-18 °С
Облачно
Все новости
Культура
12 Сентября 2018, 15:20

№08.2018. Сорокина Валентина. Духовные откровения Ивана Фартукова

Сорокина Валентина Мефодьевна родилась 9 апреля 1940 года в Уфе. Искусствовед. Автор ряда монографических изданий о творчестве художников Башкирии, многочисленных публикаций в энциклопедиях, российской, республиканской прессе. Член Союза художников. Заслуженный работник культуры РБ. Этот год для народного, заслуженного художника Республики Башкортостан Ивана Ивановича Фартукова юбилейный – 28 июля ему исполнилось 70 лет. Это событие он встретил в расцвете творческих сил, готовя к октябрю месяцу большую персональную выставку, которая пройдёт в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова.

Сорокина Валентина Мефодьевна родилась 9 апреля 1940 года в Уфе. Искусствовед. Автор ряда монографических изданий о творчестве художников Башкирии, многочисленных публикаций в энциклопедиях, российской, республиканской прессе. Член Союза художников. Заслуженный работник культуры РБ.
Духовные откровения Ивана Фартукова
Этот год для народного, заслуженного художника Республики Башкортостан Ивана Ивановича Фартукова юбилейный – 28 июля ему исполнилось 70 лет. Это событие он встретил в расцвете творческих сил, готовя к октябрю месяцу большую персональную выставку, которая пройдёт в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова.
Мы предлагаем читателям подборку воспроизведений с работ мастера, воплощающих те духовные, нравственные идеалы, которые он проповедует в своем творчестве. И.И. Фартуков всегда был и остаётся художником, которому близки судьбы людей, Отечества, который понимает истинную суть жизненных ценностей.
Иван Иванович – уроженец деревни Скориничи Минской области Белорусской ССР. После окончания Минского художественного училища в 1969 году он приехал в Уфу и связал с ней всю свою дальнейшую жизнь. В 1977 году окончил художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института. 1970-е годы стали временем его активной, разноплановой творческой деятельности. Уфа хранит те монументальные произведения, в создании которых в эти годы Фартуков принимал непосредственное участие: рельеф и мозаика на входе в Уфимский городской дворец культуры, резные деревянные панно в уфимском дворце культуры «Нефтяник».
Дорогу в большое искусство художнику открыла акварельная живопись, с которой он участвовал в первых художественных выставках в 1970-х годах. Уже тогда он показал яркую индивидуальность в работе с этим материалом. Иван Иванович получил возможность работать во всесоюзных творческих группах, с которыми объездил разные уголки страны и создал обширные серии работ, теперь они представлены в коллекциях многих музеев. Эти поездки дали ему материал для произведений последующих лет и не только в акварельной технике. Его имя встало в ряд ведущих мастеров российской акварели 1980–1990-х годов. Фартуков никогда не работал в ней традиционно, как говорит он сам, старался акварель подтягивать к живописи. Свободная, уверенная живописность, построенная на чистоте и силе то прозрачно нанесённого, то плотного цвета определяет творческую манеру художника, одинаково успешно создающего различные композиции, натюрморты и пейзажи – «Август» (1979), «К Карскому морю» (1984), «Пасхальные куличи» (2004) и многие другие.
С конца 1980-х наибольшее место в творчестве мастера заняла живопись, в различных жанрах которой воплощена гражданственная позиция автора, живо откликающегося на происходящие в стране события.
В его произведениях зритель как бы прочитывает вопрос и одновременно ответ автора: «Кто мы, каковы наши помыслы и действия?» Ответ на них заключён в серии публицистических полотен художника с их остро гротескной формой – «Торговцы иконами» (1995), «Век уходящий» (1998), «Продавщица леденцов» (2006) и других, развенчивающих безнравственность и бездуховность, в глубоко проникновенной, с личностными интонациями картине «Покаяние» (1992–1996).
Работы И. И. Фартукова обладают большой силой эмоционального воздействия. Многие из них воспринимаются как крик души художника, настолько велика сила их психологического влияния на зрителя. Она заключёна в сюжетах картин, в острой выразительности напряжённых форм, активной роли цвета. Иван Иванович говорит: «Мне всегда хотелось, чтобы ремесло не держало за локти, хотелось свободно работать». Он действительно работает очень свободно, стилизуя форму, решая по-фартуковски смело и декоративно колорит полотен, но всегда в них чувствуется уверенное ремесло, лучше сказать – мастерство живописца и рисовальщика.
В 1990–2000-е годы одной из главных тем творчества художника становится отражение духовной жизни, духовного состояния человека – «Благословение» (1993), «Художник и ангел» (1993), «Владыка Андрей» (1999), «Читающая монахиня» (2007). Иной изобразительный язык, в отличие от страстных публицистических работ 1990-х годов, свойственен этим полотнам с их реалистическим рисунком, более спокойной пластикой. Они воспринимаются сегодня как откровение мастера, как возвращение к своим нравственным истокам. Стремление показать духовную жизнь людей объединяет их с содержанием полотен М. В. Нестерова, несмотря на то, что в работах Фартукова другие герои, время, манера письма.
Как откровение автора воспринимаются портреты уфимских архиепископов Софрония (1999), Андрея Ухтомского (2006), которые воплощают и продолжают лучшие традиции русской живописи. В их композиционном строе, крепости рисунка и формы, в том пафосе, с которым автор утверждает мысль о благородстве, силе человеческого духа, угадывается созвучие портретов с работами Павла Дмитриевича Корина. Эти работы открыли новый этап в творчестве мастера, который обратился к образам общественных и религиозных деятелей, игравших определённую роль в истории республики, Уфы. Осознание роли этих людей обусловило своеобразный духовный, творческий подвиг самого художника.
Продолжением этого подвига стала работа И. Фартукова в 2006–2007 годах над монументальными росписями храма Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Ерлыково Миякинского района. Она была связана не только с большими физическими усилиями, но и с углублённым изучением церковных канонов, сюжетов, образов. Графические и живописные эскизы к росписи храма, тщательно нарисованные, насыщенные по цвету, представляют самостоятельную художественную ценность.
Наблюдения живописца за жизнью русской церкви вылились в целую серию картин – «Крестный ход» (2007), «В новом храме» (2008), «Причастие» (2013–2017), в которых автор остаётся верен своим идеалам человеколюбия и одухотворённости.
Значительное место в творчестве мастера занимает портретная живопись, среди которой глубоко психологические портреты художников Г. Прокшина (2000), С. Лебедева (2006), Н. Карлова (2007), лирико-романтические портреты жены Флориды, написанные в разные годы.
Несколько лет назад Иван Иванович построил дом в деревне Сюрюкаево Салаватского района, жители которой стали героями многих его полотен. Мы помним его выразительные, образные работы – диптих «Добрые дела в месяц Рамазан» (1996), «Йома. Пятница» (1998), запечатлевающие национальные традиции, образы сельских жителей. В цикле портретов односельчан и воспроизведённая в этом издании – «Минара» (2008). В портрете, как и в других его работах, читается внимательное, уважительное отношение автора к своей героине с искренней непосредственностью позирующей художнику.
Открытием последних лет стали скульптурные работы мастера, выполненные в металле, искусственном камне, гипсе, – «Евангелие от Иоанна», «Патриарх Тихон», «Вечность». По своей гуманистической направленности они гармонично продолжают сюжетную линию, начатую в живописных работах последних лет. В композиции «Звонарь»(2008) вновь набатом звучит призыв художника к зрителю искать и найти свою дорогу к храму.
«В моей мастерской на мольберте – живопись, на столах – листы с графикой, на станках – скульптурные заготовки, на полу – мешки с гипсом, глиной. Таков мой ритм работы», – говорит Иван Иванович. Воспроизведённый в журнале зрительный ряд наглядно свидетельствует о том, что наряду с живописью он постоянно обращается к графическим техникам – гравюре на металле, линолеуме, пластике. Темы графических листов воскрешают его впечатления о поездках в Среднюю Азию, на Камчатку, и в места по Енисею, помнящие страшные сталинские лагеря. Обращаясь к памяти и зарисовкам, художник создаёт листы, композиционная, психологическая раскадровка которых воплощает их образную сущность.
И. И. Фартуков с 1983 года является членом Союза художников СССР, России, с 2004 года – членом Международной Академии графики (г. Санкт-Петербург).
Задумываясь о судьбах башкирского изобразительного искусства, с удовольствием отмечаешь, что в наши дни есть достойные продолжатели его высоких профессиональных и духовных традиций. Философская и гражданственная направленность творчества Ивана Ивановича Фартукова ставят его в один ряд с ними.