-1 °С
Облачно
Все новости
Публицистика
20 Сентября , 14:41

№9.2021. Милеуша Тагирова. Ялтинские каникулы

Милеуша Финсуровна Тагирова – учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ БГИ № 3 муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан

№9.2021. Милеуша Тагирова. Ялтинские каникулы

Милеуша Финсуровна Тагирова – учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ БГИ № 3 муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан. Окончила БГПУ им. М. Акмуллы, 22 года работает в башкирской гимназии. Победитель муниципального этапа профессионального конкурса «Учитель года» в номинации «За профессионализм и эрудицию». В 2016 г. стала победителем и обладателем Гранта в Республиканском профессиональном конкурсе «Лучшие учителя и преподаватели башкирского и русского языков». Член творческой команды проекта «Школьная национальная театральная студия “ЖиТЕЛь”», реализуемого благодаря гранту Главы региона на сохранение и развитие языков народов Республики Башкортостан при поддержке Фонда содействия гражданскому обществу РБ.

 

Милеуша Тагирова

Ялтинские каникулы

 

Отпуск! Долгожданное время! Учитель ждёт его целых девять месяцев не только потому, что устал, но и потому, что это то самое время, когда можно познакомиться с интересными людьми, отвлекаясь от школьной рутины. Мне посчастливилось в период с 7 по 13 июля 2021 года принять участие в работе Международной Летней школы для учителей родного, в том числе русского, языка в Ялте Республики Крым. Летняя школа была проведена Ассоциацией учителей родного, в том числе русского, языка и Научно-исследовательским центром национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС в рамках проекта «Всероссийский форум культур и языков народов России», финансируемого Фондом Президентских грантов при поддержке партнеров: Фонда содействия продвижению русского языка и образования на русском, АНО «Центр гражданского образования» Республики Калмыкия, ФНКА «Украинцы России», Чувашского национального конгресса, Региональной армянской национально-культурной автономии Республики Крым, Некоммерческого партнерства «Содружество общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока».

 

Целью встречи было совершенствование у педагогов родного, в том числе русского, языка профессиональных компетенций, способствующих сохранению культур народов России с использованием диалога культур и направленных на укрепление межнационального согласия в поликультурном социуме. В рамках Летней школы обсуждались лучшие методические практики. 

 

Из двадцати субъектов Российской Федерации, а также из Республики Беларусь и Донецкой Народной Республики в Ялте встретились сорок лучших педагогов, проявивших себя в реализации проекта «Всероссийский форум культур и языков народов России». Это педагоги, участвовавшие в творческих мастерских в Республиках Чувашии и Марий Эл, в Форуме педагогического мастерства в Москве, члены Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка, а также победители и призеры «Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка».

 

В рамках программы Летней школы каждый из участников представил мастер-класс по интеграции элементов культуры народов России и диалога культур в содержание урока по родному языку. Республику Башкортостан представили три учителя из Давлекановского района. А. Ф. Ильясова, учитель русского языка и литературы МОБУ БГИ № 3, провела семинар-практикум по теме «Литературный перевод как метод развития творческого потенциала обучающихся в условиях ФГОС», в ходе которого все участники с интересом рифмовали предложенные им детские стихи и хадисы с подстрочника. У моего мастер-класса по теме «Безэквивалентная лексика как средство взаимообогащения языков народов мира» была иная цель: показать, какие трудности могут встретиться при переводе текста с одного языка на другой, что такое безэквивалентная лексика и как с ней работать при переводе. Учитель русского языка и литературы МОБУ гимназия № 5 муниципального района Давлекановский район республики Башкортостан Н. С.Кабанина представила мастер-класс на тему «Мозаичный класс: обучение в сотрудничестве», познакомив участников со своими методами и приёмами педагогической практики.

 

В рамках Программы Летней школы состоялся очень важный диалог по обсуждению прошедших мастер-классов с выявлением лучших педагогических практик, направленных на укрепление межнационального согласия. Дискуссия симпозиума была посвящена наиболее актуальным вопросам преподавания родного, в том числе русского, языка и литературы в условиях поликультурной среды. Все навыки, которые мы получили в ходе работы Летней школы, несомненно, будут распространяться далее среди педагогов в субъектах Российской Федерации, что будет способствовать поддержанию единого образовательного пространства.

Неделя среди единомышленников пролетела быстро, но ясно одно: Международная школа учителей родного, в том числе русского, языка стала площадкой инновационных идей, педагогических находок, новых форм и методов работы по изучению родных языков, интеграции элементов культуры народов России и диалога культур в содержание урока по родному языку. Педагоги из разных субъектов Российской Федерации, Беларуси, Донецкой Народной Республики показали, как язык может служить объединению культур и народов. Несомненно, каждый участник Летней школы многому научился у своих коллег, между учителями состоялся настоящий культурно-педагогический диалог. Каждый семинар-практикум, каждый мастер-класс стал началом новых профессиональных идей.

Работа в Ассоциации очень важна для учителей родного языка, потому что она действительно обогащает и развивает педагога, знакомя его с новыми технологиями и приёмами. А самое приятное это то, что вступить в неё может каждый желающий, активно позиционирующий себя учитель.

Международная Летняя школа для учителей родного, в том числе русского, языка стала ярким воплощением культурного и языкового многообразия России.

Автор:Татьяна Семенюк