Я бы определила «Вольнодумцев» так: философский роман с остросюжетным стержнем. На первый взгляд это кажется не сочетаемым, однако у Максима Замшева получилось вполне органично, и четко очерченная детективная линия полноправно соседствует со свежим и атмосферным лирическим наполнением.
Чего стоит только первое предложение романа: «День был полон вязкого снега и внезапного горя». Это в принципе стихотворение в прозе. И таких «стихотворений», вживленных в ткань повествования романа, динамичного и довольно жесткого, здесь множество. Автор прекрасно владеет почти утраченным сегодня мастерством создания городского пейзажа – надо сказать, что города в романе – Санкт-Петербург, Москва и Самара – практически полноправные герои повествования. «В три часа дня в феврале в Петербурге до сумерек еще далеко, но перевалившееся на другую сторону неба оранжеватое солнце уже лениво и слабо, ему неохота пробивать светом тучи, и поэтому в этот час цвета воздуха, асфальта, стен и заледеневших вод почти сливаются в нечто единое». А вот Самара: «Самара начиналась задолго до центра, город растягивал себя как мог рукавами автотрасс, прирастающими новостройками, заводами. Но все в нем так или иначе стремилось к Волге, вниз к воде, быстрой и нетерпеливой, но в то же время величественной, помнящей Стеньку, который хоть и наречен злодеем, но остался в народных песнях на века. Будет ли народ слагать песни о злодее?» Особенно удается Замшеву зимний, полный сырости и неприкаянности Санкт-Петербург, который для главного героя – директора библиотеки Артема Шалимова – становится своеобразным метафизическим узлом, в который закручивается его жизнь: сестра больна раком, возлюбленная Майя Кривицкая встала на скользкую оппозиционную дорожку и втянула его в организацию встреч юных вольнодумцев, да и в своей собственной жизни он не может толком разобраться... В надежде на какое-то прояснение герой отправляется в любимый город, снимает там мрачноватую однушку, слоняется целыми днями по улицам, перемещаясь из одного кафе в другое. Вообще такого количество кафе не встретишь, пожалуй, ни в одном другом тексте. Но их обилие и постоянная сменяемость обусловлена внутренним состоянием героя; кафе в романе Замшева – своеобразные точки осмысления происходящего: «Внутри намечалось некоторое равновесие. Так бывало с ним: вроде бы ничего не менялось, поводы для волнений никуда не девались, а мысли вдруг начали плыть безотчетно красиво и успокаивающе плавно, как в иллюстрациях к детским сказкам плывут лебеди и корабли. К этому он подсознательно стремился, заходя сюда, – найти точку, откуда он начнет разбираться, что с ним происходит, как он по-настоящему относится к случившемуся с ним за последние дни». В романе вообще много рефлексии, переживаний, метаний, страхов, мучительных раздумий. Явно есть что-то от атмосферы «Преступления и наказания», да и будущий террорист, убийца Виктор Небратских, как и Раскольников, вообразил себя имеющим право распоряжаться чужими жизнями...
Детективная линия романа начинается с обнаружения тела внучки генерала полиции Крючкова Вики в наркопритоне. Генерал, заручившись поддержкой своего подчиненного, полковника Елисеева, ведет собственное расследование. Как оказалось, он многого не знал о своей внучке. По мере следствия, помимо странных сексуальных пристрастий, выясняется и ее причастность к группе оппозиционно настроенных молодых людей ‒ вольнодумцев. Ребята собираются в библиотеке у Шалимова и ведут незрелые речи о переустройстве политической системы в нашей стране, что, с одной стороны, достаточно наивно, с другой – довольно опасно, ведь именно там, на этих встречах, появляется и будущий убийца Вики Крючковой, о чем становится известно только к концу романа. Есть еще одна детективная линия, неожиданным образом перекрещивающаяся с первой: кто-то присылает Шалимову СМС о погибшем при странных обстоятельствах сорок лет назад родном брате...
Роман держит в напряжении от начала и до конца: с одной стороны, это напряжение от увлекательной детективной истории, с другой – напряжение от внутренних, духовных метаморфоз, происходящих с главным героем. Трудно сказать, что более захватывающе. И вместе с тем это, конечно же, остро социальный роман, где обозначены основные нарывы нашего общества.
Объемные и противоречивые образы героев – не только главных, но и второстепенных – мастерски удаются Замшеву. Все они живые и убедительные: ни один из них не остается в статичном состоянии. Роман эмоционально горячий, что проступает еще более явственно на фоне холодного заснеженного Петербурга, на этом контрасте строится практически весь текст: страсти внутренние и холод внешний. А сердцевина – поиск своего места в этом мире, поиск утраченных смыслов, экзистенциальная тоска, почти сартровская, и классическая русская надежда на чудо, на то, что вдруг все как-то разрешится наилучшим образом.
Но разрешится ли?..