В одной лодке: повести, рассказы / Амир Аминев. – М.: Вече, 2021. – 496 с. (Урал-батюшка).
Книга башкирского писателя Амира Аминева вышла в московском издании «Вече» в серии «Урал-батюшка». Наряду с современными авторами, пишущими о жизни на Урале, в ней опубликованы произведения классиков русской литературы – Мамина-Сибиряка, Бажова и т. д.
В издании собраны лучшие произведения автора, написанные в разные годы. Сборник повестей и рассказов одного из самых ярких представителей башкирской литературы поднимает социальные, духовно-нравственные проблемы сегодняшнего дня, автор стремится раскрыть особенности взаимоотношений поколений, истоков высокой нравственности, духовного совершенства современников.
Амира Аминева можно отнести к представителям современной деревенской прозы. Автора интересует период с 80-х годов прошлого века до наших дней. Он обращается к традиционным ценностям, показывает расцвет и упадок колхозов, критически осмысливает безвозвратно ушедшую эпоху.
Писатель описывает жизнь башкирского аула, его героями становятся самые обычные сельские жители: девушка, забеременевшая от заезжего молодца; охотник, выслеживающий снежного человека; cтарик, ушедший из дома; человек, ожидающий прихода собственной смерти; рыбак, оказавшийся случайным свидетелем убийства. Отдельного внимания заслуживают рассказы-воспоминания о детстве («Сочинение», «Ненаписанный рассказ»): писатель с большой любовью описывает уроки башкирского языка, разговоры с отцом, деревенский сабантуй. Автор тщательно воссоздаёт атмосферу и характеры советского времени.
Как отмечают критики, рассказам и повестям Амира Аминева характерны драматизм, злободневность ситуаций, неожиданная развязка событий. Писатель обращается к башкирским преданиям, мифам и фольклору. Художественный метод автора близок к магическому реализму. Аминев мастерски вплетает миф в описание обыденной жизни аула. В рассказе «Цветок-звезда» герой видит то Салавата Юлаева, то участников Отечественной войны 1812 года, а героине рассказа «Дворняга» в уличной собаке мерещится её возлюбленный. Иногда для читателя не очевидно, во сне или наяву находятся персонажи книги. Правда, как правило, открывается в самом конце.
Тема малой родины – центральная, объединяющая тема сборника. Повесть «Китай-город», которая в свое время вызвала широкий читательский отклик, не утратила своей актуальности и сегодня. Перед героями встает непростой выбор: развивать самостоятельно землю, на которой поколениями жили их предки, или продать её богатому иностранцу в обмен на новенькие квартиры?
В повести «Усманские камни» жители аула «заболевают» пьянством. Главное богатство этой башкирской деревни – уникальная горная порода – становится сырьём для надгробных памятников.
Особое место в сборнике занимает одноимённая повесть «В одной лодке», где главный герой в одиночку борется с браконьерами на горе Торатау. Миф о Всемирном потопе становится лейтмотивом произведения – метафора хаотичного современного мира, несущего ковчег с человечеством на верную смерть. Единственным спасением остаётся шихан – священная земля, которая примет только достойных.
Для Аминева важно показать, как современное общество подбирается к самому краю пропасти. Деградацию народа автор связывает с уходом от истоков, отрывом от земли предков. Персонажи книги, предавшие или покинувшие родную землю, обречены на гибель. Они забывают свой язык, перестают уважать старших, навсегда теряют моральный облик. В противовес им автор изображает людей с твёрдыми моральными принципами, отвергающих материальные блага и хранящих народные традиции.