Кристина Владимировна Андрианова- Книга – член Союза писателей Башкортостана, Со-
юза писателей России, Союза журналистов РБ и Союза журналистов РФ, кандидат филологи-
ческих наук. Публиковалась в изданиях России, Казахстана, Германии, Турции. Автор четырёх
и соавтор тридцати трёх литературных сборников и альманахов, а также переводной поэзии,
представленной в антологиях и восьми книгах разных авторов. Лауреат и финалист премий,
конкурсов и фестивалей (межрегиональная премия им. Н. Благова (2021), Гран-при «Родники
вдохновения-2013», золотая медаль всероссийского конкурса СМИ «Патриот России-2018» и др.).
НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ В КРАСИВОЙ ОБЕРТКЕ
коротко о свежем «перевертыше»
В конце октября «Каропрокат» и относительно молодая студия «Паровоз» представила нашему юному (и не только) зрителю полный метр во вселенной «Сказочного патруля», а именно – хорошо распиаренный по ТВ и в Сети спин-офф «Кощей. Начало».
«Паровоз» неслучайно хвалят за хорошую картинку. И ругают – за отсутствие продуманной драматургии и вторичность персонажей. Вот и в новой истории яркость, что называется, бьет в глаз и через край, а сюжет в стиле «зачем-бегу-не-знаю» провисает примерно после получаса. При этом зритель, даже не будучи знакомым с сериальным «патрулем», но понимая по названию, что Кощей здесь – товарищ положительный, по канонам модных нынче сказок-перевертышей довольно быстро сообразит, кто настоящий предатель. Так что сюжет действительно занятностью не отличается. Герои же, многие из которых буквально «выписаны из америк и европ» (даже музыкальное сопровождение, пусть и неплохое, повторяет диснеевские песнопения), своими богатыми мифологическими корнями создают ядреный мультикультурный винегрет. Мимо которого даже в беглой аналитике не пройдешь. Как говорится, не без спойлерства.
Сильно искаженные славянские сказки и мифы. Белояр не добрый богатырь, а предатель. Князь Володар ассоциативно отсылает зрителей к имени Владимир, пусть и не имеет того же прямого значения в переводе. Одноглазое Лихо стало добрым, да еще и зеленым, как орки «Варкрафта» (да и переход одного народа в мир другого – точная копия известной вселенной). О Кощее-мэре, Ядвиге Петровне (то бишь Бабе-яге! – в «Сказочном патруле» вообще нет обоснованной связки с мифологическим именем, ибо Яга скорее Ягиня, но никак не Ядвига) и Змее Горыныче с повадками трехглавого Цербера вообще молчим. Так и продолжается размывание Добра и Зла трудами внешне милых сказок-перевертышей, где «хорошие» – всевозможные малефисенты, терминаторы и ассасины (одного из последних Кощей, кстати, напомнил по скорости-прыгучести – так же, как и прыгающего по восточным улицам воришку Аладдина и Призрачного гонщика – байкера в исполнении Николаса Кейджа). В общем, привет «Последнему богатырю» с модными «наоборотными» персонажами!
Скандинавские мотивы. Здесь и два мира, соединенные, по сути, Радужным мостом, и – в рассказе Белояра – внешность царя иного мира, сильно смахивающая на представления об Одине; здесь и рогатый хранитель Лихо словно страж богов Хеймдалль (не путать с толерантно заброшенным в голливудский «Тор» афроамериканцем), и охранник – почти точь-в-точь юный викинг-пухляк, выскочивший из мульта «Как приручить дракона» (в принципе, в «Кощее» немало заимствований из той рисовки).
Литературные, кинематографические, игровые заимствования. К разнообразным мифологиям добавлена гремучая посыпка из некоторых компьютерных игр, «Хоббита», «Властелина колец», «Гарри Поттера», марвеловских «Мстителей» с Камнями бесконечности, физиономий прочих гуманоидов и гномов (все эти «люди в черном», «валерианы с городом тысячи планет» и, быть может, даже «звездные войны»), и даже дочь атаманши из «Снежной королевы» Андерсена (ее почему-то напомнила молодая Баба-яга). Стоит ли удивляться таким мелочам, как индийские песни дриадо-эльфийке Мэй, имя которой (как и ее брата, мальчика-панды Бао) отсылает на Восток (такая вот «русско-тайско-китайская дружба»)? На этих безумных скачках воображения нет невозможных скоростей и трудных поворотов!
Пасхалки, архетипы и прочие «киносюрпризы». По иронии судьбы мульт вышел в прокат аккурат с очередной бондовской серией под названием «Не время умирать» (эту фразу-отсылку говорит Кощею – еще не бессмертному – Меч-кладенец), а также с провалившимся отечественным ужастиком «Ледяной демон» (конкретно ледяное чудище в финале «Кощея» мы и видим; да здесь по теме призраков что-то даже из «Ведьмака» померещиться может). Иного толка реминисценция – фраза «кина не будет» из советских «Джентльменов удачи». По типажам же интересна, например, перекличка говорящего Меча с другим не менее известным персонажем мультиков – богатырским конем Юлием студии «Мельница» (согласно сценарным правилам, это классический герой-балагур с разными оттенками юмора – вроде Тигры у Алана Милна или Енота из «Стражей галактики»). А мотив цирка еще и Тибула и Суок напомнил, хотя там все гораздо глубже, да и «песня совсем не о том» (но это тоже – сказочная классификация типажей по принципу Герды и Кая, Гензеля и Гретель, Аленушки и Иванушки). Если же говорить о внешности персонажей, то, к примеру, водяной вполне похож на озвучившего его Гальцева: «совпадает» не по всем актерам дубляжа, но в случае с юмористом вполне забавно…
В целом, посмотреть сюжетно неровную, но яркую историю можно. Но понимая, что это – еще одна тонкая манипуляция на уровне исторического кода нашего народа, имея устойчивое понимание о Светлом и Темном в русле отечественной традиции. А значит, грамотно объясняя моду на «перевертыши» поколениям младше. Тем более что тренд на «Гадкого Я» в ближайшее время никуда не денется: весной 2022 года на экраны выйдет новая анимация со старым героем – «Кощей. Похититель невест» от студии «КиноАтис» с Виктором Добронравовым и Елизаветой Боярской.