Все новости
Пути-дороги
4 Января 2023, 14:49

Камиль Зиганшин. Куско - столица инков

В Арекипу вернулись в сумерках и почти сразу пересели в автобус, направляющийся в Куско – древнюю столицу империи Инка, именовавшуюся на языке индейцев племени кечуа – Тавантинсуйу (Земля четырёх сторон мира). В неё входили территория Перу, Боливии, Эквадора, частично Чили, Аргентины и Колумбии.

Ехали всю ночь. Судя по карте, дорога петляла по весьма живописным местам, но воочию убедиться в этом из-за темноты мы не могли.  

К городу подъехали с первыми лучами солнца, осветившими множество ярко-оранжевых квадратиков, густо покрывавших овальную впадину и отчасти склоны гор. Если до этого в Перу мы повсеместно видели крыши, покрытые листами оцинкованного железа и профнастила, а то и просто плоские бетонные площадки с нацеленной в небо арматурой, то здесь все крыши двускатные, крытые черепицей.

Аэропорт в Куско, как и в Лиме, почему-то оказался посреди города, да и железная дорога петляла буквально в нескольких метрах от зданий.  

Несмотря на ранний час, тротуары заполнены бегущими трусцой мужчинами и женщинами самых разных возрастов. Я и не предполагал, что индейцы – такие ярые приверженцы здорового образа жизни. Ещё одно наблюдение: мы до сих пор не видели в Перу ни одного курящего. В это трудно поверить, но со зрением у нас с Эмилем всё в порядке.  

Впадина, в которой раскинулся Куско, находится в Священной Долине реки Урубамба, являющейся главной осью всей инкской цивилизации. Инки были уверены, что Млечный путь на небе всего лишь отражение этой реки. Название города переводится с кечуа как «Пуп Земли». До колонизации испанцами в нём жили представители верховной знати, жрецы и их слуги.

Защищали город отряды воинов, несущих службу в хорошо укреплённых крепостях-городищах, разбросанных по всей долине и на подступах к столице. К каждой крепости вели узкие тропы, часть из которых представляли собой тесные тоннели в горных массивах. Под мощными крепостными стенами инки выращивали на террасах маис, картофель, бобы и поливали их водой, стекавшей с ледников.

Центральная часть Куско расположена на высоте 3 400 метров, а окраины взбираются на сто – триста метров выше. 

Современных зданий мало. Большинство построек XVII–XVIII веков и выполнены в колониальном стиле. Как ни старались завоеватели придать Куско типично европейский вид, стерев с лица земли следы «языческой» культуры, им это оказалось не под силу – настолько основательны и прочны были сооружения инков. Поэтому потомки конкистадоров вынуждены были надстраивать свои храмы и здания прямо на не поддавшихся разрушению стенах и фундаментах. При землетрясениях их новоделы рушились, а инкские постройки даже трещин не давали – фундаменты и стены, сложенные из точно подогнанных друг к другу блоков из природного камня разных размеров, благодаря системе пазов и многоугольных выступов, были сцеплены столь крепко, что дома и дворцы сохраняли целостность даже при самых мощных толчках. 

При этом кладку делали без раствора!

И ещё один любопытный факт: в перуанских постройках встречаются блоки, имеющие один-два трапециевидных выступа. Такой технологический приём встречается, кроме Перу, ещё лишь в одном месте планеты. А именно – в облицовке египетских пирамид на плато Гизы. Как объяснить наличие такого специфического архитектурного элемента в двух столь удалённых во времени и пространстве цивилизациях?! 

 

Поселились мы в небольшом отельчике в узеньком проулке (настолько узком, что и маленькому грузовичку не проехать), мощёном, как и все улицы в старой части Куско, твёрдым вулканическим камнем, прямо у стен громадного монастыря Санта Доминго. Прежде на его месте красовался храм Кориканчу, воздвигнутый специально для главного божества инков – Инти, дарителя жизни. От него, как утверждали жрецы, и вёл своё происхождение основатель правящей династии – Инка.

Стены храма, их называли Золотыми стенами, в те времена были облицованы семьюстами листами золота, каждый весом по два килограмма. А крыша покрыта позолоченными листами. Благодаря этому храм так сверкал на солнце, что был виден отовсюду.

В главном зале Кориканчу находился огромный диск из чистого золота – символ Солнца, укреплённый на алтарной стене таким образом, что солнце, вставая, отражалось в нём, и диск сиял нестерпимым блеском. А на противоположной стене висел диск, отражающий лучи заходящего светила. Видя утром и вечером ослепительный свет, трудно было не уверовать в силу Богов.

На внутренней площади храма – Солнечном поле – стояли золотые статуи пум, ягуаров, лам, змей в натуральную величину. Тут же «росло» целое поле золотого маиса. По свидетельству конкистадоров на каждый початок приходилось не менее 0,3 килограмма золота. На ветвях деревьев сидели золотые птицы, на цветах – бабочки. Их крылья, благодаря пластичности сусального золота, были такими тонкими, что просвечивали. Интересно, что солнечный луч, проходя сквозь такой лист, приобретал зелёный цвет.

Всё это говорит о том, что для инков золото было, прежде всего священным металлом, олицетворяющим своим тёплым блеском солнечные лучи, дающие жизнь всему на Земле. В остальных храмах на самом почётном месте обычно располагался огромный золотой диск с глазами-самоцветами. К сожалению, вся эта рукотворная красота была переплавлена «культурными» испанцами в звонкую монету и слитки. 

Большая часть стен Кориканчу устояла перед вандализмом испанских строителей, и мы имели возможность увидеть, с какой точностью подогнаны друг к другу многотонные каменные блоки. В особо ответственных местах камни скреплены Т-образными пазами, в которые заливали расплавленное серебро. Застывавший профиль, похожий на рельс в разрезе, соединял блоки намертво.

Сейчас по стенам, сложенным из древних камней, видевших множество пышных церемоний в честь верховного Инка, лупят потёртым мячом черноголовые пацаны. Таковы парадоксы истории!

Затем мы осмотрели другой архитектурный шедевр – кафедральный собор на центральной площади Оружия. (На ней в 1572 году был казнён последний наследный инкский вождь – Тупак Амару.) При всей внушительности этого сооружения оно поражает удивительной лёгкостью и воздушностью линий. На стенах, выложенных из светло-серого камня, – громадные картины с сюжетами из жизни Христа и Девы Марии, отделённые друг от друга резными панно из красного дерева. Своды белые, не давят. На устремлённой в небо колокольне уже 300 лет висит семидесятипудовый колокол из золота.

Акустика внутри храма изумительная! Когда мы вошли, на клиросе торжественно и проникновенно пели мою любимую «Аве Мария». Потом мне весь день чудилось, что с небес продолжает литься эта божественная мелодия! 

Как ни старались испанцы, в архитектуре здешних католических храмов всё же заметно влияние культуры инков. Так, например, костёлы увенчаны не остроконечными шпилями, а полусферами. 

В Куско дух древней цивилизации ощущается на каждом углу. Поэтому туристов, несмотря на конец сезона, здесь и сейчас довольно много. Горожане приветливы. Порой кажется, что они и живут тут лишь для того, чтобы демонстрировать гостям уникальные достопримечательности своего города.

До темноты успели  подняться на столообразную, господствующую над городом вершину, на которой возвышаются руины крепости Саксайуаман (в переводе с кечуа – Хищная птица серокаменного цвета). Эта цитадель с тремя вместительными башнями, десятками бастионов и мощными, зигзагообразными стенами в три ряда, сложенными из циклопических, тщательно обработанных блоков, являлась центром хорошо продуманной оборонительной системы столицы империи. Правда, в последние годы учёные склоняются к версии, что это была не только крепость, но и крупнейший религиозный центр.

Во внутренних помещениях Саксайуамана имелись хранилища для зерна, ёмкости для сбора воды, лестницы для подъёма на дозорные площадки. От главных башен в город вели подземные ходы. Крепостные стены сложены из глыб гигантских размеров. Вес некоторых монолитов достигает 350 тонн при высоте 8,5 метров!!! (Для сравнения – вес самого тяжёлого блока в египетской пирамиде фараона Хеопса «всего» 15 тонн). При этом камни разной формы так плотно подогнаны друг к другу, что в стыки между ними невозможно даже лезвие просунуть. Подобная точность избавляла древних строителей от необходимости использовать скрепляющий раствор.

Для повышения устойчивости сооружений мастера применяли ещё одну интересную технологию, называемую «полигональной». Суть её в том, что углы блоков имеют фигурные вырезы, соответствующие вырезам угла соседнего блока. Благодаря этому достигается максимальное сцепление между камнями. Технология замечательная, но не понятно, как строители, имея лишь простейшие механизмы, умудрялись состыковывать многотонные махины столь плотно, что не оставалось и малейшего зазора?! Не менее поразительно то, что ни на одном из этих блоков невозможно найти следов обработки инструментом, до того все грани ровные. Трудно так же представить, как такие твёрдые, громадные монолиты кололи и перемещали из далёких каменоломен. Как их поднимали и устанавливали на крепостной стене чётко паз в паз? Это не понятно ещё и потому, что инки не знали колеса. Для них круг являлся символом божества – Солнца, и они считали святотатством использовать его для бытовых нужд. Не удивительно, что сам вид этих циклопических сооружений вызывал у первых европейцев суеверный ужас. Они полагали, что здесь не обошлось без участия сатанинских сил.

Учёные же утверждают, что секрет в мастерстве, трудолюбии и организованности инков, а обработка камня велась при помощи самых примитивных каменных, медных и бронзовых зубил. Из строительных инструментов инки использовали только отвес и уровень, представляющий собой удлинённый плоскодонный сосуд, заполненный водой.

Для раскалывания глыб индейцы использовали гениально простой метод: выбивали ряд отверстий и, вставив в них сухие колышки из дерева, постоянно поливали их. Набухая, древесина разваливала монолит в заданной плоскости.

Когда видишь эти громадные сооружения, кроме восхищения испытываешь ещё и неловкость оттого, что мы, имея мощную технику, зачастую не в состоянии повторить достижения древних мастеров. Невольно вспомнился отрывок из книги «Надземное» Елены Рерих: «Однажды, когда Он проходил с учениками мимо циклопической стены, ученики спросили – что есть единение? Мыслитель указал на мощную кладку:  

– Смотрите, как эти камни держат друг друга. Мы не можем сказать, который из них самый главный. Они ничем не связаны, а стоят уже много веков. Их держит лишь естественное соединение плоскостей – единение в одно целое. Люди придумали скреплять камни глиною и разными искусственными составами, но такие построения быстрее разрушаются».

В хрониках сохранились свидетельства о том, что якобы инки рассказывали первым европейцам, что «большие дома» построили не они, а высокие, светлолицые и бородатые строители, такие же, как Виракоча (Творец Мира). Недаром испанские конкистадоры удивлялись тому факту, что некоторые представители индейской знати выглядели точно как европейцы. Может, это были посланники с других планет? Кто-то скажет – бред! Но когда-то учёные утверждали, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот, и тех, кто не соглашался с этим, сжигали на костре.

Как бы там ни было, ясно одно: великие американские цивилизации уникальны и самобытны. Они до сих пор таят массу тайн и сюрпризов.

В настоящее время на поляне перед крепостью ежегодно празднуется Инти Райми (праздник Солнца), отмечаемый в день летнего солнцестояния. На него съезжаются сотни тысяч людей со всей Южной Америки. Праздник начинается с призыва Сапа Инка на площадь Кориканча. Он выходит на неё в красочном костюме, весь увешанный золотыми, серебряными пластинами и драгоценными камнями. Инка испрашивает у Солнца благословления народам, после чего его несут на золотом троне по украшенным цветами улицам в сопровождении жрецов и сановников, одетых в парадные одежды, к крепости Саксайуаман. Там происходит ритуальное жертвоприношение белой ламы и жрецы по пятнам крови читают будущее мира. После захода солнца поджигаются снопы соломы и начинаются ритуальные танцы.

Стоя у неприступных фортификационных сооружений, подобных Саксайуаману, невольно задаёшься вопросом – как многочисленная, закалённая в сражениях армия инков1 уступила двум сотням испанских завоевателей? Ведь по признанию самих конкистадоров индейские воины отличалась высочайшей дисциплиной, выучкой, боевым духом, а превосходно развитая система дорог и складов позволяла обеспечивать военные экспедиции всем необходимым. К тому же в их армии поддерживались высокие моральные устои: мародёрство жестоко каралось, пленников было принято отпускать. Причём побеждённым вождям давали высокие административные должности, а народ завоёванной территории, в случае неурожая, обеспечивался из центра продовольствием.

Инкские императоры резонно полагали, что такой подход сводит к минимуму протестные настроения в покорённых племенах. Об эффективности подобной политики свидетельствует то, что за всю историю существования  государства была всего лишь одна гражданская война, о которой пойдёт речь ниже. (К сожалению, она стала и последней).

Армия имела чёткую иерархическую структуру с десятниками, офицерами. На самом верху стоял главнокомандующий – Сапа Инка (Верховный Инка).  

Все воины были хорошо вооружены. Во время сражения сначала пускались в ход пращи. При сближении с противником – дротики. В рукопашном бою пробивали черепа прикреплённым к плетёному ремню каменным либо золотым шаром с острыми шипами, а кто-то использовал дубину-палицу с медным навершием в виде шестигранной звезды.  

Когда в страну вторглись облачённые в стальные доспехи испанцы на конях, с огнестрельным оружием и пушками, инки прибегли к другой тактике: стали использовать «болас» – три округлых камня, соединённые длинными ремнями, сплетёнными из сухожилий лам.

Такой снаряд раскручивался и с силой посылался навстречу противнику. Ремень обвивался вокруг ног лошади, и та падала, увлекая за собой закованного в латы всадника.

Но, как известно, не все победы одерживаются в открытом бою.

Историки полагают, что одной из основных причин поражения инков было то, что перед началом вероломной экспедиции конкистадоров империя, жившая уже сто лет без кровопролитных войн, была раздроблена и ослаблена борьбой за наследование трона старших сыновей императора Уайна Капака, умершего в 1527 году от чёрной оспы, занесённой уже рыскавшими по северным провинциям католическими миссионерами (разведчиками по совместительству).

В результате этой, по сути гражданской, войны в решающем бою в 1530 году победил, правильнее будет сказать, совершил государственный переворот, Атауальпа (по закону императором должен был стать самый старший из братьев – Уаскар, человек по натуре мягкий и поначалу весьма лояльно относившийся к более младшему брату). Этот трёхлетний кровавый конфликт сильно ослабил империю и разделил Императорский клан на два враждебных лагеря.

Когда в 1532 году на тихоокеанское побережье высадился отряд хорошо вооружённых испанцев под предводительством Франциско Писарро, уже не раз начиная с 1525 года бывавшего здесь с командами меньшей численностью для сбора разведданных, страна ещё не оправилась от междоусобицы и опустошительных эпидемий чёрной оспы и кори. Испанцы выбрали для колонизации самый подходящий момент: ситуация для захвата созрела!

С ними в этот раз была и группа заранее подготовленных переводчиков. Понимая, что империю Инков в лоб не возьмёшь, Писарро стал действовать по проверенному принципу «разделяй и властвуй». К тому времени он уже имел своих людей при дворах обоих инкских владык. Они умелыми наветами не допускали примирения братьев. Тактика интриг в данном случае была особенно эффективна, поскольку прямодушные индейцы не знали обмана. Если человек сказал: «Я твой друг», то это не подвергалось сомнению.

«Благородного идальго» на этом пути не остановили ни доверчивая искренность и душевная чистота, ни беспрецедентное гостеприимство «дикарей».

В подтверждение этому приведу отрывок из письма конкистадора к матери: «…Туземцы не отказывают нам ни в чём. Чего у них не попроси, они охотно с каждым делятся и относятся ко всем так любезно, что, кажется, готовы отдать свои сердца…»

Одновременно Писарро умело склонял на свою сторону и вождей подвластных инкам племён, внушая им, что испанцы пришли сюда «как их друзья и союзники», и сулил поддержку в борьбе за самостоятельность. Гарантировал, что в случае успеха именно их назначит независимыми правителями.

Тем инкам, которые были возмущены незаконным захватом трона Атауальпа, испанцы обещали предать самозванца суду. А самому Атауальпа клялись в дружбе и говорили, что он самый мудрый и самый достойный, что для упрочнения его власти им необходимо объединиться и устранить старшего брата.

Расположив таким образом к себе действующего императора, идальго убедил его приехать в город Кахамарку для дружеской беседы и обсуждения плана дальнейших действий за совместной трапезой.

Оставив своё 30-тысячное войско2 на подступах к городу, Атауальпа вошёл в него в сопровождении пятитысячной свиты, не взявшей с собой, в виду миролюбивости встречи, оружия. Когда вся процессия оказалась на площади, со всех примыкающих к ней улиц на индейцев ринулись всадники, а из окон открыли огонь из мушкетов стрелки.

Инки были настолько ошеломлены подобным коварством, что даже не защищались. Да и что могли противопоставить безоружные люди в одеждах из шерсти и тонко выделанной кожи против мечей и изрыгающих смерть ружей испанцев, закованных к тому же в непробиваемые латы. Кровавое побоище длилось более часа. Свиту императора изрубили, перестреляли, а самого Атауальпа пленили. Из испанцев, естественно, никто не пострадал. Так европейцы до смешного малыми силами добились первой победы.

Стремясь вернуть себе свободу, император Атауальпа, вместо того чтобы отдать приказ 30 тысячам своих воинов, стоявшим в окрестностях Кахамарки, идти в наступление и разорвать на куски две сотни подлых обманщиков и несколько сотен вассалов, малодушно распорядился в качестве выкупа заполнить золотом до потолка комнату, в которой его содержали3. 

Исполняя приказ Верховного Инки, во все уголки империи помчались гонцы-скороходы. Каждый нёс «письмо», состоящее из длинных, разного цвета шнурков, завязанных в сложные узелки и сплетения. Это были кипу – условные знаки для посвящённых: они указывали, куда и сколько золота доставить. (Сохранились кипу, в которых число узелков достигало двух тысяч – целые повести!)

Получив невиданный в истории человечества выкуп, «благородный идальго» распорядился задушить пленника с помощью специального железного ошейника – гарроты, а тело, чтобы жрецы не воскресили, разрубить и сжечь.

Так, пользуясь неискушённостью инков в хитросплетениях двойной дипломатии, империю лишили Верховного правителя. Затем умело перессорили между собой военачальников и вождей индейских племен.

В итоге, мощное государство, являвшееся по запоздалому признанию самих колонизаторов, одной из самых справедливо и разумно устроенных «коммунистических» империй,4 прекратило своё существование. К сожалению, исторически судьба таких государств, как правило, зависит в основном от личных качеств первого лица. Инкам с последним императором явно не повезло. Но мир устроен так, что каждому за собственные деяния рано или поздно приходится платить: покоритель инков Франциско Писсаро был убит своими же соратниками вскоре после победного вступления в столицу империи – Куско.

Огромная инкская империя просуществовала не так долго – чуть более ста лет. (Как рядовое государство значительно дольше – примерно 330.) Но за этот короткий промежуток времени инки сумели включить в границы своей империи почти всю прибрежную и горную часть Южной Америки. Государство имело вдоль дорог целую сеть почтовых станций, расположенных на расстоянии 12–18 километров друг от друга. Самая длинная «магистраль» называлась Тропой Повелителя и имела протяжённость около 6 000 километров! Начиналась она на территории современной Колумбии и, пересекая перевалы высотой до 5 000 метров, заканчивалась почти у самой южной оконечности Чили.

С последними годами существования империи инков связано много легенд и загадок. Одна из них гласит, будто когда император Атауальпа понял, что его обманули, он, желая хоть как-то досадить испанцам, тайком передал верным людям ещё одно кипу: письмо, состоящее из тринадцати разных узелков. Через месяц из Куско на север ушёл тяжело груженый отряд воинов. 

Куда он отправился точно не известно. Учёные предполагают, что, скорее всего, к огнедышащим вулканам Эквадора, каждодневно выбрасывающим из своих раскалённых жерл дымящиеся бомбы и облака удушливых газов. Этот неприютный, покрытый непроходимыми лесами угол лучше всего подходил для спасения ритуальных и золотых сокровищ5 от алчных и ненасытных испанцев. Не случайно среди жителей тех мест до сих пор живы легенды о сказочном Эльдорадо и Городе Цезарей, который, благодаря удивительным способностям просвещённых жрецов, скрыт завесой и недоступен взорам чужаков. Это, конечно, мифы, но иногда как раз они со временем становились реальностью, а то, что не подвергалось сомнению, оказывалось вымыслом.

Предположение, что загадочный Эльдорадо существует, подтвердили и найденные в глухом каньоне Центральных Кордильер в конце XX века пять золотых статуй высотой в человеческий рост. Они были такими тяжёлыми, что для погрузки пришлось прибегнуть к помощи лебёдки. По всей видимости, индейцы бросили их, чтобы оторваться от погони.

Старинные хроники и записки испанских конкистадоров, дошедшие до наших дней, свидетельствуют и о существовании подземного города, состоящего из лабиринта галерей, потайных храмов. В них якобы укрыты золото и священные реликвии, но карта с его местонахождением находится у посвящённых, живущих, как простолюдины. И то у каждого только часть этой карты.

В одном из донесений испанцев говорится о том, что незадолго до того, как конкистадоры вошли в Куско, из Храма Солнца бесследно исчезли мумифицированные тела тринадцати инкских императоров. Они были покрыты нашитыми на одежду пластинами золота с выгравированными сценами из жизни правителя. Вокруг лежали украшения из драгоценных камней. Вместе с ними пропал и золотой трон, установленный на массивной плите, отлитой тоже из золота.

Через 26 лет после захвата Куско один из предводителей конкистадоров Поло Ондегардо по подсказке столичного торговца, подкупленного щедрыми подарками, заполучил три из этих тринадцати мумий. Сняв вожделенные золотые пластины, он приказал солдатам изрубить тела на мелкие куски. Инки, узнав о таком святотатстве, задушили торговца-предателя.

Остальные десять мумий до сих пор не найдены. Возможно, так и лежат в тайных катакомбах под городом Куско или крепостью Саксайуаман. Пока все попытки кладоискателей подступиться к ним завершаются неудачей либо трагедией.

В 1848 году известный оккультист Елена Блаватская обнаружила документ, похожий на план тоннелей, но, когда приступила к поисковым работам, её стали преследовать сильнейшие головные боли. В конце концов она оставила эту затею.

Индейцы утверждают, что любой, кто приблизится к запретной зоне на роковое число шагов, теряет память. В 2003 году испанскому археологу Ансельм Пи Рамба удалось всё же обнаружить тоннель, уходящий круто вниз, но, когда он с напарником вошёл в него, свод обрушился перед ними, и все попытки расчистить завал ни к чему не привели. Мы только на подступах к разгадкам тайн этой уникальной цивилизации.

В древнем Перу столкнулись не только разного технического уровня и оснащения армии, но и абсолютно разные мировоззрения. У европейцев устроить козни, оттолкнуть локтями ближнего, разбогатеть любой ценой считалось естественным и незазорным. Для индейцев же обман, страсть к наживе, жадность, тем более накопительство, считалось презреннейшим из всех состояний, до которых может пасть человек. Было даже постыдно иметь в доме еду, если её не было у соседа.

Согласно действовавшей в стране морали индейцы с детства, с молоком матери впитывали убеждение, что щедрость – это главная добродетель человека. Их учили отдавать другому то, что сами ценят больше всего, и уметь при этом испытывать наивысшую радость.

Один из испанских хронистов записал в конце отчёта о завоеванной стране: «По правде говоря, мало народов в мире имели лучшее правление, чем инки».

Эти люди по нравственным качествам значительно превосходили своих поработителей, но, к сожалению, чрезмерно идеализировали земной мир, устроенный так, что зло и ненасытная жадность зачастую побеждают добро и настойчиво ведут человечество к краю пропасти небытия. Или  к очищению?

Можно утверждать, что инкам удалось создать совершенную социальную структуру, в которой народ был счастлив. Земля, леса, пастбища, все продукты труда распределялись между людьми таким образом, что не было почвы для распрей. Такое общественное устройство и абсолютный тоталитаризм в какой-то степени нивелировал человека, но, вместе с тем, открывал колоссальные возможности выживания и мирного сосуществования людей в многомиллионном сообществе.

Типичного для европейцев конфликта между обществом и отдельным человеком в древнем Перу не было. Но жёсткая вертикаль власти привела к тому, что, когда верховный правитель империи был схвачен конкистадорами, государство превратилось в беспомощное, безвольное образование. 

Империю Инков можно сравнить с гигантским ульем, где каждый на своём месте трудится на общее благо. Но как только пропадает матка – рой обрекается на гибель. 

После казни Атауальпо расчётливые испанцы в 1532 году посадили на трон очередного законного наследника – Тупака Уальпу, а когда он умер (от отравления) в 1535 году, четвёртого брата – Манко Инка Юпаки (был убит испанцами за непокорность в 1544 году). Сажая каждый раз на трон законного наследника, завоеватели как бы говорили индейцам: «Смотрите! Мы ваши друзья. Мы признаём законы вашей империи!» Население успокаивалось и на время прекращало выступления. Это давало колонизаторам возможность обустраиваться и, исподволь запуская свои щупальца во власть и экономику, без тотальной войны устанавливать своё господство. (Это ничего не напоминает?)

Последнее восстание индейцев, наконец осознавших, что их обманули, было подавлено в 1572 году. Тогда же обезглавили последнего законного правителя империи – императора Тупак Амару6, племянника Атауальпа.

Наступил период ассимиляции европейской культуры в инкскую цивилизацию. При всей жестокости католики-испанцы в отличие от англоязычных протестантов не истребляли индейцев поголовно7, а проводили более разумную политику, последним удалось сохранить не только свою культуру, но и языки кечуа и аймара. Причём кечуа, наряду с испанским, стал вторым государственным языком Перу. На сегодняшний день индейцы по-прежнему многочисленны и составляют половину населения страны.

Оглядываясь на мировую историю, испытываешь восхищение перед мудростью и добросердечием российских казаков. Они не переделывали инородцев под свой лад, тем более не истребляли. Если местные желали соблюдать языческие обряды, никто не чинил тому препятствий. И, слава богу, от этого выиграли как русские, так и инородцы.

__________

1 В империи инков каждый мужчина в возрасте от 25 до 50 лет должен был отбыть пятилетнюю воинскую повинность. Поскольку в период своего расцвета на её территории проживало 12–16 миллионов человек (аборт карался смертной казнью всех участников преступления), император легко мог в короткий срок собрать армию в 200–300 тысяч человек.

2 По некоторым источникам, их было 80 тысяч.  

3 Любопытно, что инки не воспринимали золото как нечто сверхценное. Они его называли «потом Солнца», а серебро – «слезами Луны». Более дорогостоящими для них были, к примеру, ткани – ведь на их изготовление уходит так много труда!

4 В империи инков не было частной собственности – всем ведало и всё распределяло государство, заботящееся, чтобы все работали, но при этом никто, в том числе старые и немощные, не голодали, были одеты, обуты и имели крышу над головой. Благодаря строгости и справедливости законов (воровство, коррупция и т. п. карались смертной казнью) в империи практически не было преступности. Считается, что именно история государства инков вдохновила Кампанеллу к написанию утопии «Город Солнца».

5 За первые годы колонизации испанцами из Южной Америки было вывезено 200 тонн золота и 16 000 тонн серебра.  

6 Через 200 лет на этой же площади с особой жестокостью расправились с руководителем освободительного армии индейцев Упаком Умару II (праправнуком Упака Амару) и членами его семьи. После этого испанцами были под корень выкошены самые именитые династии индейской аристократии и даже введён запрет на ношение национальной одежды.

7 Североамериканские племена индейцев (апачи, команчи, ирокезы, навахо, чероки) поначалу тоже гостеприимно встретили английских колонистов, но те, освоившись, приступили к ничем не мотивированному тотальному уничтожению «краснокожих» – охотились на них, как на зайцев. И если южноамериканских индейцев сейчас более 30 миллионов, то на всей территории США их едва ли наберётся два миллиона.  

Из архива: декабрь 2012г.

Читайте нас: