Перевод с татарского языка Алисы Шангаряевой
Парень видный и красивый,
Ничего не скажешь.
Хоть и знаю: мы – не пара,
Сердцу не прикажешь…
Мадину в пятом классе оставили на второй год. Не потому, что плохо училась, и не за плохое поведение.
Причиной стали натянутые отношения между ученицей и учителем арифметики Ахмади Ахатовичем. Перед экзаменами во время консультаций Ахмади Ахатович сам разрешил школьникам готовить шпаргалки, объяснил, как ими пользоваться во время экзаменов, то есть учил детей обманывать и выдавать чужие знания за свои. В те годы по окончании четвертого класса и в последующем каждый год сдавали экзамены.
Этот поступок учителя возмутил Мадину. Что за экзамены тогда получаются? Ведь это же неправильно! Чтобы сам учитель позволил такое! В знак недовольства Мадина ничего не писала и не готовила ничего.
Учитель, заметив это, спросил:
– А ты, Фахриева, почему не пишешь? Сидишь надутая, глаза выпялила. Пиши! – злобно сказал он. Мадина промолчала, но даже не шелохнулась и не думала писать. Немного посидела, глядя на одноклассников, как они, потупив головы, пыхтя и сопя носами, усердно готовили шпаргалки, затем встала, вышла из класса и пошла домой.
Во время экзамена учитель даже слушать не стал ее ответы на вопросы билета и поставил ей двойку. Так он отомстил строптивой ученице.
Ахмади Ахатович был у них классным руководителем. Разумеется, к его словам прислушались на педсовете – Мадину оставили на второй год. Хотя в классе были и другие ученики, которые тоже ничего не писали и не готовили шпаргалок.
В новом учебном году Ахмади Ахатович в школе не появлялся. Прошел слух, что его уволили. Возможно, так оно и было.
Мадина, хоть и знала, что ее не перевели в шестой класс, в новом учебном году пошла учиться со своими одноклассниками. К счастью, в среднем ряду за первой партой сидела только одна девочка. Мадина села рядом с ней. Возможно, это место одноклассники оставили для нее, подумала она. Ведь все знают, что она любит сидеть за первой партой.
Вскоре в класс вошел учитель. Закончив проверять список учащихся, он попросил Мадину покинуть класс. Но она не вышла. Учитель еще раз попросил ее выйти из класса, но, убедившись, что девочка не собирается выходить, больше не стал требовать, перестал обращать на нее внимание.
И на второй, и на третий день учителя пытались уговорить ее покинуть класс. Но Мадина даже не шелохнулась, продолжала упрямо сидеть на своем месте – она была полна решимости не отставать от своих одноклассников и учиться еще прилежнее. И, действительно, очень старательно стала изучать каждый предмет. И получала только хорошие оценки. Особенно усердно занималась арифметикой.
Большинство предметов вели молодые учителя, только что окончившие педучилище. Молодежь есть молодежь. Они отличались от других учителей новыми знаниями и неуемной энергией. Школа гудела. Учиться было легко и весело. Особенно новый учитель арифметики Камиль Хадыевич быстро завоевал внимание своих учеников. Он сумел снискать не только уважение к себе, но и привить любовь к своему предмету. Доступно объяснял ученикам каждую тему, обосновывая ее примерами. Его уроки дети слушали с упоением. Во время учебных занятий в классе стояла такая тишина, что можно было бы услышать, как летает муха. Камиль Хадыевич давал своим ученикам глубокие знания.
Больше Мадину никто не выгонял. Она осталась учиться в 6-м классе. Девочка была упорной и настойчивой. Внимательно слушала учителей, старалась запоминать каждое их слово. В свободное время, даже в перерывах между уроками, читала книги.
Школьные годы пролетели, как один миг. Пришло время прощаться со школой. Завтра – выпускной вечер. А у Мадины даже приличного платья нет, чтобы идти туда. Оставаться дома в такой торжественный день тоже не годится. Там будут вручать свидетельства об окончании семилетки. Мадине и в голову не приходила мысль о том, чтобы не пойти на это важное мероприятие. Посоветовавшись с матерью, она решила, что на вечер наденет ее платье. Оно ей, конечно, длинновато, но можно его затянуть поясом и немного приподнять на уровне талии. Тогда оно будет казаться коротким. Так и сделали. Только подол оказался очень широким для нее, он то и дело собирался складкой то в одну, то в другую сторону.
Несмотря на это, Мадина пошла на вечер в мамином платье. Там собрались учителя и учащиеся выпускного класса. У некоторых школьников пришли отцы или матери. Директор школы выступил с напутственной речью. Вручая свидетельства, он пожелал выпускникам дальнейших успехов в учебе.
Мадина то и дело поправляла свое платье. Она уже сто раз пожалела, что надела его. Начались танцы, и Мадина не знала, как быть. Оказывается, многие заметили, что она пришла не в своем платье. «Ты думала, никто не догадается, что надела мамино платье? Как ни старайся, а все равно заметно», – съязвил один из ребят. Мадине стало не по себе. Вот ведь, мальчишка ‒ и тот успел приметить. Хоть сквозь землю провались!
Мадина снова стала поправлять платье, лицо ее стало багровым от стыда. Не в силах больше терпеть, она быстро собралась и ушла домой.
После окончания 7-го класса Мадина попыталась поступить в техникум. Но на экзаменах по русскому языку получила двойку. Все четверо, пожелавшие поступать, вернулись обратно. Двое из них были круглыми отличниками. Если даже они не смогли пройти испытания, что остается делать Мадине?.. Поэтому она особенно не расстроилась и не переживала. Решила основательно изучить русский язык. Где? Каким образом? Единственная возможность – поступить снова в седьмой класс в соседнем поселке и хорошенько изучить русский язык. Однако в седьмом классе не было мест. И Мадина решила пока продолжить учебу в шестом классе.
Ходили слухи, что на следующий год в поселке откроют среднюю школу. «Если это правда, то мне, может быть, удастся попасть в восьмой класс», ‒ подумала Мадина. Такую возможность никак нельзя упускать. Так решив для себя, она усердно начала изучать русский язык.
Ей удавалось ходить домой к учительнице русского языка Зое Николаевне. Однажды, когда она пришла к ней, учительница пекла блины. Посадила Мадину за стол, дала ей задание, а сама побежала к печи. Потом снова подходила и проверяла заданное упражнение. Не выказывала недовольства, доходчиво объясняла своей ученице нужные правила.
Мадина очень старательно изучала предмет. Она поселилась у женщины по имени Евгения, которая жила с дочерью Марусей. Ей было очень кстати жить с ними, чтобы глубже изучить русский язык.
К счастью, в поселке открылась средняя школа. Мадину охотно взяли в восьмой класс. Мальчишек и девчонок, окончивших семилетнюю школу примерно в одно время, собрали в один класс. Большинство – из одной деревни, даже из одного класса. Поэтому они были дружные и сплоченные. Лишь несколько ребят было из соседних деревень.
Мадина села за первую парту, втроем с соседками Салимой и Рамзией. Все передние парты были заняты девочками, а ребята расселись на задних партах.
Начался учебный год. На переменах учащиеся шумят, галдят, играют и веселятся. Мадина же сидит себе спокойно и читает. Ей очень нравится читать. За книгой забывает обо всем.
Сегодня поведение одноклассников показалось ей необычным. Девчонки тихо разговаривали, много и ехидно смеялись, потом перешли в шепот. Сами все время посматривали в сторону Мадины.
Ребята, собравшись в группу, с грустными лицами тихо о чем-то шептались, казалось, будто кого-то жалеют.
Это странное поведение одноклассников, перешептывания насторожили Мадину. Она подняла голову и прислушалась к их речи. Что могло случиться? Что за секреты у них? А-а-а, кто-то в кого-то влюбился! Тоже мне, нашли чему удивляться. Пришло время, и влюбился. Только она не вникла, не уловила, кто в кого влюбился. Если подумать, то и Мадине семнадцатый год пошел. Она еще ни разу не влюблялась. Единственное ее желание – хорошо учиться. Также и не замечала, чтобы она приглянулась кому-то. Интересно, в кого бы она могла влюбиться? Девушка посмотрела в сторону ребят. Вон Борис. Очень длинного роста, его густые черные брови свисают на глаза, создавая неприятное впечатление. Мадина часто улавливала его взгляд на себе. Но ей ни разу не приходила в голову мысль, что он, возможно, в нее влюблен. Ба! Вот и сейчас он, оказывается, уставился на нее! А она его и не замечает. У него есть отец, они живут зажиточно. Сын богатого человека не сочтет себе ровней такую, как она. Афзал. М-м-м… У него большие черные глаза, густые и черные, как деготь, волосы. Глаза какие-то игривые. Мадина его даже немного побаивается и старается быть подальше от него. Он тоже из богатой семьи. Идель… У него тоже есть отец. Мажит? И у него отец есть, и живут тоже в достатке. Вон Махмут. И они живут безбедно… Да-а-а, с отцом жить, конечно, намного легче. Субханалла! (Хвала Аллаху!) Смотри-ка, у многих, оказывается, есть отец. Замир… Словоохотливый парень, шутник. Не сказать, что красавец, но симпатичный. Они – богаче всех. И поэтому ему все нипочем. Никаких забот. Семья у них дружная. Живут в полном достатке. Их дом находится как раз там, куда Мадина ходит за водой.
У них усадьба большая, как у помещика, и заметно отличается от других домов. Стоит особняком. Высокий, плотный забор мешает обозрению. Всегда запертый. Во дворе злая собака. Поблизости домов больше нет. Когда Мадина нечаянно уронила ведро в колодец, она за помощью пошла к ним. Но не смогла войти во двор. Кричала, звала на помощь и стучалась, но никто не вышел. Мадина слышала, как внутри скрипнула дверь, однако никого не увидела. Только разъяренная собака продолжала громко лаять и злобно рычать.
«Погоди-ка, зачем они тебе сдались, эти ребята?» – подумала Мадина, злясь на себя, и отвернулась от них. И тут увидела, что только один из учеников, понурив голову, сидит за партой, когда все, собравшись в кучу, тихо шушукаются и посмеиваются. Ему ни до кого нет дела, он никого не видит и не слышит, погруженный в свои мысли. О чем он грустит? Почему он не со всеми? Мадине стало его жалко. Может, это над ним насмехаются девушки? Ей захотелось подсесть к нему, узнать, в чем причина его плохого настроения, и утешить. Может, дома что-то случилось? Эх, если бы это была девчонка, она бы обняла ее и успокоила. Что же могло произойти? Да всякое может случиться. У него отец погиб на войне. Мать осталась одна с четырьмя детьми. И живут, наверное, впроголодь. Интересно, у кого же он поселился? А ведь это тот самый парень, Василь, который на выпускном вечере заметил, как Мадина неловко себя чувствовала в широком и длинном мамином платье. И главное, подошел ведь и сказал ей об этом. Она до этого и не обращала внимания, где он сидит, и совсем не интересовалась им, даже не заметила, что они учатся опять в одном классе.
Смотри-ка, оказывается, симпатичный парень! Светлое продолговатое лицо, широкий лоб, глаза голубые, как ясное небо. Очень миловидный, надо сказать, красивый парень. Странно, как раньше Мадина не обращала на него внимания? И вот, увидев его грустное лицо, она начала переживать за него. Ей даже стало жалко парня. У него тоже есть, наверное, свои проблемы. Тот, кто растет без отца, всегда чувствует себя обделенным.
У девушки мысли запутались. Она старалась вчитываться в книгу, но в голову ничего не лезло. А одноклассницы все перешептывались и перешептывались, то и дело бросали взгляд то на Василя, то на Мадину. Ну и пусть себе шушукаются.
Мадина смотрела на Василя, будто увидела впервые. Ей захотелось узнать причину его грусти и поддержать его. Она готова была ему помочь, если потребуется. Вот ведь как бывает, она до этого даже не замечала его присутствия в классе и жила себе спокойно. А сегодня этот парень вдруг неожиданно привлек ее внимание к себе и проник в ее спящее сердце. Мадина еще раз посмотрела в его сторону. И тут их глаза встретились. Оказывается, он в упор глядел на нее. Она резко отвела взгляд и уткнулась в книгу. Вскоре зазвенел звонок. Ученики расселись по партам. Василь увидел в глазах Мадины живой интерес к себе и чувство готовности помочь, утешить. И глаза у него засветились, он взбодрился. Ему стало так легко и радостно, что, казалось, в эту минуту он готов был свернуть горы.
Учительница вызвала Василя к доске. Проходя мимо Мадины, он тихо, чтобы никто не услышал, шепнул ей, чтобы она подсказывала ему. Мадине учеба дается легко. Она всем подсказывает. Некоторые быстро улавливают и начинают отвечать уверенно. Она рада, что может как-то помочь одноклассникам. Есть и такие, которые не понимают подсказок. А Василь оказался смышленым, сразу вникает в суть вопроса и отвечает четко и уверенно. Учителя то ли не слышат подсказку, то ли делают вид, что не замечают, отходят чуть в сторону от доски и молча смотрят в окно.
Особенно любит так постоять учительница русского языка на уроках, когда ученики выполняют контрольные задания в виде диктанта или изложения. После прочтения всего текста она просит еще раз самостоятельно прочесть написанное, а сама отходит к окну, встает спиной к классу и делает вид, что за окном за чем-то наблюдает. Тут начинается тихий галдеж. Все друг у друга списывают, исправляют ошибки. Василь только и ждет этого момента. Он быстро встает из-за парты, тихо, как кошка, подкрадывается к Мадине и дает ей свою тетрадь для исправления ошибок. Затем быстро возвращается на свое место. Остальные списывают у него. Мадина и сама подсказывает тем, кто просит. Возможно, потому, что она училась в русской школе, тесно общалась с русскими детьми, в классе она лучше всех знала русский язык. И всем охотно помогала.
Как только учительница поворачивается к классу, шум стихает. Все сидят смирно, как ни в чем не бывало. Так продолжалось каждый год. В итоге отстающих и двоечников не было, и все успешно переходили в следующий класс.
Мадина невольно чаще стала поворачивать голову в сторону Василя. Симпатичный. «Он тоже сирота, с ним можно дружить», ‒ подумала она.
В двух юных сердцах зарождалось доселе неизведанное чувство. Они этого и сами не замечали, и не совсем понимали, что с ними происходит. Их души с каждым днем все сильнее тянулись друг к другу. Зародившееся чувство росло и крепло. Когда их глаза встречались, они без слов понимали друг друга, по первому зову готовы были прийти на помощь друг к другу.
«Эй ты, Мадина! Не смотри на него так часто! Знай свое место. Не забывай, что у тебя косоглазие. А он вон какой красивый, статный, остроумный и находчивый, очень резвый, прямо как огонь. А ты? Не ровня ты ему! Заруби это себе на носу!» – так Мадина мысленно не раз себя предупреждала и пыталась отгонять зарождающееся чувство.
А внутренний голос (а может, это наущения шайтана?) говорил: «А почему нельзя? Ты тоже не из робкого десятка. Не сказать, что некрасивая. Стройная, как береза. Черные брови четко начерчены красивой дугой. Длинные, густые темно-русые волосы, заплетенные в две тугие косы, ниспадают до талии. И на вид очень даже миловидная. Ты уж не принижай себя». И все же нужно быть сдержанней. О Аллах! Как же мне быть? Размышляя таким образом, Мадина запевала про себя:
Парень видный и красивый,
Ничего не скажешь.
Хоть и знаю: мы – не пара,
Сердцу не прикажешь…
Мадина росла в строгости, была нелюдимой, застенчивой и замкнутой. Ее мать своих детей особо не баловала, не давала им воли. В клуб, на танцы ходить не разрешала. И со своими сверстниками девушке не приходилось общаться. В теплые летние вечера молодежь собиралась за околицей. Играли, шутили, пели и танцевали – весело проводили свободное время. Дочери мать строго запретила ходить туда. Она была категорически против таких гулянок.
Однажды, возвращаясь от дяди (брата отца), Мадине удалось попасть на вечеринку. Тут одна девушка, ничем непримечательная на вид, но считавшая себя красивее всех, резко дернула ее за руку и грубо накричала на нее: «А ты здесь что делаешь? Прочь отсюда! И не показывайся здесь больше!» После этого у Мадины долго болела рука. Видно, растянула тогда. Больше она в ту сторону и не глядела.
Одноклассница Салима, проживающая по соседству, по пути в клуб зашла к ним и попросила маму Мадины: «Тетя Хамида, отпустите, пожалуйста, Мадину со мной в клуб!» Но мать резко и бесповоротно ответила ей: «Не пойдет! И не будет ходить!» Салима немного постояла у двери и пошла одна. Она появилась и на другой день. «Тетя Хамида, ну разрешите уж, пожалуйста, нам вместе пойти в клуб!» – умоляла она. Но мать твердо стояла на своем. «Раз сказала, что не пойдет, значит, не пойдет! Салима, ты больше не ходи к нам и не подговаривай ее».
После этого Салима вовсе перестала заходить к ним. Мадине становилось грустно, когда она видела из окна, как Салима направляется в сторону клуба. Мать успокаивала дочь: «Я беспокоюсь за вас, переживаю. Доченька, боюсь, в подоле принесешь. Отец ваш погиб на войне. Я в ответе за вас перед его светлой памятью».
Дети не могли перечить матери, слушались ее. Когда она была грустная и встревоженная, боялись даже шелохнуться, тихо сидели и разговаривали шепотом. Мать с утра до ночи работала в колхозе. Вся работа по дому лежала на их плечах. По-другому и быть не могло, ведь их было много. Кто будет помогать матери, если не они?
…Соседская девушка Асия каждый раз, проходя мимо их дома, не давала Мадине проходу. Как только увидит, что она вышла на улицу, тут же прибегает и всячески обзывает, дразня ее: «Косая, слепая! Плакса!» и толкает прямо в крапиву. И доводит ее до слез. А Мадина, тихая и стеснительная, грубить не умеет и ничего не может сказать ей в ответ.
И в этот раз она упала прямо в крапиву и, расплакавшись, пошла домой. Мама была дома. Узнав, в чем дело, тут же побежала к соседке. Мадина так и не узнала, о чем они там говорили, но после этого случая Асия больше к ней не приставала, ходила тише воды ниже травы.
А когда училась в соседней деревне, чего только не позволяла себе дочь хозяйки квартиры Маруся! Она всячески обижала и унижала ее, дразнила и обзывала. Маруся училась классом ниже, и по возрасту Мадина была старше. Несмотря на это, Маруся не давала девушке покоя, без причины грубила ей, ругалась, дразнила и обзывала. Мадина не могла перечить ей и доказывать свою правоту не решалась, ведь Маруся – хозяйская дочь, и себя она чувствовала полной хозяйкой в своем доме. Мадина – девушка худенькая и хрупкая. А Маруся не по годам рослая, здоровая. Начала поднимать руку на Мадину. Мало того – съедать ее скромные запасы еды: картошку, хлеб, принесенные из дома. Мадина пыталась объяснить хозяйке, что ее дочь житья ей не дает. Но Маруся не слушалась и мать, в школу толком не ходила. «Ты – бедная и убогая! Слепая! Косоглазая! И ты еще чем-то недовольна? Знаешь, я с тобой могу сделать все, что захочу. На, забирай свой хлеб!» – так она дразнила ее и надсмехалась над ней. «Ха-ха! Держи карман шире! А-а-а, слюнки текут?! А вот и не получишь свой хлеб!» – сама смеется, довольная своей выдумкой. Мадина знала, что из ее рук уже не отнять хлеба.
Такие ее выходки повторялись изо дня в день. Наконец, удалось переселиться в другую квартиру. При таких нетерпимых унижениях можно ли думать о любви? Ей еще нужно учиться, почувствовать себя не овечкой, а человеком, доказать себе и другим, что она тоже имеет право жить так же, как все.
* * *
Начались осенние дождливые дни. Идет дождь со снегом. Под ногами грязно. Учащиеся собрались домой, в свою деревню. Дорогу разделяет река Юрюзань. Через нее только на лодке можно переплыть. Нет ни моста, ни парома. Путники остановились на берегу реки. Лодка была на противоположном берегу. На душе у ребят было тревожно. Вода в реке мутная, она начала замерзать, а сверху плавали куски льда.
Как только лодка подошла к берегу, ребята быстро заполнили ее. Лодка уже была полная, и вода почти доставала до ее краев. Одна Мадина осталась на берегу. Она стояла, гадая, сесть или нет. Если сядет, то от перегруза лодка может пойти на дно. А если большие льдинки заденут ее, то она может и перевернуться. Река в этом месте страшно глубокая. Однажды уже был такой случай. Лодку одного мужчины опрокинуло глыбой льда, и он утонул в реке.
Мадина не решалась сесть в лодку. Не дай бог, вдруг лодка перевернется, и все окажутся в воде. Не все умеют плавать. Упаси господи! Пусть сначала лодка переправит их на ту сторону, а я дождусь следующего рейса, подумала она. Но потом ей придется идти домой одной. Страшновато. Друзья молча смотрели на нее и ждали. И лодочник молчал.
Василь, чуть наклонившись, осторожно осмотрел борта лодки и подмигнул Мадине, давая знать, чтобы она зашла. «Не бойся! Не утонем!» – говорили его глаза. Мадина осторожно села в лодку. Лодочник начал грести. А путники… боялись даже дышать. Вода мутными волнами ударяла о края лодки. Наконец-то они приплыли к берегу. Ребята друг за другом выпрыгнули на землю. Все облегченно вздохнули, ведь опасность миновала. Но впереди было еще одно испытание. Если благополучно перейдут и через реку Атау, тогда можно будет успокоиться. Перекладины, по которой всегда переходили на другой берег, на месте не оказалось. Из-за долгих непрекращающихся ливней ее унесло течением. Все ахнули. Кто-то попытался перейти реку вброд. Хотя она казалась узкой и неглубокой, вброд перейти ее было невозможно. Осмотрелись, нет ли рядом бревна или доски, чтобы перекинуть через реку. Ничего не нашлось. Решили идти вдоль берега. Внимательно разглядывали, нет ли упавшего дерева или мелководного места, откуда можно было бы перейти реку вброд. К сожалению, ничего подобного не было, а река все так же бурлила и пугала. Здесь не было лодочника, который бы переправил их на другой берег.
Километра два шли по берегу, поглядывая вокруг. Вдруг Василь радостно закричал:
– Смотрите, это же готовый мост! Вот эти два дерева с обоих берегов реки, как мост, сцепились ветками друг с другом. Давайте попробуем ползком по веткам перейти на ту сторону!
Хвала Аллаху! Два больших дерева, растущих по обоим берегам, и впрямь тянулись ветками друг к другу, будто два человека, держащиеся за руки.
Ребята, карабкаясь, переходя с одного дерева на другое, на карачках добрались до противоположного берега. Помогая девушкам, и их переправили через реку. Осталась только Мадина. Она испуганно смотрела то на реку, то на сцепившиеся деревья. Эта часть реки узкая, спокойная, тихая, как будто совсем не течет – это значит, что здесь очень глубоко. Мутная стоячая вода вызывает тревогу и страх. Берега реки с обеих сторон крутые и высокие, как стены. Можно ли доверять этим двум деревьям, которые сплелись между собой? Столько человек, хватаясь за их ветки, перешли на ту сторону, теперь они могут и обломиться. Если упадешь в воду посреди реки, тогда что? Она даже плавать не умеет. Такие тревожные мысли только усилили страх Мадины.
– Я буду идти по эту сторону реки, – сказала она одноклассникам.
– Одна, что ли?
– Скоро же стемнеет, не боишься?
– Не говори ерунды!
– Там и дороги-то нет. Вдоль горы сугробы, – в один голос твердили друзья, будто желая ее еще больше напугать.
Некоторые уже отправились в путь. Салима, Ильяс, Рамзия и Василь пытались уговорить Мадину. Она стояла как вкопанная, у нее не хватало смелости залезть на дерево. Василь обратно перелез на ее сторону и подал ей руку.
– Айда, не бойся! Дерево крепкое, не сломается. Давай держись за меня! – сказал он, и девушка, преодолев страх, поднялась на склоненное дерево, держась за его ветки, и осторожно поползла к Василю. Парень, держа ее за руку, помог ей перелезть с одного дерева на другое. Потом, обеими руками приподняв ее, поставил на землю. Они поспешили догнать своих товарищей. Мадина не могла поверить, что и она тоже смогла перейти на другой берег. Ее переполняла радость. Хорошо, что Василь помог. Что бы она делала, не будь его? Но ему самому об этом ничего не сказала, продолжала идти за ребятами. «Какой он смелый и решительный!» ‒ думала она с восхищением. «Тысяча благодарностей тебе!» Но ее тихий шепот никто не услышал. А если бы не смогла перейти через реку и пришлось бы одной идти по той стороне, смогла бы она одна дойти до дома? Вряд ли. Тем более что она не знает точной дороги возле деревни Малихун. Раньше ей никогда не приходилось ходить по тем местам. Если идти по той стороне, то в деревню придется зайти с другого конца. По той улице до ее дома пришлось бы шагать да шагать. Мадина подумала так, и ей от одной этой мысли стало не по себе.
Таким образом, в этот раз они миновали две беды, две опасности на своем пути.
* * *
Зимой все проще. Реки переходить не нужно. Можно идти домой по прямой дороге. И под ногами сухо, и ноги не промокают. А вот весной и осенью, когда идешь по мокрой земле, вода через лапти доходит до чулок, а иногда даже стопы примерзают к лаптям. Зимой – благодать! Если даже споткнешься и упадешь, встанешь, отряхнешься и дальше идешь.
Вот и зимние каникулы закончились. Снова началась учеба. На выходные парни и девушки, шутя и веселясь, возвращались домой в свою деревню. Вдруг кто-то бросил в соседа комочек снега. Тот тоже взял и кинул снежный ком в ответ. И веселый зачинщик начал кидать снежки на друзей. Все шумно включились в игру, кругом стало белым-бело, будто началась вьюга! Снежки летят во все стороны! Парни догоняют девушек и запихивают им снег за воротники фуфаек. Те кричат и пищат, убегая от них. Но никто не хочет сдаваться. Все разом, шутя, нападают друг на друга, в лицо ребятам летит снежная пыль. А они набрасываются на девушек, валят их на снег, начинают тискать, пытаясь обнять и поцеловать.
Мадина остановилась и, съежившись, отошла в сторону. По ее лицу было заметно, что ее охватил страх. Сама была готова броситься в бег, как дикая коза. Тут Василь, увидев, как она испуганно попятилась, прибежал к ней и сказал: «Не бойся, тебя не обидим!» Сам крикнул ребятам: «Мадину не трогайте!» И про себя шепнул: «Мою Мадину». Мадина взбодрилась. Оказывается, у нее защитник есть!
Вскоре ребята перестали озорничать, успокоились и дальше продолжили путь. Внезапно начавшаяся игра в снежки так же внезапно и прекратилась.
…Снова наступило жаркое лето. Дует теплый ветер. Школьники возвращаются домой на летние каникулы. Им хорошо и весело шагать под ясными лучами солнца. Впереди лето, каникулы! Ур-ра! Лето манило своими красотами, возможностями, приятными хлопотами, светлыми надеждами, вдохновляло в ожидании веселых и радостных дней.
Дошли до самого большого и красивого луга возле реки Атау, который окаймляют лесистые горы. Река протекает прямо у подножия горы. По ее берегам растут кустарники. Поодаль сплошной цепью потянулись горы. А воздух какой чистый! Эх, как хорошо и привольно на этом широком лугу! Чуть дальше пасутся кони. И пастух рядом. То ли двое, то ли трое мужчин возятся возле коней.
Этот Василь совсем распоясался, как будто ему мир стал тесен. Все шутит, смеется и других норовит рассмешить. Мадина не может оторвать от него глаз. Василь, чувствуя это, еще больше резвится. Ему только этого и надо, чтобы девушка с него глаз не сводила и не перестала любоваться им. Он только и думает, каким бы еще смелым поступком удивить Мадину, чтобы она восхищалась им еще больше. Ему были к лицу его смелость, находчивость и даже проказы.
Вдруг неожиданно невесть откуда Василь прискакал на коне!
Все насторожились и ахнули, глядя на него. Когда же он успел сесть на коня, схватить его за гриву и прискакать сюда? А конь, пытаясь сбросить наездника, рвался вперед еще быстрее и быстрее. Вдруг конь сбросил Василя и ускакал дальше, а парень остался лежать на земле. Мадина сделала шаг в его сторону, ее глаза наполнились слезами. И тут же, заметив, что чересчур разволновалась, сумела взять себя в руки. Но слезы успели хлынуть из ее глаз. Хорошо, что никто не увидел. Представив, что Василь мог умереть, она готова была разрыдаться. Хвала Аллаху, он живой! И ей не пришлось позориться перед друзьями.
Парни подбежали к Василю, наклонились над ним, чтобы проверить, все ли с ним в порядке, попытались поднять его с земли. Прощупали все его тело, пытаясь узнать, не сломал ли чего. Девушки издали с ужасом смотрели на происходящее. Все были в замешательстве, в шоке.
Борис, видимо, успел заметить слезы на глазах у Мадины. «Хоть и косоглазая, а девушка – что надо», – проговорил он про себя почти не слышно. Получается, он только за ней и следил. Все ребята возятся с Василем, а он не отрывает глаз от Мадины, даже слезы ее успел увидеть. Вот тебе на! Другие уловили или нет его слова, но Мадина четко услышала, что он сказал про нее. И ей стало неудобно. Ей хотелось, чтобы другие не догадались о ее чувствах к Василю, и старалась держать себя так, будто ничего не произошло.
Ребята подняли Василя, отряхнули, убедившись, что с ним все в порядке, успокоились и продолжили путь. Линера отругала Василя. Слов, произнесенных Борисом, вроде никто не услышал. Василь, быстро обернувшись назад, стараясь, чтоб никто не заметил, искал глазами Мадину и увидел, как девушка, расстроенная, шла чуть в сторонке от других. Она его жалеет, переживает за него, восхищается им. Значит, любит! Парню стало легко на душе. Он успокоился. «Мадина, милая моя Мадина! Я ведь старался не огорчить, а обрадовать, приятно удивить тебя. Не сердись, пожалуйста», ‒ думал он. «Эх, объяснить бы тебе, что происходит у меня на душе, но боюсь спугнуть. Я же вижу, что ты тоже любишь меня, но почему-то не только от одноклассников, но и от меня стараешься скрыть свои чувства. Я знаю и не тороплю тебя». Он счастливо улыбнулся.
* * *
Шли первые недели нового учебного года. На выходные школьники, как обычно, возвращались к себе в деревню. Сегодня с утра все снова были в школе. Василь нынче сидит сзади, за следующей от Мадины партой. В этом, наверное, кроется особый секрет.
Как бы ни пытались Василь и Мадина скрывать свои отношения от одноклассников и даже друг от друга, про чувство, зародившееся у них в сердцах, давно было известно не только им, но и учителям. Мадина все еще уверяла и обманывала себя, что никто их не замечает и не знает об этом.
Учитель математики Хабиб Биккулович вошел в класс, хитро улыбаясь, у него даже глаза горели по-особенному. Поприветствовав учеников, он бросил на них испытывающий взгляд. Оглядел всех, как будто искал кого-то, и немного постоял в удивлении. В классе было так тихо, что было даже странно для него. Он не услышал привычного гудения. «Что это с ними?» ‒ подумал учитель. Непривычная тишина в классе заставила его принять серьезный вид.
– Кто сегодня дежурный? – спросил он, не подавая вида.
– Я, – сказала Мадина.
– Кого сегодня нет?
– Все в классе.
– А где Курамшин?
– И он здесь.
– А почему его не слышно? Если бы он был здесь, то класс бы гудел.
Мадина растерялась, не зная, что сказать, чтобы не обидеть Василя.
– Почему такая тишина? – опять спросил учитель.
В классе действительно стояла гробовая тишина. Все сидят с поникшими головами. Все сочувствуют Василю, жалеют его и переживают вместе с ним. И на переменах никто не резвится и не шутит.
– У него мама попала в аварию. Он здесь! – ответила Мадина и, резко повернувшись назад, бросила на него мимолетный взгляд.
Василь из-за постигшего их семью горя сидел, понурив голову. Учитель, посмотрев на Мадину и Василя, заметил сильное волнение девушки и хитро улыбнулся. От учителей в школе ничего не скроешь! Они знают, кто чем дышит. Учитель подошел к Василю и положил руку ему на плечо, расспросил про состояние здоровья мамы. Василь тихим, слышным только учителю голосом вкратце объяснил, как все произошло.
Пора жатвы. Колхозники и днем и ночью на поле, не знают ни сна, ни отдыха. Стараются быстрее завершить уборку. Машины отвозят собранный урожай в элеватор. Как назло, прошлой ночью лил дождь. Гора Бурлы очень высокая и крутая. Она примыкает к мосту через старую реку, которая давно высохла. Никто уже и не помнит, как она называется. А название горы говорит само за себя. Оно означает, что здесь логово воров. Они прячутся под мостом и грабят путников. Мать Василя, возвращаясь с работы, спускалась с этой горы и, поскользнувшись, попала под проезжавшую грузовую машину. К счастью, пострадала не очень сильно.
– Не переживай, до свадьбы заживет, – сказал учитель, пытаясь утешить парня.
* * *
Василь часто думал, как встретиться с Мадиной наедине. Ему хотелось о многом поговорить с ней. Никак случай не подвернется. Эх, поговорить бы с ней по душам хоть разок! Только где, как встретить ее? Когда? В кино она не ходит. Наверное, нет денег. В клуб и на вечерние гуляния тоже не выходит. В клубе хоть можно было бы поговорить с ней во время танцев, а потом проводил бы ее домой. Василь и Салиме не раз говорил: «Салима, все время одна да одна ходишь в клуб, почему соседку не позовешь? Приведи ее хотя бы раз!» ‒ «Ее мама не пускает!» – был ответ девушки.
И вот сегодня Мадина, сказав, что ей надо зайти в квартиру за вещами, отделилась от товарищей, которые в очередной раз собрались домой на выходные. Василь, услышав это, шепнул ребятам и незаметно отстал от группы. Он повернул обратно и стал ждать. Она снимала угол в доме, у подножия горы, на самой последней улице. Дом был хорошо виден отовсюду. Он наблюдал за калиткой двора: когда же покажется Мадина? Наконец, она вышла, калитку закрыла и направилась к большой дороге, ведущей в их деревню. Василь постоял некоторое время, затем, миновав поселок, догнал ее.
– Я после уроков зашла к себе в квартиру, забрала кое-какие вещи. А ты почему отстал от группы? Ты же вроде был с ними.
– И у меня были дела, – ответил Василь.
Мадине стало весело на душе. «Вот как хорошо! А я переживала, что одной придется идти домой по зимней дороге. А тут и попутчик нашелся, да еще какой!» – обрадованно подумала девушка.
Они, оживленно разговаривая, шли рядом. И даже не заметили, как быстро добрались до деревни. В этот раз путь обоим показался короче обычного, хотя расстояние немалое – двенадцать километров.
Когда до их деревни оставалось совсем рукой подать, Василь вдруг решил свернуть на узкую тропинку возле дороги, где на снегу виднелось всего несколько следов, и сказал Мадине мягким голосом:
– Дальше я пойду по этой дорожке, а ты иди по проселочной, хорошо? Он посмотрел на нее каким-то особенным, притягательным взглядом. Этот взгляд выражал чувства душевной теплоты, нежности, уважения.
– Почему? – спросила Мадина.
– У меня здесь есть кое-какие дела, – уклончиво ответил парень.
Мадине вдруг стало грустно. Дальше она зашагала, незаметно для себя тихо припевая:
Ах, зачем твои глаза
Так томно смотрят на меня?
Не пойму, какие силы
Влекут меня, к тебе маня?
«Почему он так внезапно повернул и пошел по заснеженной, почти невидимой тропе?» – печально подумала Мадина. Пройдя немного, она увидела, как односельчане ворошили большую скирду и грузили на сани. Они, то и дело отвлекаясь от работы (видимо, пытаясь узнать, кто идет), издали рассматривали девушку. Расстояние было большое, и она не смогла узнать их.
Ах, вот в чем секрет! Василь ушел по другой дороге, чтобы односельчане не увидели их вместе и не пустили по деревне слух о них. Вот где собака зарыта! Ну и сообразительный же этот Василь! И вправду, если они увидят их, то такие сплетни пойдут, только держись. То-то так долго и пристально смотрели на нее, один даже пытался разглядеть, приставив руку ко лбу.
Теплые чувства к Василю у Мадины с каждым днем росли и крепли. Она вдруг поняла, что Василь для нее стал близким человеком и что она все чаще начала думать о нем. Но никому, в том числе и Василю, старалась не показывать своих чувств. Дала себе слово, что не будет с ним откровенничать, постарается находиться подальше от него, меньше общаться с ним и даже перестать улыбаться при нем. Никто не должен догадаться, что она его любит, даже сам Василь!
* * *
В один из учебных дней выпускников школы решили свозить на машине в районный центр. Мадина сказала классному руководителю: «Я, наверное, не поеду. Все равно не останусь в деревне. Попробую подать заявление в институт. Может, смогу поступить». Но учитель сказал: «А ты съезди! Весело будет прокатиться на машине вместе с друзьями». После этих слов она решила съездить в райцентр.
Пока Мадина разговаривала с учителем ‒ ехать или не ехать, одноклассники все успели рассесться по местам. Водитель завел машину.
– Айда, айда! Залезай скорее в кузов! – крикнули ей девушки.
Мадина залезла в кузов и увидела, что свободного места не осталось. Только хотела обратно слезть, тут ребята ее остановили.
– Тебе оставили место. Иди, садись! – сказали они. Свободное место оказалось рядом с Василем. Мадина немного замешкалась, размышляя, садиться или нет. На задней части кузова находились одни парни, а девушки все сидели впереди. Она вынуждена была сесть на свободное место. Хотела прислониться спиной к стенке кузова, а там оказалась рука Василя. Получается, Василь едет с ней в обнимку. Сидели плотно, и Мадине было приятно чувствовать прикосновение Василя. Долго ехали так. Тишина. Все молчат. Каждый, наверное, думает о том, что его ждет в будущем.
Она вдруг опомнилась. Ба! Ребята смотрят на меня и, наверное, думают, что сижу в обнимку с Василем, и разнесут потом молву по всей деревне. От этой мысли у нее екнуло сердце, стало неловко. Хоть и не хотела этого, но попросила Василя: «Убери, пожалуйста, руку сзади, у меня спина разболелась». Самой стало немного грустно. Василь нехотя убрал руку и сильно расстроился.
Машина остановилась перед районным Домом культуры. Все зашли внутрь здания. На сцене с двух сторон были развешены флаги. Висели плакаты, призывающие выпускников школы остаться работать в колхозе. И выступающие тоже говорили только об этом. Сотрудники из райисполкома и отдела образования, учителя школ района ‒ все в один голос призывали молодежь остаться на селе. Среди выпускников не было желающих выступить. Видно, никто не горел желанием остаться в деревне.
В завершение совещания учащихся попросили поднять руки, кто хочет работать в колхозе. В протоколе не забыли отметить, что за данное предложение проголосовали единогласно.
На обратном пути Мадина уселась рядом с девушками. Ехали молча. У многих настроение было грустное. Их беспокоила неопределенность будущей жизни.
Ребята уйдут, наверное, в армию. Они уже готовятся, с нетерпением ждут призыва. Их дальнейший путь определен. Девушки попытаются поступить учиться. Кто-то выйдет замуж. Еще неизвестно, останется ли кто-нибудь в деревне?!
Приехав в свою деревню, все тихо разошлись по домам.
(Окончание в следующем номере)