Все новости
Культурная среда
21 Декабря 2021, 14:31

№12.2021. Юлий Ким: «Пели песенки мы в Белорецке». Интервью

– Бардовские песни – это песенный фольклор русской интеллигенции.

№12.2021. Юлий Ким: «Пели песенки мы в Белорецке». Интервью
№12.2021. Юлий Ким: «Пели песенки мы в Белорецке». Интервью

Юлий Ким: «Пели песенки мы в Белорецке»

 

В сентябре 2021 года в Белорецке состоялся первый фестиваль «Белая река». На него сквозь карантинные кордоны прилетел из Иерусалима поэт, драматург, бард Юлий Ким, которому 23 декабря исполняется 85 лет. «Поскольку я из бардов первого призыва (это Визбор, Высоцкий, Городницкий), – поделился впечатлениями Юрий Черсанович, – то на Белой реке у Семи братьев я воспринимался как Легенда – то есть окружался всяческим комфортом и вниманием. (Очень интересно бывает, когда седые люди тебе говорят: “Я вырос на ваших песнях»”.) Поэтому всё хорошо видел и слышал. Уровень участников меня порадовал. Много интересных авторов. Екатерина Романова, например. Ну и, конечно, ”Санки”, Андрей с Тимуром, которых я ещё на “Агидели” заметил (дальше цитата читается так: “И в гроб сходя, благословил”. Но вот Бог привёл увидеть их вторично и, значит, вторично благословить. Тем более у них такие интересные планы!) Основное впечатление от фестиваля изложено мной в следующих строках:

 

Не в Плисецке и не в Сестрорецке,

От забот и проблем вдалеке –

Пели песенки мы в Белорецке,

А точнее, на Белой Реке.

Ветер выл, содрогалися стены,

Всю поляну едва не снесло,

Были тучи и дождь,

Были холод и дрожь,

Как хотите – нам было тепло!»

 

Поздравляем Юлия Черсановича с 85-летием, желаем крепкого здоровья и долгих лет творческой жизни! И приводим его ответы на вопросы нашего корреспондента.

 

– Авторская песня популярна вот уже шестьдесят с лишним лет. Как объясняете творческое долголетие жанра? Почему люди, вооруженные гитарой, легко обезоруживают всех вокруг себя? Ваше мнение об уфимском дуэте «Санки», выступившем вместе с вами на фестивале «Белая река»?

– Бардовские песни – это песенный фольклор русской интеллигенции. Это сословные позывные, они не обезоруживают, а собирают. Если же бард талантлив и обаятелен, то может и обезоружить, подобно первому гармонисту на деревне. Ну, а «Санки» — это замечательный уникальный дуэт, желаю им полного разворота.

– У скрипачей ценится скрипка Страдивари, у пианистов – рояль «Стенвей». А что у бардов? Вам довелось сыграть на дорогой гитаре? Или качество инструмента не принципиально?

– Я аккомпаниатор весьма слабый, совершенно непрофессионал, да и самоучкой недалеко ушёл. Туриянский со своей семистрункой куда искуснее меня. Конечно, оценить качество звука могу. Лучше всего звучала у меня гитара фирмы «Fender».

– Почему очень мало талантов в телевизоре? Считаете ли себя талантливым?

– В телевизоре немало талантов – другое дело, чем они занимаются, особенно те, кто ведёт скандальные ток-шоу на потребу невзыскательной публики или политические дискуссии на потребу власти.  О себе скажу, что мне неплохо удаются песенные тексты и либретто музыкальных спектаклей.

– Вам скоро восемьдесят пять. Какой год жизни запомнился сильнее других?

– Три дня, проведённые в Белом Доме (российском) с 19 по 21 августа 1991 года.

– Вы довольно много путешествуете, выступая по миру. Есть места, где хотелось бы побывать?

– Алтайский край и «Йеллоустонский парк».

– Прошу прощения заранее – но все же не могу не спросить: как изменилась ваша жизнь после присуждения премии «Поэт» в 2015 году? Какую роль играют награды в вашей жизни?

– Никак не изменилась, то есть чем занимался до, тем занимаюсь и после. Количеством наград похвастать не могу. Раза два был премирован очень прилично*.

– Много ли у вас друзей в мире искусства? На чем базируется эта дружба? Что привлекало вас в Булате Окуджаве, Давиде Самойлове?

– Список моих друзей по искусству всегда был не очень велик, а теперь совсем съёжился. Дольше и прочнее многих держатся в нём: композитор Владимир Дашкевич, режиссер Михаил Левитин, поэт Юрий Ряшенцев. В основе этих дружб – сотрудничество. В случае Ряшенцева – общая студенческая молодость (как и в случае с режиссером Петром Фоменко, коего уж нет). С Давидом я был ближе и дольше, чем с Булатом. Он был мне как дядюшка родной. А с Булатом сблизиться не успел, хотя всё к тому шло.

– В театральной Москве вот уже два десятка лет правят бал мюзиклы. Как бы вы это объяснили?

– Мюзиклы правят свой бал во всём мире. Этот жанр демократичнее, чем опера, и глубже, чем оперетта. Впрочем, границы размыты. Например, П. Фоменко с восторгом отозвался о «Норд-осте» как о превосходной оперетте, хотя авторы написали «мюзикл».

– В столичном Театре оперетты идет мюзикл «Анна Каренина» по вашему либретто. Не страшно было браться за этот материал? Ведь герои Толстого говорят не в рифму… И к кому из героев знаменитого романа лежит ваша душа?

– За сорок лет до «Анны Карениной» я осмелился «обработать» Шекспира, так что страха не было. Речь о зонгах для комедии «Как вам это понравится». Спектакли по моей пьесе «Сказки Арденского леса» были поставлены в ленинградском Театре комедии в начале 80-х и в театре «Мастерская Петра Фоменко» в 2008-м. Из героев толстовского романа ближе других для меня Анна и Левин.

– Русский язык очень сильно меняется: сокращается лексический запас, появляются новые грамматические конструкции и английские заимствования, вместо двух страниц впечатлений можно поставить один смайлик… Как вы думаете, к чему это приведет?

– Русский язык – огромный живой океан, постоянно пополняющийся и очищающийся. В нем то галлицизмы, то англицизмы. Прочно вошли слова «бизнес», «логистика». А, например, «герлы» и «шузы» пропали. «Смайлик» заменяет слово «нравится» и никак не мешает делиться впечатлениями.

Вопросы задавал Юрий Татаренко

__

* Юлий Черсанович Ким родился 23 декабря 1936 года. Член Союза кинематографистов (1987), Союза писателей (1991), ПЕН-клуба (1997). Лауреат премии «Золотой Остап» (1998), Государственной премии имени Булата Окуджавы (2000), Царскосельской художественной премии (2003), Национальной премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучший текст песен» (2007). В 2015 году решением жюри общества поощрения русской поэзии Киму была присуждена национальная премия «Поэт». Год спустя Ким стал лауреатом премии Московской Хельсинкской группы в области защиты прав человека — «За защиту прав человека средствами культуры и искусства».

 

 

Автор:
Читайте нас: