Все новости
Краеведение
1 Мая , 10:55

Юрий Узиков. Майский краеведческий калейдоскоп

Общественное достояние Д. Ф. Устинов на военных учениях «Запад-81». Апрель 1982 г.
Д. Ф. Устинов на военных учениях «Запад-81». Апрель 1982 г.Фото:Общественное достояние

НАРКОМ УСТИНОВ ВРУЧИЛ РЕСПУБЛИКЕ ОРДЕН

Приезд в Уфу Дмитрия Федоровича Устинова (родился 30 октября 1908, умер 20 декабря 1984 года) хорошо запомнили трудящиеся Башкирии. Это было в январе 1974 года. Республике вручался орден Дружбы народов, которого она была удостоена за большие заслуги трудящихся Башкирской АССР в укреплении братской дружбы и сотрудничества советских народов, успехи в экономическом, социально-политическом и культурном строительстве и в ознаменование 50-летия Союза Советских Социалистических Республик.

Орден вручил и укрепил на знамени Башкирской АССР рядом с двумя орденами Ленина и орденом Октябрьской революции Д. Ф. Устинов.

— Самоотверженно сражались за Родину вместе с другими народами СССР сыны и дочери вашей республики. Более двухсот тысяч из них награждены орденами и медалями, а свыше 250 удостоены звания Герой Советского Союза. Вся страна свято чтит бессмертный подвиг питомцев комсомола Башкирии гвардии рядового Александра Матросова и гвардии лейтенанта Миннигали Губайдуллина, закрывших своими телами вражеские амбразуры,— сказал Д. Ф. Устинов, выступая при вручении ордена.

Устинов не был тогда еще Маршалом Советского Союза. Ему не довелось во время Великой Отечественной войны командовать подразделениями действующей армии, разрабатывать стратегические операции глобального масштаба. Во время войны он был наркомом вооружения, возглавляя армию тех, кто стоял у металлургических печей и станков и обеспечивал победу на фронтах. Вот почему имя Д. Ф. Устинова в летописи истории Победы по праву стоит в одном ряду с именами выдающихся военачальников.

После Великой Отечественной войны Дмитрий Федорович работал министром вооружения СССР, министром оборонной промышленности, первым заместителем Председателя Совета Министров СССР.

В Башкирии Дмитрия Федоровича интересовало многое. Он познакомился со столицей республики, совершив поездку по Уфе. Побывал в районе массового жилищного строительства. На Уфимском моторостроительном заводе ознакомился с производством двигателей, беседовал с рабочими, инженерно-техническими работниками. Прошла встреча с партийным и хозяйственным активом машиностроительных предприятий, строительных организаций и учебных заведений.

Вот таким был маршрут Д. Ф. Устинова по Башкирии: Кумертау, Мелеуз, снова Уфа — завод резиново-технических изделий имени М. В. Фрунзе, нефтеперерабатывающий завод имени ХХII съезда КПСС.

В 1976 году Дмитрий Федорович Устинов стал министром обороны СССР, Маршалом Советского Союза.

До последних дней своей жизни он возглавлял министерство обороны СССР, многое делал для повышения мощи армии и флота, оснащения их современным оружием и техникой.

Родина высоко оценила выдающиеся заслуги Д. Ф. Устинова. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза, дважды Героя Социалистического Труда. Среди многих наград Дмитрия Федоровича одиннадцать орденов Ленина.

На волжских берегах в семье рабочего начинал свой жизненный путь будущий Маршал Советского Союза. Он до конца своих дней любил волжские просторы. И под стать этим просторам широко открыто людям было сердце Д. Ф. Устинова.

На снимке: Д. Ф. Устинов в Уфе.

Общественное достояние Николай Крючков
Николай КрючковФото:Общественное достояние

 

Николай Крючков — друг Салавата Юлаева...

 

Имя народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда Николая Афанасьевича Крючкова (1911—1994) известно и дорого каждому любителю кино. Талантливый актер создал образы современников — простых, мужественных, преданных Родине людей: Сергей Лукошин («Парень из нашего города»), лейтенант Горлов («Фронт»), капитан Сафонов («Во имя Родины»), майор Булочкин («Небесный тихоход»)... Кинофильмы эти вышли в основном в годы Великой Отечественной войны.

А знаете ли вы, что Николай Крючков снимался в фильме «Салават Юлаев»? Эта картина была создана накануне войны. Главную роль сыграл Арслан Мубаряков, а Крючков исполнил роль Хлопуши, друга Салавата.

Двадцать лет тому назад с артистом встретился писатель Газим Шафиков и побеседовал с ним. Приведем фрагменты этой беседы:

— Николай Афанасьевич, чем привлекла вас роль Хлопуши?

— Мятежностью — вот чем, милый. Кто он, Хлопуша? Беглая и бунтарская душа. Его ловят, пытают, клеймо на лбу выжигают, да еще какое — «вор», во как! Он все выносит, сбегает из любых тюрем да острогов и снова за свое: бунт! Людей на это подбивает. И вот однажды, по сценарию значит, встречается ему на пути башкирский джигит по имени Салават. Видит Хлопуша: сообразительный парень, смелый. И дух у него, как у самого Хлопушки, — бунтарский. И стал он не то чтобы покровительствовать этому джигиту, а как бы дружески поучать его мятежному делу. А тот оказался учеником куда как отменным — все быстренько освоил и усвоил.

— Вообще-то, Николай Афанасьевич, в исторической действительности все было несколько иначе...

— Я тебе говорю о том, как было в сценарии, — сердится Крючков. — Дело ведь в том, как все это художественно подать. Так вот, связала их дружба, так сказать, по общей идее. А идея та выражалась в борьбе против царского насилия, за свободу народа.

— Ну, а как произошла ваша первая встреча с Арсланом Мубаряковым, исполнителем роли Салавата Юлаева?

— Как произошла? — Николай Афанасьевич морщит лоб, молчит и смотрит задумчиво в сторону. — Откровенно говоря, детали не помню. Ведь времени смотри сколько прошло: почти полвека! Однако очень хорошо сам он запомнился. Красивый он был. Красивый и здоровый — косая сажень в плечах. И еще скажу: темпераментный очень. На месте устоять не мог, как конь необъезженный. И глаза горели, как огненные угли. Вот какой был джигит! Я помню, даже удивился: где это Протазанов откопал такого батыра?

— Давно, очень давно не видел я этого фильма, — произносит он после долгой паузы. — К сожалению, в Башкирии, где велись основные съемки, мне тогда побывать не удалось. Снимался я с Мубаряковым под Коломной. Там я бежал с каторги. Через реку вплавь переплавлялся. Но основная работа шла на студии. По-моему, и сцена в каменоломне, где мы с Мубаряковым ворочаем камни, тоже происходила там же. Как-то так все очень хорошо сделали, в смысле декорации, — на экране получилось очень правдоподобно.

— Фильм «Салават Юлаев» до сих пор с большим успехом идет у нас в Башкирии.

— Не мудрено. Это ведь настоящий революционный фильм. Точнее сказать, произведение активного революционного процесса, вот как бы я сказал! Именно так восприняли его зрители. Думаю, главное в этом фильме — идея дружбы между людьми разных наречий, вероисповеданий, обычаев. Именно восстание Пугачева показало, что такая дружба не только возможна, но и необходима. А Октябрьская революция сделала эту давнюю мечту былью. Вот почему люди так полюбили этот фильм. В успехе фильма велика заслуга Арслана Мубарякова, прекрасно сыгравшего роль Салавата Юлаева. Я рад, что тоже внес, так сказать, свою лепту в его создание.

...Николай Крючков последний раз приезжал в Уфу, когда ему исполнилось 72 года. С успехом выступал перед кинозрителями, вновь вспоминал об участии в фильме «Салават Юлаев».

Общественное достояние А. С. Новиков-Прибой за работой. Фото С. Струнникова
А. С. Новиков-Прибой за работой. Фото С. СтрунниковаФото:Общественное достояние

ГЕРОЙ «ЦУСИМЫ» ЖИЛ В БАШКИРИИ

Мечтой и целью своей жизни писатель Алексей Силыч Новиков-Прибой считал создание книги «Цусима». Работал он над эпопеей более тридцати лет. Это рассказ о походе эскадры адмирала Рождественского из Либавы (Латвия) во Владивосток, о черном дне в истории русского флота. Преодолев девятнадцать тысяч морских миль, эскадра в ночь на 14 мая 1905 года вошла в Цусимский пролив. Ее перехватили японские корабли, предложили сдаться, а потом открыли огонь. К утру 15 мая русские корабли были потоплены. Несмотря на героизм русских матросов, эскадра перестала существовать.

Алексей Новиков, бывший крестьянин Тамбовской губернии, был матросом на броненосце «Орел», участвовал в морском сражении. Во время похода эскадры он вел записи, после гибели корабля в японском плену продолжал работу, расспрашивал матросов с других судов. И в советское время он разыскивал участников Цусимского сражения, разбросанных по всей стране, вел с ними переписку.

В зимний морозный день пришло письмо из Москвы председателю колхоза «Победа» Туймазинского района Башкирии И. Г. Воробьеву:

«Уважаемый Илья Григорьевич!

С 8 августа я разыскиваю Вас и только теперь из любезного письма т. Аверьянова узнал Ваш адрес. Посылаю Вам свое письмо от 8 августа, которое путешествовало по вашим следам. К письму приложены вопросы об «Ушакове», на которые прошу Вас ответить, что вспомните. Особенно меня интересуют Ваши цусимские записки и дневники, которые мне желательно было бы получить от Вас для ознакомления на короткий срок.

Мне было весьма приятно узнать, что Вы теперь, как сообщает Аверьянов, будете работать председателем колхоза, как активный участник социалистического строительства. От души желаю Вам успеха в колхозных делах.

Крепко жму руку моряка-цусимца.

С товарищеским приветом

А. Новиков-Прибой.

Москва, 16 декабря 1935 г.».

Трудной была судьба Ильи Григорьевича Воробьева, прочитавшего это письмо. Родился он в деревне Зайцево Бирского уезда Уфимской губернии. Служил на броненосце «Адмирал Ушаков» до тех пор, пока не ушел корабль в пучину моря около острова Цусима. После возвращения из плена женился в Кронштадте. Невестой стала Мария Ивановна, воспитанница приюта, круглая сирота. О женихе местная газета «Котлин» сообщала в заметке «Редкий праздник в сиротском доме», что он — квартирмейстер I статьи Воробьев, бравый георгиевский кавалер со славного «Ушакова».

Недолгим было счастье молодоженов. За участие в революционном движении 1905 года Илью Воробьева списали с флота и выслали под надзор полиции в Уфимскую губернию. Работы не было, подался бывалый матрос на «железку», стал кондуктором на пассажирских поездах. Во время первой империалистической войны снова вспомнили о нем, призвали во флот. Служил в Петрограде, был ранен, после Февральской революции возвратился домой.

После Октября возглавил Илья Григорьевич комитет бедноты в слободе, где сейчас микрорайон Затон. Потом воевал в легендарном отряде Александра Чеверева, сражался с деникинцами, был ранен, снова вернулся к семье в Затон. Радости было мало: из восьми ребятишек в живых осталось трое. В 1922 году умерла и жена. И стал тогда Илья Григорьевич хлеборобом, в годы коллективизации возглавил колхоз в Туймазинском районе. Здесь и разыскало его письмо А. С. Новикова-Прибоя.

Дневники о походе эскадры, о службе на броненосце «Адмирал Ушаков» сохранились у матроса-цусимовца. Бережно запаковав, Воробьев отправил тетрадки писателю.

Прошло несколько лет. Однажды в колхоз пришла бандероль. В ней была книга, на первой обложке которой вытеснены слова «Броненосец «Ушаков». И на первой странице написано: «Герою этой книжки Илье Григорьевичу Воробьеву на память. Автор А. Новиков-Прибой. 14 августа 1940 года» (книга эта стала составной частью «Цусимы», за которую автор в 1941 году получил Сталинскую премию).

Воспоминания уфимца широко использованы в книге. В ней несколько раз упоминается Воробьев, мужественный и находчивый матрос, минноартиллерийский содержатель, способный постоять и за себя, и за своих товарищей. О его поведении во время боя рассказывает, например, такой эпизод.

В самый разгар морского сражения на броненосце отказало орудие. Была помята гильза снаряда, и он застрял в стволе. Командир батареи, тупой и чванливый мичман Дитлов, приказал дослать гильзу затвором. Но опытный матрос Илья Воробьев возразил:

— Нельзя так делать, ваше благородие. Или снаряд еще больше заклинится, или несчастье произойдет. На одном корабле при таких обстоятельствах двенадцать человек убило.

Опешил Дитлов, а потом заорал:

— Молчать! Не разговаривать! Исполнять мое приказание!

Не послушался Воробьев. Быстро сбегал в подсобное помещение, достал специальное приспособление типа клещей и через несколько минут вытащил застрявший снаряд. Орудие вновь загрохотало.

Уберег он товарищей от беды. Но не миновать бы ему самому сурового наказания после боя. Да вот броненосец ушел на дно.

За несколько часов до сражения минноартиллерийский содержатель Воробьев докладывал командиру корабля капитану первого ранга В. Н. Миклухо-Маклаю (брату знаменитого путешественника) о наличии снарядов.

— Эх, Воробьев, — сказал командир, — снарядов-то у нас достаточно, а вот орудий мало, да и корабль плохую плавучесть имеет...

Гибелью броненосца и закончилась часовая ночная баталия на море.

Интересно листать страницы «Цусимы», то тут, то там встречая знакомую фамилию Воробьева.

В конце 60-х годов Илья Григорьевич обосновался в Затоне Ленинского района Уфы, потом жил в самом городе. Выступал с воспоминаниями перед школьниками, рабочими, воинами гарнизона.

Елена Ивановна Никуличева, заслуженный работник культуры БАССР, краевед, вспоминала:

— Много лет подряд первого сентября Воробьев приезжал в нашу одиннадцатую школу, привозил яблоки пионерам из своего сада, выступал. Во время поездок школьников в Ленинград мы видели фотографию нашего цусимца в экспозиции Военно-морского музея.

Ветеран-журналист В. Е. Ераносьян рассказал о Воробьеве в одном из очерков своей книги «Подвиги продолжаются», вышедшей в Уфе в 1965 году.

Он отметил интересную черту Ильи Григорьевича. Оказывается, у себя в Затоне цусимовец выращивал виноград, персики, апельсины, лимоны. Но особенно любил розы, а букеты цветов дарил незнакомым матросам.

Из архива: июль 2008 г.

Читайте нас: