Рустем Ринатович Вахитов – кандидат философских наук, политический публицист, колумнист газеты «Советская Россия», член Союза писателей России. Родился в 1970 году в Уфе. Публиковался в газетах «Советская Россия», «Дуэль», «Литературная газета», «Красная звезда», журналах «Юность», «Отечественные записки». Соавтор книги «Антимиф. Поваренная книга манипулятора сознанием» (М., 2004); автор сборника статей «Евразийская суть России» (Уфа, 2009), книги «Революция, которая спасла Россию» (М., «Алгоритм», 2017), издание первое и второе. Лауреат премии газеты «Советская Россия» «Слово к народу» (2002), премии форума С. Г. Кара-Мурзы им. Т. А. Айзатуллина (2003). Живет в Уфе.
Рустем Вахитов
О туранском элементе в украинской культуре
Европоцентризм украинского национализма
«Украина – это Европа» – лозунг Евромайдана, следуя которому руководство современной Украины выбрало разрыв с Россией и курс на интеграцию в Евросоюз. Можно сказать, – уже часть официальной идеологии современной Украины, нашедшей отражение в школьных и вузовских учебниках, в многочисленных публицистических книгах, статьях, радио- и телевыступлениях, в речах политиков и общественных деятелей. Более того, многие на Украине твердо уверены, что лишь украинский народ представляет собой «чистый», славянский, восточноевропейский народ, наследник киевских русичей, в то время как великороссы, «москали» – помесь славян и тюрков с угро-финнами, лишь перенявшие славянское наречие и элементы европейской культуры[1]. Разумеется, все это приправлено архаичным европоцентризмом, по умолчанию считающим, что только европейские культуры являются цивилизованными и высокоразвитыми, а принадлежность к культурам Востока (к тем же культурам евразийского Турана) означает причастность к дикости и варварству. В самой Европе, кстати, такого рода умопостроения давно уже отброшены и как раз считаются признаком «неевропейского», варварского дискурса...
С другой стороны, немало уже написано и о том, что тезис: «украинцы – сугубо европейский народ» не выдерживает сопоставления с историческими и этнографическими реалиями. Украинцы, как и русские, имеют наряду с европейскими, также и азийские, тюркские корни и потому вполне достойны названия евразийского народа. К сожалению, те, кто об этом пишет, часто также являются европоцентристами, только из стана не украинских, а русских националистов и поэтому, говоря о евразийских корнях украинцев, они склонны ёрничать и оскорблять представителей этого народа.
Автор этих строк, являясь убежденным сторонником евразийской теории, полагает, что европоцентризм – глупое и устаревшее заблуждение, что культуры Востока ничем не хуже, а кое в чем даже превосходят культуры Запада и что ни русским, ни украинцам не нужно стыдиться своего родства с азиатскими народами нашего евразийского пространства.
Поэтому систематизируя и излагая в общем-то известные факты, касающиеся украинской истории и культуры, я, наоборот, хотел бы подчеркнуть, что азиатский, туранский элемент украинской культуры украшает ее, делает более сложной и глубокой. Хорошо бы, что это поняли и сами украинцы и освободились от гипноза западнического, европоцентрического национализма, про который в гораздо большей степени, чем про евразийскую теорию, можно сказать, что он оскорбляет национальное достоинство соседнего народа. В конце концов лучше ощущать себя равным среди равных в семье евразийских народов, чем отсталым периферийным народом приграничья Европы и России-Евразии. Такой пересмотр самими украинцами своей цивилизационной идентичности позволит им вернуться к проекту евразийской интеграции, но уже не на советской, марксистской, а на евразийской теоретической базе.
Взаимодействие славян и тюрков в Киевской Руси и при этногенезе украинцев
Украинско-националистическая версия истории гласит, что украинцы – это тот же народ, что некогда, на рубеже I и II тысячелетий составлял этнический субстрат государства «Киевская Русь» (или «Украина-Русь», как называют его украинские учебники истории)[2]. Это противоречит той концепции, которая была господствующей в СССР и которой придерживаются до сих пор многие этнологи и историки в России. Согласно ей, киевские русичи были народом, который породил три позднейших восточнославянских народа – великороссов (русских), малороссов (украинцев) и белорусов. Граница, после которой кончается период восточнославянского единства и начинается раздельная история трех народов, то есть начинается этногенез великороссов, малороссов и белорусов – XIII–XIV вв. В XIV веке в исторических источниках появляются названия Великая Россия, Белая Русь и Малая Русь (последнее, правда, употреблялось мало и в среде народа заменялось возникшим веком раньше словом «Украина»[3]). В XIX веке все три народа порождают свои собственные национальные – в западном и светском смысле слова – модернистские культуры.
Что же касается языка и культуры киевских русичей, то они, безусловно, значительно отличались от языка народа, живущего сейчас на этих землях, то есть украинцев.
Но как бы то ни было, любопытно заметить, что и Киевская Русь вовсе не была древнерусским «национальным государством», как изображали ее русские дворянские историки, в XIX веке конструировавшие историю России по лекалам, заимствованным у пангерманистов. Как и все донациональные государства-империи, Киевская Русь была полиэтническим сообществом[4]. Верхний слой в нем составляли варяги или норманны, которые довольно долго сохраняли свою этническую идентичность и окончательно смешались с местным славянским населением только после принятия христианства (знаменитые слова из договора Олега (Хелги) с Византией вообще указывают, что, возможно, сам этноним «русские» скандинавского происхождения: «Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Кари, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид»). Историк Георгий Вернадский даже называл Киевскую Русь «Варяжско-Славянский каганат».
Низы Киевского государства составляли славянские племена, но не только. На его территории проживали и финно-угры, и, наконец, тюрки – торки, печенеги, половцы, которые русскими летописями называются «черные клобуки». Причем речь идет не только о пограничных территориях. Летописи донесли до нас имена помощников киевских князей, имевшие явно тюркское происхождение, так, в «Повести временных лет» упоминается слуга Владимира Мономаха Байдюк и воин его дружины Ельбех.
Поскольку эти тюркские народы были к тому времени в значительной степени христианизированы, то нет никаких сомнений в наличии в Киевской Руси смешанных славяно-тюркских браков.
Итак, даже если бы украинские националисты были правы и современные украинцы являлись тем самым народом, что населял некогда Киевскую Русь, то все равно невозможно отрицать ассимиляцию этим народом различных тюркских племен и народов, то есть наличие у него тюркских корней. Но ведь в реальной истории такая ассимиляция была еще более значительной.
После захвата Киева монголами в 1240 году значительная часть Киевской Руси на 120 лет стала частью Монгольского государства. Причем монголы огнем и мечом прошли по территории будущей Украины. Историк Михаил Грушевский писал об этом: «Земли нынешней Украины после татарских и половецких погромов были пусты»[5]. В одном Киеве были убиты 50 000 человек. Многие русичи бежали на север, унеся туда свои обычаи и традиции. Там, вбирая в себя тюркские и финские племена, потомки колонистов из Киевской Руси породили новую культуру нового народа – великороссов, сохранившись память о родине предков и об их культуре. Не случайно, кстати, именно в Великороссии затем будут рассказывать былины о Илье Муромце и киевском князе Владимире (тогда как героем эпоса украинцев станет казак Мамай). Не случайно также имевшийся в Киевской Руси обычай мыться в бане сохранят великороссы, а на Украине он также будет утерян.
Монголы прошли по всей территории Украины вплоть до Польши. Отсюда и взялись тюркские топонимы на территории Центральной и даже Западной Украины. Ведь их великое множество, вот лишь несколько примеров: село Алтинивка в Черниговской области, Бабайково – в Полтавской, Байбуз – в Черкасской, Бармаки – в Ровенской и даже Баймаки – во Львовской! Очевидно, перед нами свидетельства компактного проживания тюрков, которые были ассимилированы местным славянским населением. Правление монголов вовсе не было столетием непрекращающегося террора. Под властью ханов и баскаков продолжалась жизнь. Наметилось даже сосуществование тюрков-ордынцев со славянским населением (не говоря уже о том, что на этой территории продолжали жить тюрки Киевского периода). Безусловно, имелись и смешанные браки, потому что часть тюрков охотно принимали христианство (тюркские народы Степи стали мусульманами достаточно поздно).
Так, на территории современной Полтавской области существовало княжество служилых татар, созданное Мансуром – сыном знаменитого темника Мамая. Мансур и был основателем Полтавы. Его сын принял христианство под именем Александр и от него пошли князья Глинские[6]. Княжество Мансура было не единственным местом компактного поселения татар на Украине, поэтому вряд ли можно считать преувеличением слова публициста Олеся Бузины: «Половцы и татары могут считаться предками украинцев в не меньшей, а, возможно, даже в большей степени, чем славяне»[7].
Особая тема – татарские корни «украинских» казаков. Современная украинская историография считает эпоху существования казачьих Сечей одной из славных эпох украинской национальной истории. Упоминание о казаках имеется даже в государственном гимне Украины.
І покажем, що ми, браття,
козацького роду
Фактически Запорожская Сечь была средневековым протоукраинским государством и в политических традициях современной Украины гораздо больше сходств с сечевой казацкой вольницей (поглядите на украинский парламент, практически манипулирующий президентами и полный горячих страстей, доводящих иногда до драк), чем с монархической княжеской властью Киевской Руси.
Но ведь даже само слово «казак» тюркского происхождения, означает в переводе – «свободный человек, бродяга, изгнанник, разбойник». Казаками называли как беглецов из Монгольской империи и ее улусов (польские исторические документы еще с XIV века упоминают «татарских казаков»), которые не хотели подчиняться власти ханов, так и беглецов из Речи Посполитой, а позднее и из Московского царства, не желавших быть крепостными. Две эти волны скрестились, помимо прочего, и на Украине, в Диком Поле и так появились запорожские казаки – синтетический субэтнос, вобравший в себя славянскую и тюркские кровь, культуру, языковые элементы. Недаром же казаки называли свою военную организацию «Кош» – татарским словом, обозначавшим «лагерь», а своих предводителей – атаманами, то есть по-татарски – руководителями. Вольтер писал про казаков в «Истории Карла XII»: «Это шайка русских, поляков и татар, исповедующих нечто вроде христианства и занимающихся разбойничеством»[8].
Это не говоря уже о том, что среди запорожских казаков, как известно, встречались и... турки-османы, которые были захвачены казаками в плен, принимали христианство и становились полноправными членами казачьего братства (отсюда, кстати, на Украине такие фамилии, как, например, Абдуленко). Историки культуры указывают, что запорожцы, очевидно, переняли множество элементов культуры от турок-осман, и сам их внешний вид и быт напоминали внешний вид и быт турецких янычар. Знаменитые казацкие шаровары ничем не отличаются от турецких шаровар (турецкое «шальвар»), а кривые сабли запорожцев – от кривых сабель турок. Даже знаменитый украинский танец гопак больше напоминает пляски степняков-кочевников, чем размеренные, плавные танцы славян.
Некоторые историки вообще считали по крайней мере часть запорожских казаков – потомками подданных Османской империи, вероятно, живших в Крыму, отколовшихся от султана, откочевавших из Крыма в Дикое Поле, принявших христианство и смешавшихся со славянами[9].
Наконец, казаки отчасти являются потомками домонгольского тюркского населения Киевской Руси, например, так называемых бродников, а также половцев, не исключено также и влияние кавказских народов – адыгов и черкесов.
Как известно, запорожские казаки сыграли важную роль в этногенезе современных украинцев, которые как отдельный восточнославянский этнос складываются уже в эпоху поздней гетманщины, что еще раз подтверждает тезис о тюркских, евразийских корнях украинцев.
После этого вряд ли покажется странным, что фольклорным воплощением украинского народа в XVIII-XIX вв. сами малороссы считали не кого иного, как казака по прозвищу... Мамай[10], которого ассоциируют с потомком беклярбека Золотой Орды, половца Мамая и его сына Мансура.
Лишь позднее, на рубеже XIX-XX столетий историки из стана украинских националистов (такие как М. Грушевский или Н. Костомаров) стали сочинять свою идеологически выверенную европоцентристскую историю Украины, в которой украинцы представлены исключительно как славяне и европейцы, а отношения между казаками и татарами (и вообще с кочевниками-тюрками) рисуются как непримиримая вражда…
Евразийское влияние на язык и культуру украинцев
Пока мы говорили об истории взаимодействия славян и тюрок в эпоху становления украинского этноса. Вместе с тем кроме исторических фактов есть и другие факты – этнографического свойства. Украинцы до сих пор остаются евроазиатским этносом. Так, в современном украинском языке около 4 000 слов тюркского происхождения – так называемых тюркизмов[11]. Наиболее древние тюркизмы относятся еще к временам Киевской Руси и связаны с влиянием хазар, половцев и тюркских народов Киевской Руси. Это такие слова, как болярин, ковер, колчан, богатир, колимага, сабля, булат, курган, женьчуг.
Период монгольского ига принес новый пласт лексики: ватага, сарай, базар, бугай. Наконец, много тюркизмов пришло, по уже изложенным причинам, в украинскую речь в казацкий период (XV–XVIII): чабан, отара, табун, бакай, казан, кобза, канчук, гарбуз, тютюн.
Показательно, что тюркское происхождение имеют такие важные для украинской языковой картины мира слова, как майдан, курень, козак, шаровары, хата, бандура, люлька, кош, гайдамак.
И это без учета собственных имен тюркского происхождения, которых у украинцев также не мало, яркий пример – Кучма (фамилия одного из президентов Украины), происходящее от татарского «кучма» – островерхая шапка. Филологи считают, что свойственное для украинских фамилий окончание «ук (юк)» также тюркского происхождения (сравните тюркские Гаюк, Кучук, Паюк).
Мы писали уже о множестве тюркских топонимов на территории Украины; кроме названных деревень можно указать на Корсунь, Черкассы, Ромодан, Измаил[12].
Тюркское влияние ощущается и в материальной культуре украинцев. Традиционные жилища русских – деревянная изба с трехскатной крышей и светелкой. Любопытно, что такие избы строят именно в ареале жизни великорусского этноса, а на юге России они практически не встречаются. На Украине мы видим совсем другие дома – «мазанки» с четырехскатной крышей, которые строятся из смеси соломы, глины и навоза (последний именуется «кизяк» – кстати, тоже тюркское слово), что характерно для строительной техники именно степных народов. Из такого же материала строились дома в столице Золотой Орды – городе Сарае, что стоял на Волге[13].
Мы уже говорили о том, что национальная одежда украинцев (не считая выходцев с Запада Украины) включает в себя широкие мужские штаны – шаровары, пришедшие из Турции и, собственно, именуемые турецким словом. Сюда еще можно добавить турецкий пояс – кушак. Этнографы отмечают обычай украинских мужчин заправлять рубаху в штаны, перенятый у народов Востока – русский национальный костюм требует, чтоб рубаха просто висела поверх штанов[14]. Некоторые элементы женского национального костюма, равно как и слова, их обозначающие, также имеют тюркское происхождение – плахта, намысто. Украинская национальная обувь – бархатцы (сапожки из сафьяновой кожи) также напоминает обувь степняков (даже славянские лапти у украинцев зачастую из кожи).
В национальной кухне украинцев обращает на себя внимание густой, мясной, жирный бульон – основа для борща. По сути, он напоминает татарскую или казахскую шурпу, только украинцы используют не баранину, а свинину в силу широкого развития у них свиноводства. Вареники с мясом – также родственники тюркских блюд, ведь в кухне степняков Евразии широко представлено мясо в тесте.
Редко обращают внимание на одну особенность ведения сельского хозяйства у украинцев. Если в Великороссии крестьяне пахали на лошадях, то на юге России, в казацких областях и на Украине для этого использовали волов (или, как их там называют – быков, ведь вол и есть кастрированный бык). Это объясняют и качеством почвы Украины, и выносливостью волов, но есть и точка зрения, что потомки запорожских казаков хранили особое почтительное отношение к лошади (кстати, «лошадь» – тоже тюркское слово), которое сами казаки переняли у степняков-тюрков. Среди запорожских казаков бытовало искусство джигитовки, которого не знали славянские народы, зато им славились народы Востока. Не говоря уже о том, что на Украине издревле было развито коневодство, а в ХХ веке даже вывели особую породу лошади – украинская верховая.
Обратившись к политической культуре, мы видим яркие сходства с тюрками и степняками. Общеизвестны выводы евразийцев 20-х гг. о влиянии ордынских политических институтов на политические традиции Московского Царства. Николай Трубецкой в «Наследии Чингисхана» доводит эту мысль до парадокса и прямо пишет, что в XIV веке ханская ставка переехала в Москву. В московском православном абсолютном монархизме, которого не знала Киевская Русь и который появился после монгольского владычества, он видит преломление ордынской идеи безраздельной власти военного вождя-хана, воплощающего собой религиозную идею[15]. Это действительно подтверждается историческими фактами. Для русского простонародья свойственны настроения стихийного утопического, но устойчивого, проходящего через века монархизма, способствующие идеализации любого «сильного правителя» – от Ивана Грозного до Владимира Путина. Трудно отрицать здесь влияние степного ордынского политического мировоззрения.
Интересно, что в среде украинских националистов принято с этим охотно соглашаться (разумеется, резко негативно оценивая монархическое правление) и противопоставлять России Украину как страну изначально демократичную, в которой еще в сечевой период развивались начала казацкого самоуправления, уходящие корнями в древнерусские веча. Но евразийский правовед Николай Алексеев в замечательной работе «Русский народ и государство» подробно разбирает «казацкую политическую традицию» и показывает, что никакого отношения «демократия казаков» к современной западной буржуазной демократии не имела. Алексеев пишет: «…это была прямая демократия, — но следует прибавить, и демократия первобытная. Ее отличает прежде всего полное отсутствие начала права, которое мы замечаем, скажем, в «общей воле» Руссо. Оттого в казацкой демократии нет признания каких-либо личных прав, ни установленных (как у Руссо), ни естественных (как у Локка). В ней нет также никаких границ, определяющих компетенцию «общей сходки» и выбранных ею властей, в ней нет распределения функций. Оттого «гетманская» власть в ней деспотична, неограниченна, так же как деспотична и власть веча или рады… «Произвол массы» и «бесправие личности» — вот что характеризует эту демократию в отличие от демократий западных»[16]. Алексеев тоже был не чужд остаточных либеральных взглядов, поэтому отсутствие буржуазных гражданских прав он расценивает как отсутствие прав человека вообще, но в главном он прав. В случае российского монархизма и украинской, казацкой вольницы мы просто имеем две разновидности одного и того же традиционного евразийского авторитаризма – либо одной личности, либо сходки, совета, рады. Причем и тот, и другой восходят к ордынской традиции, ведь Орда имела, так сказать, две разновидности – Орда как централизованное государство, управляющее большими территориями (эту модель воплотила Московия), и Орда окраинная, воинский союз, живущий грабежами и набегами (эту модель воплотили Крымское ханство и… Запорожская Сечь). Ничего общего Сечь с общинами крестьян или купечески-ремесленническими полисами вроде Новгорода не имела, зато очень напоминала Крым. Собственно, ее постоянная борьба против Крыма была лишь подтверждением тезиса диалектики о том, что чем ближе противоположности, тем сильнее они борются друг с другом. Об этом красиво писал Гоголь: ««Они (запорожцы – Р.В.) поворотили против татар их же образ войны — те же азиатские набеги… разгульные холостяки вместе с червонцами, цехинами и лошадьми стали похищать татарских жен и дочерей и жениться на них. От этого смешения черты лица их, вначале разнохарактерные, получили одну общую физиогномию, более азиатскую. И вот составился народ, по вере и месту жительства принадлежавший Европе, но между тем по образу жизни, обычаям, костюму совершенно азиатский, — народ, в котором так странно столкнулись две противоположные части света»[17].
Причем следы ордынского происхождения политических институтов Запорожской Сечи очевидны и на них уже многократно указывали: «Сaм oбычaй зaпoрoжцев стaнoвиться в круг для сoвещaния (кoлo) нaвернякa прoисхoдил oт oбыкнoвения кoчевническoй aристoкрaтии тaк же рaспoлaгaться вo время курултaя (oргaн нaрoднoгo предстaвительствa у мoнгoльских нaрoдoв…, ибo кругoвoе рaспoлoжение пoдчёркивaлo рaвенствo сoбрaвшихся»[18].
Нетрудно заметить, что эта уходящая корнями в Орду модель казацкой авторитарной неправовой демократии до сих пор лежит в основе государственности Украины и любой, знакомый с актуальной украинской политикой, может привести различные примеры, доказывающие это утверждение.
* * *
Евразийцы 20-х гг. и прежде всего Н.С. Трубецкой в своих работах акцентировали внимание на том, что у русского народа есть не только европейские, но и азиатские корни, и их тоже нужно изучить, чтобы лучше понять себя и свою связь с азиатскими народами Евразии, с которыми свела русских тысячелетняя историческая судьба. Они призывали историков и исследователей культуры внести соответствующие коррективы в русское национальное самосознание, и их призыв был услышан – достаточно упомянуть Георгия Вернадского или Льва Гумилева.
При этом необходимо упомянуть, что евразийцы разделяли официальную теорию имперской России о триедином русском народе. Иначе говоря, их тезис о тюркских корнях восточных славян распространялся также и на украинцев. Хорошо бы если бы нашлись украинские историки и вообще специалисты-гуманитарии, которые занялись этим вопросом. Возможно, тогда трещина, которая легла между русскими и украинцами стараниями европоцентристов-националистов обоих народов, была бы ликвидирована.
[1] См. напр. подборку статей украинского националистического деятеля https://czeslaw-list.livejournal.com/111018.html
[2] Ярослав Дашкевич. «Как Московия украла историю Киевской Руси-Украины» //https://czeslaw-list.livejournal.com/6070.html
[3] Тогда это слово имело значение «окраинные территории»
[4] В. Луценко. Тюркский фактор в истории и этногенезе украинцев//https://www.freedocs.xyz/pdf-437333386
[5] Украинцы – это тюрки, а не славяне//https://ru-polit.livejournal.com/1248198.html
[6] А. Шенников. «Княжество потомков Мамая»// http://zarusskiy.org/history/2008/06/29/mamay/
[7] Олесь Бузина. Корни современной Украины в Золотой Орде// https://pravoe-org.livejournal.com/780371.html
[8] Олесь Бузина. Татарский корень казацкого рода// https://buzina.org/publications/731
[9] А.В. Галанин. Штаны и этносы// http://ukhtoma.ru/traditions_shtany.htm
[10] Казак Мамай//https://ru.wikipedia.org/wiki/Казак_Мамай
[11] Тюркизмы в украинском языке//https://ru.wikipedia.org/wiki/Тюркизмы_в_украинском_языке
[12] Украинцы – это тюрки, а не славяне// https://ru-polit.livejournal.com/1248198.html; О тюркских корнях украинской нации// http://www.gumilev-center.ru/o-tyurkskikh-kornyakh-ukrainskojj-nacii/
[13] Ярослав Бутаков. Чему тюрки научили украинцев?// http://russian7.ru/post/chemu-tyurki-nauchili-ukraincev/
[14] Украинский национальный костюм//https://ru.wikipedia.org/wiki/Украинский_национальный_костюм
[15] Разумеется, это лишь один из истоков русского самодержавия, другой – это идея греческого, византийского василевса
[16] Алексеев Н. Русский народ и государство - М., 2000 –С. 100-101
[17] Украинские ученые о тюркских корнях украинцев//https://kazaktmo.livejournal.com/1162389.html
[18] Валерий Снегирев. Тайны картины «Козак Мамай»//Ислам в Украине