Все новости
Театр
20 Января , 12:41

№1.2025. Айсылу Сагитова. И горе на земле не вечно

О спектакле «Руслан и Людмила» в Русском драматическом театре Республики Башкортостан

Фото из архива ГАРДТ РБ
Фото из архива ГАРДТ РБ
Айсылу Сагитова – кандидат искусствоведения, театровед, театральный критик, доцент кафедры истории и теории искусства Уфимского государственного института искусств имени З. Исмагилова.

Режиссёр – Ксения Пещик

Художник-постановщик – Михаил Гербер

Композиторы – Анна Бесфамильная, Роман Бобрышов, Николай Балышов

Балетмейстер – Наталья Шурганова

Художник по свету – Максим Кирилловский

Медиахудожник – Варвара Артёмова

 

Спектакль начинается неспешно, с первых минут погружая зрителей в настроение эпического спокойствия. Вдоль закрытого занавеса с изображением магического дерева (дуба), словно сшитого из тёмных девичьих волос, на авансцене появляются четыре рассказчицы: Старуха Людмила – заслуженная артистка РБ Валентина Гринькова, Старуха Наина – народная артистка РБ Ирина Агашкова, Старуха Русалка – народная артистка РБ Ольга Лопухова, Старуха Пастушка – заслуженная артистка РФ Татьяна Калачёва. Одетые в объёмные стёганки с длинными рукавами, что делает их образы величественными и статичными, отстранённым голосом произнося пушкинский текст и мягко ступая по земле, они движутся плавно, словно находятся в некоем пограничном состоянии. Лишь одна отстаёт от других – это колдунья Наина, чей жизненный путь подошёл к концу. Вот она, устав, еле дыша, прислонилась к основанию дерева – началу всего сущего. Вспоминается Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». И то ли в воспоминаниях, то ли в воображении, то ли ещё в каком-то параллельном мире она вместе с другим ведуньями отправляется в своё последнее путешествие, в свою предсмертную одиссею.  

Занавес открывается наполовину, словно приподнимая завесу над чем-то интимным, сакральным, и перед зрителем сцена бани с купанием молодых девушек во всей чувственной и пленительной красоте. Красный свет заливает пространство сцены, густой пар окутывает стройные изгибы танцовщиц, которые в экстазе совершают плавные движения. Надо сказать, что балет русского театра в этом спектакле несёт колоссальную художественную нагрузку, выполняя сложные хореографические трюки, работает на визуальное и эмоциональное восприятие зрителя, определяет весь строй постановки. Сцена бани сразу же даёт понять, что перед нами спектакль-обряд, спектакль-ритуал. Так на Руси, перед тем как выдать замуж, девушек купали в бане. В центре расположилась Людмила – Анна Хавина с длинными чёрными косами в пол, которая после купания произносит старинный текст: «Благословите мне, девушке, идти в парную баенку, хоть не в первую, не последнюю, а во девичью последнюю». Это обрядовая сцена посвящения во взрослую жизнь, перехода Людмилы из одной половозрастной системы в другую.

Сцена бани плавно перетекает в свадебную, с длинным столом с тяжёлыми шандалами, установленным фронтально по всей длине площадки, напоминая монументальный шедевр гения Леонардо да Винчи. Спектакль тонко пронизан оммажами и ассоциациями с произведениями искусства, что делает его интересным для разгадывания. Танцовщицы и танцовщики, не торопясь, накидывают на себя кафтаны и превращаются в пирующих гостей. В замедленных движениях они опрокидывают бокалы с вином и пьют за здравье молодых, отламывают ломоть от каравая хлеба, откусывают виноград и яблоки. «Не скоро ели наши предки», – произносит строгим голосом Старуха Людмила и, успокаивая, усаживает вскочившего Руслана – заслуженного артиста РБ Антона Болдырева, который бросает томные нетерпеливые взгляды на невесту. Всё это время льётся завораживающий текст поэмы в исполнении четырёх рассказчиц, которые находятся на сцене на протяжении всего спектакля. В центре сидят Людмила, прикрытая белой фатой, и Руслан в алом кафтане с орнаментами и воротником-стойкой, что делает его образ праздничным и одновременно героическим. Рядом расположились похожий на викинга сильный и мужественный Рогдай – Александр Степанов, пылкий и страстный Ратмир – заслуженный артист РБ Вячеслав Виноградов, и юный Фарлаф – Вадим Магасумов. К краю стола выезжает (в буквальном смысле этого слова) огромный трон со спящим Владимиром, которого играет заслуженный артист РФ и народный артист РБ Валерий Малюшин.

Фото из архива ГАРДТ РБ
Фото из архива ГАРДТ РБ

Сцена похищения Людмилы также решена через пластику. Героиня Анны Хавиной в руках коварных злоумышленников превращается в куклу. Актриса поразительно передаёт безжизненность своей героини: словно марионетка бессознательно и механически падает, сгибается, вскидывает руки, поворачивает голову. Переход возлюбленной из живого тела в мёртвое – и есть начало одиссеи Руслана в пространство смерти. Режиссёр, погрузив зрителя в томную и спокойную атмосферу начала сказки, резко сменив темп и ритм спектакля, молниеносно передаёт состояние катастрофы, беды. Исчезает пиршественный стол, сцена оголяется и приобретает зловещий свет и цвет, одежда героев скидывается и становится серой, вскакивает со своего трона Владимир, возникают вооруженные Рогдай, Ратмир и Фарлаф. Отправка героя в путь – важный композиционный зачин любой сказки. Сам путь никогда в сказках подробно и фактологически не описывается, даётся лишь фрагментами-остановками, которые являются также обрядовыми, переходными для героя, моментом его взросления и возмужания. Встреча Руслана с Финном – одна из таких ключевых сцен-остановок.

Народный артист РБ Тимур Гарипов играет Финна великолепно. Одетый в восточную одежду с тюрбаном на голове, он возникает в луче света сидящим на высоком стуле со спинкой, напоминающей корни деревьев. Вся сцена покрывается свисающими с колосников длинными верёвками-корнями – действие происходит где-то под землёй, у основания дуба, «во мраке старой жизни». Встреча с Финном важна не только потому, что он даёт наставления Руслану, а потому, что он является тем главным «помощником» в сказке, который в результате воскресит героя и поможет разбудить Людмилу. В концепции спектакля образ Финна пусть и со своей трагической ошибкой, но всё же представляет добро, а Наина – зло, так как мстит Финну за то, что тот добился её любви с помощью чар, а затем отверг, ибо прошло много лет – у чувств тоже есть свой срок. Поэтому она помогает трусливому Фарлафу, которому, собственно, подвиги не нужны. Она «пламя позднее любви с досады в злобу превратила». Наина Ирины Агашковой не картонный носитель зла, это очень противоречивый персонаж, с человеческими эмоциями, вызывающими чувство сострадания.

Все четыре рассказчицы ведут своих героев: одна Старуха забирает упавшего в реку Рогдая, Старуха Пастушка приводит Ратмира в замок с прекрасными девами, Старуха Наина толкает Фарлафа к убийству, а Старуха Русалка с длинными седыми косами и с венком на голове оберегает Руслана: например, в конце первого действия со словами «зима наступила» укрывает его своей верхней одеждой. Находится она рядом с ним и в момент смерти.  

Завораживающе и зловеще решена песнь о поле с мёртвыми костями и Головой, которая, действительно, занимает всю центральную часть затемнённой сцены. Танцевальная композиция с изломанными и замедленными движениями словно во сне на фоне высвеченной Головы привносит новую эмоциональную окраску – тревожную и мрачную. Но второе действие, которое начинается в замке Черномора, решенного в виде пупса с выпученными глазами, да и в целом вторая половина спектакля, поставленная в кричащих цветах с использованием элементов цирка, к сожалению, выбивается из общей чарующей и гипнотизирующей эстетики прекрасной поэтической одиссеи – именно так определили жанр спектакля создатели спектакля. Однако в сцене вещего сна Руслана режиссёр создаёт удивительно точную, вязкую атмосферу кошмарного сна, от которого хочется проснуться. Все герои, как в начале спектакля, снова усажены за длинный стол, позади которых устрашающе возвышается тёмная Голова. Задний план заливается то красным, то синим цветом. Ряженые персонажи снова что-то едят, все движутся замедленно и плавно. А Руслан, распластанный, лежит на столе, как будто приготовленный на съедание. Здесь живой и мёртвый миры перемешаны, как в абсурдном сне.

Попав к вратам смерти, Руслан, таким образом, проходит путь посвящения юноши в мужья. Герой умирает, а затем, благодаря Финну, снова воскресает новым человеком. В этом и заключается уникальный смысл сказки. Но спектакль, кажется, о другом – о том, что у всего есть своё время. Руслан был нетерпелив и хотел быстрее оказаться в покоях с возлюбленной, поэтому она и исчезает. Герой должен был пройти все испытания, бороться за свою любовь, чтобы стать сильнее, выдержаннее, мужественнее. Поздние чувства Наины и разочарование Финна также свидетельствуют о том, что любовь невозможно завоевать принудительным, неестественным путём. Любовь – это здесь и сейчас. «Руслан и Людмила» Русского академического театра – это философский спектакль для взрослых – спектакль о времени, которое так беспощадно и неумолимо. Неслучайно рядом с юными героями всегда присутствуют проводники в виде рассказчиц – как напоминание о конечности жизни. Но также это спектакль о любви, которая способна остановить время, безусловно, если она настоящая.

Читайте нас: