Все новости
Культура
1 Марта 2023, 11:24

Лев Малых. Развитие жанра авторской песни в Башкортостане

Николай Грахов, Николай Рамбургер, Виктор Кузьменко. 1987г. школа №21
Николай Грахов, Николай Рамбургер, Виктор Кузьменко. 1987г. школа №21

Начало

 

Современная АП (авторская песня или самодеятельная песня – так ее тогда называли) зародилась как массовое движение в конце 50-х годов в студенческой и туристской среде. К середине 60-х годов появляется новая организационная форма – клубы самодеятельной песни (КСП). Заслуги клубов трудно переоценить: здесь можно было приобщиться к классической поэзии и поэзии сегодняшнего дня, освоить основы аккомпанемента, обменяться записями, да и просто увидеться с единомышленниками. Именно через клубы приглашались с концертами лучшие авторы и исполнители АП. В Уфе, например, перебывали все классики АП (за исключением Б. Окуджавы, А. Галича и В. Высоцкого), некоторые не по одному разу – настолько отзывчива местная аудитория.

Одним из главных направлений деятельности клубов стало проведение конкурсов и фестивалей. Главной заслугой фестивалей является привнесение в творчество элемента состязательности, что требует большей ответственности перед слушателями, мобилизации творческих усилий. И, конечно, привлечение к АП новых способных авторов и исполнителей. Все вышесказанное и отвечает на вопрос, кому нужна АП, кому все это нужно.

Вот общий фон, на котором зародилась, росла и существует АП в Уфе. Истоки АП в городе, как и везде, – в студенческой и туристской среде. К середине 60-х годов определилось несколько центров ее сосредоточения:

– турсекция «СК им. Гастелло» (Э. Нискер, Н. Кожикин, Г. Алексеев, Л. Молчанова, К. Журавский, Г. Хасанов, Л. Климова, Г. Козырская и др.);

– секция альпинизма спортобщества «Труд» (О. Актуганов, Л. Докторов, И. Горбачев, Н. Накеева, В. Барышников, В. Малышева, Л. Бикчурина и др.);

– тургруппа института «БашНефтеПроект» (Л. Малых, В. Ивановский, Ф. Дробот, Л. Киселева и др.).

В связи с тем, что самодеятельный туризм был весьма доступной формой активного отдыха, по тропам, горам и по воде путешествовали тысячи групп всех регионов СССР, и именно они явились главным «передаточным звеном» в АП и средством ее популяризации. Следует упомянуть отдельные тургруппы (создаваемые по принципу антрепризы), где обязательно присутствовали личности, причастные к АП, ее любители и поклонники. Л. Лушников, В. Марушин, И. Бурангулов, В. Соломатин, К. Хомяков (простите, что не в состоянии упомнить и упомянуть других достойных людей) – имена, известные каждому городскому туристу.

Организационной формой, как уже говорилось выше, в Уфе также были КСП (клубы самодеятельной песни). Основой движения стал образованный в 1974 году городской клуб АП «Сентябрь». Именно под его эгидой проведено более двадцати городских и региональных фестивалей АП, из его среды вышли первые лауреаты и дипломанты фестивалей, проводимых в других регионах Союза. Клуб самодеятельной песни (КСП «Сентябрь») начался с того, что три уфимских инженера – Вадим Лысенков, Альберт Узенбаев и Илья Гринберг – после поездки в конце 1973 года в Челябинск, на концерт Юрия Визбора, по примеру уже имевшегося там КСП посчитали (и справедливо), что Уфа созрела для собственного клуба. Искра идеи к концу 1974 года разгорелась в огонек, к которому потянулись энергичные, не обделенные талантом люди – Николай Грахов, Лев Малых, Валерий Лобанков, Валерий Семенов… 18 сентября 1974 года устав клуба был зарегистрирован (впервые в истории) Управлением культуры Горисполкома и ГК ВЛКСМ, отсюда и его название – «Сентябрь». Первым пристанищем клуба стал Городской клуб туристов «Орион» – оно и понятно, так как все его организаторы и активисты давно увлекались туризмом.

Первым председателем КСП становится Вадим Лысенков; думается, он изначально даже не представлял, какую ношу взваливает на себя (сделаем сегодня поправку на подозрительность властей по поводу любой организованной общности), но об этом чуть позже.

Лев Малых 1970г.
Лев Малых 1970г.

Изначально задуманный как городской, клуб стал выполнять и организационную функцию в масштабе нашей республики и много лет успешно ее воплощал. Удивительное дело, сейчас, в прагматичное время, и представить себе невозможно, что все клубные функции выполнялись энтузиастами на общественных началах, со всеми вытекающими из этого плюсами и минусами. Справедливости ради следует сказать, что и руководитель ЦС по туризму и экскурсиям РБ В.Я. Вечеров и все председатели клуба туристов «Орион» (Л. Лушников, С. Агафонцев, С. Муталов, В. Назаров, В. Кучук) одобрительно отзывались о деятельности «Сентября», пробивая средства на необходимые расходы – организацию фестивалей, командировки и т. д., понимая ее значение для туристского имиджа Уфы. Но время берет свое.

В конце 1980 года ЦС решил, что АП нет места в структуре туризма, и отказал в содействии финансирования и в помещении. Вот что говорит по этому поводу Анатолий Макеев:

– По рекомендации ГК ВЛКСМ клубу предоставил приют ДК Завода резиново-технических изделий (ныне – ДК «УЗЭМИК»). В это же время председателем клуба была избрана Эльвира Чернышова-Рахманова, молодой музыковед, только что окончившая Уфимский институт искусств с дипломом, посвященным авторской песне. В этом ДК клуб прожил мирно до 1986 года, когда вдруг (то ли по родству с актерством, то ли под давлением, либо по каким-то другим причинам) тогдашний директор Дома техники «Нефтяник» П.А. Шеин предложил клубу услуги своего ДК. «Сентябрь» соблазнился, ибо всякие перемены имеют «освежающий эффект». В данном случае – это и место расположения, и персонал, и достаточный комфорт.

Вот тут чиновники от культуры сказали свое веское слово. Если внимательно просмотреть афиши проводимых клубом мероприятий, то во главе стояли то Управление культуры, то ГК ВЛКСМ, то Республиканский Дом народного творчества. Последний потребовал изменить наименование клуба на «Тургай» (дескать, как же национальный колорит: «тургай» в переводе с башкирского означает «жаворонок»), более того, потребовал включение в конкурсный репертуар национальных самодеятельных песен, совершенно игнорируя то, что АП – традиционное русскоязычное творчество, пригрозив решением о несостоятельности очередного фестиваля. Включили два номера на башкирском языке, и… провал! Исполнение было качественным, но нарушение традиции аудитория не приняла.

Здесь следует отметить, что ребята, пишущие и исполняющие песни на родном башкирском языке, всё-таки сумели в последние годы организовать фестиваль под гордым названием «Кош юлы» (Млечный Путь) и успешно проводят его с 2012 года в середине июня в Зианчуринском районе нашей республики, на берегу реки Сурам. На фестивале собираются, по словам участников, где-то около тысячи любителей башкирской авторской песни…

К началу 90-х годов Петр Алексеевич Шеин, осознав, что АП – это не шумное феерическое представление, разочаровался в нем и потерял интерес к клубу. После недолгих поисков Виктор Малышев, возглавлявший к тому времени КСП и актив клуба, вновь обратился к директору ДК «УЗЭМИК» Александру Александровичу Вегелину, который взял КСП под свое крыло, но только как единицу коллектива ДК. Здесь и у Виктора тоже лопнуло терпение, и он снял с себя обязанности руководства клубом. После его отставки председателем был избран Анатолий Макеев…

В 1977 году клуб АП был создан в Уфимском нефтяном институте (ныне – УГНТУ); инициатором и главным организатором его стал Э. Теляшев. Массовость участников, наличие способных и самобытных авторов – все это способствовало тому, что именно из числа студентов и педагогов УНИ вышло большинство тогдашних лауреатов и дипломантов АП.

Периодически возникали (и так же периодически исчезали) клубы других вузов города, давших, тем не менее, несколько славных имен. В их числе любимый и уважаемый многими Юрий Шевчук, который тоже достаточно долгое время принимал участие в концертной деятельности клуба…

Следует отметить, что к началу работы клубов проявилась тенденция – борьба за «чистоту жанра». Упаси Бог переставить слова в авторском тексте, не по-авторски интонировать, и уж тем более недопустимо было проникновение в АП чуждых, как тогда говорилось, музыкальных направлений – джаза, рока, не свойственных АП гармоний и ритмов. Вспоминаю, с каким трудом отстаивал перед высоким жюри творчество А. Наймушина с его пристрастием к джазу, защищал от нападок В. Ланцберга необыкновенно музыкальный ансамбль «Форте».

Консерватизм этот давно преодолен, так как жизнь и логика неумолимо подсказывали, что лишь взаимопроникновение жанров является основой развития АП.

 

Люди и песни

Развенчан как антисоциальное явление культ личности, но вспоминается возникшая тут же в народе фраза: «А личность все-таки была!». Убежден в том, что если история пишется Всевышним, то воплощают ее Личности, касается ли это политики, искусства и любых проявлений деятельности людей. Касается это и АП. Вот именно о Личностях, внесших заметный вклад в авторскую песню в Уфе, мы и поговорим.

Для начала нечто, похожее на толковый словарь. Это необходимо для того, чтобы мы говорили на одном языке, и, хотя это известно искушенному большинству слушателей, речь пойдет о «классификации» в АП, родившейся в организационной среде и используемой сегодня.

Различают «авторов» – либо стихов (как Д. Сухарев, который не поет и не сочиняет музыку), либо музыки (как В. Берковский, который стихов не писал).

Исполнители – люди, доносящие до слушателя песни, сочиненные кем-либо. Как правило, это хорошо чувствующие поэзию и музыку люди и, конечно, с «голосом». Исполнителей множество, однако далеко не каждому дано донести до слушателя авторские чувства и тронуть его душу.

Самая ценная категория – авторы-исполнители, когда стихи, музыка и исполнительство соединены в одном лице. Людей этой категории также достаточно, но как же часто встречаются графоманы, уверенные в собственной гениальности, или исполнители, увлеченные лишь музыкальной стороной, которым все равно что петь, хоть телефонный справочник!

Стать автором-исполнителем очень просто, надо только быть поэтом, композитором, певцом и актером. Но если с первым, вторым и третьим у наших авторов-исполнителей, как правило, все в порядке, то актерство (интонирование, мимика, жесты и т. д.) отнюдь не на высоте. Часто мешает либо самолюбование, либо неграмотное прочтение собственных стихов. Здесь уже требуется «постановщик», режиссер, каковых в Уфе просто-напросто нет. Есть люди, способные срежиссировать концерт, но «поставить» песню?..

Невозможно обойти вниманием авторов и исполнителей, не проживающих в Уфе, но чьи нередкие визиты в наш город стали частью его культурной жизни. И обязательно будут упомянуты наиболее известные организаторы (как сейчас принято говорить – «функционеры»), эти проводники АП от исполнителя к слушателю, и, конечно, люди, обеспечивающие успех любого концерта, – звукооператоры, фотохудожники, интернетчики, секретари, архивисты (да, есть и такие люди), короче, все, кто образует единое целое под названием «авторская песня».

 

Клубная работа

 

Рано или поздно любое творчество, имеющее тенденцию к развитию и/или устойчивую непреходящую ценность (фольклор, в частности, а АП – его неотъемлемая ветвь), обретает организационные формы. Прежде всего, это клубы АП, или привычные для большинства клубы самодеятельной песни (КСП). Первые клубы появились в Ленинграде («Восход»), в Новосибирске («Под интегралом», знаменитый тем, что заслужил запрет его деятельности после концерта А. Галича), в Москве, Казани, Самаре и Уфе.

К началу 80-х годов количество КСП настолько возросло, что стала очевидна необходимость координаций их действий, создание общего информационного пространства, в результате чего в Москве был образован Центр авторской песни. Однако задуманное воплотить в жизнь не удалось из-за слабой связи с регионами, нестабильной деятельности клубов (сегодня есть – завтра нет) и отсутствия общей нормативно-правовой базы (как, впрочем, и сегодня).

 

Поющие шестидесятые… Поем вместе!

 

Можно с уверенностью утверждать, что лучшими песнями являются те, которые хочется петь, и петь вместе. Русские народные песни, цыганские напевы, негритянские спиричуэлс, прекрасные грузинские песнопения – тому подтверждение. Но что же предлагала советская песенная культура 30–50-х годов? Марши и ура-патриотическая тематика практически вытеснили (за редкими исключениями) лиризм и человеческие страсти. Надо сказать, что музыкальная составляющая песен тех лет была значительно сильнее поэтической. Судите сами, какие имена: Дунаевский, Мокроусов, Блантер, Богословский, Листов… А что в поэзии? Лебедев-Кумач, Ошанин, Исаковский и редкие песенно-поэтические всплески других поэтов. Не случайно даже в наше время в сборниках песен тех лет против фамилии композитора пишется: «Слова – такого-то…». Именно слова, а не стихи или текст!

С авторской песней все наоборот: скромная мелодика, нехитрый аккомпанемент (Окуджава, Высоцкий, Галич), но какая глубина чувств и мыслей! Общение с природой сравнимо с общением с хорошей поэзией, поэтому не случайно АП стала неотъемлемой частью жизни в туристской и студенческой среде. Индивидуальных исполнителей было совсем немного, главное «действующее лицо» – хоровое пение, этот удивительный коммуникативный феномен, когда возникает родство душ.

Пальма первенства, безусловно, принадлежит туристской секции спортклуба им. Н. Гастелло, самой многочисленной и активной в Уфе. Численность членов секции имела решающее значение, так как песни передавались «из уст в уста», при отсутствии других средств обмена информацией. Десятки туристских групп, ежегодно отправлявшихся в походы, стали основным кладезем пополнения АП. Ни один туристский вечер не обходился без концерта АП, ни один туристский слет не проходил без песенного конкурса, где гастелловцы постоянно были в призерах, впрочем, как и в спортивных состязаниях.

Постоянным пассажирам электрички (третий вагон с хвоста) хорошо была известна многочисленная группа альпинистов спортобщества «Труд», известна особенно слаженным пением. И песни были нашенские – Городницкий, Визбор, Кукин…Альпинистский быт несколько отличается от туристского (хотя бы его большей суровостью), может быть, поэтому спортсмены «первых призывов» этой секции очень дорожили своей дружбой. И хотя поредели их ряды, в моменты теперь уже нечастых встреч, кроме воспоминаний, всегда так же слаженно звучат их любимые песни…

В середине 60-х очень певучей была группа туристов Авиационного института. Один из них, Риф Шаяхметов, в 1965 году стал инициатором, составителем и издателем первого в Башкирии сборника туристских песен. Риск огромный. После того как «преступное деяние» стало известно властям, студент был на грани отчисления, а должностным лицам грозила серьезная кара. Не усмотрев крамолы, ограничились взысканиями, но тираж пустили под нож, – сохранилось не более десятка экземпляров сборника, ставшего раритетом.

Но вот беда – не беда, но житейская закономерность: студенческие группы не долговечны – от абитуриента до выпускника, – и редко какая из них может похвастать продолжительностью дружеских уз.

А еще память сохранила группу туристов из института «БашНефтеПроект», не очень многочисленную, но весьма активную как в спортивном, так и в песенном отношении. В 1968 году группа стала победителем во всех номинациях на «Кубке нефтяников».

Разумеется, туристы и студенты пели и поют всегда и везде, просто для многих из них песня не стала частью жизни.

Удивительно, но хоровое пение (в наилучшем виде – многоголосье и чистота звучания) не привилось в бардовском и фестивальном движении, однако есть надежда, что в недалеком будущем это придет.

Челябинский фестиваль КСП Миасс-Ильмень, май 1982г.
Челябинский фестиваль КСП Миасс-Ильмень, май 1982г.

Проблемы сегодняшней авторской песни

 

Их, этих проблем, более чем достаточно, и касаются они бардовского движения вообще, а не только в Уфе.

Теперь уже общепризнано, что АП – явление не только культурологическое, но и социологическое. Однако до сегодняшнего дня нет ни одного исследования на эту тему: движимость и социальный слой авторов-исполнителей; внятное объяснение широкой популярности; лингвистические исследования наиболее ярких произведений; психологический аспект воздействия на большие аудитории; музыкально-педагогическая и актерская составляющие АП и многое другое. Складывается убеждение, что для чиновничества – в Минкультуры, в Комитете по СМИ и массовым коммуникациям – это лишние хлопоты и лишняя ответственность.

Уже было сказано, что образованный в конце 70-х Центр авторской песни не в состоянии выполнять функции истинного центра. Любопытный факт: не так давно О. Митяев в интервью с Н. Болтянской, много лет посвятившей авторской песне, рассказал о нечаянной встрече где-то на побережье с В.В. Путиным. В непринужденной беседе О. Митяев посетовал на то, что в России не находится места для подлинного центра АП. И вроде бы Путин пообещал посоветоваться с мэром Москвы Собяниным о возможности создания такого центра. И дело здесь не только в помещении с инфраструктурой и техникой, но и в исполнении центром крайне необходимых функций, таких как:

– разработка и утверждение нормативно-правовой базы в деятельности клубов – речь, прежде всего, должна идти о типовом уставе клуба, где в обязательном порядке была бы узаконена издательско-концертная деятельность; придание клубу статуса юридического лица; возможность привлечения к работе клуба наемных работников;

– разработка методических материалов для клубов;

– обеспечение связей между Центром и клубами, способы и средства этого обеспечения;

– издание справочной и педагогической литературы;

– сбор и оценка творческих результатов АП в регионах;

– обязательное (подчеркиваем – обязательное) приглашение для выступления в Центре (по его усмотрению, но не реже одного раза в квартал) периферийных авторов-исполнителей.

Проблема «опопсения» авторской песни. На первый взгляд может показаться, что тут пахнет вкусовщиной, но на самом деле вопрос серьезен. Вот что пишет по этому поводу вполне компетентный Николай Грахов: «…В последнее время слишком часто наблюдается простое желание заявить о себе, приобщиться: вот, мол, я, тоже существую, я тоже умею! И в качестве умения демонстрируется владение гитарой, голосом, набор различных текстовых стереотипов при потере самой сути АП, того, ради чего она должна существовать. Происходит некоторая «игра в Судьбу», где речь идет о подмене одного другим. Очень настораживает ориентация достаточного количества авторов на возможность зарабатывать на жизнь песнями (что в общем-то понятно). При этом упускается из виду, что постоянное концертирование требует постоянного обновления репертуара и постоянного самосовершенствования, а не гонки за количеством песен».

Выходом из ситуации может стать привлечение к авторской песне литераторов-профессионалов, а также клубов и фестивалей с зарекомендовавшими себя авторами старшего поколения. Других рецептов пока не предвидится.

До сих пор в Башкортостане через региональные книжные издательства не выпущено ни одного (!) сборника авторских песен (ни с нотами, ни без них), а ведь это – неисчерпаемый источник творческих мыслей. Не очень верится, что настоящее издание может что-то изменить, но все-таки…

Педагогические кадры. Специфика жанра такова, что требуются уникальные педагоги, сочетающие в себе все необходимое для АП – техника вокала, инструментализм и много чего еще. Таких специалистов просто нет, а надо бы готовить – миллионные массы любителей АП достойны такого внимания. Вот как по этому поводу высказалась В. Долина: «Наше дело интимное, и в эту попсовую эпоху стране следовало бы быть с нами (авторами) помягче, милосерднее и заботливее. Нет таких университетов, которые приглашали бы нас вести семинары за сносную зарплату, нет творческих студий, которые мы бы вели, чтобы избежать нищеты. Рок не заменитель, а мы часть поэтического русла».

Как явствует из изложенного, содержание клубов, их работа и проведение фестивалей – дело затратное. Хотелось бы, чтобы на региональном уровне, а там, где возможно, – на муниципальном, частично решались бы финансовые проблемы клубов.

 

Ах, фестиваль, фестиваль…

 

Фестиваль – от лат. festivus (веселый, праздничный) – массовые празднества, включающие достижения в области музыки, поэзии, танцев, театра, кино и эстрады.

Всплеск творческой активности в 60-х годах, стремление к глубине и содержательности поэзии, усложнение музыкального сопровождения в АП неизбежно приводили к мысли, что ей тесно в туристских и студенческих рамках. Плюс ко всему, значительная часть аудитории не имела никакого отношения ни к туризму, ни к студенчеству, но имела интерес к АП, что следовало учесть.

Наиболее продвинутые организаторы бардовского движения уже тогда понимали триединство целей фестивалей – массовость, качество, развитие. О качестве особый разговор. Фестиваль с его многочисленной аудиторией требует от исполнителя большей ответственности, нежели пение у костра или на кухне. Этого же требует элемент состязательности, здесь не работает олимпийский девиз: «Главное не победа, а участие» (вредоносный, кстати сказать). Он совершенно не устраивает людей амбициозных – к чему участвовать, если не добиваться победы? Думается, что этот девиз служит неким утешением для не добившихся победы, хотя сам факт участия тоже немаловажен.

Несмотря на то, что первый фестиваль АП, имеющий статус Всесоюзного, состоялся в Саратове в 1986 году, первенство принадлежит фестивалю в Новосибирске (1968 г.), хотя и не получившему этот статус. Этот фестиваль впервые собрал практически всех популярных авторов, включая Александра Галича. Известен он также и тем, что первым получил официальный запрет на его проведение: клуб АП «Под интегралом» под давлением властей прекратил существование. Больше всех пострадал А. Галич за остросоциальную направленность своего творчества. Возвращаясь к саратовскому фестивалю, следует отметить, что он не оказал сколь-нибудь заметного влияния на развитие АП. Более того, он все реже упоминается в истории АП, так как не оставил достойного следа в памяти любителей авторской песни. Возможно, сказалось то, что с 1967 года работает фестиваль имени В. Грушина – действо наиболее массовое и популярное. Правда, статус Всероссийского он получил лишь в начале 90-х.

Практически с самого начала появления «Грушинского» уфимцы отмечались на нём своим присутствием, и не только в качестве слушателей. Уже на втором фестивале уфимский студент Григорий Вагнер становится его лауреатом. Далее следует длительная пауза, и лишь в 1975 году уфимцы представили к участию большую группу авторов и исполнителей (Н. Грахов, Л. Малых, квартет БГПИ, И. Сытинская). Особо успешным их выступление назвать нельзя, на «большую гитару» были допущены только трое, и лишь И. Сытинская стала дипломантом.

Последующие годы принесли нам такие достижения:

1979 г. – дипломант – дуэт Н. Иванова – Т. Хуснутдинов. Александр Дольский, уже тогда известнейший бард, был покорен голосом (а ля Брегвадзе) и обаянием Ноны, оказывая всевозможные знаки внимания, а Тагир был признан одним из лучших гитаристов-аккомпаниаторов.

1987 г. – лауреат фестиваля – ансамбль «Согласие». Кроме отличного слаженного пения, ансамбль сделал попытку театрализации репертуара.

1993 г. – дипломант – автор-исполнитель Виктор Кузьменко.

1999 г. – Николай Грахов – член жюри «Второго канала» фестиваля.

2000 г. – лауреат фестиваля – автор-исполнитель Рамиль Бадамшин.

2014 г. – Николай Грахов – член жюри фестиваля в номинации «Поэзия» и активный участник работы «Творческих мастерских» этой же номинации.

Следует отметить, что все эти годы авторы и исполнители АП из Башкортостана принимают большое участие в работе многочисленных сцен этого фестиваля, и песни их благодарно воспринимаются аудиторией…

К концу 80-х «Груша» стала приобретать вид совершенно непристойный для АП. Двухсоттысячные людские стада бороздили Мастрюковскую поляну – от лагеря к Волге и обратно. И большинство присутствующих не интересовало действо, для него это была большая тусовка, возможность продемонстрировать свое присутствие. Плюс ко всему – изобилие всякого рода торговых точек, а помните – «торговле не место в храме». Именно поэтому в последние годы падает посещаемость и культурная значимость «Груши», а к середине 2010-х годов произошло и вовсе невообразимое – раскол фестиваля: под одним именем в двух разных местах на Волге стали проходить два фестиваля! Видимо, чересчур амбиции сыграли у противоборствующих сторон, к тому же очень хотелось «порулить» (тем более, возле такого богатого пирога), забыв об интересах самой АП. В этом, 2014, году какое-то соглашение было достигнуто, и под вывеской «Груши» проводился только один фестиваль.

Вторым по значимости в России является Ильменский (г. Миасc Челябинской области, с 1973 г.) фестиваль АП. Ильменка выгодно отличается от «Груши» тем, что она уютней, и место красивое, и значительно меньше зевак-тусовщиков. Именитые барды любят этот фестиваль за подготовленную к восприятию публику. Уфимцы всегда бывают на Ильменах, участвуют и в конкурсных программах, и концертах ветеранов – есть для них и специальная сцена. Наши достижения в Ильменке:

1975г. – первое участие уфимцев. Л. Малых – лауреат в категории «Песни для детей».

1978г. – квартет КСП «Сентябрь» – лауреат в категории «Патриотическая песня».

1989г. – лауреат – ансамбль «Согласие» (в измененном составе).

Об участии уфимцев в других фестивалях за пределами региона здесь говорить не будем – их десятки, и все – с удачными выступлениями (с 1975г. – по нынешнее время).

1978 г. – Николай Грахов – лауреат (2-е место) в категории «Автор-исполнитель» (г. Баку); а с 2009 года он практически ежегодно участвует в качестве приглашённого гостя уже на Бакинском Международном фестивале авторской песни.

1980 г. – Николай Грахов – лауреат (2-е место) в категории «Автор-исполнитель» (г. Алма-Ата).

В завершение «зарубежной» жизни наших бардов следует отметить участие членов клуба «Белый ворон» – Виктора Кузьменко и Алексея Смоляра – в фестивале «Торонтелла» (2011 г., Торонто, Канада).

Теперь к тому, что нам ближе, что волнует, тревожит и радует – наши городские и республиканские фестивали. Первый назывался «Первый городской конкурс туристской песни» и прошел под эгидой ГК ВЛКСМ, турклуба «Орион» и КСП «Сентябрь» (1974 г.) – председатель жюри – В. Муравьев, Казань. Всего с 1974-го по 2008 год клубом «Сентябрь» было проведено 30 городских и республиканских фестивалей АП.

Особую популярность в последние годы приобрели наши региональные фестивали «Агидель» и «Малиновый аккорд», собирающие многочисленную аудиторию и привлекающие именитых авторов. Эти фестивали проводятся при содействии клуба «Белый ворон», вобравшего в себя лучшие авторские, исполнительские и организационные силы.

«Внимание, дети!» – под таким девизом проходит ежегодный детский и юношеский фестиваль АП «Капель», организуемый Школой-клубом авторской песни, руководитель – Е.А. Козлова. К работе фестиваля привлекаются лучшие авторские силы Уфы. Для участников конкурса это первый шаг на пути к более серьезным достижениям.

 

Больше, чем один… Трио, дуэты, ансамбли

 

Многоголосье существует во многих культурах, независимо от рас и национальностей. Это, говоря научными терминами, средство коммуникации между людьми, что дает ощущение сопричастности к происходящему. Так что появление в АП этого элемента коллективного творчества совершенно естественно.

Первым дуэтом, появившимся на широкой аудитории, стал дуэт педагогического института: Ирина Сытинская – Татьяна Коблова (1975 г), чуть позже дуэт сестер Никифоровых (УНИ) снискал симпатию уфимских слушателей своим задором, молодостью и музыкальным единомыслием. Вообще, пение в ранге «больше, чем один» существенно отличается от пения соло. Во-первых, требует большей музыкальности (не только петь самому, но и слушать партнеров), умения, как выражаются музыканты, «держать свою партию». Во-вторых, большей ответственности перед аудиторией, когда погрешность одного исполнителя может свести на нет всю работу коллектива. С этой точки зрения, дуэт Тагир Мамлеев (Хуснутдинов) – Нона Иванова (КСП «Сентябрь») заслуживает самой высокой оценки, и на «Груше» в 1979 г. он был награждён дипломом.

Кроме вышеназванных дуэтов, следует отметить замечательную голосовую связку Натальи Лепехиной и Ларисы Лазуновой (УНИ), Иосифа Фишмана и Светланы Ивановой (БГПИ), к сожалению, в силу различных причин не явивших себя широкой публике…

Несмотря на все трудности, авторская песня в Башкортостане выдержала нелёгкую проверку временем. Она продолжает жить, развиваться и звучать как в концертных залах, так и на привалах у костров, да и просто в компаниях людей, любящих добрые и умные песни.

Из архива: октябрь 2014г.

Читайте нас: