, что картина та самая, что на фотографии, — «Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», принадлежащая кисти М. В. Нестерова, и картина смотрится темновато. Название в музее ее не знают, об авторе говорят с сомнением.
Я показал ваше письмо корреспонденту газеты «Советская культура» по Иркутской области в Бурятии, а он позвонил в Улан-Удэ и рассказал о картине и о том, что ее не дают на реставрацию. И вот в Улан-Удэ пообещали, что работа вашего земляка на реставрацию будет передана. Произойдет это, конечно, не сразу, но думаю, что произойдет. Корреспондент и я постараемся за этим проследить.
Мне же более всего радостно было узнать, что есть такие школы, такие музеи и такие ребята, которые на забывают своих именитых земляков и болеют за их наследство.
Если будет это — будет и все остальное, а без этого ничего не будет.
Успехов вам в делах школьных и делах музейных!
В. Распутин».
Это рассказ только о двух письмах из школьного музея. А сколько там интереснейших материалов! Кстати, автор письма Валентин Григорьевич Распутин, писатель стал недавно лауреатом литературной премии имени Сергея Тимофеевича Аксакова.
Вот что по этому поводу сказал Валентин Григорьевич в своем интервью:
«Конечно, я польщен, рад тому, что эта премия в этом году присуждена мне. Имя Аксакова — святое для всякого российского писателя.
Мне очень понравилась Уфа, когда я приезжал к вам три года назад. Чистый город, рабочий, да и республика рабочая. Мне кажется, у вас несколько особый край. Я так говорю не для того, чтобы польстить Уфе, польстить вашему Президенту, к которому отношусь с большим уважением. А потому что тогда, три года назад, это на меня действительно произвело очень большое впечатление. Добрые пожелания жителям республики. Всегда оставаться такими же, какие вы есть, несколько особыми. Потому что вы сохранили теплую, дружественную, рабочую обстановку и умеете праздновать. Я помню, как народ выходил на улицы, когда шел Аксаковский праздник. Это и песни, и пляски, и угощение. Это и деревня, где и русские, и башкиры, и татары. Я не видел больше нигде такого. Вот чтобы это сохранилось, и надо проводить Аксаковский праздник».
БЫЛ ТАКОЙ КОМДИВ БАХТИЗИН
Главным героем романа Вазиха Исхакова «Сабли обнаженные» («Бахтизин»), изданном на башкирском и русском языках, стал Ахтям Мусалимович Бахтизин. Это реальное лицо, прославленный сын Башкортостана, герой Гражданской и Великой Отечественной войн.
У Ахтяма Бахтизина — сына крестьянина — бедняка Мусалима из деревни Верхне-Аташево Белебеевского уезда (ныне Чекмагушевский район) был трудный и славный путь. Здесь в долинах небольших рек Газа и Куваш пролетело детство героя.
До пятнадцати лет Ахтям жил в деревне. Зимой учился в медресе, а летом вместе с отцом пас скот. С 1910 по 1915 год работал на шахтах, заводах Сибири и Урала.
На втором году после начала Первой империалистической войны юношу призывают в царскую армию и отправляют на фронт. Там он отважно воюет и благодаря смелости и личной храбрости получает офицерское звание. Ахтям был высокого роста, плечистым, служил в лейб-гвардейском полку. Его наградили четырьмя Георгиевскими крестами.
В ноябре 1917 года Ахтям Бахтизин служил в военно-революционном штабе 16-й стрелковой дивизии. Его назначают начальником пулеметной команды, с которой он принимает участие в боях под Псковом и Нарвой.
После ранения в апреле 1918 года Ахтям Мусалимович становится курсантом Уфимской военно-инструкторской школы.
Жарким было лето 1918 года. По дорогам Башкирии в огненные годы прошли полки Фрунзе и Чапаева, Азина и Чеверева. Вот в такое-то грозное время Ахтям Бахтизин вернулся в родную деревню Верхне-Аташево. Здесь организовал красную дружину, которая вскоре влилась в отряд Чеверева. Командовал ротой при освобождении от белых Ижевска, в составе Азинской дивизии принимал участие в боях за Екатеринбург, громил отряды Деникина, Врангеля...
Боевые заслуги А. М. Бахтизина были отмечены наградами. Многочисленные раны заживали настолько быстро, что не пришлось бросать оружие. Снова вел он в бой своих бойцов.
Кончилась гражданская война. Красный командир Ахтям Бахтизин продолжал службу в рядах Красной Армии, готовил молодежь к новым боям. Да и самому приходилось брать в руки боевое оружие. В 1938 году он принимал участие в боях против японцев на озере Хасан, а в конце 1939 года командовал полком в советско-финской войне. Получил тяжелое ранение, остался почти инвалидом. Но грянула Великая Отечественная. И Ахтям Мусалимович находится в распоряжении Верховного командования. А в начале 1943 года назначается командиром 323-й стрелковой дивизии, которая направляется на Брянский фронт.
В начале сентября 1943 года дивизия готовилась к освобождению Брянска. Бои были тяжелыми, трудными, впереди находилось много вражеских укрепленных линий, оборонительных узлов. Перед решающими боями за Брянск комдив полковник Ахтям Бахтизин пал смертью храбрых 16 августа 1943 года под городом Карачевым. Он так и не узнал, что его дивизия после взятия Брянска стала носить звание Брянской Краснознаменной ордена Суворова...
Своеобразный литературный памятник своему земляку создал писатель Вазих Исхаков, собравший огромный фактический материал о комдиве Бахтизине и художественно отразивший его образ в романе.
Образ Ахтяма Бахтизина в материале воплотил известный башкирский скульптор З. Р. Басыров. В мае 1985 года в деревне Верхне-Аташево Чекмагушевского района, на родине героя был открыт памятник. На высоком постаменте из рифленых металлических конструкций установлен бюст комдива, отлитый из сплава металла. Мужественный боец в красноармейском шлеме зорко вглядывается вдаль. Таким запомнили его земляки. Таким надолго останется для потомков. Надпись на постаменте: «Ахтям Бахтизин».
УРАЛЬСКИЙ ВОЯЖ ЖУКОВСКОГО
Всем нам дорого имя замечательного русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1783—1852) — одного из создателей новой русской поэзии. Поэзия Жуковского полна удивительной гармонии и проникновенного лиризма. Как всякий истинный художник, он вдохновлялся идеалами добра, красоты, любви к Отечеству.
В. А. Жуковский был непревзойденным переводчиком «Одиссеи» Гомера, произведений Шиллера, Байрона, Гете...
Многое из того, что было им впервые намечено, развивалось в поэтических лирах Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Фета, Блока.
Жуковский родился 9 февраля 1783 года в Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика А. И. Бунина. Мать поэта — пленная турчанка. Будущему поэту была дана фамилия бедного дворянина Андрея Жуковского, жившего в поместье Бунина.
Первые произведения поэта появились в печати, когда ему было 14 лет.
Творчество В. А. Жуковского глубоко исследовано. Поэтому мы остановимся только на одной страничке его биографии, связанной с нашим краем.
С 1815 года он служил при дворе воспитателем цесаревича (будущего царя Александра II).
Летом 1837 года Жуковский в роли наставника сопровождал девятнадцатилетнего наследника в его путешествии по России. Царь Николай I цель поездки определил так: «Узнать Россию, сколько сие возможно, и дать себя видеть будущим подданным».
В пути Жуковский вел дневник, двенадцать страниц которого посвящены Уралу. Упоминаются Екатеринбург, Миасский завод и Златоуст. В Оренбургском крае, куда входила и Башкирия, эскорт наследника проследовал через Верхнеуральск, Оренбург, Уральск, Бузулук, Бугульму.
Художественных произведений, в которых отразились бы впечатления поэта о Башкирии, Жуковский не создал. Но в «Дневнике» имеются записи, относящиеся к его пребыванию в Оренбургском крае. Правда, эти записи, как и в целом весь «Дневник» очень кратки, конспективны, но в них нашли отражение некоторые местные черты, «прекрасные виды края».
Вот некоторые из записей:
«...Въезд на Урал. Обедали в башкирском кантоне. Кантонный начальник и его три жены. Медведь. Мечеть и муецин. Обед в кибитке. В этот день проехали весь Урал от высочайших гор до последних перевалов. Золотые россыпи. Лиственница и береза растет по горам. Прекрасный вид на горы. Справа через широкую равнину видать колыбель реки Белой. Озеро с лесистым одним берегом и с голым другим. Полуостров. Лиственница и березы. Башкирцы...»
«...Пребывание в Оренбурге... Пляска башкирская. Борьба башкир с киргизами. Музыка башкирская. Музыкант: курайчи, инструмент: курай или чебузга. Юрлаучи — певец».
«Дневник» датирован с 22 мая по 15 июня. Не все события вобрал он в себя. Во время поездки В. А. Жуковский помог томившемуся в вятской ссылке Герцену. Хлопотал о декабристах, находящихся в изгнании. Пытался облегчить участь совсем незнакомых ему людей.
И еще один любопытный факт.
Наряду со многими видными литераторами и поэтами В. А. Жуковский в 1815—1818 годах был членом петербургского литературного кружка «Арзамас». Кружок выступал за сближение литературного языка с разговорным, за новые жанры в поэзии. Видимо, тогда он подружился с Д. В. Дашковым, владельцем Благовещенского медеплавильного завода Уфимской губернии. Свидетельством этого является книга В. А. Жуковского «Стихотворения» (1824) с автографом «Дашкову от Жуковского на память искренней, неиссякаемой дружбы». Надпись сопровождает цитата из Шиллера: «Тот, кто наилучшим образом использовал отпущенное ему время, жив на все времена!»
Книга Жуковского с автографом поэта хранится в Национальной библиотеке имени Заки Валиди.
ПОЧЕМУ РАССЕРДИЛСЯ МАЖИТ ГАФУРИ
3 июня 1923 года вечером в здании гостиницы «Эрмитаж» чествовали Мажита Гафури в связи с двадцатилетием его литературной деятельности.
Звучали поздравления. Под гром аплодисментов было встречено сообщение о присвоении Мажиту Гафури звания народного поэта Башкирии. Не ударил в грязь лицом и Наркомзем: взял да и преподнес поэту дойную корову (небывалая по тем временам роскошь). Правительство республики подарило юбиляру дом для него и семьи.
Как говорится, о судьбе дойной коровы история умалчивает. А вот подарок — именной дом — не на шутку рассердил Мажита Гафури. Об этом рассказывал его сын Анвар:
— После юбилейных торжеств пришли к нам люди и сказали, что на улице Гоголя есть дом с надворными постройками, с садом и флигелем, и все это хозяйство переходит в наше владение.
В домовой книге так было записано: «Домовладелец Гафури Мажит Нургалеевич». Если бы вы видели, как разбушевался мой отец!
— Вы что? Пришли надо мной поиздеваться? Хотите, чтобы я вас сейчас же выставил вон? — возмущался он.
— Не мы же дарим этот дом, а правительство республики от имени народа. С твоей стороны будет некрасиво, если не примешь подарок.
Наши гости не унимаются, и разговор принимает еще более резкий характер.
— Мне дали звание народного поэта и тут же превращаете меня в домовладельца! Отец встал и стал ходить по комнате, не без ехидства поглядывая на своих собеседников.
Короче говоря, никаким «домовладельцем» Мажит Гафури в бумагах не стал числиться. А дом, как дар от народа, он принял. Вскоре семья перебралась в новый дом.
Но и там отец ходил из комнаты в комнату и, прищелкивая языком, сокрушенно покачивал головой»
Возможно, вспоминал Мажит Гафури в это время родной аул, отчий дом.
В своей автобиографии он так рисует дорогие его сердцу места, где родился и провел детство: «Когда из Уфы по Агидели отплываешь 70—80 верст на юго-восток, то слева начинается цепь гор. Это отроги Урала: одна гора не уступает другой ни по дикой красоте, ни по своей величественности... У гор Агидель поворачивает на запад... Эти места — соловьиное царство...
С гор восточнее Агидели вытекает речка Зилим; она попадает в объятия Агидели у роскошных пойменных долин... На широкой поляне, окаймленной Агиделью и Зилимом, расположен аул Зилим-Караново.
Аул этот — колыбель моего детства...»
Сохранилось и поныне в этом ауле небольшая деревянная избушка (лачуга) с подслеповатыми окнами. Домик размером 4 х 4 метра крыт корой из деревьев (лубом). Мемориальная доска напоминает: «В этом доме родился и провел свое детство народный поэт Башкирии Мажит Гафури».
Никогда не забывал поэт родной аул, близко к сердцу принимал нужды, трудности простого народа. В подтверждение этого хотелось бы привести малоизвестный факт. В газете «Власть труда» за 9 июня 1923 года была опубликована заметка такого содержания:
«Благодарность.
Комиссия по проведению недели помощи больному и беспризорному ребенку выражает глубокую благодарность народному поэту Башкирской республики товарищу Гафурову за пожертвованные им золотые часы в пользу беспризорного и больного ребенка.
Зам. пред, комиссии Лобачев».
...Новое жилье понравилось Мажиту Гафури. Впервые за двадцать лет активной деятельности в литературе он получил возможность работать в нормальных условиях. В этом доме по улице Гоголя, 28, поэт создал свои лучшие произведения.
10 января 1948 года здесь был открыт Дом-музей Мажита Гафури. Тогда же была установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1923 по 1934 год жил и работал народный поэт Башкирии Мажит Гафури».
Музей гостеприимно встречает своих посетителей. Ждет он и тебя, дорогой читатель.
«КИНЗЯ» ГАЛИ ИБРАГИМОВА
Башкирский писатель Гали Ибрагимов, автор романов «Однополчане», «Подснежник», «Дождь на новолуние» и нескольких повестей, мечтал о создании исторического романа из народной жизни. В 1957—1959 годах он учился в Москве на Высших литературных курсах. Руководителем творческого семинара по прозе был С. П. Злобин, автор романа о Салавате Юлаеве. Гали Ибрагимов к тому времени познакомился с архивными документами и материалами периода Крестьянской войны 1773—1775 годов под руководством Е. И. Пугачева. Заинтересовала его личность Кинзи Арсланова, одного из предводителей и идеологов этой войны, сподвижника Пугачева. Но документальных материалов о нем было мало. На некоторые вопросы автора будущего романа о Кинзе не мог ответить и Степан Злобин. Но Гали Ибрагимов накапливал материал. В шестидесятые годы писатель и ученый А. Усманов опубликовал в московских «Исторических записках» очерк «Кинзя Арсланов — выдающийся сподвижник Пугачева». Потом в Уфе проходила научная конференция, посвященная 200-летию Крестьянской войны, с участием видных ученых страны. Помню, как после выезда группы историков на лоно природы, на Чесноковскую гору, где находился когда-то повстанческий лагерь пугачевцев, Гали Ибрагимов сказал: «Спасибо вам, историки. Многое я взял в эти дни для своей будущей работы». А поскольку сказано это было не с высокой трибуны, а с пригорка, покрытого травкой-муравкой, слова прозвучали очень убедительно.
...И вот появилась первая книга исторического романа «Кинзя» — «Растоптанное кочевье» (на русском языке в замечательном переводе Рима Ахмедова книга вышла в 1982 году, вторая — «Народный предводитель» — в 1988 году). За роман «Кинзя» Гали Ибрагимов был удостоен премии имени Салавата Юлаева.
Не буду пересказывать содержание романа (да это и невозможно). Напомню лишь биографию Кинзи Арсланова. В июле 1993 года исполнилось 270 лет со дня его рождения. На родине Кинзи, в деревне Кинзяабызово, состоялись торжества, посвященные юбилею. Приехали высокие гости. Были возложены цветы к памятнику. На нем написано: «Здесь жил Кинзя Арсланов, сподвижник Емельяна Пугачева, вождя Крестьянской войны 1773—1775 годов». Деревня Кинзяабызово находится в Куюргазинском районе. Название аула состоит из личного имени «Кинзя» и нарицательного — «ученый, грамотный человек».
Кинзя Арсланов был родом из Бушмас — Кипчакской волости Ногайской дороги Уфимской провинции, входившей в состав Оренбургской губернии. Он хорошо знал грамоту, слыл начитанным человеком, писал и говорил по-русски. Отец его — Арслан-батыр Аккулов был крупным общественно-политическим деятелем своего времени. Уважали земляки и Кинзю. К моменту начала Крестьянской войны он уже десять лет исполнял обязанности старшины волости.
Осенью 1773 года в аул по призыву старшины съехались сотни вооруженных воинов. Аул отправлял их в поход. Рядом с Кинзей ехал его сын Селявсин, будущий пугачевский полковник. Перед этим в пугачевском лагере побывала делегация Кинзи Арсланова. Пугачев передал им «государев» указ. Обещал башкирам землю, хлебное и денежное довольствие, свободу отправления национальных обычаев и обрядов. Заранее зная об этих обещаниях «Петра III», Кинзя вместе с тремястами (а по другим данным пятистами) башкирами прибыл в пугачевский лагерь в Сакмарском городке под Оренбургом. Показав на воинов, он сказал Емельяну Пугачеву: «Это — первые. Завтра под твое знамя слетятся тысячи орлов со всей степи». Вскоре под командой Кинзи собралось не менее пяти тысяч башкир. По словам казака Ивана Зарубина — Чики, Пугачев с честью принял Кинзю Арсланова, возвел в чин полковника, а на каждого башкира выдал по рублю.
Пугачев приобрел умного и верного сподвижника. Кинзя Арсланов стал как бы начальником штаба ставки восстания. Был он «главным полковником» и «атаманом» башкирских войск. Все время находился рядом с Пугачевым, руководил через своих посланцев ходом восстания на территории Башкирии, вел агитацию на Южном Урале, составлял повстанческие документы. Среди видных командиров отрядов в Башкирии были Салават Юлаев, Канзафар Усаев, Качкын Сакмаров.
В начале 1774 года войска Пугачева потерпели поражение, Кинзя предложил уйти в Башкирию. Он был уверен, что дней через десять войска пополнятся десятью тысячами башкир. Пугачев согласился. Повстанцами становились также русские, мишари, татары, чуваши, мари. Сюда перемещается центр восстания. Путь пугачевцев лежал на Воскресенский завод, потом на Авзяно-Петровский, а оттуда на Белорецкий завод. Силы росли. Пугачев прошел с боями до Волги. Участие в сражениях принимал и Кинзя.
Летом 1774 года Пугачев снова потерпел поражение. У него осталось около ста человек, самым надежным среди которых он считал Кинзю Арсланова. Назревал заговор. «Кинзя Арсланов, несмотря на предательство лиц, окружавших вождя Крестьянской войны, остался единственным сподвижником, сохранившим ему верность. Очевидно, и сам Пугачев в этот момент доверял только Кинзе Арсланову», — говорится в капитальном издании «Крестьянская война в России в 1773—1775 гг. Восстание Пугачева». Преданность Арсланова задержала осуществление намерений заговорщиков. Но в ночь на 15 сентября 1774 года Пугачев был схвачен и увезен для выдачи правительственным органам.
До сих пор неизвестной остается судьба Кинзи Арсланова. В момент ареста Пугачева он пропал без вести.
В руки правительства он не попал. Предположение, что был убит заговорщиками, сомнительно. Об этом было бы сообщено царским властям. Кинзе Арсланову, возможно, удалось скрыться в казахских степях. Имя талантливого предводителя еще долго тревожило царскую администрацию, население Башкирии не верило, что Кинзя Арсланов погиб, надеялось на его возвращение. Поиски продолжались долго. Наконец, 29 апреля 1775 года было доложено в Петербург, что Кинзя Арсланов пропал без вести.
Автор романа «Кинзя» Гали Ибрагимов умер в Уфе 26 ноября 1989 года. В марте 1998 года по улице Пушкина, на дом 56 была установлена мемориальная доска с надписью «В этом доме в 1976—1989 годах жил видный башкирский писатель Гали Ибрагимов (1919—1989)».
В выступлениях Назара Наджми, Рашита Султангареева, Яныбая Хамматова были названы вехи жизненного пути писателя. Родился 16 января 1919 года в Стерлитамаке. Учился в школе, в Башкирском педагогическом институте. Получил четыре тяжелых ранения в боях Великой Отечественной. Выжил. Стал журналистом, писателем. Роман-эпопея «Кинзя» является главным детищем Гали Гизетдиновича. Телефильм по роману, который создал Амир Абдразаков, увидели тысячи зрителей.
Из архива: март 2006г.