«…в болотистых урочищах Бурзянского района постоянно доносились странные звуки. Эти места жители близлежащих деревень называли Долиной леших. Все знали, что таинственные звуки в ветреную погоду издавали высохшие тростинки, но старались лишний раз не ходить там». («Шайтан үҙәгендә». Башкирская легенда).
«Прекрасная лесная нимфа Сиринга, преследуемая козлоногим любвеобильным Паном, прибежала к реке и рассыпалась водяными тростинками. Пан срезал их, соединил в ряд и заиграл печальную тревожную мелодию. Так возник музыкальный инструмент, ныне известный как флейта Пана». (Легенда о Сиринге. Аркадия. V век до н. э.).
Несколько лет назад на улицах Уфы появились необычные музыкальные группы из двух-трёх музыкантов. Полностью мобильные, с недорогой акустической аппаратурой, питающейся от небольшого бензинового генератора, они не пели, а скорее напевали простые, довольно благозвучные мелодии под прозрачную «минусовку», и подыгрывали себе на красивых духовых инструментах – одиночных и многоствольных флейтах. Наиболее привлекательной из них была сампони – перуанская разновидность флейты Пана (см. фото 1). Чаще всего музицировали смуглые мужчины с татуировками, в ярких нарядах, украшенных перьями, и накидками пончо, характерными для латиноамериканских индейцев. Уверенность в общении с публикой без экзальтаций и дешёвых шоу-эффектов указывали на высокий профессионализм уличных музыкантов, привыкших экономно распределять силы для многочасового выступления. Всё было построено на экзотике, желании нравиться людям, внести разнообразие в серость современного города и, конечно, немного заработать. Уфимцы, не избалованные культурой уличной музыки, невольно останавливались и молча вслушивались в певучие распевы, которые легко воспринимались слухом. Музыканты работали в самых людных точках Уфы в летние месяцы, а к зиме исчезали.
Уличное музицирование для России – явление не новое, достаточно вспомнить бродячих итальянских гармонистов и шарманщиков конца XIX века – об этом периоде в русском языке напоминают слова «шарманка»[1] и «тальянка»[2]. На улицах современной Уфы сохранились рудименты подобного музицирования. Из наиболее успешных можно назвать мультиинструменталиста Илью Метлина, работающего в жанре «человек-оркестр»[3] и Хайдара Якшибаева (электронный баян), но массового появления их последователей пока не отмечено.
Башкирия – прекрасный край, богатый не только неисчерпаемыми ресурсами и красотой природы, но и музыкальной культурой. До последнего времени считалось, что музыкальный инструментарий башкир ограничивается кураем, на котором якобы играют исключительно мужчины. Для женщин отводился кубыз, который вроде бы можно быстро спрятать в складках одежды, если его звучание раздражало мужчин. Эта неточность повторялась в художественной литературе, учебных изданиях и даже в некоторых научных исследованиях. На самом деле башкирский музыкальный инструментарий намного обширнее.
В одном из номеров журнала «Бельские просторы» (№ 1, 2023) мы писали о работе уфимских музыкальных этнографов нового поколения, которые вывели из забвения свыше пятидесяти традиционных музыкальных инструментов. Вот некоторые из них:
– стабильно бытующие – курай, кубыз;
– реконструированные – думбыра, кыл-кубыз, ятаган, хорнай, камыш-курай[4].
– европейского происхождения, проникшие в национальный быт на рубеже XIX–ХХ веков, – тальянка, мандолина, скрипка и др.
Один из таких инструментов – аэрофон ҡамыш-ҡурай – впервые был описан Л. Ф. Ишмурзиной – кандидатом искусствоведения, этнофором башкирского рода Кесе-Табын (см. фото 2)[5].
Ҡамыш-ҡурай – древнейший башкирский аэрофон, представляющий собой разновидность многоствольной флейты (индекс по классификатору Хорнбостеля – Закса – 421.112.2, классификационная характеристика – «Закупоренная флейта Пана»). Официальное название растительной основы – «Дягиль лекарственный» (Archangelica officinalis Haffm) – многолетнее, реже двухлетнее, высокое (до 3 м) травянистое растение из семейства зонтичных. Встречается по берегам рек, в сырых логах, по опушкам сырых лесов, часто на заболоченных участках. Башкиры называют его «Айыу көпшәһе» (башк. – медвежья трава), так как дягиль охотно поедается местными бурыми медведями.
Данный инструмент сравнительно недавно стал предметом изучения. Его назначение в башкирской культуре многофункционально: чаще всего – для подготовки к игре на традиционном курае, реже – как самостоятельное музыкальное орудие. И если названия и конструкции многочисленных зарубежных вариантов флейты Пана хорошо известны, а русские кугиклы – обязательный атрибут русских сценических фольклорных групп, то упоминание о башкирском ҡамыш-ҡурае пока можно найти только в узкоспециализированных работах этноинструментоведов.
История происхождения ҡамыш-ҡурая теряется в глубокой древности. Аналогичное музыкальное орудие в виде трубчатых косточек находят в археологических слоях задолго до эпохи железа и бронзы, самая первая находка из восьми трубок датируется III тысячелетием до н. э. Инструмент распространён в фольклорной практике многих народов Урало-Поволжья, встречается у чувашей (эвви) и у удмуртов (чипсон), реже – среди татарского населения (көпшә-ҡурай). Количество игровых трубок многоствольных флейт народов Урало-Поволжья колеблется от 1 до 7, материал – разновысокие стволики камыша или обработанная кора липы. Лучшими исполнителями традиционно считаются девушки и молодые женщины, но их игра имеет этнические ограничения, носящие глубинные ритуально-обрядовые истоки.
Русское название камыш-курая – кугиклы – происходит от название стеблей «куги» (болотного камыша). Башкирское название куги – көпшә. Его иногда ошибочно считают основой знаменитого курая, изображение которого входит в государственную символику Республики Башкортостан. Но стебель традиционного курая длиннее көпшә, и внутри его ствола нет растительных перемычек (колен).
В башкирских преданиях и легендах можно найти многочисленные упоминания о звучании ҡамыш-ҡурая, но его научное описание как национального флейтового аэрофона вошло в музыкальную этнографию только в 2011 году после находки инструмента в деревне Саитбаба Гафурийского района РБ.
Количество трубок у традиционного башкирского камыш-курая не более пяти, столько, сколько можно одновременно удержать ладонью одной руки. Национальные умельцы предлагают увеличенный инструмент – таков камыш-курай с 21 трубкой, который изготовил в 1983 году уфимский мастер В. Шугаюпов (см. фото 3).
Зонтичный камыш произрастает практически на всей территории Башкирии[6]. Зафиксированы многочисленные случаи использования фрагментов высохших камышовых трубок в качестве однотонных музыкальных игрушек. Оригинальный репертуар инструмента утрачен, но вряд ли он выходил за пределы двух-пяти мелодических звуков сигнального или подражательного характера.
Сохранилась традиция звукоизвлечения: трубка камыш-курая прикладывается к середине нижней губы исполнителя и на дальний конец среза подается сильная струя воздуха. К сожалению, тростник – крайне недолговечный материал, который быстро разрушается. Видимо, поэтому профессиональные музыканты применяют его имитацию из пластика и даже металла, но из-за этого пропадает бархатный, слегка матовый тембр натурального инструмента.
Камыш-курай в настоящее время используют во вторичных фольклорных ансамблях. Его простейшее предназначение – имитация звуков природы, пения птиц (чаще всего – кукушки). В учебном фольклорном ансамбле УГИИ им. З. Исмагилова игра на разновидностях флейты Пана практикуется с 2012 года (см. фото 4).
Первоначальное применение – одиночный инструмент поддержки вокала (см. нотный пример 1).
В качестве ансамблевого инструмента камыш-курай впервые был включён в партитуру такмака «Әйттерәләр». В нотном примере 2 приведён фрагмент партитуры, где четыре камыш-курая звучат в ансамбле с думбырой и ғәзле (см. нотный пример 2).
Такмак в различных вариантах прошёл многолетнюю апробацию на концертах, фестивалях, конкурсах и хорошо воспринимался аудиторией независимо от национальности.
Работа с камыш-кураем продолжается, но уже по первым результатам становится понятно, что данный инструмент мог быть в башкирской инструментальной культуре не только как прикладное фоноорудие звукоподражательного характера, но и как аэрофон со своим уникальным ансамблевым и сольным репертуаром.
Сегодня он уверенно входит в перечень башкирских досуговых музыкальных орудий наряду с кураем, кубызом, думбырой, кыл-кубызом и гармониками. Его можно услышать в инструментальных составах уфимских фолк-фьюжн групп UZORITSA (рук. Полина Кобец), «Шандау» (рук. Фидалия Разяпова) и в фольклорном ансамбле «Йәшмәләр» (рук. Лейсан Янбердина и Рита Кутлиярова). Изучение национальных разновидностей флейты Пана входит в вариативную часть учебных программ детских школ искусств и творческих вузов. В ноябре 2024 года прошла успешная презентация нотного сборника «Башкирский камыш-курай»[7] лаборатории этноорганологии Уфимской ДМШ № 4.
Многие башкирские фоноорудия по различным причинам вышли из употребления, но не исчезли, а своеобразно «законсервировались» в народной памяти до появления востребованности. В настоящее время возник интерес к истории своего народа, и практически каждый год приносит новые находки и открытия – древние борго, киле, думбурзяк, ғәзле, дыбыл (тыйбл), тукмак, награ, таштургай, шугур (буз) и другие национальные музыкальные инструменты ждут своего исследователя.
[1] Шарманка – от русифицированного Charmante Catherine (франц. – «Прекрасная Катарина»), название одной из первых мелодий, исполняемых в XIX – нач. XX вв. на ручных органчиках.
[2] Производное сокращение: гармонь итальянского строя – итальянка – тальянка.
[3] Выступление И. Метлина около фонтана «Семь девушек» попало в кадр фильма «Из Уфы с любовью» (Режиссёр А. Аскаров, 2017).
[4] Название инструмента – ҡамыш-ҡурай – предложено доктором филологических наук Ф. А. Надршиной и доктором искусствоведения Р. Г. Рахимовым. Изредка можно встретить название көмөш-ҡурай (башк. – серебряная флейта), но в научной сфере это считается исключением.
[5] Ишмурзина Л. Ф. Камыш-курай – башкирская флейта Пана // Башкирская этноорганология: история и открытия / Авт.-сост. Р. Г.Рахимов. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. – С. 71–84.
[6] На территории Башкирии произрастает множество тростников, не все из которых можно использовать в качестве фоноинструмента. Некоторые тростники, к примеру сасык-курай, имеют неприятный запах и даже могут обжечь слизистую оболочку рта. Тем не менее его сок высушивают и используют в качестве канифоли для смычка традиционного кыл-кубыза.
[7] Рахимов Р. Г., Демин В. И. Башкирский «Камыш-курай»: Фольклорный сборник. Из репертуара фольклорного ансамбля «Узорица». – Уфа: Узорица, 2024.