Все новости
Круг чтения
9 Июня 2023, 12:57

Анна Осипова Ирина Прокофьева. Поэтический сборник Ю. Татаренко «Новости-Бирск»

Сборник стихов Ю. Татаренко 2020 года «Новости-бирск» вобрал в себя и новые стихи, созданные автором за двухлетний период и те лучшие тенденции поиска своего поэтического языка, которые уже обозначились в предыдущих его сборниках («Чтонатворительный падеж» 2012 г., «Грусть винограда» 2014 г., «Две рифмы» 2017 г., «В 7-70 утра» 2018 г.)  

Критик Константин Комаров в рецензии на сборник «Новости-бирск» относит Ю. Татаренко к типу поэтов-изобретателей, о чем свидетельствует склонность к языковой игре, каламбурам, созданию неологизмов. По мнению рецензента, это самая яркая черта художественного языка данного поэта. В сборнике отмечается присутствие большого количества остроумных словесных новаций, изощрённой игры смыслов, созвучий. Но эти приемы не самодостаточны, игра слов для Ю. Татаренко – способ раскрытия лирического начала. Такова же роль и парадоксальности художественного мышления поэта, она не самоцель, а средство для реализации принципа «сопряжения далековатых идей». Кроме того, языковые находки – это повод для проявления детского начала, детского видения мира, стихийной радости, да и многие неологизмы и каламбуры напоминают детское словотворчество.

Одновременно с детским мироощущением критик отмечает интонации зрелого элегизма, ощущения маеты, неприкаянности, печали. На пересечении этих двух потоков, детского и элегического, и формируется индивидуальный лирический голос Ю. Татаренко по мнению Константина Комарова.

Важнейшим мотивом сборника является мотив дороги, путешествия, в котором как раз эти векторы и сходятся – «перемещаясь в пространстве, лирический герой рефлексирует над впечатлениями без отрыва от их непосредственного накопления». Тем самым поэзия соединяет конкретику с абстракцией в «единую динамическую ткань художественных образов».

В сборнике исторические, литературные, общекультурные аллюзии насыщены реалиями современности, упоминаются названия футбольных клубов, имена популярных исполнителей и прочие. И одновременно эта поэзия не впадает в публицистичность, «журнализм» проявляется за счет того, что сиюминутное «подсвечивается» вечным. Главное для автора – вечные темы, вневременное переживание – смены времён года, встреч и расставаний – «всего того «вороха», который и составляет жизнь, смысл которой придаёт поэзия».

Дмитрий Артис в начале своей рецензии о книге «Новости-бирск» высказывает удивление по поводу того, что данный сборник действительно стихотворный, в нем собраны не тексты для нот, а стихи изначально музыкальные.

Определяя «место» этих стихов на поэтической карте современной отечественной поэзии, критик относит их к метапоэтической школе, «где обречённость и личностные трагедии рассматриваются через призму самоиронии». В сборнике отсутствует «природа насмешки» над окружающей действительностью, а также «пафос средней полосы», в нем много сибирских мотивов, «сибирской ухмылки, обращённой к себе».

Поэтику Юрия Татаренко критик делит на две части: «я» – автора и «я» – текста, лирику автора и лирику поэзии как таковую. Эти два «я», по мнению Д. Артиса, постоянно полемизируют, конфликтуют, но являются частью единого целого, как тень человека и сам человек.

Лирический герой, которого критик намеренно называет автором, сознательно запутывает себя, мучается в безысходности, чтобы затем получить возможность рефлексии, возможность оценить свои действия, поступки, мысли в критической ситуации.

Другой творческой особенностью поэзии Ю. Татаренко Д. Артис считает постмодернизм, когда стихи рождаются из стихов. Действительно, в сборнике много поэтических цитат, которые сами становятся стихами. Отсюда вырастает и внутренняя установка творчества: чтобы больше писать, необходимо больше читать. Одновременно с чтением лирический герой слушает мир, в сборнике много сиюминутных мелочей, а весь мир превращается в повод для написания стихов.

Еще одним качеством метапоэтики критик считает затемнение смысла стихотворений, отсутствие прозрачности в процессе организации смысла. Объясняет он эту внешнюю «нелогичность» тем, что автор говорит о предмете языком самого предмета.

Основной мотив сборника – движение, стихи пишутся по ходу движения, они вырастают из движения. Соответственно, лирический герой всегда на вокзале, в поезде, самолете, где он записывает стихи. Отсюда, по мнению исследователя, торопливость, ритм бега, прыжки от темы к теме. Половину книги критик относит к экспромтам, стихам по случаю, своеобразной «летописи времени». И ещё одна проблема сборника – проблема самоидентификации лирического героя, который постоянно рефлексирует на тему своего места в поэзии.

Слишком много места, по мнению Д. Артиса, в сборнике уделяется «подростковой» теме «как пишутся стихи», неуместному панибратству. Внешний шум, звуки эпохи «приземляют» тематику поэтического сборника. «Но что делать?» – спрашивает критик, и сам же отвечает – «нынешнее время звучит именно так».

Поэт и критик «Литературной газеты» Лилия Газизова была менее критична в отзыве на книгу стихов «Новости-бирск» Ю. Татаренко. Она считает, что в стихах сборника автор вырисовывается как человек думающий, так и глубоко чувствующий. За его незамысловатыми стихами она увидела любовь к бытию, к обычному земному проживанию своего срока.

Стихи поэта запоминаются не только своей парадоксальностью и афористичностью, за ними чувствуется жизненная боль и сердечный опыт. Почти каждый вслед за автором может воскликнуть: «Я человек, контуженный тревогой». Наше время, по мысли Лилии Газизовой, и вправду не располагает к покою, а тем более к благости. Современные коллизии наполняют наши дни не только тревогой, но и страхами и беспокойством за себя и за близких. Поэтому сердце отзывается стихам Ю. Татаренко.

Сергей Алиханов увидел в сборнике преодоление расстояния между поэзией и жизнью, стихами и обстоятельствами, послужившими их написанию, поэтом и читателем. И поэтому для рецензента «пушкинский стеб» в стихах Ю.А. Татаренко смешон – «смешон с горя, понятен собственной шкурой, и ни в коем разе не оскорбителен и не обиден» [4;6].

Ольга Никиенко отмечает, как и многие другие критики, обилие словотворчества, языковой игры в стихах поэта. Скорее всего, эти находки так и останутся «жителями» книги, изданной тиражом 500 экземпляров. «Но ведь придумал же слово «самолет» поэт Василий Каменский, а слово «летчик» Велемир Хлебников!» – восклицает критик. По ее мнению, естественными выглядят у Ю. Татаренко новые для русской поэзии слова – фейсбук, лайки, заряд батареи, комменты, спойлер, курсор, пин-код и т.д. Все это признаки стихов XXI века. А самое главное, это то, что стихи Юрия Татаренко оставляют у читателя ощущение радости. Действительно, праздничное настроение дарит сама Поэзия, живущая в этой книг.

Обобщая всё сказанное, хочется отметить, что в сборнике «Новости-бирск» критики увидели и продолжение предыдущих сборников, и новые тенденции поэзии современного поэта. Ю. Татаренко проявил себя как автор-изобретатель, склонный к каламбурам, языковой игре, неологизмам, но вновь сквозь эту игру просвечивает интонация зрелого элегизма. В стихах сборника, проявился особый накал эмоций, при чем это эмоции нормального земного человека, а не небожителя.

Автор обращается к вечным темам, темам времен года, встреч и расставаний, любви, творчества. Часто возникает в сборнике проблема самоидентификации лирического героя, его постоянная рефлексия на тему своего места в поэзии. Сохранились в «Новости-бирске», как в предыдущих книгах поэта, парадоксальность и склонность к языковой игре. В целом практически все исследователи поэзии Ю. Татаренко отмечают динамическое развитие поэтического мира новосибирского автора, который не стоит на месте, а интенсивно и продуктивно ищет новые формы поэтического самовыражения.

Осипова АннаМихайловна, студентка 4 курса ЗПРЯС, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Ирина Олеговна Прокофьева – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, автор около сотни научных и методических работ, в том числе монографий, учебных пособий, статей.
Читайте нас: