Все новости
Синематограф
17 Февраля 2023, 18:55

№2.2023. Владимир Жерехов. Необычная анимация Рима Шарафутдинова

Жерехов Владимир Геннадьевич Родился в 1949 в Уфе. Закончил БГУ истфак в 1974 году и ВГИК в 1979, киноведческий факультет. Работал режиссером на телевидении «Кристалл», редактором газеты «Кристалл – ТВ», сценаристом и режиссером документального кино на киностудии, «Башкорстан». Преподавал историю и теорию кино в уфимской Академии искусств и НГТУ. Публиковался в журналах «Бельские просторы», «Рамка» и «Башкортостан укытыусыхы». Член СК России. Руководитель киноклубов «Арт – кино» и «Синематека».

Кадр из мультфильма Рима Шарафутдинова
Кадр из мультфильма Рима Шарафутдинова

У анимации Башкирии не совсем обычная история рождения. Началась она в период распада Советского Союза, когда анимация страны погрузилась в затяжной кризис. Башкортостан же переживал период нового этапа развития национального кино. В начале 90-х годов произошло создание киностудии «Башкорстостан», где уже с момента ее рождения появилась национальная анимация.

Художественный руководитель киностудии кинорежиссер Малик Якшимбетов принял молодого парня Рима Шарафутдинова на работу и сразу же послал его в группе тринадцати молодых художников учиться на аниматора в Алма-Ату на киностудию «Казахфильм». Шарафутдинов вспоминает диалог с Якшимбетовым. На его вопрос: «А ты вообще чего делать хочешь?» молодой Рим гордо ответил: «Я хочу прославить республику». Так и случилось!

Первый фильм киностудии «Башкортостан» аниматоры создавали вместе и назвали его «Сад расходящихся тропок». Лента состояла из микроновелл, героем всех их был обыкновенный стул. Пожалуй, лучше всех получилось у Владислава Байрамгулова. У него действительно сложится интересная творческая биография. Но в условиях малого бюджета, скромных условий рождающейся киностудии ему станет неуютно, вскоре он уедет в Москву.

Рим Шарафутдинов за работой
Рим Шарафутдинов за работой

Рим Шарафутдинов предпочтет остаться в киностудии «Башкортостан». Здесь в нелегких условиях создаются его первые анимационные фильмы. Основой производства стала рисованная анимация. Каждый кадр рисовался и раскрашивался вручную. Уже в первом фильме «Мешок обмана», созданном совместно с Дианой Файхрисламовой, есть режиссура сложной комедийной композиции, многократное использование полиэкрана и даже черно-белая абстрактная графика. Уже в этой ленте он создает главного героя своего творчества – знаменитого Алдара.

Молодым башкирским мультипликаторам пришлось пройти сложный период осмысления понятия анимации как одушевления. На первых фильмах зрителю было непросто следить за развитием сюжета. Например, для ленты «Храброе сердце» характерны стремительный темпоритм, быстрые смены сцен и невероятные метаморфозы конструкций персонажей башкирской сказки «Красавица и плешивый».

В этих фильмах особенно заметна технология рождения мультобразов на простой белой бумаге. И в этом Риму Амировичу и сегодня помогает просвет. «Эхо прошлого», – шутит художник. Создавать в день по 3–4 секунды мультфильма нелегко, ведь в каждой секунде по 24 кадра. Но этот белый фон сейчас смотрится уже как-то непривычно. Мы уже привыкли к другим фильмам Шарафутдинова, в которых все пространство экрана будет динамично окрашиваться, создавая определенную гармонию между персонажем и миром, в котором он обитает.

Постепенно коллеги Шарафутдинова по разным причинам покидали киностудию. А он продолжал осваивать искусство создания сценария, мастерство художника-постановщика, художника-фазовщика, упорно работал по озвучанию с актерами и композитором, учился основам компоузинга. Искусство компоузинга, то есть цифрового совмещения на компьютере двух и более изображений, полученных в разных местах, в одном кадре, со временем перейдет к его верному постоянному помощнику Владиславу Зайнуллину.

Компоузинг – один из главных компонентов создания мультфильма. Это, в сущности, монтаж. Великолепный темпоритм его картин достигается продуманным взаимодействием межкадрового и внутрикадрового монтажа. Герой меняет свой облик внутри кадра, его развитие работает и на сюжет, и на жанр.

Шарафутдинову не пришлось, как мультипликаторам 30–50-х годов, начинать с подражания фильмам Уолта Диснея. У него были свои кумиры – режиссеры советской анимации: Вячеслав Котеночкин и Борис Дежкин. И какой же праздник был в душе сына, когда он увидел выпуски любимого «Ну, погоди», сделанного с участием его папы.

Правда, режиссером ленты был уже не отец, а сын – Алексей Котеночкин и выпуски были другие. Но сын правильно отгадал, что влияние такого юмора на его отца будет иметь далеко идущие результаты.

Во время обучения во ВГИКе новогодняя тема будет продолжена: в Москве на объединении «ВГИК – Дебют» Рим Амирович снял праздничный и глубокий по смыслу фильм «Ёлки».

Эта картина явно могла занять постоянное место в новогодней программе любого канала телевидения. Образ ёлки – визуальный лейтмотив, объединивший и размышления о защите природы и о социальных проблемах, мешающих нам ощутить народное единство во время новогоднего праздника.

Сотрудничество со столичными мультипликаторами началось со студии «Пилот» – еще благодаря инициативе Малика Якшимбетова были установлены деловые отношения с ее руководителем легендарным мультипликатором Александром Татарским. Его идея – объединить самое интересное, что есть у народов России – детские сказки, в итоге обернулась масштабным проектом – знаменитым циклом фильмов «Гора самоцветов». Участие в нем Рим Амирович называет большой удачей. В этом мультипликационном цикле, состоящем из 52 серий, фильм Рима Шарафутдинова «Шейдулла-лентяй» значится первым по списку.

Самобытность анимационных фильмов 2000 годов — это важное качество анимации нового времени. Она по положительной энергетике и доброте противостояла достаточно жесткой атмосфере жизни начала перестройки и символизировала возврат к старым традициям советского мультфильма. И именно этот возврат стал спасительным для российской анимации. Но надо было найти материал для такой основы. Для Шарафутдинова это не стало проблемой, он просто продолжил совершенствовать технологию экранизации сказок башкирского народа. Именно в них отражается богатейшая культура, национальное мироощущение, представление добра и зла, семейного уклада и нравственных понятий. Причем эти понятия формировались в течение многих веков и поколений. Поэтому для художника эта тема всегда большая ответственность, особенно если учитывать всю сложность и многогранность башкирской сказки. Но тема темой, а желание быть современным художником имело такое же значение.

Уже в 2010 году Рим Амирович делает первый шаг к метафоричности и символичности сказки. В аннотации Большого фестиваля мультипликации, где была показана лента «В той стороне, где ветер», программная дирекция так определила ее жанр: «завораживающая вампирская история». По сюжету, в схватке со смертью башкирский батыр поначалу проигрывает и превращается в богатыря-вампира. Но в финале все оборачивается по-другому: он приобретает волшебную силу, дарующую ему новые возможности. По сути, это мистическая сказка о страшной силе природы, о борьбе человека с силами природы, в которой открываются его новые возможности. Благодаря им человек способен приобрести удивительную силу любви и свободного полета.

Кадр из мультфильма Рима Шарафутдинова
Кадр из мультфильма Рима Шарафутдинова

Образ смерти в этой картине можно трактовать и как предвидение художника перед наступлением времени пандемии. «Сказки – как пауки: у них длинные ноги. Сказки – как паутина, в которой запутывается человек, но которая так красива, когда рассматриваешь, как изящно сплетаются ниточки над листком, как драгоценными каплями блестит на них утренняя роса», – так пишет о сказках Нил Гейман. Его книгу «Принцесса Мононоке», как вы помните, экранизировал японец Хаяо Миядзаки. По стремлению отобразить мифологию и народную мудрость общепризнанный мэтр и уфимец Шарафутдинов близки. Вот только работают они в совершенно разных финансовых условиях.

Но и у Шарафутдинова есть желание выйти за пределы правил: так, милый смешной котенок – один из героев ленты «В той стороне, где ветер» – сразу же переводит повествование в жанр бытовой сказки, открывает ресурсы доброты. Фильм можно считать картиной, подготовившей успех снятой позже ленты «Алдар и серый волк». Правда, там окончательно победит жанр комедии, воплощенной на материале забавной, но порой и насыщенной черным юмором башкирской сказки.

В бытовых сказках, как и в волшебных, совершается невероятное, но не в чудесных, а в житейских обстоятельствах. Своим человеческим превосходством – остроумием, находчивостью, нравственной стойкостью – герой бытовой сказки одерживает верх над обыкновенными людьми. Именно таков герой мультфильмов Шарафутдинова – Алдар. В традиционных башкирских сказках образ остроумного Алдара – собирательный образ хитреца, ловкача и обманщика. Алдар воплощает в себе живой народный ум.

Мультфильм «Алдар и серый волк» рождался не только из наработки уже сложившегося стиля Шарафутдинова, но и под влиянием классических голливудских мультиков 30-х годов. Поэтому в нем много гэгов, приколов, смешные персонажи и абсурдный сюжет. Каждая сцена разбивается на кучу микроанекдотов. И еще, конечно, важна добрая интонация этого фильма. Вот ее уже в первой ленте «Мешок обмана» открыл и в новой ленте довел до совершенства потрясающе талантливый актер Молодежного театра Алмаз Амиров. Важно, что в дружбе, в общении персонажей волка и Алдара сохранена человечность. И более того, в целом в картине выражено желание народа изменить свою судьбу. Правда, получается, что какими-то невероятными, порой абсурдными действиями.

Шарафутдинов в фильмах настойчиво искал игровую «подачу» серьезного содержания, а это неустанное размышление над использованием средств кинематографа. Режиссер в интервью вспоминал: «Когда рождался “Алдар и серый волк”, я уже стал понимать – должны быть “перебивки”. Общий план и крупный план. Но на весь экран выведенные мои персонажи смотрелись плохо. Они сильно стилизованы – надо было их как-то уменьшить. И помог полиэкран. Но уже как осмысленный трюк. Ради драматургии. Полиэкран как трюк. Трюк как драматургия».

Для успешной современной экранизации традиционных башкирских сказок, тем более в анимации, нужна была особая драматургия: их было необходимо адаптировать. В частности, уйти от множества нестыковок, которые не соответствуют логике, создать интересную именно для кино сценарную историю. Анекдотичность или даже полный абсурд происходящего необходимо было соединить с желанием зрителя поверить в правдивость истории, в правдивость чувств, переживаемых ее персонажами.

Шарафутдинов утверждает: «В фильме точно отмечены людские характеры. Волк – он тоже на самом деле человек. Комедийно-отрицательные характеры добавляют популярности. Когда персонажи – неудачники, но хорошо прописанные. Удалось проработать точно. Поверил зритель и полюбил. Там еще есть элемент трагикомедии. Это цепляет».

После выпуска мультфильма «Алдар и серый волк» у авторов остался сценарный материал, которому они нашли применение позже. Оказалось, некоторые персонажи этого фильма просто могут перекочевать из одной истории в другую, например, в картину «Ни пуха ни пера», и прекрасно там существовать. И еще была использована окраска уже существующего мультфильма.

С начала 2000-х в анимационную моду войдет фильм-анекдот. Для Шарафутдинова таким фильмом стала лента «Ни пуха ни пера». Неслучайно именно за нее Шарафутдинов был удостоен Национальной анимационной премии «Икар» 2015 года. Появление этой премии – признак того, что производство мультфильмов постепенно становится настоящей индустрией со своими коммерческими успехами и авторскими прорывами, с возможностью выделять и оценивать профессиональные достижения. И Шарафутдинов действительно демонстрирует в коротком материале ленты бурный всплеск фантазии, юмора, чудесных открытий.

Долгое время в рабочем кабинете Шарафутдинова на полке шкафа стояли портреты знаменитой троицы Гайдая – Труса, Балбеса и Бывалого. Ну и конечно, «Пес Барбос и небывалый кросс» был среди любимых короткометражек. У Шарафутдинова ведь тоже три браконьера в лесу и собака. Вот только на этот раз против них восстает вся природа. Каждому из них автор придал свой отличительный облик – маленький охотник, высокий охотник, импозантный охотник. И вместе получилась занятная троица!

Фильм без слов, но собака в нем самый голосистый персонаж.

Шарафутдинов в интервью вспоминает: «В мультфильме “Ни пуха ни пера!” очень капризный “актер” попался. Мы там долго искали собачку, даже объявление дали, кастинг устроили на студии. Но собака испугалась и не хотела лаять ни в какую. Звукорежиссер заявился домой к хозяевам пса, вот там его хорошенько облаяли, от души. Этот лай и попал в фильм».

Героический труд тех, кто работает в киностудии «Башкортостан» не ради больших денег, а ради искусства, вызывает огромное уважение. У Шарафутдинова небольшой, но дружный коллектив единомышленников, который остается для многих только титрами в конце фильма. Но зато, когда по какой-то причине уходит тот, кто уже внес свой вклад, это ощутимо сразу. Разве не музыка композитора Ришата Сагитова делает многие фильмы Шарафутдинова поистине замечательными? А ведь никто и не догадывается, как много вариантов музыки пришлось сочинить композитору, чтобы отыскался наконец нужный.

Малая студия и сегодня прочная опора российской анимации. Впрочем, Шарафутдинов занимает триумфальные позиции там, где и может их занимать маленькая студия: успех на российских и международных фестивалях. Его новый фильм «Золотой дворец» в 2021 году на Международном фестивале анимационных фильмов AMEN в Казахстане получил специальный диплом за лучшую режиссерскую работу. В основе сюжета – история батыра, который отправляется в путешествие в поисках невесты. Ему предстоит преодолеть множество испытаний, удастся найти новых друзей и сразиться с врагами.

Мультфильм озвучивали актеры башкирского театра кукол. А один из героев говорит голосом любимого певца, народного артиста Башкортостана Аскара Абдразакова. Наряду с изображением, на этот раз созданным с большим участием компьютерных технологий, можно отметить отличную озвучку: фоновые звуки и шумы. Многие из шумов создавались в самой студии. Тема башкирского батыра, возможно под влиянием популярного сериала про русских богатырей, становится постепенно центральной в творчестве Шарафутдинова. На эту же тему снята комедийная лента 2022 года «Икмебай, вылепленный из теста». Нельзя не влюбиться в забавного и порой недалекого, но все же очень доброго героя. Положительный заряд эмоций, как и всегда это бывает в анимации Рима Амировича, обеспечен.

И все же чувствуется, что не всегда идет на творческий риск признанный мастер. А между тем именно смелость всегда открывала перед ним новые пути. Творческим экспериментом кажутся ленты «Супер 8» и «Супер 9». Это, несомненно, андеграунд, воплощенный в технике рисованной графики. Есть две трактовки смысла ленты «Супер 8»: «Не важно, насколько медленно ты движешься, главное – не останавливаться», и другое: «Не забывай иногда остановиться и посмотреть по сторонам. Возможно, ты давно уже сбился с пути». Они только на первый взгляд кажутся альтернативными. Как раз бессюжетность, многовариантный и даже альтернативный смысл – типичные черты андеграунда.

Крутой поворот мировой и даже российской мультипликации в сторону андеграунда на самом деле попытка как-то прийти к единому согласию. Правда, на фоне классической анимации остальных лент Шарафутдинова андеграунд выглядит посторонним продуктом. И уж тем более не заказным. Снять такие фильмы на киностудии «Башкортостан» удалось, можно сказать, чудом, просто это продукция сверх плана.

Владимир Жерехов
Владимир Жерехов

Но прислушаемся к оценке Дины Годер – программного директора Большого фестиваля мультфильмов. Вот что она пишет: «Шарафутдинов – один из лучших российских аниматоров, работающих в технике классической рисованной анимации. На мой взгляд, сумасшедшее кино ему удается больше, чем внятное сюжетное, восторг бесконечных превращений и невероятные цвета, взрывоопасным образом соединенные вместе, парадоксальным образом сочетаются с его мастерской анимацией абсолютно традиционного толка и любовью к фигуративности». И действительно, не было бы андеграунда, возможно, не родился бы теперь уже культовый фильм «Алдар и серый волк», набравший более четверти миллиона просмотров в интернете! Смелость неожиданной смены стилистики, переход как бы от одной сказки неожиданно к другой – это подлинно авторская анимация. И загнать ее в рамки невозможно.

Андеграунд подарил Шарафутдинову участие в уникальных международных проектах – анимационном джеме «Попкорн» и «Совы нежные». В 2015 году 20 аниматоров из десяти городов мира объединились и создали мультфильм «Совы нежные», способный поднять настроение каждому.

Снимался он необычно: поначалу договорились, что каждый участник отдельно готовит свою часть, не имея представления о том, что делают другие. Правда, ему определялся конкретный музыкальный фрагмент, присылался последний кадр, за которым следует выстроить свой фрагмент, и первый кадр продолжения фильма.

Это именно то, что называется буриме, на этот раз снятое на песню выполнявшей роль интернет-мема французской группы Les Pires. В итоге все самостоятельно отснятые фрагменты были собраны воедино. И появился неформальный гимн аниматоров.

Сейчас как-то трудно представить тот момент, когда в Башкортостане анимацию пришлось начинать с нуля. Сегодня в республике настоящий мультипликационный бум. В уфимской студии «Муха» снимается полнометражный мультфильм об участии башкир в Отечественной войне 1812 года – «Северные амуры». На республиканском фестивале женского кино бурными аплодисментами награждаются уфимские аниматоры Айгуль Байрамгулова и Анна Мальгинова. Наступило время высокой культуры национальной анимации, признания анимации как важного для зрителя современного национального искусства. И именно Рим Шарафутдинов первым доказал, что башкирская малая мультстудия может создавать шедевры.

Читайте нас: