Две сестры. Из Уфы, что весьма примечательно. Художницы от Бога. Созданные ими художественные полотна вызывают трепет и восторг – до дрожи. Завораживают, разжигают эклектическую смелую мысль. Чёрно-белые этнообразы; в цвете взрывная графика в масштабе макро- и микрокосмоса символического, рунического фольклора. Городские, тихие и задумчивые этюды под шёпот… «полушёпот» осенних листьев на фоне двухэтажных сталинских домиков из Алматы (Алма-Ата). И портреты филигранно выточены, словно из итальянского мрамора, будто из источников бессмертной жизни как таковой. Проглядывается академичность, всепоглощающая мощь художника. При этом две сестры в безостановочном находятся потоке киноиндустрии и мультипликации. В круговороте, в спринтерском как бы забеге. Под воздействием дара всё рождается ими на ходу, на сверхскоростях. Иначе не успеть, иначе никак. Невозможно не завидовать их трудоспособности, выдержке в стремлении идти за своей путеводной звездой… за яркой точкой, которая всегда здесь, рядом.
Айгуль Азаматовна Байрамгулова, старшая сестра. Родилась в г. Уфе. Художник-постановщик. Окончила художественно-графическое отделение БГПИ и ВГИК. Член Союза художников России. Член Международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, член Союза кинематографистов России и Казахстана. Участвовала в работе как художник-постановщик в игровых фильмах: «Семья года» (2021), «Отряд Таганок» (2021), «Из Уфы с любовью» (2017), «Дневник поэта» (2022), «Наган» (2016), «Пилорама» (2015), «Пусть ветер унесет мои слова…» (2015), «Визит» (2013), «13 раунд» (2011). Работала также над анимационным фильмом «Важнее не бывает» с Анной Мальгиновой (Москва). Мальгинова – одна из авторов идеи мультсериала «Смешарики», в период с 2003 по 2006 год. Айгуль Байрамгулова принимала участие и в других немаловажных проектах. Приз «Лучшая дипломная работа художника» на Международном студенческом фестивале ВГИК им. А. Тарковского за иллюстрации к повести Ч. Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря».
Алия Азаматовна Байрамгулова, младшая сестра. График, живописец, художник-прикладник, художник по костюмам. Родилась в г. Уфе. Окончила ОИИ УУИ по специальности «Графика» (1993–1998), ФИИ УГАИ им. З. Исмагилова по специальности «Станковая живопись» (1998–2004). С 2010 года педагог рисунка, живописи и композиции в Уфимском училище искусств (колледж). 2012–2014 г. – заведующая художественным отделением Уфимского училища искусств (колледж). Дипломант МК РФ (2002, 2012).
С 1998 года участница молодёжных, республиканских и групповых выставок. Руководитель дипломных работ студентов отделения «Живопись» 2014, 2018, 2022 г., большинство из которых продолжили обучение в высших учебных заведениях Республики и России.
Член Союза кинематографистов России. Художник-постановщик (фильмы): «Каhым турэ» (2004), «Клюква Сталина (2022), «Ананас» (2023). Художник по костюмам (фильмы): «Пусть ветер унесёт мои слова» (2015), «Из Уфы с любовью» (2017), «Первая Республика» (2018), «Семья года» (2021), «Дневник поэта» (2022), «Испытание аулом» (2022). Художник по костюмам (театральные постановки): «Живая земля» (2018), «Башмачки» (2019), «Похищение девушки» (2019), «Озорная молодость» (2020), «Галиябану» (2021), «Ак калфак» (2022).
А. Ч.: Говорят, у вас намечается летняя выставка?
Алия Б.: 27 августа в День Российского кино в галерее Союза художников РБ планируется выставка «Художники кино», где будут экспонироваться мастера своего дела, работавшие в разных киносъёмочных проектах. Замечательные, профессиональные художники, внёсшие вклад в башкирское кино: Руслан Магалимов – член Союза Художников РФ, Рустам Баймухаметов, Руслан Гарифуллин, Анастасия Андреева и другие...
А. Ч.: Художник-постановщик и художник по костюмам, смею предположить, не совсем свободная личность в плане своего индивидуального «голоса». Все основные идеи наверняка исходят от режиссёров, продюсеров, а вам в обязанность как бы следует догонять, дополнять и создавать их «картину мира» своими руками. Это не стесняет, не давит?
Айгуль Б.: Часто режиссёр не всегда «видит», визуализирует то, что хочет снять. Встречаются довольно часто такие моменты, когда художник предлагает варианты эскизов, референсы. И режиссёр выбирает из предложенных набросков. В поиске образа интерьера, костюма художник способен поменять концепцию даже сценария в более изобразительную сторону в сюжете. Персонажи и интерьеры не редко прописаны в сценарии как факт, но изображение – картинка в кадре – должно иметь выразительную «биографию». В любом случае всё обсуждается, обговаривается и утверждается.
Алия Б.: Смотря какой проект. Если историческая тема и присутствует этнография… Мы обычно на одной волне с режиссёром, изучаем материальную культуру, визуальный ряд. Режиссёр вдобавок занимается драматургией. Не возникает никакого давления, когда работают профессионалы и есть доверие друг к другу. На первых порах, возможно, где-то такое могло быть, от неопытности. На серьёзных проектах на начальных стадиях вопросы по «направлениям» решаются заранее. «Догонять» не приходится, если правильно поставлена задача. Кино – коллективная работа. Необходимо уметь слышать друг друга и сотрудничать. Безусловно, есть идейный вдохновитель (сценарист и режиссёр), но воплотить идею просят помочь художников (в пределах допустимого бюджета). Тут вынуждены придумывать: что-то сделать из «ничего». Замечательно, если мы не ущемлены в финансах, есть возможности для воплощения идеи. Когда их особо нет, но сделать нужно – вот это задача. Сверхзадача!
А. Ч.: В последние годы громко о себе заявляют нейросети. И такие программы как Kandinsky, «Шедеврум», Midjourney выдают нечто невероятное – рисуют. Вам приходилось по роду своей деятельности как-то взаимодействовать с ИИ? Для ускорения, упрощения творческого процесса? Или же современную «волшебную» технологию лучше не трогать, на ваш взгляд, не мараться «тёмной» непонятной субстанцией? Ибо кто знает, что нас ожидает впереди с искусственным интеллектом...
Айгуль Б.: Нейросеть пока не трогаю. Понимаю, что где-то облегчит задачу, но нет.
Алия Б.: Честно говоря, я толком ещё не осваивала эти программы. Просто один раз поиграла, но не получила и близко желаемую картинку. Не знаю, возможно, когда освоим эту технологию как инструмент, будем использовать (как сейчас фотошоп). Всё вокруг развивается, не стоит на месте, и мы открыты для новых возможностей. Карандаш и бумага – вечная классика! – пока остаются самыми удобными материалами для размышлений художника.
А. Ч.: Photoshop, программу, выходит, вы уже используете в своей работе? И на полную мощность?
Алия Б.: Конечно используем. Как-никак ускоряет процесс создания эскизов. Особенно помогает Photoshop мне в создании костюмов. Сначала что-то руками «придумывается», наброски разные рисую. Затем начинает помогать толковая компьютерная программа. Но, так или иначе, изображение с Photoshop выходит такое же живое, ведь рисуешь на планшете при помощи пера-стилуса. Почти как кистью.
Айгуль Б.: Я рисую для мультфильма с Анной Мальгиновой. Меня просят, чтобы были покривее линии, чтобы рука чуть дрожала…
А. Ч.: Как же вышло, что вы две сестры пошли по одной дороге – дороге созидателя-художника?
Айгуль Б.: Мы из творческой семьи. Мама – певица Байрамгулова Ниля Ильясовна, а отец был профессиональным художником-педагогом. Азамат Хидиятович Байрамгулов.
Алия Б.: Творческое окружение с детства притянуло эту дорогу. Что касается меня – любопытно было, что же поделывает старшая сестра. Выбрать художественное творческое направление, разумеется, вдохновила меня Айгуль. Всегда восхищалась её талантом и работоспособностью. Сейчас крайне удобно работать вместе и «перекидывать» друг другу заказы. Наши дети тоже выбрали путь художников. Посмотрим, как там в будущем всё сложится. Может, они как раз и смогут управлять искусственным интеллектом.
А. Ч.: И хочется спросить: между вами не проскальзывала творческая зависть друг к другу? Добрая, безобидная зависть, побуждающая больше конструировать… «плыть, летать» в процессе богатой фантазии.
Айгуль Б.: Слово «зависть» – неприемлемо. Каждая из нас радуется процессам и прогрессам друг друга.
Алия Б.: Мы работаем сообща и параллельно. И по-другому никак. У каждой свои приятные радостные успехи. Очень удобно работать вместе, помогать друг другу и понимать с полуслова.
А. Ч.: Вы, Айгуль, учились во ВГИКе. Почему всё-таки ВГИК? Какие были трудности с поступлением?
Айгуль Б.: До ВГИКа я окончила художественно-графический факультет БГПУ им. Акмуллы. Преподавала. Но захотелось вдруг чего-то нового. По совету друзей решила поехать и попробовать поступить во ВГИК. Повезло. Оказалась в нужное время и в нужный час. Поступила без всяких проблем. Конкурс: четырнадцать человек на место. На бюджет же брали всего пять человек.
А. Ч.: Айгуль, а кто преподавал у вас во ВГИКе во время учёбы? Не Фёдор Хитрук, случайно?
Айгуль Б.: Фёдор Савельевич Хитрук на старших курсах в те годы преподавал. У него как раз учился наш земляк Владислав Байрамгулов, мой однофамилец. А может, дальний мой родственник. Неизвестно. Влад остался в Москве, занимается на сегодняшний день в популярном мультсериале «Маша и медведь». Меня же обучал Александр Григорьевич Тюрин. Его известнейшие мультфильмы «Левша», «Как один мужик двух генералов прокормил». Он часто занимался проектами вместе с Юрием Норштейном. С великим Норштейном.
А. Ч.: Алия, что за «творческий вызов», который вы приняли от своей сестры? Что-то вроде челленджа, если говорить англицизмами.
Алия Б.: Челлендж организовал благотворительный фонд «Люди искусства», в котором приняли участие более двухсот человек деятелей культуры и искусства. Посылали друг другу задание. Айгуль приняла «вызов» от Тансулпан Буракаевой, а я от своей сестры. Занималась в тот момент я заказом от фирмы «Артель», писала картину на этническую тему «Мировое древо тюрков». С моей картины сделали мозаику из яшмовых пород уральских камней.
А. Ч.: Алия, однако вас более привлекает направление, профессия в искусстве художника по костюмам?
Алия Б.: Нравится непосредственно взаимодействовать с актёрами. Работать над их глубокими характерами и образами. И в кино, и в театре. Люблю людей! Разумеется, художник-постановщик охватывает всю художественную часть проекта. Ведь необходимо интерьерный и предметный мир преобразить, вдохнуть вторую жизнь. Но одеждой больше увлекаюсь. И заодно удобно совмещать педагогическую деятельность в Уфимском училище искусств. Но и художником-постановщиком тоже работаю, случается. В фильме «Клюква Сталина», в короткометражке «Ананас», к примеру.
А. Ч.: Алия, первый опыт в кино?..
Алия Б.: Первый опыт у меня произошёл, когда я работала на телевидении «Башкортостан» в 2004. Потом Айгуль пригласила меня в «большое кино» в 2014 году. «Пусть ветер унесёт мои слова обратно», и понеслось, закрутилось…
А. Ч.: Вы вместе работали в фильме Булата Юсупова «Дневник поэта». Трудно художникам взаимодействовать с другими эпохами, в которых и не жил никогда? Наверное, ужасно мучителен поиск реквизитов, скажем, 30–50-х годов «Дневника поэта»? Работы – непочатый край.
Айгуль Б.: Да, конечно. Поиск реквизитов, костюмов других эпох связан с определёнными трудностями. Тем более на нашей киностудии нет базы хранения, в отличие от «Мосфильма», допустим.
Алия Б.: С нуля собирать вещи сложновато. Приходилось объявлять всенародные сборы (спасибо неравнодушным людям!!!). Искать инвентарь на барахолках и «Авито», там же давали объявления. Для главных героев кинокартины одежда специально отшивается по эскизам, которые заранее заготавливаются. Сейчас, как правило, никто не держит у себя старые, изношенные вещи. Выкидывают на свалку. Нам для кино как раз необходимо. В конечном итоге набрали, а где хранить? Где взять помещение для реквизитов? В павильоне «Мосфильма», к примеру, целых четыре этажа выделено для одежды того или иного века. Для фильма «Клюква Сталина» мы как раз выбирали форму энкавэдэшников и именно в киностудии «Мосфильма». Какой только там одежды нет!
А. Ч.: Локации на съёмочной площадке тоже создают вам весьма существенные проблемы?
Айгуль Б.: Чуть ли не постоянно надо строить, создавать на пустом месте. Скажем, чердак… обычный чердак или подъезд жилого дома, квартира-малометражка. Но и их выстраиваем в павильонах – расширяем, чтобы двигалась кинокамера на рельсах свободно, вся аппаратура с многочисленными проводами, осветительная техника находилась рядом же. И съёмочная группа могла работать в нормальных условиях. В кинокадре же всё выглядит соответствующим образом, как в реальности. Наши «расширения» совершенно незаметны. Или старый завод, выставленный на продажу. Для съёмок мы использовали сорок метров… всего сорок метров предприятия. Однако мы красили, вставляли, где нужно, лампочки, дверные ручки, если таковых не было в нашей «рабочей зоне». Наводили надлежащий порядок. Хлопот, как понимаете, хватало.
А. Ч.: Вы, Айгуль, вдобавок отличнейший портретист. Не думали больше делать движений в эту сторону… в сторону коммерциализации? Портреты всё-таки в большой цене.
Айгуль Б.: Двигаюсь в эту сторону тоже, когда есть свободное время. И, соответственно, когда появляются заказы.
А. Ч.: У меня здесь лежит одна из ваших книжек для детей «Как Йылгыр с Наполеоном воевал», где автором текста выступил писатель и главный редактор журнала «Бельские просторы» Юрий Горюхин. Расскажите что-нибудь об этой книжке, Айгуль.
Айгуль Б.: Вышла книга в 2012 году в уфимском издательстве «Инеш». Посвящена она отмечаемой тогда памятной дате – 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Эдакая получилась познавательная история в картинках для детей. Мною создано около двухсот иллюстраций. В книге отображены образы исторических деятелей: Кутузова, Наполеона, Дениса Давыдова. А башкиры нарисованы, как на старинных гравюрах, – «северными амурами» с колчанами стрел.
А. Ч.: Наверное, нельзя не спросить. Над каким проектом вы на сегодняшний день работаете?
Айгуль Б.: На киностудии «Башкортостан» снимаем фильм «Не оставляй меня» режиссёра Вилюры Исяндавлетовой. По мотивам одноименной повести писателя Айгиза Баймухаметова. Фильм про детей, попавших в детдом. Где по большому счёту фигурирует не детский дом, а судьбы-осколки самих детей. Съёмки идут в селе Охлебинино Иглинского района. В кинокартине нет чёткого подчёркивания шкалы времени: события происходят далеко не в двадцать первом веке, но и не в советские тяжёлые годы. В кинокартине скользит некое безвременье. Такова задумка режиссёра, сценариста.
А. Ч.: Не возникала мысль видоизменить проделанную работу, то есть готовую художественную картину превратить в нечто непохожее, другими мазками, с иным видением горизонта, что ли?
Айгуль Б.: Случается. Но бывает наоборот удивление – это сделала я? Процесс занимателен, но результат иногда оценивается сердцем, разумом только через годы.
Алия Б.: Творческий процесс он на то и творческий, что может начаться по одному плану, а в результате завершиться по-другому. Это касается больше живописных и личных работ. Мы работаем над собой, готовы к новому «неожиданному» взгляду и возможностям. Стараемся каждую следующую работу сделать намного лучше прежней.