Все новости
Литпроцесс
10 Марта 2023, 10:25

Светлана Войтюк. Как помочь подростку овладеть навыками грамотного письма

Изображение от jcomp на Freepik
Изображение от jcomp на Freepik

 Что такое Тотальный диктант? Думаю, что для одних – это что-то наподобие соревнования, игры с самим собой. А смогу ли я, сдюжу ли? Вроде бы в школе пятерка (четверка) была по русскому... Для других (и это, на мой взгляд, бОльшая часть нашего общества) Тотальный диктант – это такой флешмоб, на который и пришел бы, да страшно: ошибок наделаю, будет самому за себя стыдно.

 Так в моей жизни сложилось, что я работаю именно с теми, кто ни за какие коврижки добровольно не придет на Тотальный диктант, потому как не смог научиться в школе грамотно писать (Или все-таки школа не смогла научить?). Их я учу русскому языку как частный преподаватель, то есть репетитор. Для меня репетиторство – это не только способ заработать, но и возможность помочь полюбить русский язык тем, на кого в школе давно махнули рукой и милостиво ставят тройку по русскому, приговаривая: «ну не выгонять же в конце-то концов».

Вы прекрасно понимаете, что к репетитору обращаются только в крайнем случае. Вот и получается, что мне приходится «лечить» от безграмотности тех ребят, с которыми школа не справилась. Обычно причиной безграмотности называют лень, неорганизованность, нелюбовь к чтению и пристрастие к Интернету. Но мне представляется, что главные причины проблем с грамотностью другие, а все вышеуказанные факторы только их следствие. Все, о чем я сейчас говорю, – это мое собственное мнение, это выводы, которые я сделала, основываясь на своем опыте. И мне хочется ими поделиться. Вы, конечно, вольны со мною согласиться или не согласиться.

 Я пришла к выводу, что трудности с усвоением материала на уроках русского языка начинаются в начальной школе. И главная причина этого – нарушения концентрации внимания, проблемы с долговременной памятью и другие особенности, связанные с состоянием нервной системы ребенка. Эти проблемы дополняются такими факторами, как избыточные информационные потоки, хронические стрессы, в том числе связанные с нарушением биоритмов (в Уфе, например, большинство детей ходят в школу к восьми часам утра, когда их родители начинают работу не ранее девяти часов утра). Причин много, это может быть даже антипатия к учителю, вызванная его излишней строгостью и неумением найти общий язык с ребенком. Вот и получается, что ребенок просто физически и психологически не может освоить программу начальной школы. Он не знает, как выполнить то или иное упражнение, заданное на дом, не может отвечать на уроках, так как боится неправильно ответить и получить «двойку». И, следовательно, ему крайне сложно учиться в средней школе, потому что процесс неусвоения знаний уже запущен. Но дети подрастают, крепнут физически, и постепенно, к подростковому возрасту (7-й класс), большинство из них уже вполне способно понять и усвоить то, что было упущено. Если в этот период им умело помочь в стенах школы, людей, любящих и знающих родной язык будет гораздо больше.

Я обратилась за комментарием к начальнику методического отдела Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии, педагогу-логопеду Светлане Владимировне Ведерниковой. И вот что она сказала: «Причины неуспеваемости в начальных классах – это вовремя не исправленные речевые нарушения, вовремя не сформированный фонематический слух, слабая подготовка к обучению в школе, трудности усвоения пространственных и временных понятий, нарушение внимания, процессов запоминая и самоконтроля, а также педагогическая некомпетентность. Есть огромная категория учащихся, которые имеют дефицит внимания и низкий самоконтроль своей деятельности, и поэтому они попросту не видят своих ошибок. Таких детей нужно и подлечивать (ноотропы), и прививать им умение себя контролировать, и, конечно же, умение применять орфографические правила. В этом случае требуется помощь как психолога, так и педагога русского языка».

Основной контингент моих учеников – это мальчики (реже девочки) из 7–11-х классов. Почти все они (и семиклассники и одиннадцатиклассники) допускают одни и те же ошибки на письме. Пишут они, по их словам, интуитивно, то есть с опорой на зрительную память, но без опоры на правила пунктуации и орфографии. То есть уровень ученика 7-го класса и 11-го класса примерно одинаковый. Это подтверждает мое предположение о том, что, отстав от программы еще в начальной школе, они были не в состоянии более-менее удовлетворительно научиться правописанию. Почти все из них допускают ошибки в написании ТСЯ / ТЬСЯ, не проверяют безударные гласные, путают Ъ и Ь разделительные знаки, не имеют понятия о причастном и деепричастном оборотах, ошибаются в слитном / раздельном написании НЕ с разными частями речи и пр. Один из учеников в 7-м классе путался даже в написании предлогов (раздельно) и приставок, не говоря уже обо всем остальном. Сейчас этот мальчик учится в 10-м классе, по русскому языку у него честная «пятерка», ОГЭ по русскому языку летом он также сдал на «5». И я очень жалею, что не догадалась сохранить его тетради и тетради других учеников. Это было бы наглядным доказательством того, что помочь овладеть грамотным письмом (я имею в виду хороший уровень, необязательно отличный) можно практически каждому подростку или взрослому, если только у них нет серьезных интеллектуальных нарушений). Первое, что мы начинаем изучать, – это правила пунктуации. Поначалу только небольшую часть урока уделяем орфографии, но, частично освоив пунктуацию, параллельно работаем и над орфографией. Я ничего не заставляю зубрить, вместо этого учу управлять своим вниманием и логически мыслить. Обычно мои новенькие ученики ставят запятые «по наитию». И вот от этого я их в первую очередь отучаю. Обычно я сравниваю текст с дорогой, по которой водитель (ученик) ведет свой автомобиль. Он не может ехать как бог на душу положит, иначе быть беде (аварии). При вождении автомобиля водитель соблюдает правила движения, вот и мы в тексте должны соблюдать правила пунктуации. Начинающий автомобилист чувствует себя на дороге неуютно, он постоянно находится в напряжении: ему тяжело одновременно следить за светофором, дорожными знаками, пытающимися обогнать его машинами и норовящими перейти в неположенном месте дорогу пешеходами, трудно парковаться между другими автомобилями и пр. Но проходит какое-то время, и водитель выполняет все эти действия легко и привычно, потому что они уже доведены до автоматизма. Езда на автомобиле начинает приносить не только пользу, но и удовольствие. Вот и наша задача – постепенно «стать асами».

Мы учим ПРИЧИНЫ ПОСТАНОВКИ ЗАПЯТЫХ. Как обнаружить эти причины, расписываю по пунктам. 1-й шаг – считаем грамматические основы предложения (обычно основу из существительного и глагола они знают, о других – расскажу им позднее). Сосчитали, если основ две, значит, у нас есть 1-я причина, чтобы поставить запятую (запятые): сложное предложение (рисую его схемы). 2-я причина постановки запятых – ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Это единственная причина, с которой знакомы почти все ученики. Они обычно называют ее «перечислением». 3-я причина – деепричастие или деепричастный оборот, 4-я причина – причастный оборот в позиции после существительного (везде использую простейшие схемы) или же просто оборот, отвечающий на вопрос КАКОЙ, в позиции после существительного. Это могут быть и однородные определения. Но я стараюсь не усложнять объяснение, поэтому использую простую схему: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, КАКОЙ плюс действие или КАКОЙ (2 слова и более). Конечно, тут есть еще различные нюансы (местоимение в качестве определяемого слова, оборот с оттенком причинности и др.), но на первых порах можно об этом не упоминать. Мы еще не раз будем возвращаться к этой теме, а пока нужно просто усвоить главные причины постановки запятых в русском языке, чтобы начать контролировать себя при письме и правильно ставить знаки препинания. А вот 5-й пункт – это предупреждение: будьте внимательны к союзу «И» в тексте, каждый раз просчитывайте, что он соединяет: части сложного предложения (и тогда нужна запятая) или всего два слова – однородных члена (тогда запятая перед «И» не нужна. Повторяющийся союз «И» также оставляем «на потом». ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ И ДВИЖЕНИЯ ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ очень важен при обучении проблемных учеников. И только когда подросток научится учитывать все вышеназванные причины постановки запятых (для этого мы работаем с текстами-упражнениями и пишем диктанты), мы изучаем следующие причины постановки запятых. 5-я причина – вводные слова и конструкции, 6-я причина – приложение, 7-я причина – обращение, 8-я причина – уточняющие члены предложения, 9-я причина – сравнительный оборот не в составе сказуемого, 10-й пункт – все остальные случаи ( несмотря на..., междометия, слова вежливости. У каждого ученика своя «скорость» овладения правилами пунктуации. Очень тяжело дается им нахождение в тексте обособленных определений. Но постепенно ребята начинают справляться с заданиями, и в итоге ВСЕ ученики твердо усваивают правила постановки запятых. Это не значит, что они совсем не допускают ошибок на письме, но ошибки эти редки и уже связаны только с нарушением внимания, ученик сам в состоянии объяснить, в чем его ошибка, и исправить ее.

 Моя задача – эффективно и по возможности быстро научить моих уже достаточно взрослых учеников грамотно писать на русском языке. Я не ставлю цели заставить их заучить все термины, определения и правила, которыми изобилуют справочники и учебники. Но я стараюсь научить их воспринимать язык как систему, где все взаимосвязано. Мои правила таковы: 1. Никакого менторского тона, свободное, доброжелательное общение. Ученику должно быть психологически комфортно, здоровое чувство юмора приветствуется. 2. Нужно объяснять даже самые сложные темы простым языком. Заменять непонятные слова-термины более простыми, использовать образное объяснение). Например, части речи – это разные люди, которые ходят на работу в предложение, и там у них разные профессии (обстоятельство, определение, дополнение и т. д.). Запятые в предложении с разными видами связи – это две подруги, которые пошли гулять в парк с детьми (придаточные предложения). Подчинительные союзы и союзные слова – это слова-сигналы, подсказывающие нам, что предложение сложное. Для запоминания глаголов 2-го спряжения на -ЕТЬ использую образ злого начальника (смотрю, вижу, ненавижу того, от кого завишу, он мною вертит, я обижаюсь, но терплю), глаголы на -АТЬ помогает запомнить «лошадка» (гоню лошадь, держу ее за поводья, слышу, как она дышит).

Совершенно никто не понимает определения приложения из учебников: приложение – это определение, выраженное существительным. А понимать, что такое приложение, важно для правильной постановки знаков препинания. Поэтому я объясняю приложение при помощи формулы СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПЛЮС СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, одно из этих существительных несет дополнительную информацию о главном существительном (или местоимении). То есть оба существительных обозначают одно и то же лицо / предмет. Для нахождения причастного оборота в предложении я предлагаю использовать вопрос «КАКОЙ ПЛЮС ДЕЙСТВИЕ». Определение причастия из школьных учебников (причастие – это признак предмета по действию) еще ни один из моих учеников вспомнить и, тем более, объяснить не смог. И это совсем не потому, что мои ребята глупые, вовсе нет. В жизни это обычные, совершенно нормальные подростки, которые умеют общаться, у них есть какие-то интересы, увлечения, в реальной жизни они многое знают и умеют, да и внешне многие из них выглядят по-взрослому. По-видимому, все-таки некоторые определения и объяснения в школьных учебниках слишком академичны, составители учебников не всегда учитывают особенности восприятия детей и подростков. Хотя, на мой взгляд, если мы решим объяснить взрослому человеку, что такое приложение, и скажем, что это определение, выраженное существительным, он тоже не сразу сообразит, о чем речь. То же самое и при объяснении темы «причастие» (причастие – это признак предмета по действию). Я пытаюсь сделать объяснение коротким и легко запоминающимся. Сначала я учу находить причастный оборот в предложениях, используя вопрос «КАКОЙ ПЛЮС ДЕЙСТВИЕ» (ученики уже уяснили, что причастие образовано от глагола). После нахождения причастного оборота в тексте я прошу их использовать ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА: 1. СХЕМЫ расстановки запятых. (Выделяем причастный оборот с обеих сторон, если он стоит после определяемого существительного и др. добавочные схемы.) 2. В причастном обороте НЕ С ПРИЧАСТИЕМ ВСЕГДА ПИШЕМ РАЗДЕЛЬНО. 3. В причастном обороте – всегда пишем НН (в причастиях определённого типа). 4. Окончания причастий проверяем по вопросу (о какОм – о бегущЕм спортсмене; с какИм – с бегущИм; возможно только чередование О/Е и И/Ы). 

Сложные для школьников темы: окончания существительных, окончания личных глаголов (ученикам понятнее и проще их называть глаголами настоящего и будущего времени), О или Ё после шипящих объясняю проще, чем в учебниках. О каких-то обязательных при изучении русского языка в школе теоретических понятиях я на своих занятиях не говорю, так как мои уроки – это по сути ЛИКБЕЗ (ликвидация безграмотности), здесь значим результат. Мне гораздо важнее научить человека грамотно писать, чем заставить его зубрить, например, суффиксы причастий.

ПРАВИЛА ЛИКБЕЗА: 1. Психологический комфорт (дружеская обстановка, минимум запретов (звонит телефон – отвечайте; никак не можешь заставить себя дома выполнять домашнее задание – не делай, если устал, или сделай небольшую часть). 2. Понятное, ясное объяснение простыми словами. 3. Использования различных приемов запоминания: повтор объяснения по мере необходимости, использование разноцветных ручек, фломастеров, образные объяснения. Все это важно для неутомительного понимания темы, без зубрежки. 4. Индивидуальная помощь в выполнении заданий на закрепление темы (потом уже не помогаю делать, но вместе анализируем ошибки). 5. Обучение самоконтролю, умению «держать» внимание (это тоже индивидуально). 

Мне представляется, что и в условиях школы можно помочь троечникам стать грамотными и уверенными в себе людьми. Но для этого нужно: во-первых, понимание того, что нельзя закрывать глаза на низкую грамотность достаточно большой части учеников (чтобы узнать точнее, какой, достаточно провести диктант), нельзя просто ставить тройки и отчитывать учеников и их родителей; во-вторых, нужно подумать, ЧТО можно предпринять в условиях школы. Возможно, это будут уроки с учителем-логопедом, владеющим методикой обучения навыкам грамотного письма. Или такие уроки, на которых благополучная в смысле грамотности часть класса получит творческое самостоятельное задание, а учитель будет по специальной методике заниматься с проблемным учениками. Не думаю, что здесь можно обойтись одними школьными учебниками (скорее, без них), тут нужны специальные методические материалы. Диктант (а не отметка по русскому языку за четверть, не ОГЭ, ЕГЭ и различные тесты) – это самая объективная проверка грамотности. Моя субъективная точка зрения – 50 процентов учеников 7–11-х классов напишут диктант по программе 7–9-го класса весьма посредственно или же неудовлетворительно. Это легко проверить, если провести в школах что-то подобное Тотальному диктанту и исключить возможность списывания.

 Мои предложения: создать в школе дополнительные условия для обучения грамотному письму тех учащихся, которые по различным причинам к 7-му или 8-му классу не приобрели навыков грамотного письма. По всей видимости, стоит выделять дополнительные часы в программе для «подтягивания» малограмотных учеников. Эти занятия должны проходить в небольших группах, чтобы учитель имел возможность в случае необходимости выделить время для индивидуальной работы с учеником (в то время, когда другие выполняют задания на закрепление темы, например). К сожалению, в современной школе не предусмотрены часы для индивидуальных уроков, а они очень нужны, если мы стремимся на деле помочь подросткам. Если к 7–8-му классу ребенок все еще пишет со множественными ошибками, то без индивидуальной работы с ним не обойтись. Нужно понимать, что сам он не справится с проблемой. В начальной школе есть логопед, который занимается с ребятами, требующими его внимания. Так и для работы в старших классах нужен специалист, умеющий оценить степень «запущенности» ученика в плане грамотности и владеющий методикой эффективного и относительно быстрого обучения навыкам грамотного письма. Эти занятия должны отличаться от стандартных уроков русского языка. На мой взгляд, основные требования к таким занятиям должны быть следующими: 1) максимальный психологический комфорт для учеников (это очень важно, не менее важно, чем методика преподавания, иначе не будет желания научиться грамотно писать); 2) простые, доступные, а не «книжные» объяснения сложных тем; 3) чередование работы с небольшими группами с индивидуальной работой (хотя бы даже во время групповых занятий); 4) закрепление полученных знаний разными способами на занятиях (не переусердствовать с домашними заданиями); 5) принцип «от простого к сложному»; 6) отказ от зубрежки, акцент на понимание тем и выработку навыков грамотного письма. Естественно, организация таких занятий потребует дополнительных затрат (но позвольте хотя бы помечтать!), зато их результат непременно скажется на будущей судьбе наших юных сограждан, а значит, и на судьбе нашей страны в целом. 

Из архива: апрель 2017г.

Читайте нас: