Все новости
Культура
18 Августа 2021, 13:08

№8.2021. Лейла Аралбаева. Asteria-Svet – Светлана Степанова: «Картины я пишу сердцем»

Лейла Кадимовна Аралбаева (Ишмуратова) (род. 14 марта 1977 года, Уфа) – российская журналистка и телеведущая, музыковед. Член Союза композиторов Республики Башкортостан, член Союза журналистов России и Республики Башкортостан

№8.2021. Лейла Аралбаева. Asteria-Svet – Светлана Степанова: «Картины я пишу сердцем»
№8.2021. Лейла Аралбаева. Asteria-Svet – Светлана Степанова: «Картины я пишу сердцем»

Лейла Кадимовна Аралбаева (Ишмуратова) (род. 14 марта 1977 годаУфа) – российская журналистка и телеведущая, музыковед. Член Союза композиторов Республики Башкортостан, член Союза журналистов России и Республики Башкортостан, лауреат Премии Правительства Республики Башкортостан им. Шагита Худайбердина в области журналистики за 2017 год, лауреат республиканских конкурсов и международной премии ТЮРКСОЙ в области журналистики. Обозреватель по культуре информационной службы Информационного агентства «Башинформ».

Лейла Аралбаева

Asteria-Svet – Светлана Степанова: «Картины я пишу сердцем»

 

Наша судьба начинается задолго до нашего рождения. Ещё мир не услышал первый крик ребенка, солнечный луч не погладил его светлую макушку, нежные ручки ещё не узнали радости прикосновений – а его звезда уже взошла, самые важные ветви судьбы сплелись, дороги прочертились…

Молодые художники Виктор Степанов и Наталья Мухаметгареева поженились студентами. Поздней осенью в Чебоксарах сняли угол в старинном купеческом доме. Там, когда делали ремонт, нашли две запрятанные иконы – Иисуса Христа и Казанской Божьей Матери. Бережно сохранили обе. Через девять месяцев, 21 июля, родилась девочка с большими зелёными глазами и копной золотисто-русых кудряшек. Новорожденную назвали Светланой. И кто же знал тогда, что ей суждено, соединив в себе талант отца и матери, стать интересной, яркой художницей со своим неповторимым почерком. Только через много лет Светлана обратила внимание, что день её рождения – праздник обретения иконы Казанской Божьей Матери. Образ Богородицы — это и утешение в печали, и исцеление от недугов, и защита от зла. Именно к Казанской Божьей Матери припадают верующие в мольбе и надежде. Вот и Светлана всегда чувствовала в себе особые силы, дающие целительную жизненную энергию, и щедро делилась ею с окружающими через свое творчество. Постепенно её внутренняя вера в себя переросла в уверенность в правильности выбора своего пути. Она искала не только свой стиль, но и себя саму как уникальную личность, как центр маленькой Вселенной. Каждая её картина мгновенно приковывает взгляд своей сильной энергетикой, окутывает зрителя пронзительно-яркими лучами света и цвета, аурой волшебства и любви. Изысканное цветовое переплетение в плавных прорастаниях линий на картинах завораживает, создаёт ощущение непознанности, загадочности Вселенной, бесконечной гармонии мироздания.

«У каждого человека есть своё предназначение, я не исключение. Я должна была пройти весь свой путь, все этапы, сделать выводы, чтобы обрести себя. Великое счастье – заниматься любимым делом, – говорит Света. – Я родилась с определенным даром, которым я хочу делиться со всем миром. Через свои картины я утверждаю своё предназначение в этом мире. Я живу, дышу, радуюсь жизни и продолжаю выражать себя через своё творчество. Чему радуется моя душа? Я многогранный человек, любящий и ценящий красоту, гармонию, изящество во всём, и поэтому я пропускаю всё через себя, выражаю в своих картинах, которые пишу сердцем и светом, излучающимся из моей души».

Своё детство Света вспоминает тоже раскрашенным яркими красками и почти сказочными впечатлениями. Ещё до школы Света стала заниматься мягкой игрушкой. Уже тогда ярко проявилась её индивидуальность. Зверята у неё получались самые лучшие, потому что всем многочисленным мишкам, лисичкам, слоникам она делала «живые» глазки: рисовала и приклеивала зрачки, выклеивала из кожи реснички. Чуть позже Света освоила новое поле деятельности – организовала мини-театр кукол прямо во дворе уфимской пятиэтажки. Дети рассаживались, лепили из пластилина головы героев, затем выклеивали папье-маше, создавали кукол сами. Расклеивали во дворе маленькие афиши, приглашая зрителей посмотреть детский театр. «Я выносила покрывало, вешала на верёвки, делала занавес, декорации. Сама была и главным режиссёром, и художником-постановщиком, и актрисой в своем театре. Дети садились на траву, родители тоже приходили смотреть», – вспоминает Светлана.

С шести лет Света стала много времени проводить на телевидении, где её мама была начальником художественно-постановочной части. Там Света снова была в своей стихии – знала все коридоры и тайные закоулки, видела, как на картоне рисуют заставки к передачам, делают эскизы, создают из разных материалов декорации, монтируют их в студии. Как условно созданное пространство на экране преображается и играет совсем другими красками... У неё выработалась привычка представлять студию одновременно и по ту, и по другую сторону экрана. Весь этот опыт в будущем очень пригодился Светлане.

А пока она рисовала... Большую часть времени и везде, где только можно было – и дома, и на природе, и в художественной школе № 2, где училась у педагога Натальи Константиновны Яблочкиной. В средней 96-й школе она делала стенгазеты и даже по просьбе учителей расписывала стены. В школе на тех предметах, которые были не очень близки её творческой натуре – математике, физике, химии, – Света летала в своих грёзах и фантазировала: повернёт тетрадку, откроет последний листок и начинает на нём делать композицию. Лежит, например, на столе ластик – Света его нарисует и начинает дальше протягивать линии, раскручивать кружева, дорисовывать композицию, и вот уже вокруг ластика вырастает целый космос.

Лето Света обычно проводила с отцом в Ульяновске, где выезжала на Волгу и писала этюды. Созерцание красоты природы на пленэрах – неспешного течения полноводной реки, залитых солнцем лугов, игры вольного ветра в колыхания деревьев – дарило радость и душевный покой. На пленэрах он помогал дочери оттачивать мастерство живописца, точно строить композицию, смешивать краски, находя верные переходы, замечать и прорисовывать детали.

Полная впечатлений Светлана возвращалась в Уфу, и здесь жизнь вливалась в другие ритмы. В Уфе в её жизни было не только рисование, неуёмная душа просила действия. Столкнувшись в юности с модой на экстрасенсорику, начала изучать биоэнергетические практики. Занималась современными танцами, брейк-дансом. Около трёх лет посещала киностудию при Пединституте под руководством Альберта Гарафутдинова и Рустама Сакаева, рисовала мультики. Всё шло к тому, что и взрослая её жизнь потечёт по творческому руслу.

«В 1989 году я поступила в Уфимское училище искусств, – рассказывает Светлана. – Там набиралась первая экспериментальная группа живописцев, нас приняли всего пять человек. Я очень благодарна моим педагогам Гумеру Идиятшиновичу Мухаметшину и Евгении Александровне Захаровой за их мудрость и профессионализм в нашем обучении».

Если классическое преподавание рисунка и живописи являлось необходимым фундаментом, то в композиции можно было позволить себе большую свободу. «Уже тогда я начала искать свой стиль, создавать свой мир на холсте, игрой цвета, света, сплетениями линий», – говорит Светлана. В годы учебы в училище она завоевала первую профессиональную награду – звание лауреата конкурса молодых художников имени Алексея Кузнецова. В год окончания училища, 1994-й, открылись её первые персональные выставки в Уфимском училище искусств и в Малом зале Союза художников Башкортостана.

Дипломной работой Светланы стала картина «Тайная вечеря». Молодая художница предложила оригинальное прочтение известного библейского сюжета. Центр картины – льющееся из чаши вино, которое причудливым образом сплетается с силуэтами людей и зловещими всполохами заката. Среди мистических фигур реальна только рука, тянущаяся к чаше с кровавым вином.

«Мистики в моей жизни было очень много с юных лет. С детства у меня были откровения и видения. Чудеса происходят! В 14 лет сама пошла в церковь и покрестилась, посетила несколько святых мест», – рассказывает Светлана.

После училища в 21 год она пришла работать на телевидение. Этот период её жизни длиной в 17 лет стал временем обретения жизненного и творческого опыта, наполнения впечатлениями и мастерством.

«Работы всегда было много, на двух художников-постановщиков приходилось оформление нескольких рядовых съемочных площадок, а также съемки фильмов и видеоклипов. Тем не менее я успевала заочно учиться на художественно-графическом факультете в пединституте, и мой диплом тоже был связан с оформлением передачи, – делится Светлана. – Станковой живописи я уделяла время с 11 вечера до трёх ночи, потом немного спала и уже в восемь утра бежала на работу. Работа на телевидении дала бесценный опыт, который мне очень пригодился в моей дальнейшей деятельности. В будущем работа над телевизионной сценографией помогла мне органично переключиться на сценографию театральную».

А ещё бурно и весело кипела семейная жизнь – в годы учёбы в училище Светлана вышла замуж за студента-художника Марата Абдюшева и взяла его фамилию. Дом Абдюшевых всегда был открыт для многочисленных друзей. Через несколько лет с рождением сына Тимура прибавилось и радостей, и забот. Вскоре маленький Тимур благодаря родителям приобщился к миру телевидения, ездил с ними на пленэры и в телевизионные командировки.

Через несколько лет директор телевидения Луиза Фархшатова предложила Светлане попробовать свои силы в качестве режиссёра-постановщика музыкальных передач. Это было время расцвета редакции «Музыка» – время создания новых интересных проектов, которые требовали оригинальной подачи и современного режиссёрского видения. Нужны были яркие постановочные концертные номера, оригинальные клипы. Светлана с Маратом, который тоже приступил к работе режиссера, с рвением взялись за новую работу. Тогда появились новые проекты – хит-парады клипов башкирской эстрады «Муз-базар» и «Хрустальный соловей», музыкальное обозрение «Муз-ревю», истории башкирских песен «Монъязма», песенное телешоу «Уральский самородок». Многочисленные клипы, фильмы-концерты к разным датам и сейчас хранятся в фонде телевидения. Вместе Абдюшевы создали множество клипов известным артистам Расулю Карабулатову, Хасану Усманову, Сайде Ильясовой, Алсу Бахтиевой, Радику Динахметову, Азату Зиганшину, группе «Дервиш» и многим другим артистам и коллективам.

Несмотря на большую режиссёрскую нагрузку на телевидении и насыщенную творческую жизнь, Светлана не забывала о своем любимом деле и при первой возможности вставала к мольберту. В 2006 году в Малом выставочном зале Союза художников состоялась её персональная выставка «Дорога 555». Там были представлены все её лучшие работы, созданные в разные годы. Название выставки неслучайно состоит из одних пятёрок. Как писали в прессе, первая «пятёрка» – это номер очередной персональной выставки Светланы, вторая – священное число Аркаима, который художница регулярно посещает, третья символизирует жизненный принцип автора: всё, за что берется, она старается делать «на отлично».

В те же годы Светлане посчастливилось стать участницей нескольких крупных республиканских и международных проектов – «Белая река», «Сияние лун», 7-й художественной лаборатории ТЮРКСОЙ. Мягкий климат, прекрасные пейзажи, древние развалины Турции дарили восприимчивой натуре Светланы особое вдохновение и новые мотивы для её будущих творений. Под кистью художницы расцветало бескрайнее небо, изменчивость морской глади, рождались причудливые замки-миражи и Ангелы...

«Это любимая тема моей жизни, то, что я больше всего люблю рисовать – миры за гранью нашей реальности, всегда разные, населённые «иными». В разном цвете и разном виде – как сущности и в виде людей, с лицами и без. Я пишу Ангелов на уровне интуиции, иногда вижу их во сне. Время создания картин всегда разное, например «Долина страсти» с красными Ангелами создана за три часа – я её увидела во сне, была в долине, которую населяло очень много Ангелов. Настолько густая энергия была. Вслед за ней родилась картина «Обладание мечтой». Если в первой работе – бешеная страсть, которая изливается потоками, то во второй – умиротворение, покой, медитация. Есть картины, которые пишутся долго – месяцами. Ты в них купаешься, познаёшь, даёшь отдохнуть, затем открываешь и создаёшь новые грани этой реальности. Наполняешь своей энергией и в ответ получаешь новые импульсы и новые идеи», – признается художница.

В 2004 году в жизни Светланы Абдюшевой произошло значимое событие. Целый месяц они с мужем провели во Франции, где путешествовали, набирались впечатлений, насыщались интересным общением. В рамках Недели русской культуры состоялись первые выставки Светланы во Франции – городах Провансе и Монпелье. Тогда многие работы художницы были приобретены в частные коллекции и поселились в Европе. С тех пор её работы выставлялись во Франции с 2011 по 2017 годы. В 2013 году Светлана в качестве художника-постановщика в составе делегации Республики Башкортостан снова поехала в Париж, где состоялась презентация республики «Башкортостан – жемчужина России», посвященная 15-летию сотрудничества Башкортостана и ЮНЕСКО. В эти же дни в галерее французского города Лаверюн открылась персональная выставка художницы, организованная Ассоциацией русско-французской дружбы.

«Мы с нашей делегацией поехали на экскурсию на русское кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем, посетили могилу Рудольфа Нуреева. Выступая, руководитель делегации, в то время вице-премьер правительства Лилия Гумерова рассказывала о знаменитом «прыжке» Нуреева в Европу и выразила надежду, что никто из прилетевших 200 человек башкирской делегации этот прыжок не повторит! И кто сказал, что невозможно сделать этот «прыжок в Европу»? Для меня невозможное всегда возможно! И вот, после закрытия мероприятия в Париже, я уезжаю в Прованс на открытие своей персональной выставки! Самолёт улетел без меня! В Уфу я вернулась спустя неделю…» – смеётся Светлана.

В 2016 году её снова ждал международный триумф, когда она стала участником выставки в экспозиционном центре Андре Мальро в городе Кастельно-ле-Лез региона Лангедок (Франция). «Французы ценят яркие цвета и энергию, которые присущи моей живописи», – признаётся художница.

«Пластика линий, несмотря на вихревые движения, воспринимается сложной, но неспешно текущей, подобно мечтам, заполняющим пространство мысли. Абстрактная стилистика, рожденная метафизическими образами, открывает достаточно простора для работы зрительского интеллекта», – так описала картины Светланы в рецензии к выставке искусствовед Ирина Оськина.

Большой отрезок жизни Светланы связан с Башкирской государственной филармонией имени Хусаина Ахметова. За эти годы художница стала одним из самых востребованных уфимских сценографов, оформив великое множество филармонических концертов и мюзиклов («Аленький цветочек», «Сказка о Спящей царевне» и другие), правительственных мероприятий, десять президентских новогодних ёлок, опен-эйры  в Уфимском амфитеатре («Рождённые в Башкортостане», «Симфоночь» и другие). С участием Светланы как художника-постановщика прошли торжественные церемонии открытия и закрытия VI Международных детских игр, 53-х Международных Летних Детских Игр, благотворительный проект Первого канала «Стань первым», чествование команды «Салават Юлаев», оформление Сабантуя в Белогорском районе Крыма, проект «Спасибо тебе, моя песня» популярного певца Айдара Галимова, официальный приём глав правительств в честь 100-летия Республики Башкортостан. Каждый раз Светлана вместе с режиссером с головой погружается в процесс творчества, создаёт десятки эскизов, развивает и воплощает в жизнь самые смелые идеи. Однако желание двигаться вперед и творить в своём космическом темпо-ритме сподвигли Светлану уйти из филармонии и вернуться к индивидуальному творчеству.

Вся её уфимская квартира завешана картинами и пропитана энергией творчества. Среди работ есть и волжские пейзажи кисти её отца Виктора Степанова. Его слова, сказанные им незадолго до смерти, освещают дорогу художницы как девиз. «Дочка, ты ни на кого не похожа! Выбрала свое направление и придерживайся его, это самое главное для художника – держи свою линию, не изменяй себе», – делится Светлана.

Художница работает ежедневно. Под рукой у Светланы всегда скетчбук, в котором делаются зарисовки – в транспорте, в разговорах с друзьями, в кафе. Космические миры и душа с её тайной жизнью и разными перевоплощениями – в центре творчества художницы. Многие работы Светланы объединены в серии, триптихи («Музыка во Вселенной», «Ангелы», «Рыбы»). Одна из серий называется «Энергии моего мира» и символизирует разные состояния души: «Страсть», «Игра», «Восторг», «Покой», «Прилив», «Прозрение», «Взлёт». Интересны графические работы, созданные тушью и пером в последние годы, – в них необычные обличья получают не только люди и животные, но и окружающие предметы. Ознакомиться с работами Светланы можно на её странице в “Инстаграме”, которую она любовно ведёт, получая обратную связь от поклонников своего творчества.

Одной из самых дорогих для неё стала награда арт-проекта «Любимые художники Башкирии». В уфимском кинокомплексе «Искра-IMAX» прошла выставка в рамках проекта. По итогам 2018 года Светлана завоевала победу в номинации «Таланты». Вручение состоялось в январе 2019 года.

«Одно из главных положительных качеств живописи Светланы – это прекрасное цветовое видение, иногда очень необыкновенный, изысканный колорит. Иногда её колорит бывает локальный, активный, построенный на контрастах. И в том, и в другом случае она умеет подбирать цвет. У нее прекрасный, очень точный, уверенный рисунок, – говорит искусствовед Ирина Оськина. – Творчество Светланы метафизическое. Его нельзя отнести ни к какому направлению, оно внестилевое. Но в основе его лежит психология и метафизическая философия. Она верит в добрые силы Вселенной и на этом строит не только своё творчество, но и свою жизнь. Идти за кем-то – это одно, а быть самостоятельным в поиске самовыражения  – другое, и это дорогого стоит. В связи с метафизическим отношением Светланы к миру у неё сформировался построенный на любви, доброте оптимистический взгляд на мир. Отсюда и цветовая гамма такая – яркая и оптимистичная».

Степанова, Абдюшева, Мухаметгареева, снова Степанова... В разные периоды жизни Светлане довелось творить под разными фамилиями. Сначала в связи с замужеством. После развода она взяла фамилию дедушки со стороны мамы – Хариса Нуримановича, которого очень любила. Но в процессе долгих размышлений Светлана осознала необходимость вернуть связь с родовым древом своего отца, то есть восстановить личный код, полученный ею при рождении. С каждой фамилией связаны разные периоды творчества, и в каждом из них она вписала себя в историю любимой республики – Башкортостана. Сейчас живописец и график Светлана Степанова в поиске понимания взаимодействия Миров высоких энергий, создаёт свои картины под ником Asteria-Svet. Не каждому дано найти свой индивидуальный почерк. Светлана сумела найти свой неповторимый стиль, свою верную, светлую дорогу в жизни. Её вдохновение, осенённое благословением небес, творит чудеса.

 

 

Светлана Викторовна Степанова (Мухаметгареева-Абдюшева) родилась в июле 1972 г. в Уфе. В 1986 г. окончила Художественную школу № 2, в 1994 г. – Уфимское училище искусств по специальности «Художник-живописец», в 2001 г. – художественно-графический факультет БГПИ им. Акмуллы.

В 1994–2001 гг. работала художником-постановщиком, в 2001–2010 гг. – режиссером-постановщиком, режиссером монтажа ГУП ТРК «Башкортостан»; в 2011–2018 гг. – художником-постановщиком в Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова.

С 2008 по 2019 гг. – главный художник Президентских ёлок Башкортостана. С 1991 г. – участник республиканских, всероссийских, международных и групповых выставок. Картины находятся в частных коллекциях России, Австрии, Германии, Италии, Франции, Турции, Македонии.

 Работы представлены здесь

 

Автор:Юрий Горюхин
Читайте нас в