Гульназ Лежнева
#рыжая_сказка_рыжая
Ребёнком я играла лисичку на утреннике. Мне сшили рыжую юбку и жилетку, обтянули картонные уши той же тканью, а к юбке пришили настоящий лисий хвост. Не знаю, где мы его взяли. Но кроме прочего, поверх картонных ушей я надела кроличью шапку (чтоб из дома до школы дойти), а под подбородком у меня болтались сухие заячьи лапки – «шик-блеск»! Так что мой хвост после заячьих лапок никого не впечатлил, все решили, что я заяц, а хвост – ошибка. Что могла я тогда понимать в костюмах?
Я начала в них что-то понимать, только когда попала на детский спектакль «Рыжая сказка, рыжая». Занавес открылся, и я одновременно и покрылась мурашками от восхищения и выпучила глаза от возмущения.
Восхищение вызвало режиссёрское переосмысление детской сказки, радость от новых смыслов. Зависть! И как они додумались изобразить семью лис городскими преступниками-рэперами, которые не дают обывателям шагу ступить в своём районе? Почему это не я придумала? А их потрясающие костюмы? Эти рыжие панки просто покорили меня, и ведь никаких лисьих хвостов, заметьте (и, спасибо, никаких заячьих лапок «шик-блеск» на зайце тоже не было)!
И возмущение вызвало всё то же самое (ну кроме отсутствия хвостов и лап). Ведь в афише написано 0+! Я ж с детьми пришла!
Да, пока я таращила глаза и покрывалась мурашками, сын впал в ступор (дочь сидела далеко с подружкой и не вытягивала шею, как я – увы и ах!). Вступительный рэп, лисьи танцы и светящиеся очки сына шокировали. А когда он попривык, то спросил: «А где цыплёнок с лисёнком?» Сказку «Людвиг четырнадцатый и Тутта Карлссон» сын знает и любит, поэтому захотел прийти на этот спектакль. И мне пришлось отбросить мурашки, перестать таращить глаза и объяснить ребёнку, что это и есть лисички, посмотри, какие у них рыжие волосы, а на кофтах нарисованы лисы и написано FOX. Скоро всё станет понятно. И ведь не обманула.
Эффектное вступление, рассчитанное на аудиторию постарше. История Ромео и Джульетты на звериный лад, вместо истории дружбы и взаимовыручки. Но при этом тема обмана и предательства показана так наивно и по-детски, что малыши готовы были бежать на сцену и спасать зайчонка (артист Сергей Шевченко)! Пародия на кур, как по мне, обидная. Особенно глупым показали папу Кукарекуна (артист Радик Галиуллин) с макаронами на голове (у всех кур был парик из макарон, кроме Тутты (артистка Регина Рушатова), ей надели шапочку – шикарный вышел цыплёнок – они знают толк в костюмах). Но как хохотали малыши! Им всего было в самый раз. Они цитировали маму Наседку (артистка Анжелика Гришкина): «Где Тутта? Тутты нету тута!», и снова хохотали, и вообще, пока куры были на сцене, дети всё время хохотали.
Сына покорил фонарик Максимилиана (в исполнении Николая Молчанова). Фонарь был вместо пистолета, который там подразумевался. Помним же, что спектакль начался как городские разборки враждующих кланов, но уже к середине спектакля дух городских разборок выветрился, остался курятник и пёс, который всех мирит.
В спектакле обошлись без финального пира, где куры угощали лис омлетом из собственных яиц, и за это отдельное спасибо.
Вопросы к возрастной маркировке спектаклей и мультфильмов возникают часто, но это не всегда так уж важно – именно этот спектакль получился чудесным. Это многослойная история на вырост – дети считывают одно, подростки другое, а взрослые третье. Для чего повторять давно написанную историю на сцене, если ты не вкладываешь в неё новые смыслы, если не делаешь её многогранной? Спектакли и должны возмущать и восхищать, особенно детские. Для этого мы на них и ходим. Спасибо режиссёру-постановщику Исмайловой Людмиле (г. Санкт-Петербург) и Русскому Драматическому театру Стерлитамака за рыжую встряску! И отдельное спасибо Беловой Наталье (г. Санкт-Петербург) за костюмы! Теперь Санкт-Петербург ближе, чем кажется.