«Люди хотят поэзии», – пелось в популярной некогда песне, и я с этим согласна, в том смысле, что в жизни среднестатистического современного человека, как мне кажется, ощущается ее явная нехватка. Думаю, что среди читателей литературного журнала дело обстоит, несомненно, лучше, чем в среднем по больнице, и все же поэзия гораздо капризнее прозы – требует соответствующего настроя и не терпит суеты, поэтому застать себя за чтением увлекательного романа гораздо вероятнее, чем за томиком любимого поэта.
Все это я веду к тому, что детские стихи, если они настоящие, – это не только средство посеять разумное, доброе и вечное среди подрастающего поколения, но и отличный шанс для родителей приобщиться к прекрасному, так сказать, без отрыва от воспитательного процесса. Для меня, мамы трехлетки, это очень актуально. Довольно трудно всерьез увлечься рассказом о похождениях очередного обаятельного котенка, каким бы хорошим в своем жанре он ни был, особенно, когда читаешь его раз примерно в сто пятнадцатый, а вот наслаждаться хорошими стихами можно вне зависимости от возраста, а также от пола, расы и политических убеждений.
Чего и вам желаю, а потому хочу поделиться некоторыми удачными нашими с сыном находками, для удобства разделив их на несколько, совершенно условных, категорий.
Под классиками я подразумеваю в данном контексте исключительно тех, кого привыкла считать поэтами «взрослыми», и недавно обнаружила, что у них есть и замечательные произведения для детей.
Я никогда не была большим поклонником Иосифа Бродского, но взяв в руки изданную для детей «Балладу о маленьком буксире», полюбила её глубоко и навсегда. Для меня в строках этой книжки заложена какая-то тихая и мистически-ритмичная интонация, может быть, особенно заметная оттого, что читаю их вслух. История буксира, прожившего свою «маленькую» жизнь, снова и снова что-то во мне переворачивает, каждый раз – до слез. Сын тоже очень остро реагирует на это стихотворение. Не могу сказать, что он приходит в восторг – иногда, напротив, отказывается читать, и это понятно – слишком сильные переживания, чтобы желать испытывать их часто, но, полагаю, что весьма полезные для становления личности. Вряд ли трехлетнему ребенку могут быть объективно понятны тоска и печаль главного героя, но сила поэтического слова позволяет ему проникать прямо в сердце и компенсирует недостаток жизненного опыта.
Особое отношение к этой книге в нашей семье – заслуга не только поэта, но и художника. Наше издание с иллюстрациями Игоря Олейникова, потрясающе тонкими, точными и пронзительными. Где нужно, они дополняют текст, адаптируют его для ребенка, а иногда – буквально парой штрихов – заставляют сердце сжаться сильнее, хотя, казалось бы, куда еще.
В нашей детской библиотеке есть еще одна книга Иосифа Бродского «Рабочая азбука» – совсем другая, спорная, неоднозначная. Стихи, посвященные профессиям, названия которых начинаются на каждую из букв алфавита (почти на каждую, если быть точной, к примеру, профессий на «е» поэт не нашел), необычные, если не сказать странные. Вопросы есть как к форме, так и к содержанию. Стихи писались то ли с иронией над людьми советского труда, местами граничащей с издевательством, то ли, как предполагают некоторые критики, на заказ, в качестве халтуры в соответствии со всеми смысловыми оттенками этого слова. И стилю поэта в «Рабочей азбуке» присуща некоторая корявость, на мой взгляд, скорее нарочитая.
Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведу одно из наиболее изумляющих читателей стихотворений азбуки:
Невозможно не заметить, что воображение при чтении этих строк немедленно рисует неживого кузнеца, кующего без огня. Моя личная версия решения загадки «Рабочей азбуки» все же в том, что это игра, в которую поэт местами заигрался.
Я пишу все это для того, чтобы книга не стала шоком для родителей, решивших обучить своих отпрысков азбукой от великого Бродского. Буквы лучше изучать с Маршаком, а «Рабочую азбуку» стоит почитать с ребенком из веселого хулиганства. Если не предъявлять к стихотворному тексту завышенных ожиданий и не относиться слишком серьезно, он, на мой взгляд, вполне имеет право на существование.
А вот что полностью оправдывает наличие этой книги в нашей библиотеке, так это работа художника, все того же Игоря Олейникова. Оттолкнувшись от спорных ассоциаций и нестандартных поэтических образов Бродского, художник доводят илюстрации до абсурда и, в то же время, начинают жить собственной жизнью, волшебной, удивительной, сумасбродной. Кто только не встретится вам на страницах этой книги – удод-управдом, матросы-байкеры и еще множество восхитительных персонажей. И пусть «Рабочую азбуку» трудно отнести к лучшим стихам Иосифа Бродского, но проводником в волшебный мир Игоря Олейникова она стала прекрасным.
Удавшейся попыткой приобщить сына к «высокой поэзии» для меня стала книга стихов Осипа Мандельштама «Шары» из серии «Детям будущего», в которой переиздаются детские книжки начала прошлого века.
Трудно сказать, о чем именно стихотворение «Шары», давшее название сборнику. В нем есть место и страданиям маленького зеленого шара от задиры-красного, и буйство ярмарочного веселья, и пьянящие чувства внезапно выпущенных на волю шаров. Несмотря на отсутствие явного, понятного ребенку сюжета и довольно сложный для современного малыша язык, мой сын слушает эти стихи очень внимательно, сопереживая, радуясь и волнуясь, и это, пожалуй, лучшее, что может дать человеку поэзия.
Здесь я хочу сказать о поэтах, которые писали и пишут для детей давно и плодотворно, но я узнала о них только сейчас, начав поиск литературы для сына, и для меня они стали настоящим открытием.
Детские стихи Генриха Сапгира – лишь одна из граней его творчества, но так уж случилось, что многим людям он известен именно благодаря ей. Зато эти стихи – прекрасный пример того, что может получиться, когда большой поэт работает в детском жанре.
Такие произведения Генриха Сапгира, как «Воспитанная лошадь» или «Затмение солнца», – для меня практически идеал детской поэзии. Тонкие, лиричные, по-хорошему странные, с неожиданными, запоминающимися ребенку и развивающими воображение образами, – неиссякаемый источник радости для сына и наслаждения для меня.
Имя Аллы Ахундовой, к моему стыду, также стало мне известно совсем недавно. Открыв тоненькую книжку ее стихов «Почему бывает?», я была покорена буквально с первых строк. Вошедшие в нее стихотворения, безусловно, адресованы детям, однако не делают никакой скидки на возраст, не содержат ни капли снисходительности. Добрые, умные, философские и звучащие как музыка – их чтение всякий раз делает меня счастливой от того, что мой сын растет на таких стихах и любит их.
Не знаю, знакомо ли вам имя Александра Тимофеевского, но одно его стихотворение вы знаете точно – «Пусть бегут неуклюже». К сожалению, долгое время широкой общественности из произведений поэта было известно только оно. Однако сейчас стихи Александра Тимофеевского довольно активно издаются к большой радости детей, во всяком случае, моего сына. В нашей библиотеке появилась его книга «Мы по скверику гуляли». Александр Тимофеевский обращается к маленькому читателю так запросто и напрямик, на понятном ребенку языке, что получает живейший отклик. Самые фантастические сюжеты (медведь-акробат, жаба-дирижабль или слониха в роли мухи) в исполнении поэта звучат совершенно естественно. Как ни странно, именно благодаря тому, что текст понятен ребенку на девяносто процентов, он провоцирует множество вопросов, дает почву для дискуссий, в отличие от более сложных стихов, которые сын воспринимает скорее на каком-то интуитивном уровне. Сборник «Мы по скверику гуляли» удачно дополняют иллюстрации художника Натальи Петровой. Они, под стать стихам Александра Тимофеевского, простые и яркие, создающие настроение праздника и веселья. Отдельное спасибо от моего сына художнику за разворот, на котором крот провел линию метро в своих подземных ходах, – при том, что на картинке не так много деталей, мы рассматриваем ее дольше, чем страницы новомодных виммельбухов.
Составители приберегли сюрприз и для родителей, которые к концу книги могут уже слегка утомиться от этого буйства зооморфных персонажей. Вот последнее стихотворение в сборнике под названием «Про меня»:
Чего, друзья, здесь только нет:
На мой взгляд, не полюбить Александра Тимофеевского после этого решительно невозможно.
Одним из самых широко известных в современной детской поэзии является имя Михаила Яснова. Он пишет для детей много, издается часто, читается с неизменным удовольствием. Для меня его стихи, прежде всего, игра, достаточно захватывающая, чтобы увлечь ребенка, и в меру изящная, чтобы покорить взрослого. Его сборник «Лекарство от зевоты» в полной мере оправдывает свое название. Причудливо тасуя слова и смыслы, не скупясь на нетривиальных персонажей и внезапные повороты сюжета, Михаил Яснов создает мир, одновременно цельный и разнообразный, путешествие в который не надоедает и в сотый раз.
Я уже писала об этом в «Бельских просторах», но не грех и повторить, что Михаил Яснов, помимо собственного творчества, делает важнейшее дело: знакомит читателей с лучшими образцами детской поэзии. Благодаря его рекомендациям, я узнала о большинстве авторов, упомянутых в этой статье, а также о других, замечательные поэтические книги которых стоят на наших полках.
Назвать поэтов, о которых собираюсь написать в этом разделе, новичками, с трудом поворачивается язык – уж очень громко они зазвучали, хотя и получили известность относительно недавно – издания их первых книг увидели свет всего несколько лет назад.
Творческая история Анастасии Орловой вдохновляет сама по себе. Ее первая публикация состоялась в возрасте девяти лет в обожаемом мною в детстве журнале «Трамвай». Повзрослев, Анастасия писать перестала, никак не связывала свою жизнь с литературой, и вдруг начала вновь, когда стал подрастать уже второй ее сын. Буквально за несколько лет Анастасия стала лауреатом многочисленных, в том числе престижнейших, премий и конкурсов, издано уже немало сборников ее стихов, их хвалят критики, обожают родители и дети, по ним снимаются мультфильмы и ставятся спектакли.
Успех Анастасии Орловой показывает, что детская поэзия сейчас востребована как никогда. Ее стихи замечательные. В них чувствуется и сильнейшая советско-российская традиция (а то и более давняя: многие ее стихи – современный аналог русских потешек и колыбельных), и, безусловно, есть место новаторству и экспериментам. Они и тягуче-напевные, и озорные. В каждой строчке Анастасии Орловой чувствуется всеобъемлющая любовь к детям. Для меня в этих стихах есть что-то интимное, материнское. Их чтение сыну помогает выразить свои родительские чувства.
А еще Анастасия Орлова, как никто, умеет посмотреть на явления и предметы вокруг детским взглядом, найти неожиданные параллели, открыть удивительное в обыденном. Вот как поэт представляет, к примеру, процесс надевания колготок:
А туннель длиннющий – жуть! –
Вправо-влево не свернуть.
В нашей библиотеке пока одна книга Анастасии Орловой «Яблочки-пятки» – добрейшая и милейшая, со стихами, которые можно читать малышу с самого рождения, и я думаю, что это только начало.
Имя поэта Маши Рупасовой сначала стало известно пользователям Фейсбука. Теперь ее стихи не только активно обсуждаются в сети, но и регулярно издаются. При всем разнообразии тем, сюжетов и интонаций поэзия Маши Рупасовой очень узнаваема. По-моему, ее главная особенность в том, что она живая. Стихи складываются в бесконечный и никогда не надоедающий, а главное искренний разговор со своим ребенком, который ведется совершенно на равных. Маше Рупасовой одинаково удаются и веселые стихи – в них автор не стремится удачно пошутить, а искренне смеется сама, и совершенно душевынимательные – ведь говоря со своими детьми, не избежать и сложных тем:
В этой статье я охватила лишь самую верхушку айсберга. Сейчас издается и переиздается, публикуется в сети огромное количество хороших детских стихов, и мы, родители, обязаны этим воспользоваться.