Все новости

Розалия Вахитова. Загадки русской души в лирике Константина Аксакова

* Публикуется в сокращении

Этой осенью исполняется 225 лет нашему великому земляку – Сергею Тимофеевичу Аксакову (1791–1859). Автор сказки «Аленький цветочек», замечательных книг о рыбалке и охоте, автобиографической трилогии «Семейные хроники» и других произведений состоялся не только как прекрасный писатель и литературный критик: Сергей Тимофеевич ещё и счастливый отец одиннадцати детей. Его сыновья Константин и Иван были властителями дум, безупречными донкихотами, рыцарями без упрека и страха в России середины XIX века. В то время даже бытовала поговорка: «Честен как Аксаков!». Сын Григорий стал первым уфимским гражданским губернатором…

В последнее время всё больший интерес вызывает наследие старшего сына Сергея Тимофеевича – публициста, поэта и философа Константина Сергеевича Аксакова (1817–1860).

 

*  *  *

 

 

                                                                                Преобразим мы жизнь свою,

                                                                                И весь народ соединится

                                                                                В одну великую семью;

                                                                                И дух один, и мысль, и слово

                                                                                Нас вместе мощно обоймет, –

                                                                                И сила покаянья снова

                                                                                Во всём народе оживёт!

К.С. Аксаков

 

Константин Сергеевич Аксаков – писатель, поэт, лингвист, литературный критик, историк, общественный деятель, идеолог славянофильства. Трудно переоценить сегодня творческое наследие этого незаурядного, талантливого человека, чьи художественные произведения и по сей день вызывают неподдельный читательский интерес. Мы хотим обратиться к лирике К.С. Аксакова, в которой нашла отражение тема Руси и загадочной русской души.

Но прежде остановимся на характеристике общественной ситуации, в которой складываются убеждения писателя. В 40-е годы XIX века в России возникают кружки и объединения, формируются основные направления общественной мысли: западничество и славянофильство. Правление Николая I в этот период отличает жесточайшая цензура, закрываются кружки и газеты. Именно на годы мрачного семилетия (1847–1855), которые наступили после относительной «оттепели», приходится пик творческой активности К.С. Аксакова.

В воспоминаниях современников русский дворянин К.С. Аксаков остался сказочным богатырем с чистой и наивной детской душой, а исследователи жизни и творчества этой яркой личности часто называют его рыцарем православия, человеком, горячо и искренне отстаивающим свою гражданскую позицию.

В 1856 году в работе «О русском воззрении» К.С. Аксаков пишет: «Как же может быть общечеловеческое без народного <…>? Ибо чужое воззрение не ему (народу) принадлежит». Писатель призывает идти собственным самостоятельным путем. Только так, по его мнению, национальное воззрение может стать общечеловеческим.

Рассуждая об истории России, К.С. Аксаков одним из первых пытается доказать её самобытность. Он считает, что христианство пронизывает всю жизнь русского общества. Под влиянием православия зародился неповторимый народный характер, «кроткий и мирный», в котором нет гордости, присущей другим народам, излишнего блеска и театральности. Русский народ не делает культа из человека, он прославляет только Бога, а русская культура строится на осознании своей греховности перед Богом и покаянии ему. К.С. Аксаков рассуждает об особом чувстве смирения, свойственном только русскому человеку, заключающем в себе «высшую духовную красоту, не многим понятную».

Аксаков мечтает о возврате к старине, к тому естественному ходу развития Руси, что был, по его мнению, прерван Петром Первым. Его идеал – это братство русского народа, основанное на добровольном союзничестве с царем.

Славянофильские убеждения писателя строятся на безграничной любви к народу и всему исконно русскому. Поэтому большое значение художник придаёт атрибутам русской жизни. Неслучайно сам писатель отрастил бороду и носил русскую одежду, отказываясь говорить на иностранных языках.

Перейдём непосредственно к анализу поэтических произведений К.С. Аксакова. Стихотворение «А.Н. Попову» написано 1842 году и посвящено Александру Николаевичу Попову, русскому историку, который какое-то время был близок к кругу славянофилов и к братьям Аксаковым.

Композиция данного стихотворения кольцевая, оно начинается и заканчивается образом Родины. Её краса «девственная», а жизнь в «родной Руси» наполнена «привольем», «надеждой и верой». Художник говорит читателю о нетронутой природе Руси и нравственной чистоте родного края.

Основной композиционный приём, используемый поэтом как в этом, так и в других его поэтических произведениях, – антитеза. Он противопоставляет Русь и Запад, Москву и Берлин. Запад для К.С. Аксакова – бесконечная суета, «крик и брань», «движенье» и «шум», «жизни ложный вид» «пустых людей» и «пигмеев». Всю полноту жизни во всех её красках и проявлениях можно почувствовать только в родной стороне.

Собственно, автор характеризует в этом стихотворении не столько немецкую столицу, сколько последнего «героя Германии». Им является Гегель, хотя поэт и не называет его имени. Без этого рыцаря осиротела земля Германии, и ей уже не воскресить истинный и могучий дух рыцарства.

Русь у поэта – православная, мы видим Москву и Кремль, всюду «блестят кресты и главы золотые». Отечество в представлении писателя – единственное место, где царит Божья благодать. Меняется звуковая картина стихотворения: после какофонии и шума, заполняющих немецкую столицу, лирический герой слышит гул колоколов, исполненный «торжества священного». Перед читателем не тютчевская нищая Русь, край «долготерпенья», а образ богоизбранной Руси, чистой, непорочной, отличающейся от слабого Запада особой силой своего духа.

В стихотворении «Поэту-Укорителю» (1845 г.) возникает образ Руси-мученицы, народа-страдальца:

                                        Знакомо Руси покаянье,

                                        О нем не нужно говорить,

 С покорностью свои страданья

                                        Она умеет выносить!..

Данное стихотворение звучит особенно актуально, как будто оно написано о процессах, которые идут в нашей стране сегодня. Все мы – те самые Укорители, которые готовы заклеймить своё Отечество позором, очернить его, с удовольствием выставив напоказ все его язвы и болезни. Поэты-Укорители – это многочисленные критики и обвинители Руси и русского народа. К.С. Аксаков пишет о великом «неосознанном» нами грехе – «постыдной измене», «нравственном тлене», «злой гордости просвещенья», предательстве своей земли.

Не там тот грех, где Русь и нужда!..

                                    Ты видишь блеск чужих одежд,

                                    Ты слышишь звуки речи чуждой

                                    Сих образованных невежд;

                                    Ты видишь гордость снисхожденья,

                                    И лоск заемный чуждых стран,

                                    И пышный блеск благотворенья,

                                    И спесь ученых обезьян;

                                    И ты ли, пользуясь плодами,

                                    Что всем измена нам дает,

                                    Гремишь укорными словами

                          На тяжко стонущий народ?

Безусловно, слепое следование западной моде, презрение и забвение исконно русского ведёт наше Отечество к гибели. Поэт использует оксюмороны «образованные невежды», «ученые обезьяны», чтобы показать всю фальшивость идеалов российского общества. В погоне за западными образцами мы приобретаем лишь напускные «лоск» и «блеск».

К.С. Аксаков призывает всех нас к покаянию. Покаяние – основа православного мировосприятия. В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Покаяться – признаться в проступках, исповедаться в грехах и раскаяться; отречься от прежней дурной, греховной жизни, сознательно приступить к лучшей». Можно утверждать, что поэт взывает признать ошибочность западных образцов, которым мы слепо подражаем.

Обратимся к ещё одному стихотворению – стихотворению «Возврат» (1845 г.). В первой части произведения получает развитие тема разлуки с родиной. Говоря о жизни вдали от родной земли, поэт использует эмоционально-окрашенную лексику: «испытаны», «жизни ход насильственный давил», «тяжелый и долгий срок», «тяжёлая / томительная разлука» и т. д. Пребывание в чужой земле для лирического героя – мука. Людей, навсегда оставивших Отечество, он называет «сухой душой», ведь забвение родной земли для него равносильно преступлению. Вторая часть стихотворения посвящена возвращению домой, пропитана светлыми чувствами. Радость и волнение лирического героя переданы через риторическое восклицание («…Явилась Русь!..», «…Пора домой…!»). Последние строфы пронизывает патриотический пафос. Поэт призывает русское дворянство последовать примеру его лирического героя и вернуться домой. Возврат – это не только возвращение на Родину, но и обращение, возвращение к особому русскому пути развития. К.С. Аксаков выражает уверенность, что впереди Россию ждет светлое будущее: на Западе мрак растёт, а «Восток горит», там «скоро солнце красное взойдет!», – убеждён поэт.

Прокомментируем ещё несколько аксаковских стихотворений: «Петру», «Тени» и «Былина о народном пиршестве», в которых художник рисует образы врагов России.

В стихотворении «Петру» (1845 г.) ещё молодой автор обращается к эпохе правления Петра I. Политика Петра во все времена неоднозначно оценивалась историками. Вот почему уже в первой строчке стихотворения («Великий гений! Муж кровавый!») возникает такой сильный контраст в характеристике русского царя. Сам К.С. Аксаков дает негативную оценку деяниям Петра. По его мнению, именно Петр – главный враг России и виновник всех её бед. В погоне за западным «просвещением», Петр чинит кровавые казни, уничтожая, вытравливая всё русское, самобытное. Поэт считает его действия настоящим насилием над русской природой, русской душой.

Особенно преступными поэт считает: «мученья и казни страшные», «во имя пользы и науки, добытой из страны чужой, не раз могучи руки багрились кровию родной», «много снес голов стрелецких, сердец много молодецких ударом смерти поразил», «гоня пороки русской жизни, жизнь безжалостно давил», «Отчизну оскорбил», «Откинул Москву жестоко, построил город одинокий».

Именно при Петре I «смолкла Русская земля», а город на Неве, построенный царем, стал рассадником чужеземцев. К.С. Аксаков в статье «Опыт синонимов. Публика – народ» напишет: «У нас не было публики, а был народ. Это было еще до построения Петербурга». Но поэт убеждён, что:

Так, будет время! – Русь воспрянет,

                                     Рассеет долголетний сон

                                     И на неправду грозно грянет, –

                                     В неправде подвиг твой свершен!

                                     Народа дух распустит крылья…

<…>

                                     Всё отпадет, что было лживо,

                                     Любовь все узы сокрушит,

                                     Отчизна зацветет счастливо –

                                     И твой народ тебя простит.

В стихотворении «Тени» (1856 г.) поэт использует мифологический образ. Враги России представляются читателю силами тьмы – «вампирами и тенями», высасывающими кровь из народа. Это яркая и ёмкая метафора: под вампирами и тенями поэт подразумевает такие недуги российской жизни, как «соблазн, насилие, коварство».

Автор задаёт риторический вопрос: «Отколь взялась теней сих стая? Отколь сей странный Руси бред?». Истоки болезненного бреда – утрата русскими национальной идентичности, увлечение западной модой, которое сравнимо лишь с нравственным пленением русского народа. К.С. Аксаков рисует картину российского ада: по стране гуляют «соблазн, насилие, коварство», люди обращены в призраков. Изгнать тьму можно только при помощи сил, таящихся в народе. Образ народа в этом стихотворении далеко неоднозначен: «народ велик», но в то же время он молчит.

<…>не помнящий обид:

Языческой свирепой тризны

                                          Дух христианский не свершит.

В тебе ключ жизни вечно новый,

                                       В тебе загадки смысл сокрыт...

                                       Что скажешь ты?.. Твое лишь слово

                                       Нам тайну жизни разрешит!

Источник народных бед заключён в самом народе, в отсутствии гордости и в какой-то дикой его удали и необузданности. Неслучайно автор создаёт такую яркую метафору – «языческая свирепая тризна»: восточные славяне пировали и пели на месте языческих погребений.

Ещё одно стихотворение, в котором также на первый план выходит образ народа, – стихотворение «Былина о народном пиршестве» (1856 г.). Оно изначально не предназначалось для печати и было написано к праздникам в честь коронации Александра II в 1856 году, которые по обычаю проводились на Ходынском поле. С этим событием были связаны слухи о казнокрадстве – мол, чиновниками были разграблены средства, выделенные на проведение народного пира. Чтобы скрыть недоброкачественность угощений, знак начинать пир был подан раньше приезда царя.

В этом поэтическом тексте К.С. Аксаков использует прием стилизации, подражая былинному слогу, его мелодике и напевности, он вводит в текст стихотворения, многочисленные повторы, метафоры, сравнения и иносказание. В центре лирического произведения образ справедливого царя (с именем Александра II в пятидесятые годы связывали надежды на либеральные реформы и освобождение от крепостного права). Вот почему поэт изображает царя умным и сострадательным. Образ Александра II в стихотворении связан со славянофильскими представлениями об идеальном русском Царе: Царь, не боящийся своего народа, пребывающий в единении с ним; чего, кстати, нельзя сказать о царских чиновниках: в стихотворении они становятся главными врагами русского народа. Поэт называет их «ворами, плутами и мошенниками», «надувалами Царскими». Былина заканчивается раскрытием чиновничьего обмана и восстановлением Царем справедливости. В «Былине о народном пиршестве» звучит простая и важная для поэта мысль: «Царь да народ друг другу надобны».

Особое значение в лирике имеет образ Москвы, ей посвящены сразу несколько стихотворений. В стихотворении «Москве» (1845 г.) поэт говорит об историческом праве Москвы называться столицей и о несправедливом её забвении. Поэт говорит, что именно благодаря Москве произошло «скрепление» земель и победа над «двухвековым игом». В отличие от Москвы, новая столица, воздвигнутая Петром I, не имеет исторических корней и с ней не связана история подвигов народных.

Стихотворение К.С. Аксакова «Олег» считается шуточным. Произведение посвящено Олегу Вещему (879–912 гг.), великому киевскому и новгородскому князю. В 882 году Олег убивает княжащих в Киеве Аскольда и Дира, захватывает город и объявляет его «матерью городов русских». С этого момента русские князья располагаются в Киеве, а Русь начинает зваться Киевской. Поэт зовет великого князя «грамматиком странным» за то, что тот «род женским с мужеским смешал». Настоящей матерью городов, по его мнению, может называться только Москва.

Примечательно стихотворение «Новгород» (1861 г.). В нём К.С. Аксаков обращается к одному из древнейших городов России, Господину Великому Новгороду. Этот город на реке Волхов является первой республикой и родиной российской демократии. Особое место в Новгороде занимало вече – собрание общины, на котором путем голосования избирался князь и принимались законы. Новгород – это символ свободы и соборности («Господина Новаграда глас тогда звучал, он творил судьбу и правду и дела решал»). Поэт считает, что раньше город был по-настоящему великим. Теперь же в нем всё «пустынно и уныло», и его традиции может возродить только Москва.

В стихотворении «Сон» (1846 г.) ярко воплощаются славянофильские идеалы поэта. В первой части текста лирический герой, юноша, видит вещий сон – «утро, уже небосклон зарею с востока алеет». Рассвет в стихотворении наделен особой символикой, он говорит о светлом будущем России. Это возвращение к родным традициям («песни родные поют», «в сарафанах блестящих идут в повязках прекрасные девы»), к «Великому народному собору». Посредством метафор («вольный широкий простор», «народ говорит») поэт изображает свободное общество народного братства, в котором можно свободно выражать свое мнение. Всё стихотворение наполнено восторгом и романтическим пафосом.

В стихотворении «Свободное слово» (1854 г.) продолжает разворачиваться программа славянофилов. Название вербализует основную тему стихотворения. Автор формулирует простую истину: «где рабство – там бунт и беда; защита от бунта – свобода», которая, к сожалению, до сих пор понятна далеко не всем. Поэт говорит о важности свободного слова. Оно искореняет пороки, невежество и ложь. Это «чудо» и «дар Бога святой», который отняли у русского народа. Свободное слово у К.С. Аксакова – праведнический меч, оружие, которое должно быть у человека. «Истинная свобода только та, где Дух Господень».

Стихотворение «К славянам» (1851 г.) является своеобразным посланием, обращением ко всем славянским племенам. В первой строфе автор играет словами («С залогом славы, но не бренной, / О, племя Славы, ты стоишь»). Характеризуя западные народы, поэт подбирает такие яркие характеристики: «зверь», «озлобленная сила», «кровожаждущие», подчеркивая, таким образом, их нравственную скудость, воинственность и жестокость. Между ними и «племенем Славы» большая разница. Славяне рисуется К.С. Аксаковым миролюбивым народом и носителем высокой духовной культуры.

Перейдем к стихотворению «Безмолвна Русь…» (1846 г.). Вспомним важный факт общественной жизни начала 2-й полвины XIX века. К.С. Аксаков создает образ Руси, полной безмолвия («скрылась жизнь», «не слыхать голосов»). В 40-е годы особенно сильно преследовалось всё русское, в частности, существовал запрет на ношение дворянством национальной одежды. Сердце поэта не могло не откликнуться на боль своего народа. «С презреньем народ и русский человек / Клеймятся именем невежды… / Одежда русская – в наш просвещенный век / – Есть угнетенного одежда», – с возмущением пишет об этом поэт. Автор считает, что нельзя вершить историю, не прислушиваясь к мнению народа. К.С. Аксаков говорит о том, что русский народ не нем. Молчанием он выражает протест против соблазнов Запада и самодержавной политики «командующих слов» Николая I.

Подытоживая наши размышления, сделаем следующие выводы. Одной из центральных тем в лирике К.С. Аксакова является тема Руси и русской души. Поэту мила Русь православная и патриархальная. Именно поэтому так часто в стихотворениях автора используется следующая лексика: «кресты и главы золотые», «колокола», «пышные церкви», «покаяние», «грех», «дух», «смирение», «вера», «кротость», «благословенность», «Господь», «Рождество Богородицы», «святая Русь», «дух христианский» и т. д.

Образ Руси неотделим не только от православия, но и от русского народа, от исторически сложившихся нравственных устоев и обычаев. К.С. Аксаков трактует образ русского народа, во многом следуя традициям русского романтизма. Во-первых, он связывает с русским народом идею «чистого народа», который губят «немцы», чужеземное влияние. Во-вторых, в его лирике возникает представление о русском народе как о разрушительной силе. Поэтому у К.С. Аксакова, как и у А.С. Пушкина (поэма «Медный всадник»), народ сопоставляется с неуправляемой стихией. В его стихах «шумят его речи, как море», «Народ – сила великая, океан-море: / «Расплещется, разбушуется / Зашумит да погонит валы высокие, / Потопит корабли трехмачтовые, / А о мылах челнах и речи нет…». В-третьих, поэт находит в народе основы для будущего Возрождения, ведь только в нем ещё жив русский характер и русские традиции.

Безусловно, только загадочной русской душе под силу вместить в себя столь разные и противоречивые свойства. В стихотворении «К славянам» образ народа характеризуется словосочетаниями: «Народ непобежденный», «смиренный», «хранящий веру праотцов», «дух братства», «кроткий, величавый». В стихотворении «Тени» он: «великий», «не помнящий обид». В произведении «Былина о народном пиршестве» мы встречаем такую характеристику: «Православный», «сила великая», «океан-море / Волнуется-зыблется-покачивается». В «Поэту-Укорителю» народ «Тяжко стонущий». В стихотворении «Петру» К.С. Аксаков пишет: «Народа дух живет, таяся, храня родное бытие, ждет рокового гласа», «народа дух распустит крылья», «восстанет снова после боя опять оправданный народ», «народ простит». В стихотворении «Сон» образ народа характеризуется следующими оборотами: «Разум очей / Древние сильные лица», «волнуясь, как море», «шумят его речи, как море».

Таким образом, К.С. Аксаков создает в своей лирике противоречивый и даже в чём-то парадоксальный образ русского народа, русской души.

К.С. Аксаков, безусловно, поэт-романтик. Отсюда эмоциональность и экспрессивность лирического повествования, обращение к яркой образности, многочисленные повторы, риторические фигуры (восклицания, обращения, вопросы). С помощью этих средств, как поэт-романтик, поэт-гражданин, К.С. Аксаков постоянно апеллирует к читателю. Он стремится убедить его в правоте своей позиции, своих взглядов, сделать своим союзником. В его поэзии возникают устойчивые романтические оппозиции, позволяющие художнику выразить свою гражданскую позицию, ёмко и прямо сформулировать свои гражданские взгляды: Запад – Восток; Русь – Европа; старое – новое; патриархальная старина – современная мода; родное – чужое; ложное – истинное; патриот – хулитель России; вера – безверие; свобода – рабство и т. д.

Лирику поэта можно смело отнести к такому направлению русского романтизма, как гражданский романтизм, который черпает свои идеи в лирике декабристов К.Ф. Рылеева, А.А. Бестужева, В.К. Кюхельбекера, А.И. Одоевского и многих других. В поэзии декабристов всегда жил высокий дух рыцарства, нравственная чистота, стремление к свободе, возвращение ко всему исконно русскому, национальному, стремление воспитать настоящего патриота и гражданина своего Отечества.

Мы думаем, что именно этим традициям гражданского романтизма следует и К.С. Аксаков. И хотя стихи К.С. Аксакова написаны уже более ста пятидесяти лет тому назад, они до сих пор звучат актуально, злободневно, как предупреждение, как нравственная заповедь, обращённая нам, потомкам поэта.

Из архива: сентябрь 2016г.

Читайте нас: