Все новости
Литературоведение
10 Марта 2022, 11:54

№3.2022. Юлия Тютченко. Женская русскоязычная проза Башкортостана

История женской прозы Башкортостана насчитывает более 150 лет!

№3.2022. Юлия Тютченко. Женская русскоязычная проза Башкортостана
№3.2022. Юлия Тютченко. Женская русскоязычная проза Башкортостана

Юлия Борисовна Тютченко родилась 23 июля 1974 в г. Челябинске. Окончила БГПУ им. М. Акмуллы. Учитель русского языка и литературы. Директор уфимской гимназии № 82. Отличник образования РБ.

Женская русскоязычная проза Башкортостана

 

*  *  *

 

История женской прозы Башкортостана насчитывает более 150 лет. По сведениям уфимских историков и краеведов Михаила Роднова и Янины Свице, первой уфимской женщиной-писательницей была Софья Михайловна Буткевич (урождённая Аничкова). Она родилась в 1830-е годы в старинной уфимской дворянской семье. Уехала из Уфы в 1858 году вместе с ссыльным польским поэтом Э. Желиговским и была с ним всюду до его кончины в Женеве в 1864 г. В 1862 году стала первой уфимской женщиной-писательнцей, издав в Петербурге книгу «Дневник девочки», высоко оценённую И. С. Тургеневым.

На рубеже ХIХ–ХХ веков, в эпоху развития капитализма, женская проза в Уфимской губернии переживала второе рождение. В 1906 году на страницах «Уфимских губернских ведомостей» были опубликованы рассказы Афанасьевой «Кроткая душа» и «Петянька». В 1909 году в другой газете «Уфимский край» – рассказ Е. Кировой «Ванюшино счастье». Одной из самых плодовитых уфимских писательниц начала ХХ века, по сведениям историка М. Роднова, была начальница прогимназии Мария Естифеева. В 1909 году в местной типографии вышли две её книги: «Рассказы бабушки в зимние сумерки» и роман в двух частях «Софья Муромцева». В 1910 году к ним добавились ещё два романа: «Как метеор» и «На гнилых устоях»[1].

 

 

«Искушение свободой»

(Женская русскоязычная проза Башкортостана 1990-х годов

в контексте российской женской прозы этого периода)

 

Годы перестройки и гласности в Башкирии выдвинули целую плеяду местных русскоязычных писательниц, среди которых выделялись прозаики Тамара Нефёдова (1951–2005) и Раиля Шаяхметова (р. 1959).

В 1992 году в Башкирском книжном издательстве вышла документальная повесть журналистки «Вечерней Уфы» Т. Нефёдовой «Пляска святого Витта». Само заглавие произведения относит читателей к эпидемии истерии в средневековой Европе. «Танцевальная лихорадка 1518 года» была в действительности. И вот уже более 500 лет она не даёт покоя ученым. Исследователей волнует один-единственный вопрос: что именно заставило тогда людей плясать до полного изнеможения? Автор повести исследует другую проблему: почему сын добропорядочных уфимских купцов Алексеевых, увлёкшийся революционными идеями, стал террористом, организовавшим несколько успешных операций? Самой известной была Дёмская экспроприация, в ходе которой Владимир Алексеев с несколькими боевиками захватили 153 тысячи рублей. Т. Нефёдова на основе дневников В. Алексеева и свидетельств жителей Уфы провела блестящее журналистское расследование эволюции революционера, члена партии РСДРП(б) с 1905 года, разочаровавшегося в годы пожизненного заключения в своих идеях и ставшего в советские годы организатором в Уфе нынешнего витаминного завода. Развал Советского Союза и моральный беспредел, царивший в стране в 1990-е годы, побудили автора повести взглянуть на революционные события как на такую же эпидемию истерии, какой была средневековая танцевальная лихорадка.

Проблема искушения свободой исследуется в романе Р. Шаяхметовой «Слова и листья», опубликованном в 1999 году в № 6 екатеринбургского журнала «Урал». Автор в начале 1980-х годов окончила башкирское отделение филологического факультета Башкирского государственного университета. О событиях последних месяцев этой учёбы идёт речь во внешней канве романа. Но главной экзистенциальной проблемой этого произведения является женский вариант русской игры в рулетку. Отважная героиня ставит перед собой жестокую задачу: свести счёты с жизнью, если до конца вузовской учёбы не обретёт настоящую любовь.

В поисках смысла жизни она ломает сложившиеся стереотипы, предписываемые обществом башкирской девушке-студентке. В качестве дипломной работы избирает творчество русского писателя Серебряного века Леонида Андреева. Её научные интересы не ограничиваются отечественной литературой, простираясь до новейших достижений западной культуры. В медитативных внутренних монологах героини сквозит новая искренность, не типичная для её современниц, но характерная для русскоязычной женской прозы 1990-х годов. Душевные метания героини завершаются её знакомством с молодым учёным и отъездом в Москву. Но, разрывая связи с родной ей башкирской культурой, она обнаруживает в себе, как на дне прозрачного озера, ту национальную основу, которую не могут уничтожить ни переход на другой язык, ни отъезд со своей малой родины.

 

 

«Возвращение на круги своя»

(Женская русскоязычная проза Башкортостана 2000-х годов

в контексте российской и зарубежной женской прозы этого периода)

 

         Глубокое разочарование в практическом воплощении в России дикого капитализма породило в российской литературе с одной стороны возвращение (насколько это было возможно) к советским и дореволюционным традициям, а с другой стороны – поиски новых художественных методов. Эти процессы не обошли и русскоязычную прозу Башкирии. В «нулевые» годы в издательстве «Вагант» вышли книги уфимской писательницы и краеведа Елены Ефимовой (р. 1937) «Были и предания православных храмов города Уфы» (2008) и «История Уфы в сказках и рассказах» (2008). В эти же годы на основе башкирской, славянской и мировой мифологии ею были изданы трилогия «Сиверия» (2008–2009), «Хроники сновидений» (2009), «Путешествие в поисках смерти» (2010), «Избранник богов Хаубан» (2010), которые можно отнести к уфимскому фэнтези или магическому реализму. В эти же годы вышли книги уфимской журналистки Аллы Докучаевой (р. 1935) «Яд “Маскарада”» (2005), «Суд Божий» (2007) и музыканта Нины Турицыной (р. 1950) «Белое на белом» (2007) и «Средство от измены» (2010). Ярко заявила о себе Светлана Чураева (р. 1970) романом, написанным совместно с Вадимом Богдановым, «Если бы судьбой была я…», повестями «Последний апостол» (2003), «Ниже неба» (2005) и «Девочка и графоман» (2010). Представитель молодого поколения Ольга Елагина (р. 1981), уехавшая из Уфы в Москву и окончившая там Литературный институт и ВГИК, публиковала в те годы свои рассказы «Бася» (2004), «Лемяшинский триптих» (2004), «Цикорий» (2005), «Пиджак» (2006), «Диоскуриада» (2010) и другие как в уфимских журналах «Бельские просторы» и «Персонаж», так и в московских «Октябре» и «Новом мире».

 

 

«В поисках нового традиционализма»

(Женская русскоязычная проза Башкортостана 2010-х годов

в контексте российской женской прозы этого периода)

 

В 2010-е годы женская русскоязычная проза Башкортостана группировалась вокруг журнала «Бельские просторы» и еженедельной газеты «Истоки». В «Бельских просторах» публиковали свои новые произведения Светлана Чураева, Раиля Шаяхметова, Светлана Смирнова (р. 1950), Алла Докучаева, Нина Турицына, Зухра Буракаева (р. 1973), Зугура Рахматуллина (р. 1961) и начинающие прозаики Алина Гребешкова (р. 1990), Александра Ильина и Розалия Вахитова (р. 1998), а в «Истоках» – Светлана Гафурова (р. 1955), Лариса Михайлова (р. 1942), Мария Ларкина (р. 1984) и Елена Луновская (р. 1990). В основном это была реалистическая проза и качественная беллетристика. Светлана Смирнова и Светлана Гафурова выступили с автобиографическими рассказами и повестями о родных им уголках старой Уфы. У С. Смирновой в эти годы вышли две книги рассказов, повестей и воспоминаний: «Неземной цветок» (Уфа, 2014) и «Кафе “Связь времён”» (Санкт-Петербург, 2019). Светлана Гафурова выступила одним из составителей антологии «Уфимский хронотоп» (Уфа, 2018) и опубликовала рассказы: «Сон-трава» (2015), «Страсти-мордасти» (2017), «По большому счёту» (2017), «Запоздалое признание» (2018), «Проделки мордовского бога» (2018), «Царь горы» (2018), «День сурка» (2018) и другие. Е. Луновская рассказала о северных окраинах Уфы в цикле рассказов «ЧеДоШи» (Черниковка – Док – Шакша): «Неандерталец» (2017), «Адская машина нарцисски» (2018), «Коврижка, или Никто не обещал тебе романа» (2018). С очередной историей любви выступила Н. Турицына в объёмной повести «Рига» (2019). Новую детективную историю «Пропала девочка в розовом платьице» (2020) опубликовала А. Докучаева.

Живущая в Москве Р. Шаяхметова опубликовала в журнале «Бельские просторы» новую редакцию своего знаменитого романа «Слова и листья» (2014) и новый «лоскутный роман» «И пыль, и гонимый, и ветер» (2016).

В антологии «Уфимский хронотоп» (2018) были посмертно опубликованы произведения Лии Галимовой (р. 1987): повесть «Вечный дом» и рассказ «Настоящий мужчина». Открывая сборник, они с исключительной искренностью и силой эмоций передают внутренний мир героев постсоветской литературы первых двух десятилетий.

Особое место в русскоязычной женской литературе Башкортостана 2010-х годов занимает роман С. Чураевой «Шурале», публиковавшийся фрагментами в журнале «Бельские просторы» и вышедший целиком в издательстве «Китап» в 2020 году с послесловием И. Прокофьевой. Не вдаваясь в сюжет этого многопланового произведения, следует отметить, что его главные герои разными путями приходят к необходимости обретения любви, как источника своего дальнейшего существования. Финал романа, заканчивающийся самоубийством брошенной жены представителя новой российской элиты Александра Павловича Летова по прозвищу Чуня, ставит точку, возвещая о том, что свобода без любви – это смерть. В своём новом романе Чураева на современном материале продолжает линию духовной прозы, начатую ею в 2003 году в повести «Последний апостол».

 

 

*  *  *

 

Русскоязычная женская проза Башкортостана 1990–2020-х годов продолжает развивать традиции русской литературы дореволюционной и советской эпох. Её основным художественным направлением по-прежнему является реализм, постепенно трансформирующийся под влиянием новых реалий в новый реализм и новый традиционализм. В женской беллетристике присутствуют традиции сентиментализма и романтизма. Хорошим стимулом к развитию русской женской прозы стало появление в Башкирии в 1990-е годы еженедельной газеты «Истоки», к большому сожалению прекратившей своё бумажное существование в июле 2019 года, и литературно-художественного журнала «Бельские просторы». На их страницах увидели свет многие лучшие произведения местных писательниц.

         Русская женская проза республики развивается в тесном взаимодействии как с башкирской и татарской литературами, так и с российской и зарубежной. Это накладывает свой отпечаток не только на выбор тем и язык произведений, но и на более глубокие основы творчества.

         Сохранив вечные женские ценности: любовь, милосердие, красоту, радость материнства, сострадание, всепрощение, современная женская проза обогатилась художественными экспериментами и стилевыми открытиями новых времён. Возникнув в ХIХ веке как гендерное явление и пройдя через идеологические установки советской эпохи, женская проза в постперестроечный период столкнулась со звериным лицом рынка в образе массовой культуры. В результате этого столкновения она превратилась в цех мастериц по бесперебойным поставкам на книжный рынок развлекательного чтива. К счастью, в последние годы наметилась положительная тенденция преодоления этого искушения. Через наслоения постмодернизма, феминизма и массовой культуры лучшие представительницы женской прозы возвращаются к литературной традиции, отражающей страстный и мучительный поиск идеала, поскольку это – главный смысл творчества каждого истинного художника слова.

 

[1] Роднов М. Уфимская литературная жизнь на рубеже ХIХ–ХХ столетий. – Текст: непосредственный // Бельские просторы. – 2015. – № 8. – С. 159–168.

Автор:
Читайте нас: