Все новости
Синематограф
11 Декабря 2024, 11:47

№12.2024. Юлия Ломова-Устюгова. «Молодое кино Башкортостана – 2024»

Есть в уфимском воздухе и уфимской почве что-то такое, что вызывает к жизни молодые ростки молодого кино...

Вот уже десять лет, с 2014-го, радует нас программа «Молодое кино Башкортостана». И 2024 год не стал исключением. 27 апреля 2024 года в кинотеатре «Родина» прошло мероприятие Союза кинематографистов РБ и киностудии «Ольмо». А именно, показ трёх фильмов в рамках программы «Молодое кино Башкортостана».

Публике были продемонстрированы три ленты. Сперва две игровые: аннотированный как «готический роман с элементами мистики» средний метр – «Туда, где горят фонари» Настасьи Тински и короткометражная «чёрная комедия с элементами психоанализа» – «Двое мужчин и одна женщина» Руслана Шайбакова. И третьей была показана снятая в этнографической экспедиции в Хайбуллинском районе документальная короткометражная картина – «Замандаш» Рустема Гайсина, уже победившая на сибайском фестивале «Осҡон».

 

Так каким же кино порадовали нас в уходящем году молодые башкирские кинематографисты?

 

«Туда, где горят фонари», Н. Тински:

Всем известно, как сложно найти ответ на вопрос: чего хочет женщина? Никому не ведомо, чем набита женская голова. А главное, как туда пробиться. Как установить с таким необъяснимым существом, как женщина, контакт?..

Всем, кто ищет и не находит ответа на эти вековые вопросы, рекомендован к просмотру фильм «Туда, где горят фонари». Исследователи загадочного и непонятого найдут там разгадку всех вышеперечисленных тайн.

Так что же творится в голове у женщины?! А вот именно это – и творится!..

Маленький, персональный ад из пушистых подушечек, воздушных занавесочек, ароматных свечечек и розовых пудрениц. Душащий женщину со всех сторон вымечтанным элегантным корсетом. Доводящий её жизнь до иронического гротеска. До полной неподвижности среди тотального контроля. До мечты о красивеньком яде в дизайнерском флаконе как единственном исходе из сооружённого ею вокруг себя розового «счастья», из бирюлечек, из розовых катакомб, где ей и самой вздохнуть нельзя... Где там кому-то ещё рядом с нею в женском мире выжить...

Так может ли в этот женский мир попасть мужчина?.. Конечно – м о ж е т. Мужчины – они т а к и е! Стоит только приоткрыть форточку или дверь на балкон – тут как тут! Сквозняком надуло.

Вот прямо оттуда – с реальных уфимских перекрёстков за окном и надуло...

Вот только накинет мужчина плащ романтического злодея для маскировки на суровой местности и ворвётся в девичьи мечты...

Но может ли залётный мужчина такую деву – стынущую в добровольном анабиозе среди канделябров и альковов – разбудить? А вот на этот случай у мужчин есть секретное оружие – с л о в а.

С виду-то он и выглядит – смесью рисованного аниме с латинским любовником – а слова-то у него остались с в о и! Настоящие слова. Реальные. Живые. Горькие и приятные одновременно.

А отвечать на живые слова можно только живыми словами. Как ты в розовый шёлк ни заворачивайся. А если заговорить живыми словами о наболевшем среди выстроенной декорации – зашатается она, полетит, как сухой лист или колода карт, – вынырнет крохотный кусочек настоящей, живой, страдающей, но дышащей плоти...

...Однако мужчина – это про свободу. Шёлковыми ленточками и бархатными накидочками удержать его невозможно. Как ворвался бурей, так ветерком и сдуло. Спасибо, хоть окно в мир раскрыл. Впустил свежего воздуха в девичью грудь. Дал возможность любить, ждать и, хоть немножко, от себя любимой отойти... А знали бы вы – какой это страшный подвиг!

 

«Двое мужчин и одна женщина», Р. Шайбаков:

Жизнь коротка – кино вечно. Молодое кино – вечно молодо.

Занавес – открыт.

Экран – подсвечен.

Сцена – готова.

Реквизит – то бишь молотки да гвозди – разложен.

Свет – выставлен.

Картины действий – выверены и распределены.

Звучит музыка. Мотор!

И, для начала, фильм сам заговаривает с нами. Не хотели сидеть тихо в свой выходной? Добро пожаловать в кино!

И вот действие уже началось. Первый пробный кадр с красивой женщиной уже летит к вам в глаза.

На этом нашем киносеансе, а вернее врачебном приёме у любезного психознатца, все средства великолепны и прекрасны. Всё, буквально всё, что испытывает белый квадрат экрана и нервы пациентов-психиатров-зрителей-режиссёра на прочность, будет использовано против вас. От вороньих чучел до мадагаскарских чудищ – всё явится перед вами и крайне ответственно вживётся в образ кинематографических ужасов и дурных мыслей в голове.

Вот только испытывая на прочность экран, выламывая его во все стороны, не стоит забывать, что тот, кто вошёл в экран однажды, уже из него не вырвется.

Ничего, никакой жизни за пределами белой разряжённой экранной атмосферы для киногероя уже нет.

Лишь механический голос кинематографа, исподтишка дирижирующий настроением психопатов и психоведов, неотвратимо ведёт героя к финишу. Который, конечно же, будет полным...

Но какой же полный финиш в кино без заключительной темноты? Так что – готовьтесь!

Хотя ружьё в вас и не выстрелит – ну не было там на стене ружья! – зато все заготовленные заранее на столике гвозди смыслов вопьются в ваш неокрепший мозг.

И опытный экранный психоправ поправит вашу черепушку непринуждённым движением целебного молоточка!

И придёт о н а. Темнота, женщина и погибель... Ещё бы – не погибель! Кино-то кончилось!..

 

«Замандаш», Р. Гайсин:

Как же хороша прекрасная реальность! Такая, какой её показывают в документальном кино!

Однако и в документальном кино не всё так просто, как может показаться...

...Ряды зимних вершин. Бесконечно чередуется мерный ритм цепочки гор.

Мерный ритм красивых деревенских домов. Они – будто замкнулись в круг.

Мерный ритм лошадей в табуне среди снежных холмов. Закружат лошадки, завьюжит снегом – потеряешь дорогу.

Всё тут в прекрасном Хайбуллинском районе словно сложено в коробочку. Зажато в заветный кулачок. И дорожки все замотаны драгоценным клубочком – не выкрутишься. И долину снегом выше крыши кругом занесло.

Как же втиснуться этнографам да кинематографистам в эти стройные ряды? Как раскрыть этнографические секреты Хайбуллинского района? Как выявить скрытые в сияющей башкирской глубинке неведомые сокровища?

На сей случай есть у мудрых учёных свой хитрый план!

Боевитым строем выступят сперва этнографы против приветственного строя сельчан. Потом незаметно вольются в закрытый общий круг, местный хоровод-круговорот. А там учёные – по одному, по двое – где-то помогут, где-то поговорят, где-то всей молодой и прекрасной экспедицией чуть замуж не выйдут. Постараются, но раскроют миру скрытые в отдалённой, занесённой сугробами башкирской долине драгоценности. Драгоценность каждого шумного двора, каждого дома, каждого чистого сердца.

А раскроются сердца – тогда и дорожка по снегу протопчется. И экспедиция фольклорная удастся. И осветятся непролазные снега кругом весенним солнышком и взаимопониманием.

 

Вот таким мы увидели показ «Молодого кино Башкортостана – 2024». И три продемонстрированных на нём замечательных фильма. Но наше мнение, естественно, не стоит принимать беспрекословно. С октября два фильма из трёх любой может посмотреть и сам. И вынести своё личное суждение о творениях молодых башкирских киноавторов.

Читайте нас: