На исходе 2007 года издательство «Китап» выпустило в свет на русском языке книжку очерков Патриции Томпсон (Елены Владимировны Маяковской) «Мое открытие Башкортостана».
Некоторые из этих очерков впервые были опубликованы в журнале «Бельские просторы» (2003 год, № 6) в переводе с английского М. Фаттахутдиновой (в настоящее время — редактор отдела прозы журнала). Майя Спартаковна посмотрела на них «свежим взглядом», переоценила отдельные главы, что-то переписала — и в новом, откристаллизованном виде они были предложены издательству.
«Китап» не ошиблось, издав эту книгу. Это не дань юбилею, какому-то общественно-политическому событию. Очерки Томпсон вне конъюнктуры. Прочитал их с большим интересом. Хотелось бы надеяться, что у них счастливая судьба. Книга предназначается читателям, которые получают удовольствие от неспешного погружения в текст. Раскрыв ее, они познакомятся и проведут какое-то время с незаурядным и скромным человеком, умным и честным собеседником — Патрицией Томпсон.
В ее повествовании много драматизма. Это следствие раскола прекрасной планеты Земля на две общественно-политические системы: социалистическую и капиталистическую. Чтобы не подвергать опасности свои жизни, свое благополучие мужчина и женщина, любящие друг друга, должны встречаться осмотрительно, с оглядкой и хранить тайну рождения дочери. Только после смерти своей матери (Элли Джонс) зрелая, вполне состоявшаяся как личность Патриция осмелится сообщить всему просвещенному миру, что она — дочь поэта Владимира Маяковского.
Она все время будет искать в себе отца. Найдет 23 его хромосомы, способность к рисованию. Философ быта (повседневной жизни), Патриция обнаружила, что в ее учебниках «много общего с книгой Маяковского для детей «Кем быть?».
Патриция Томпсон располагает к себе читателя открытостью, непредвзятостью суждений. Перед нами — не узколобый, оболваненный пропагандой догматик, а гражданин мира. Вот, к примеру, что она говорит, не будучи коммунисткой, о капитализме: «Чем больше американцы узнают о скандалах в деловых и общественных кругах сегодняшней Америки, тем больше понимают, что капитализм без должных ограничений и контроля со стороны государства ведет к торжеству лжи и алчности в немыслимых масштабах — к тому, что становилось причиной краха многих государственных режимов, начиная с Римской империи».
В книге три сквозные темы. Томпсон настойчиво подчеркивает: «я — дочь Маяковского», «я — русская американка», «я — теоретик быта».
В 1993 году Лемон-колледж Городского университета Нью-Йорка отмечал столетие со дня рождения Маяковского. Вот тогда и открыли коллеги Патриции, что она… дочь великого поэта.
Мать, Элли Джонс (урожденная Елизавета Петровна Зиберт), с раннего детства внушала ей, что она русская американка, называла имена Игоря Сикорского и Владимира Зворыкина, которые немало сделали для технического развития Америки.
Томпсон называет себя «истолкователем неизбежных кризисов в повседневной жизни обычных людей». Малоизвестная россиянам профессия — философ быта — представляется чрезвычайно привлекательной и остро необходимой. Рассуждения Патриции чрезвычайно актуальны и интересны. «Как женщина, — пишет она, — я считаю, что семья заслуживает самого пристального внимания исследователей — не меньше, чем политика. Полагаю, что семейные проблемы по своей важности не уступают государственным…»
Патриция Томпсон доброжелательна и терпима. Она с теплотой говорит о двух своих отчимах — Джордже Джонсе и Генри Питерсе, избегает резких выражений (что было бы уместно), когда вспоминает Лилю Брик — наказание Маяковского, героиню мемуаров, вошедшую в историю с черного хода.
С редкой для наших дней искренностью, почти детской непосредственностью и радостью рассказывает она о своем открытии Давлеканово, Уфы, Башкирии.
Когда Патриция проезжала мимо Башгосуниверситета, у нее возникло желание познакомиться со студентами: «Я бы постаралась рассказать им об Америке и внушить им, чтобы они никогда не завидовали тамошней богатой жизни, поскольку важнее всего — жизнь сердца и ума».
Каким поразительным диссонансом к воцарившемуся у нас культу денег, роскоши, коммерции звучат слова Патриции Дж. Томпсон, дочери Маяковского.
Из архива: февраль 2008 г.