-5 °С
Снег
Все новости
Круг чтения
10 Мая 2018, 17:46

№4.2018. Ильина Александра. Детям - не по-детски. О поэзии для детей и не только...

«Люди хотят поэзии», – пелось в популярной некогда песне, и я с этим согласна, в том смысле, что в жизни среднестатистического современного человека, как мне кажется, ощущается ее явная нехватка.

Александра Ильина
Детям – не по-детски
* * *
«Люди хотят поэзии», – пелось в популярной некогда песне, и я с этим согласна, в том смысле, что в жизни среднестатистического современного человека, как мне кажется, ощущается ее явная нехватка. Думаю, что среди читателей литературного журнала дело обстоит, несомненно, лучше, чем в среднем по больнице, и все же поэзия гораздо капризнее прозы – требует соответствующего настроя и не терпит суеты, поэтому застать себя за чтением увлекательного романа гораздо вероятнее, чем за томиком любимого поэта.
Все это я веду к тому, что детские стихи, если они настоящие, – это не только средство посеять разумное, доброе и вечное среди подрастающего поколения, но и отличный шанс для родителей приобщиться к прекрасному, так сказать, без отрыва от воспитательного процесса. Для меня, мамы трехлетки, это очень актуально. Довольно трудно всерьез увлечься рассказом о похождениях очередного обаятельного котенка, каким бы хорошим в своем жанре он ни был, особенно, когда читаешь его раз примерно в сто пятнадцатый, а вот наслаждаться хорошими стихами можно вне зависимости от возраста, а также от пола, расы и политических убеждений.
Чего и вам желаю, а потому хочу поделиться некоторыми удачными нашими с сыном находками, для удобства разделив их на несколько, совершенно условных, категорий.
Классики – детям
Под классиками я подразумеваю в данном контексте исключительно тех, кого привыкла считать поэтами «взрослыми», и недавно обнаружила, что у них есть и замечательные произведения для детей.
Я никогда не была большим поклонником Иосифа Бродского, но взяв в руки изданную для детей «Балладу о маленьком буксире», полюбила её глубоко и навсегда. Для меня в строках этой книжки заложена какая-то тихая и мистически-ритмичная интонация, может быть, особенно заметная оттого, что читаю их вслух. История буксира, прожившего свою «маленькую» жизнь, снова и снова что-то во мне переворачивает, каждый раз – до слез. Сын тоже очень остро реагирует на это стихотворение. Не могу сказать, что он приходит в восторг – иногда, напротив, отказывается читать, и это понятно – слишком сильные переживания, чтобы желать испытывать их часто, но, полагаю, что весьма полезные для становления личности. Вряд ли трехлетнему ребенку могут быть объективно понятны тоска и печаль главного героя, но сила поэтического слова позволяет ему проникать прямо в сердце и компенсирует недостаток жизненного опыта.
Особое отношение к этой книге в нашей семье – заслуга не только поэта, но и художника. Наше издание с иллюстрациями Игоря Олейникова, потрясающе тонкими, точными и пронзительными. Где нужно, они дополняют текст, адаптируют его для ребенка, а иногда – буквально парой штрихов – заставляют сердце сжаться сильнее, хотя, казалось бы, куда еще.
В нашей детской библиотеке есть еще одна книга Иосифа Бродского «Рабочая азбука» – совсем другая, спорная, неоднозначная. Стихи, посвященные профессиям, названия которых начинаются на каждую из букв алфавита (почти на каждую, если быть точной, к примеру, профессий на «е» поэт не нашел), необычные, если не сказать странные. Вопросы есть как к форме, так и к содержанию. Стихи писались то ли с иронией над людьми советского труда, местами граничащей с издевательством, то ли, как предполагают некоторые критики, на заказ, в качестве халтуры в соответствии со всеми смысловыми оттенками этого слова. И стилю поэта в «Рабочей азбуке» присуща некоторая корявость, на мой взгляд, скорее нарочитая.
Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведу одно из наиболее изумляющих читателей стихотворений азбуки:
И комбайн, и коня,
И блоху под конец
Подкуёт, без огня
Не живущий, кузнец.
Невозможно не заметить, что воображение при чтении этих строк немедленно рисует неживого кузнеца, кующего без огня. Моя личная версия решения загадки «Рабочей азбуки» все же в том, что это игра, в которую поэт местами заигрался.
Я пишу все это для того, чтобы книга не стала шоком для родителей, решивших обучить своих отпрысков азбукой от великого Бродского. Буквы лучше изучать с Маршаком, а «Рабочую азбуку» стоит почитать с ребенком из веселого хулиганства. Если не предъявлять к стихотворному тексту завышенных ожиданий и не относиться слишком серьезно, он, на мой взгляд, вполне имеет право на существование.
А вот что полностью оправдывает наличие этой книги в нашей библиотеке, так это работа художника, все того же Игоря Олейникова. Оттолкнувшись от спорных ассоциаций и нестандартных поэтических образов Бродского, художник доводят илюстрации до абсурда и, в то же время, начинают жить собственной жизнью, волшебной, удивительной, сумасбродной. Кто только не встретится вам на страницах этой книги – удод-управдом, матросы-байкеры и еще множество восхитительных персонажей. И пусть «Рабочую азбуку» трудно отнести к лучшим стихам Иосифа Бродского, но проводником в волшебный мир Игоря Олейникова она стала прекрасным.
Удавшейся попыткой приобщить сына к «высокой поэзии» для меня стала книга стихов Осипа Мандельштама «Шары» из серии «Детям будущего», в которой переиздаются детские книжки начала прошлого века.
Трудно сказать, о чем именно стихотворение «Шары», давшее название сборнику. В нем есть место и страданиям маленького зеленого шара от задиры-красного, и буйство ярмарочного веселья, и пьянящие чувства внезапно выпущенных на волю шаров. Несмотря на отсутствие явного, понятного ребенку сюжета и довольно сложный для современного малыша язык, мой сын слушает эти стихи очень внимательно, сопереживая, радуясь и волнуясь, и это, пожалуй, лучшее, что может дать человеку поэзия.
Признанные мастера
Здесь я хочу сказать о поэтах, которые писали и пишут для детей давно и плодотворно, но я узнала о них только сейчас, начав поиск литературы для сына, и для меня они стали настоящим открытием.
Детские стихи Генриха Сапгира – лишь одна из граней его творчества, но так уж случилось, что многим людям он известен именно благодаря ей. Зато эти стихи – прекрасный пример того, что может получиться, когда большой поэт работает в детском жанре.
Такие произведения Генриха Сапгира, как «Воспитанная лошадь» или «Затмение солнца», – для меня практически идеал детской поэзии. Тонкие, лиричные, по-хорошему странные, с неожиданными, запоминающимися ребенку и развивающими воображение образами, – неиссякаемый источник радости для сына и наслаждения для меня.
Имя Аллы Ахундовой, к моему стыду, также стало мне известно совсем недавно. Открыв тоненькую книжку ее стихов «Почему бывает?», я была покорена буквально с первых строк. Вошедшие в нее стихотворения, безусловно, адресованы детям, однако не делают никакой скидки на возраст, не содержат ни капли снисходительности. Добрые, умные, философские и звучащие как музыка – их чтение всякий раз делает меня счастливой от того, что мой сын растет на таких стихах и любит их.
Не знаю, знакомо ли вам имя Александра Тимофеевского, но одно его стихотворение вы знаете точно – «Пусть бегут неуклюже». К сожалению, долгое время широкой общественности из произведений поэта было известно только оно. Однако сейчас стихи Александра Тимофеевского довольно активно издаются к большой радости детей, во всяком случае, моего сына. В нашей библиотеке появилась его книга «Мы по скверику гуляли». Александр Тимофеевский обращается к маленькому читателю так запросто и напрямик, на понятном ребенку языке, что получает живейший отклик. Самые фантастические сюжеты (медведь-акробат, жаба-дирижабль или слониха в роли мухи) в исполнении поэта звучат совершенно естественно. Как ни странно, именно благодаря тому, что текст понятен ребенку на девяносто процентов, он провоцирует множество вопросов, дает почву для дискуссий, в отличие от более сложных стихов, которые сын воспринимает скорее на каком-то интуитивном уровне. Сборник «Мы по скверику гуляли» удачно дополняют иллюстрации художника Натальи Петровой. Они, под стать стихам Александра Тимофеевского, простые и яркие, создающие настроение праздника и веселья. Отдельное спасибо от моего сына художнику за разворот, на котором крот провел линию метро в своих подземных ходах, – при том, что на картинке не так много деталей, мы рассматриваем ее дольше, чем страницы новомодных виммельбухов.
Составители приберегли сюрприз и для родителей, которые к концу книги могут уже слегка утомиться от этого буйства зооморфных персонажей. Вот последнее стихотворение в сборнике под названием «Про меня»:
Чего, друзья, здесь только нет:
Слоны и лисы,
А среди публики поэт –
Седой и лысый.
Не реагирует на птиц,
Зверей, букашку,
Поскольку любит этот тип
Одну Наташку.
На мой взгляд, не полюбить Александра Тимофеевского после этого решительно невозможно.
Одним из самых широко известных в современной детской поэзии является имя Михаила Яснова. Он пишет для детей много, издается часто, читается с неизменным удовольствием. Для меня его стихи, прежде всего, игра, достаточно захватывающая, чтобы увлечь ребенка, и в меру изящная, чтобы покорить взрослого. Его сборник «Лекарство от зевоты» в полной мере оправдывает свое название. Причудливо тасуя слова и смыслы, не скупясь на нетривиальных персонажей и внезапные повороты сюжета, Михаил Яснов создает мир, одновременно цельный и разнообразный, путешествие в который не надоедает и в сотый раз.
Я уже писала об этом в «Бельских просторах», но не грех и повторить, что Михаил Яснов, помимо собственного творчества, делает важнейшее дело: знакомит читателей с лучшими образцами детской поэзии. Благодаря его рекомендациям, я узнала о большинстве авторов, упомянутых в этой статье, а также о других, замечательные поэтические книги которых стоят на наших полках.
Новые имена
Назвать поэтов, о которых собираюсь написать в этом разделе, новичками, с трудом поворачивается язык – уж очень громко они зазвучали, хотя и получили известность относительно недавно – издания их первых книг увидели свет всего несколько лет назад.
Творческая история Анастасии Орловой вдохновляет сама по себе. Ее первая публикация состоялась в возрасте девяти лет в обожаемом мною в детстве журнале «Трамвай». Повзрослев, Анастасия писать перестала, никак не связывала свою жизнь с литературой, и вдруг начала вновь, когда стал подрастать уже второй ее сын. Буквально за несколько лет Анастасия стала лауреатом многочисленных, в том числе престижнейших, премий и конкурсов, издано уже немало сборников ее стихов, их хвалят критики, обожают родители и дети, по ним снимаются мультфильмы и ставятся спектакли.
Успех Анастасии Орловой показывает, что детская поэзия сейчас востребована как никогда. Ее стихи замечательные. В них чувствуется и сильнейшая советско-российская традиция (а то и более давняя: многие ее стихи – современный аналог русских потешек и колыбельных), и, безусловно, есть место новаторству и экспериментам. Они и тягуче-напевные, и озорные. В каждой строчке Анастасии Орловой чувствуется всеобъемлющая любовь к детям. Для меня в этих стихах есть что-то интимное, материнское. Их чтение сыну помогает выразить свои родительские чувства.
А еще Анастасия Орлова, как никто, умеет посмотреть на явления и предметы вокруг детским взглядом, найти неожиданные параллели, открыть удивительное в обыденном. Вот как поэт представляет, к примеру, процесс надевания колготок:
Я свою родную ногу
Отправляю в путь-дорогу.
А туннель длиннющий – жуть! –
Вправо-влево не свернуть.
Темноты я не боюсь,
Да и ты, нога, не трусь!
В нашей библиотеке пока одна книга Анастасии Орловой «Яблочки-пятки» – добрейшая и милейшая, со стихами, которые можно читать малышу с самого рождения, и я думаю, что это только начало.
Имя поэта Маши Рупасовой сначала стало известно пользователям Фейсбука. Теперь ее стихи не только активно обсуждаются в сети, но и регулярно издаются. При всем разнообразии тем, сюжетов и интонаций поэзия Маши Рупасовой очень узнаваема. По-моему, ее главная особенность в том, что она живая. Стихи складываются в бесконечный и никогда не надоедающий, а главное искренний разговор со своим ребенком, который ведется совершенно на равных. Маше Рупасовой одинаково удаются и веселые стихи – в них автор не стремится удачно пошутить, а искренне смеется сама, и совершенно душевынимательные – ведь говоря со своими детьми, не избежать и сложных тем:
Наша старенькая кошка
Потеряла
Аппетит.
Маме кажется,
Что кошка
Этой ночью
Улетит.
Очень старые коты
Не боятся высоты
И летают
Выше неба,
Распушив свои хвосты.
В этой статье я охватила лишь самую верхушку айсберга. Сейчас издается и переиздается, публикуется в сети огромное количество хороших детских стихов, и мы, родители, обязаны этим воспользоваться.