Все новости
Пути-дороги
12 Октября 2022, 11:16

Вадим Марушин. На поклон Иремелю-батюшке

Располагаясь на стыке двух частей света – Европы и Азии, на оживлённейшем перекрёстке исторических торговых путей, Башкортостан занимает большую часть Южного Урала. Седой, овеянный легендами и народными преданиями Урал крепко хранит свои сокровенные тайны, открывая их лишь наиболее преданным и надежным людям. Но порой его сокровища выставлены как бы напоказ, наружу, поражая всех своей суровой красотой и неповторимостью. Здесь и скалы, изрезанные морщинами старины, и отвесные орлиные кручи каньонов рек. Манящие в непредсказуемые таинства подземного мира провалы пещер, постоянно шумящие и низвергающие вниз свои бесконечные струи  красавцы-водопады. Порожистые реки, берущие свое начало на склонах гор! И, наконец, величественные вершины гор, такие как Иремель иль Ямантау.

Иремель – одна из самых высоких и красивых гор Южного Урала. Вблизи неё расположены истоки крупнейших уральских рек – Белой (Агидели) и Урала (Яика). Сама гора Большой Иремель принадлежит к хребту Аваляк, являясь его мощным западным отрогом.

Проект комплексных академических экспедиций, начавших свою деятельность еще в 1768 году, составил великий М.В. Ломоносов. Экспедиция, названная «Оренбургской», под начальством Ивана Лепёхина и Петра Симона Палласа собрала весьма разносторонние сведения о Приуралье. Были уточнены направления хребтов, даны довольно точные их характеристики, описаны речные долины, реки и озера, встреченные карстовые явления. На материалы экспедиций тех лет до сих пор ссылаются многие учёные.

У башкир Южного Урала Иремель был святой горой, восходить на неё запрещалось неписаными законами. Мамин-Сибиряк описал случай, произошедший с оренбургским губернатором, который поднялся на вершину Иремеля и поставил там палатку. Разразилась гроза. Молния убила проводника, а губернатор со своей свитой убежал вниз. «Святой Иремель его пугал», – говорили тогда башкиры.

В 1965 году гора Иремель отнесена к памятникам природы Башкортостана, в настоящее время решается вопрос о присвоении ей статуса природного парка. Привлекательность и ценность Иремеля столь значительна, что туристские группы из других регионов России организуют помощь в сохранении её самобытности. Собирались у подножия горы биологи из Нижнего Новгорода, Перми, Саратова, Новосибирска. Ежедневно силами экологов с территории вывозили по 120 килограммов мусора.

Древние легенды и предания свидетельствуют о богатой истории и ключевой роли Южного Урала в эволюции человечества. Эпос «Урал-батыр», «Акбузат», ряд других устных легенд, сказаний и преданий башкирского фольклора, передают из поколения в поколение народную мудрость, бережно хранят в них свои знания исторических событий этих мест. Греки в древние времена называли Уральские горы Рифейскими. Именно с Волго-Уральским регионом идентифицируется ряд географических объектов священной книги древних индоиранцев – Авесты. В ней река-женщина Рангха или Ардви Сура – сравнивается с Волгой или даже Белой, которую древние авторы (в частности Птолемей) даже считали истоком Волги.

В этой же книге – Авесте – золотой горе Хукарья, то есть Иремелю, придается значение, сравнимое лишь с древнегреческим Олимпом. Не случайно персидские цари в начале первого тысячелетия нашей эры посылали экспедиции на Урал – в горы Хаара Бедайти, разделяющие лежащий в ледяном оцепенении «Мир мрака» (Сибирь) и последнюю из 16-ти стран, созданную верховным богом и отцом всех иранцев Ахура Маздат. Древние источники говорят, что легендарный Заратустра, живший 5 тысяч лет назад на Южном Урале, оставил на горе Иремель сокровенные знания человечества, записанные на золотых пластинах.

Башкиры издавна обращаются к Иремелю с просьбой о помощи, о содействии удаче или иному благому, но трудному делу. Они называют его Поклонной горой. В одной из легенд, касающейся происхождения вершины Кабан, говорится, что у подножья Иремеля жил егет, который был вынужден во время сенокоса отрабатывать долг, взятый им взаймы у бая во время суровой зимы. Бай заставил его скосить всю траву, что росла в окрестности Иремеля. Скосил её егет, сложил в копны, пришел к баю за расчетом. Тот рассмеялся и, показав рукой на Иремель, ответил, что вон твой стог, бери. Расстроился егет. Отошел от бая к подножью горы и стал просить Аллаха о помощи. Вдруг раздался гром и все пять стогов сена, что были сложены им у подножья горы, заходили ходуном, поднялись вверх, затем опустились вниз и окаменели. Две из них – Большой и Малый Иремель до сих пор напоминают своими очертаниями стога сена.

 

И степь, и тундра, и тайга

 

Истосковавшись за зиму по летнему теплу и зелени, мы при малейшей возможности скрываемся от городской суеты и шума. Зелёный цвет растений обладает успокоительной силой, потому на имеющую нескончаемое количество оттенков зелень мы можем глядеть бесконечно долго. И весь этот долгожданный комплекс положительных эмоций можно получить на горе Иремель. Послушать волшебное журчание многочисленных ручейков, прячущихся среди огромных замшелых валунов. Словно исполинские сказочные стрелы стоят золотистые стволы сосен, подпирая синеву неба. Высоченные старые ели с опущенными донизу кронами и стволами, покрытыми корой, словно серо-коричневого цвета броней, поверх которой проступают прозрачные капли смолы.

Профессор И.М. Крашенинников дал краткую, но чёткую геоботаническую характеристику горы, выделив на ней пять вертикальных поясов: альпийский, субальпийский, лесной, лесостепной и степной. В природном комплексе иремельских гор ярко и многосторонне отражены типичные черты ландшафтов высоких поднятий Южного Урала, в том числе и близлежащих хребтов Аваляк и Бахты, Нургуш, Уреньга, Таганай, Зигальга, Нары, Машак и горы Ямантау.

Гора Иремель живописна и доступна. Поэтому туристские маршруты могут прокладываться практически со всех сторон. Даже с севера, представленного труднопроходимыми хребтами Нургуш, Уреньга, Ягодный, Аваляк и некоторыми другими, имеющими спортивные перевалы второй категории сложности. Они уже пройдены и классифицированы уфимскими туристами-горниками под руководством Р. Киреева.

К Иремелю идут и со стороны города Учалы и от деревни Николаевка. Но наиболее доступный и познавательный маршрут проложен к вершине Иремеля от поселка Тюлюк, расположенного в 40 км от автотрассы М-5, соединяющей Уфу и Челябинск.

Административно гора Иремель расположена в Белорецком районе Республики Башкортостан на границе с Челябинской областью. Это двухвершинный массив (Иремельская подкова) с тремя ключевыми вершинами – горами Большой и Малый Иремель и горой Жеребчик.

По преданию, Большой Иремель олицетворяет могучего, сильного и доброго человека. Малый Иремель – его сына, а неподалеку расположенные горы Кабанчик и Жеребчик олицетворяют его домашних зверей. Время не щадит даже этих, казалось бы, вечных гор-исполинов. Каменное «тело» их сложено преимущественно метаморфическими горными породами. Сам хребет Иремель по праву считается олицетворением южноуральской красоты. Горные породы хребта сформированы древними кварцевыми песчаниками, тёмно-серыми или чёрными сланцами. Величественный облик Иремеля представлен ступенями-террасами, увенчанными жандармами-останцами из кварцевых песчаников, каменными котлами и глинистыми пятнами, разбросанными на террасах.

Кажется, что эта гора непоколебима. Не страшны ей ни ветры, ни стужа. Ничего не может нарушить покой её древних, устоявшихся горных пород. Никакие земные силы не сдвинут камни, покоящиеся на склонах и вершине. Но это не совсем так. Несмотря на то, что Уральские горы действительно являются древними, что здесь не может быть сильных движений земной коры, всё же их не назовешь совершенно спокойными. Из наиболее ощутимых и врезавшихся в народную память землетрясений можно назвать то, что произошло 7 августа 1914 года. Оно было оценено в 3 балла. Во время него в домах близлежащих деревень раскачивалась мебель, падали со стен картины, образовывались трещины в штукатурке, понизился уровень грунтовой воды в колодцах.

Ступенчатые склоны горы глубоко расчленены и покрыты преимущественно хвойными лесами, состоящими из ели, пихты и лиственницы. Вершины Иремеля венчают держащиеся до конца июня снега и каменные россыпи, да горные тундры, будто пришедшие сюда с дальнего студёного севера.

Уникален климат Иремеля. Частая и резкая смена погоды с сильными колючими ветрами, достигающими 10 – 13 метров в секунду, которые могут сменяться тихой безоблачной погодой. Зимние метели то образуют наддувы меж каменных глыб, скрывая их и заставляя горовосходителей всегда быть начеку, то оголяют плоские спины камней, превращая их в настоящий каток. Да и морозы здесь могут лютовать нешуточные – градусов под 40 – обычное дело.

По растительности склонов Иремеля и окружающих его хребтов практически можно точно определить стороны горизонта. На восточных подветренных склонах, где осадков выпадает до 400 – 450 мм в год, снежный покров невелик. На наветренных западных склонах осадков выпадает 700 – 1100 мм. Здесь снежный покров более мощный и доходит до 1 метра. Не только зимой, но и осенью нередки снегопады, а туманных дней набирается до двухсот.

Погода всегда необычная, переменчивая: резкий ветер сменяется затишьем, летнее солнце – шквальным дождем с градом, окрестности моментально окутываются туманом. Средняя температура января минус 16, июля – плюс 14.

Ландшафты подвержены закономерностям высотной поясности. Широко представлен пояс горной тёмнохвойной тайги из ели и пихты с редкой примесью других пород деревьев – сосны, берёзы, лиственницы, а иногда и липы. С высоты 1100 метров тайга сменяется криволесьем и густыми низкорослыми стланиками.

С каждым шагом вверх по склону происходит осознанное восприятие смены почти всех природных комплексов, характерных для европейской части России: спустившись по восточным склонам, ощутите аромат трав сухих степей, а поднявшись до высоты в 1300 метров, попадаешь в пояс гольцов, или горной тундры. Здесь плоские вершины и нагорные террасы покрыты зеленеющими мхами, оранжевыми накипными лишайниками с примесью трав, ягодных кустарников и можжевельника.

На востоке видна полоса мелкосопочных предгорий с хребтами Ирендык и Крыкты с кладовыми яшм. К западу и югу раскинули свои угодья заповедники – Южно-Уральский и Башкирский государственный, входящий в состав Национального парка «Башкирия». Вот поляна, прижавшаяся к подножью отрогов Иремеля, словно золотой накидкой покрытая распустившимися цветами купальницы. На неё внезапно, без какого-либо предупреждения может выйти лось, а по осени вполне вероятна встреча с другим лесным исполином – оленем-маралом. Он призывно трубит, возвещая о своей силе и желании помериться силами с соперником.

По цветущему разнотравью пронесётся лиса, спеша к спрятанной в укромном месте норе с лисятами, или безмятежно уставится на вас бурундук в полосатой шубке. Встречи с белками довольно часты – эти неугомонные животные почти не боятся человека. Словно играя в догонялки, они скачут по кронам деревьев, не то, спустившись вниз на землю, встают «столбиком» на задние лапки.

На вершинах Иремеля не слышен гомон певчих птиц. Неуютно им здесь: нет равнинного приволья, привычной пищи – семян кустарников, кущ трав, в которых можно было бы спрятаться и надежно устроить свои гнезда. Лишь бородатые глухари с будто подведенными красной краской бровями, рябчики и перепела прячутся в еловых кронах от всевидящих глаз огромных филинов.

Но стоит только спуститься с гор вниз в разнотравье лугов, как сразу ощутишь неугомонный птичий хор – с соловьиными трелями, голосами красногрудых больших чечевиц, вечно задающими один и тот же вопрос: «виитю видел?».

Об иремельских родниках речь особая. Своим серебряным журчанием они приглашают вас к привалу, отдыху. Ручей – весёлый и неугомонный, с холодной как лёд водой, готов удовлетворить все ваши прихоти. А вода на Иремеле особая, ласковая, радостью человека наполняет, силу в него вселяет и дурные мысли отгоняет.

 

Стёжки-дорожки

 

Маршрут: посёлок Тюлюк (приют турфирмы «Роза ветров») – Большой Иремель – Малый Иремель – исток Белой.

«Тюлюк» в переводе с древнетюркского означает «желание». Задержитесь здесь на некоторое время и совершите небольшие радиальные выходы. Если пройти вверх по течению реки Тюлюк километра четыре, то вы непременно восхититесь «шумами» – Тюлюкским водопадом. То же произойдет и в случае знакомства с порогами, расположенными на красавице реке Березяк, протекающей недалеко от поселка. Кстати, на порогах этой реки ежегодно организуются водные экстремальные туры на надувных пластиковых суднах большой вместимости и грузоподъёмности. С каждым годом любителей-экстремалов, желающих вдосталь «хлебнуть» адреналина, становится всё больше, а это является надёжным показателем привлекательности предложенного маршрута.

От посёлка на Большой Иремель путь неблизкий, но посильный. Вначале дорога идёт вдоль речки Тюлюк – правого притока реки Юрюзань, вверх по ее течению. Затем сворачивает на юго-восток. Пересекает неширокую речку Карагайка и уходит некрутым подъёмом к перевалу. Перевал расположен между южными склонами горы Мельничной и отрогами красивейшего хребта Бакты, вдоль западных склонов которого сформировала себе долину река Юрюзань. Ведущая к перевалу бывшая лесовозная дорога теперь служит надёжной тропой, которая уходит к Иремелю. Огромные «каменные реки» спускаются вниз по склонам Иремеля. Состоят они из кварцевых песчаников, образующих разнокалиберные валуны и угловатые глыбы с самыми причудливыми формами. Они порою достигают объёма в 2-3 кубометра. И весь этот каменный хаос образует труднопроходимые, но живописные «каменные реки» – «курумы».

Своеобразную и живописную природную картину представляют «скальные города», которые расположены не только на Малом Иремеле, но и на окружающих его хребтах – Бахты, Нургуш, Зигальга, Аваляк. Словно застывшие изваяния великолепных творений зодчих Востока предстает «камнерезное творчество» перед взором в виде минаретов, крепостных стен с зияющими бойницами. Или старинных замков, увенчанных причудливыми кладками башен и башенок готического стиля.

В стороне от главной вершины Южного Урала горы Ямантау, к западу от межгорного понижения, простирается хребет Нары, на котором своей неповторимой красотой выделяется гора Ялангас. Вершин с таким названием на Южном Урале немало. Однако Ялангас завораживает своей необычностью, одновременно как бы олицетворяя красоту всех близлежащих «каменных городов» с реками, берущими своё начало у их подножий.

Если вы решили совершить восхождение на Иремель самостоятельно, без помощи проводника, то первый день маршрута считается достаточно сложным, ведь рюкзаки ещё тяжёлые. И, как-никак, предстоит преодолеть путь длиною более 12 км с подъёмом по вертикали на 600 метров. Как известно, привыкание к нагрузкам на маршруте обычно наступает на 3-й – 4-й день. Поэтому в первый день не стоит надрываться, а следует двигаться с перерывами на отдых. Дойдя до ручьев с кристально чистой водой, остановитесь на ночлег. Вглядитесь в ночное небо, усыпанное мириадами звезд, вслушайтесь в несмолкающие переливы журчащих ручейков, а поутру полюбуйтесь красавицей вершиной Малого Иремеля, своей формой напоминающей корону. Вдохните полной грудью целебный воздух наступившего утра, залейте угли тлеющего костра и – в путь.

Впереди маршрут, полный лесных запахов, шёпота ветвей над головой, неумолчного говорка ручейков, скрывающихся меж камней. И именно за этими ощущениями свободы и простора и идут люди на овеянную легендами и сказаниями «поклонную» гору Иремель. Говорят, что примерно четыре тысячи лет назад, по времени совпадающему с действием якобы инопланетного учебного центра «Аркаим», здесь, на Иремеле, был проведен жуткий обряд. Связан он был с библейским жертвоприношением тысяч животных – быков, овец, лошадей, и, самое страшное, людей. Кровь их ручьями стекала с вершины горы. Целью обряда была попытка заблокировать энергетический канал – важную точку нашей планеты, открывающуюся здесь, на Иремеле. До сих пор не угасают убеждения людей в том, что в этом месте на Землю поступает «космическая» (или «вселенская») любовь. То есть поток первичной энергии с необходимой для нас информацией, исходящей со стороны родительской Планеты-Звезды. Именно этот канал является как бы «пуповиной», связывающей нашу Землю с той «материнской» планетой. Той, на которой сначала жили люди, создавшие наш мир.

Идём преимущественно по хвойному лесу из ели, пихты, сосны и лиственницы с примесью березы и осины, по северо-западному склону без ответвлений, направляясь к Малому Иремелю. Затем выходим на так называемую Сенаторихинскую тропу. С высоты 700-900 метров она выходит в елово-пихтовый лес, где начинается более крутой подъём, после него тропа попадает в заболоченную местность с густыми зарослями.

Лишайники-бородачи, свисающие с ветвей и стволов деревьев, напоминают сказочные картины, созданные художниками-мультипликаторами в фильмах-сказках. Становится прохладней, словно оказался в приполярной тайге. Упавшие ели часто перегораживают дорогу, среди каменных россыпей выбиваются наружу ручьи. Понижение высоты деревьев является явным признаком того, что вы подходите всё ближе к вершине, а частое появление полян – верное подтверждение этому. Вот тропа поднимается ещё выше, через просветы полян слева отчётливо видна скалистая вершина Малого Иремеля, а справа – Большого. Это означает, что мы поднялись на высоту 1200-1300 метров.

Тропа у Малого Иремеля подходит к ручью и сворачивает на юг в сторону Большого Иремеля. Это место как нельзя лучше подходит не только для отдыха перед штурмом главной вершины хребта Аваляк, но и обустройства здесь места ночлега в случае непогоды. Если в небе солнце, то времени не теряйте и, перекусив, двигайтесь к вершине: погода здесь капризная, ненадёжная.

Разреженный лес зовётся парковым. Именно по нему и идет тропа. Лес сменяется еловым стлаником, а под ногами вместо травостоя появляется моховой покров – начинается гольцовый пояс Иремеля. Впереди Иремельская седловина с видом на Малый Иремель. Радуют глаз кусты брусники с прошлогодними, но съедобными ягодами, куртинки пушистой ивы и стелющийся низкорослый можжевельник. Мы вошли в очередной природный комплекс – травяно-моховую тундру.

Поднявшись на более высокую террасу, примыкающую к северной подошве Кабана (Большого Иремеля), чувствуем, что под ногами становится суше. Это место местные жители называют Заглавок. Здесь начинается следующая зона – лишайниково-моховой тундры с оленьим мхом, овсяницей, брусникой, голубикой и можжевельником. Осока встречается редко. На плоских «ладошках» камней и выемках видны пятна глины.

У северной и западной подошвы Кабана даже в июле можно встретить снежники. Здесь это не редкость, так как средняя температура месяца около 10 градусов. Подъём на Кабан идёт через сплошное нагромождение камней, покрытых слоем накипных лишайников жёлто-зелёного цвета. Идти трудно. Под ногами – качающиеся камни, норовящие сбросить с себя непрошеных гостей. Холодный ветер несколько остужает взмокшие спины. Дыхание становится частым из-за заметно разряженного воздуха. Но он чист и свеж. Но вот мы и наверху! Под ногами – земная твердь, вознесшаяся на высоту в 1582 метра над уровнем моря. Плоская вершина покрыта большей частью мхами и жёсткой низкорослой осокой. Другим растениям здесь неуютно. Видны многочисленные глинистые пятна и каменные котлы.

Советуем отложить своё восхождение на Малый Иремель и возвратиться для ночёвки к оставленному ранее биваку с костром и ужином.

Начать восхождение на Малый Иремель лучше всего с западной, ближней к лагерю и самой высокой, точки. Все сопковидные вершины стоят в окружении каменных россыпей. Преодолев крутой ступенчатый склон нагорной террасы, где сосны, словно по уступам шагают вверх по трещинам скал, оставляя в них живительные семена и опавшую хвою, вы выйдете на восточную вершину горы. Отсюда открывается удивительная картина, созданная тектоническими явлениями с каменной архитектурой, не подвластной воображению даже самого одарённого зодчего. Особо впечатляют террасы, которые, поднимаясь друг над другом, образуют гигантскую лестницу от Малого Иремеля к Большому Иремелю. А внизу, занимая всю ширину межгорной впадины, расположена грандиозная «каменная река». Она образована обломками горных пород, скатившимися вниз со склонов образующих ее хребтов. И под ними спрятанные от людских глаз текут воды реки Тыгын, берущей свое питание из древнего болота. Вода в реке никогда не замерзает. Восточный борт этой горной долины представлен лесистым хребтом Аваляк. По обоим бортам впадины у нижних горных склонов прямо из леса поднимаются живописные «скальные города» с громоздкими скалами-останцами. Красота да и только! Северо-восточный склон Малого Иремеля покрыт парковым лесом. Через него идёт тропа, уходящая на восток – в Зауралье. Обращают на себя внимание лиственницы с как бы срезанными вершинами – это работа молний. Грозы над Иремелем явление нередкое и довольно опасное.

Если вы решили увидеть исток реки Белой, то спускайтесь вниз по этой тропе, пересекайте курумы и реку Тыгын, а затем поднимайтесь по ней к седловине перевала на хребте Аваляк. Там тропа раздваивается. Одна идёт на юго-восток в сторону старого села Кирябинка, а другая – на восток. У деревни Байсакалово дорога пересекает реку Белую и ведёт на север к деревне Новохусаиново. Как таковой этой деревни уже нет, лишь пастухи живут здесь летом. Километрах в двух от этого места, если идти по тропе в юго-восточном направлении, и находится исток реки Белой – Агидели, считающейся матерью башкирских рек.

 

Агидель – дочь Иремеля

 

Как повествуется в знаменитом эпосе «Урал-батыр», Яик, Идель, Нугуш, и Сакмар были сыновьями легендарного Урал-батыра. Собрались вместе братья и решили новые места себе поискать. И так же, как сделал Идель, один за другим ударили они своими мечами по горам, чтобы, разрубив их, дать людям воду, страдавшим в те времена от засухи. И тотчас же забила, забурлила потоком живительная влага, и побежали во все стороны из разрубленных гор ещё три реки. Зажурчали наполненные влагой родники и ручьи, неся людям радость. Имена всех четырёх братьев-батыров увековечил народ в названиях рек: Идель, Яик, Сакмара и Нугуш.

В далёком 1966 году работник управления «Башкиргеология» Ф.Ф. Чебаевский подарил мне изданную в Челябинске книгу Серафимы Власовой «Герцогиня Акуля». Так вот в той книге приведено практически неизвестное жителям Башкортостана предание о реке Белой. Записано оно С.К. Власовой в 1964 году от Г.А. Вильданова, уроженца деревни Тунгатарово Учалинского района РБ (кстати, эта деревня дала название и удивительной по красоте яшме, из которой камнерезами Петергофской гранильной фабрики созданы ряд шедевров камнерезного искусства). Я более сорока лет хранил эту легенду, лишь изредка знакомя с ней учеников. Она с особой яркостью подчеркнет поэтичность и образность народного языка и фольклора. В косматую, седую старину родилась эта сказка. И была она столь древней, что мало кто помнит её. А сказка эта о девушке смелой и очень отважной, красавице Агидели…

В большой горной стране Сыростана, что лежала в самом сердце Камня-гор (так раньше назывался наш Урал), жил когда-то старик Иремель. Голова его покрылась сединой, под бременем прожитых лет и забот согнулась его спина, а некогда богатырская сила покинула старика. Только в глазах ещё горело пламя могучей силы и такой человеческой воли, которая может опрокинуть горы, остановить грозу и разогнать тучи, может вселить в людей храбрость и отвагу, покорить непокорённых. И любить, любить жизнь, как любить может только молодой джигит…

И любил старик Иремель свои горы, бескрайние просторы за ними – загадочную, уходящую к небу степь. Любил он озера с их бездонной глубиной, тишину лесов и шум родниковой воды. Но больше всего на свете любил он свою дочь Агидель. Она была для него дороже всего на свете, самым дорогим родником, глядя на который он пополнял свои силы. Ведь она была продолжением его рода, его народа.

Мать Агидели умерла давно, и отец один растил дочь. Он научил её храбрости, воспитал равной отважному джигиту по силе и не уступающей древним мудрецам по уму. Недаром когда состязались конники-джигиты в езде на конях или в беге, Агидель всегда была первой. Когда же собирались аксакалы-мудрецы, Агидель не раз помогала им прийти к мудрому решению и положить конец их спорам.

Агидель была на диво хороша собой. Оттого все люди любовались нежностью её лица, подобного горному цветку, что растёт и ныне в горах Урала. Её улыбка, светлая и добрая, была подобна утренней заре, а в глазах всегда мерцала словно капелька росы. Сердце Агидели не познало ещё радости любви, хотя многие джигиты не задумываясь отдали бы жизнь за её улыбку и любовь. Вместе с другими девушками летом она работала в поле, пасла скот, доила кобылиц. А какой кумыс получался у неё! Выпьешь пиалу – и голову закружит, ароматом трав обдаст. Забьётся сердце радостней у человека, и кровь по жилам побежит быстрей. Зимой же она пряла, ткала шерсть, шила из медвежьих шкур одежду для джигитов, расшивая её разноцветными узорами. Одним словом, не любила Агидель сидеть без дела, трудилась, как и все остальные.

А как, говорят, она пела! Все старики и старухи, не только девушки и парни, приходили послушать. В те поры люди пели после работы, когда на землю приходила ночь и всё кругом засыпало. Спали и горы. Даже вершины сосен и елей не качались. Не пробегал и бурундук, на елях не плакали совы.

Вот и говорится в сказке, что хоть и есть на свете много-много гор, но такой тишины, какая бывает только на Урале – в горах, никогда и нигде не услышишь. Послушайте сами. Постойте ночью на одной из гор или заберитесь на какой-нибудь шихан – почувствуете сами, как вокруг вас разливается тишина. Ни единого шороха и звука не услышишь. И всё это будто потому, что, когда пела Агидель, замирали горы…

Так и жила она, как и все другие девушки племени. Но вдруг замолкли песни Агидели, перестала она петь – не до песен стало. Примечали люди, что с каждым годом на горах становилось всё жарче. Придёт весна – и сразу весь снег будто жара слижет. Словно большое-большое чудище откуда-то дышало огромной пастью, из которой шёл огонь и раскалённые ветры. От зноя изнемогали степь и горы. Пересохли все родники, ушла под землю вода. Начали гореть леса. В полях даже полынь пропала. Молили Аллаха люди, чтобы смилостивился он над народом и послал дождя. Долго-долго советовались мудрецы, как спасти людей и скот, как преградить дорогу дракону и его знойным ветрам, вырвать из его пасти воду. Говорили старики-аксакалы. Печально стояли люди, опустив головы. Казалось, не было дороги к спасению от жары. И вдруг с кошмы поднялась древняя старуха. Она вместе с другими слушала мудрецов. Сухая, как палка, воткнутая в землю много-много лет назад, старуха едва держалась на ногах. Кожа на лице её сморщилась как корочка на пареной репе, только что вынутой из печки, а почти мертвые глаза её говорили: «Чужой век я уж захватила».

И вот старуха заговорила, шамкая беззубым ртом. Долго и терпеливо слушали её мудрецы. А когда она прошептала, что спасти народ может только тот, у кого есть крылья, – не поняли её. Хотя знали, что старость редко ошибается. И верно: чем дальше старуха говорила, тем больше открывалось тайн гор и седых преданий. Самая же большая тайна, открытая старухой в тот страшный день и год для народа, была тайна о копье из хрусталя. Ежели кто его найдёт (а скрыто оно в глубине горных кряжей), то сможет пронзить им любой камень, скалу и целые хребты. «И потечёт тогда из расщелин гор хрустальная живая вода, – шамкала старуха, – только живая вода сможет спасти людей и землю от засухи и смерти. Смерть же несёт дракон. Погибнуть он может только от живой воды. Сгинет он – и тогда всё снова зацветет. Но может сделать такое только тот, кто смел, как редкостная птица – большой орлан, мудрый, как все мудрецы нашей земли, чистый душой, как только что родившееся дитя». Замолкла старуха, а люди, не сговариваясь, поглядели на Агидель. Каждый сердцем понял, что это сможет сделать только она – Агидель. Поняла и она слова старухи. Молча поклонилась она народу и отцу за то, что пал выбор на неё. Стала собираться в путь. Не привыкать ей было садиться на коня и скакать по нехоженым тропам, встречаться со зверем лютым и всяких чудищ увидать.

И когда наступила ночь, собрались люди проводить Агидель. А она уж коня за поводок держала. Обняв отца и поклонившись людям, надела она убор воина, села на коня и помчалась в ночь, навстречу… Кому – и сама не знала.

Немало сменилось дней и ночей, много ей довелось встретить диких зверей и страшных чудищ по дороге. Но говорят, что сердце, отданное на подвиг, не боится самых злых зверей и самых жутких страшилищ.

Маленький бурундучок, что знает, как в любую норку можно убежать, помог Агидели, показав ей дорогу к хрусталю. Бурундук юркнул в расщелину скалы, а Агидель, привязав коня к кедру, кинулась за зверьком, поняв, что не просто зверушка крутилась возле неё.

Протиснулась Агидель в расщелину горы и вдруг на большой поляне очутилась. А поляна вся окружена горами, и не простыми, а из хрусталя. Зажмурилась поначалу Агидель, оттого что горы разными огнями отливали. Была тут и чёрная хрустальная гора, и красная, и жёлтая, но больше всего сияла гора из белого прозрачного хрусталя. На траве у самой горы лежало хрустальное копьё, а рядом стояло такое чудище, что Агидель в страхе попятилась назад. Но в это время, откуда ни возьмись, появился огромный красавец лось. Он кинулся на чудище и, подняв его на рога, швырнул в пропасть.

Подняла Агидель хрустальное копье и увидала, что на том месте, где оно лежало, забил родник. И такая была в нём чистая вода, что её можно было принять за капельки ожившего хрусталя…

Взяла девушка копьё, напилась живой воды и помчалась к людям, вновь через зной и мимо огненных зарниц и чудищ. Хрустальное копьё она держала остриём вперед, и перед ним, как и говорила старуха, рушились горы, раздвигались скалы. И однажды вдруг за спиной услыхала Агидель плеск воды. В радости она оглянулась и остановилась: за ней, как самая чистая роса, вода бежала. Она пробивалась за Агиделью сквозь горы, то бурля на перекатах, то, успокоившись, бежала тихо-тихо, то, споря с камнями, весело шумела.

Радостно встретили люди Агидель. А новую реку её именем назвали. И на горе семь древних мудрецов, одетых в белые одежды, подали Агидели самую большую награду их племени – редкостной и смелой птицы крыло, большого орлана. Гору же, на которой Агидель с отцом жила, и по сей день называют в память об её отце – Иремелем.

Вот и закончилось наше «книжное» путешествие. Думается, что оно не оставило равнодушным тех, кто любит и бережет природу родного края во всем её многообразии и величии.

Из архива: август 2011г.

Читайте нас: