Все новости
Краеведение
2 Июня 2023, 09:53

Марина Гатаулина, Массар Мухаметзянов. Город Давлеканово

ДО РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА

Современный город Давлеканово образовался в результате постепенного слияния нескольких населенных пунктов, основными из которых были башкирские деревни Давлеканово и Иткулово, а также основанный переселенцами поселок Давлекановский.

Согласно архивным документам, деревню Давлеканово основал владелец пастбищ в долине Демы Давлекан Сыртланов. Именно с его именем связано основание и название Давлеканово, которое впервые упоминается в 30-х годах XVIII века.

В 1797 г. в двух верстах от Давлеканова Иткул Баскунов основал деревню Иткулово – поселение башкир-припущенников из Бурзянской волости Верхнеуральского уезда (ныне Баймакский район). До этого многие считали, что Иткулово старше, т. к. существует предание о происхождении деревни Иткулово: много лет тому назад в долину реки Демы пришел со своими джигитами человек, которого звали Иткул (Эткул). Родом он был из деревни Туркмены, что у горы Ирендык на Урале.

С проведением Самаро-Златоустовской железной дороги увеличился поток переселенцев, которые оседали в окрестностях деревень Давлеканово и Иткулово. Образовался Давлекановский поселок, впервые упомянутый в 1895 г. Уже через семь лет он состоял из 54 дворов. В 1917 г. здесь проживали представители 16 национальностей – русские, башкиры, немцы, украинцы, поляки, мордва, евреи, татары, белорусы, латыши, чуваши, чехи, эстонцы, цыгане, швейцарцы, голландцы.

В первом десятилетии XX века поселок Давлекановский, Иткулово, а затем и Давлеканово сливаются. Железнодорожная станция стала называться Давлеканово. Со временем в состав города также вошли населенные пункты – хутор И. С. Вязьмина и деревня Ново-Курманкеево.

Благодаря выгодному географическому положению станция Давлеканово вскоре стала центром района, оказывая свое влияние на дальнейшее развитие примыкающей территории. К ней стали экономически тяготеть многие соседние волости и уезды. Здесь организовался значительный хлебный рынок, регулярно устраивались крупные ярмарки. В Давлеканово размещался крупный ссыпной пункт. Только за 1908 год со станции Давлеканово было вывезено свыше 2 млн. пудов зерна.

Большую роль в развитии промышленности и торговли города сыграли переселенцы. Ими были построены первые крупные вальцевые мельницы, склады сельскохозяйственных машин, торговые учреждения. В первое десятилетие XX века здесь было построено более десятка крупных мельниц – предпринимателей А. Петере, Г. Пеннер и Г. Тиссен, мукомольного товарищества «Братья Левен и А. Гардер» (впоследствии мельзавод № 5) и др. Надо отметить, что некоторые из этих мельниц после реконструкции и модернизации действуют и сегодня.

В 1913 г. за счет ссуды Государственного банка предприниматели построили элеватор емкостью в миллион пудов. Давлекановские мельницы и элеватор были высокомеханизированными предприятиями. Оборудование в основном закупалось в Германии, Англии, Швейцарии и США.

За двадцать лет (1893–1913 гг.) со станции Давлеканово было вывезено более 15 млн. пудов хлебных грузов (20% всего объема по Уфимской губернии). Хлебные грузы из Давлеканово отправлялись в приграничные районы и за границу: в Ревель, Ригу, Либаву, Виндаву, а также в Польшу, Чехословакию и Австрию.

По данным 1915 г., в Давлеканово и Иткулово насчитывалось более десятка складов сельскохозяйственных машин. Здесь можно было найти конные и паровые молотилки, трактора «Интернационал», сеялки, плуги, соломорезки, жнеи, косилки и многое другое. Все это дало возможность организовать здесь в 1931 году первую в Башкирии машинно-тракторную станцию.

В 1915 г. местная промышленность в Давлеканово была представлена производством булочных и кондитерских изделий, фруктовой воды, гончарным и кирпичным производством В. Е. Ануфриева; имелись пивоваренный завод «Пильзен», сукноваленная фабрика «Биндинг», мыловаренный завод, слесарная мастерская, типография, фотография, чугунно-литейная мастерская. Более 30 процентов населения Давлеканово занималось торговлей, а район считался самым обеспеченным промышленными и сельскохозяйственными товарами в губернии.

В Давлеканово действовала сеть различных школ. При мечетях были открыты мусульманские учебные заведения – мектебе и медресе, при церкви – церковно-приходские школы. Обучением детей занимались и земские школы: русско-башкирское училище, школа для мусульманских девочек, четырехклассное городское училище. Действовало частное училище, построенное и содержавшееся за счет немецких поселян-собственников.

На XIX – начало XX века приходится волна строительства культовых зданий в Давлеканово. На средства одного из богатых и просвещенных людей того времени Набиуллы Каримова в центре Иткулово была построена каменная мечеть. Эта мечеть действует и сейчас, она располагается по ул. Ленина, 1. В 1911 г. на улице Церковной (ныне Коммунистической) начинает действовать Исидоровская церковь, построенная на средства купцов Ф. Е. Польдяева, М. П. Бессарабова и пожертвования населения. При ней действовали мужское и женское училище духовного ведомства. К 1915 г. в Давлеканово находились три меннонитских молитвенных здания. Действовала синагога.

На рубеже XIX – XX веков земством было уделено значительное внимание здравоохранению в крае. В 1911 г. в Давлеканово открывается первая земская больница. Первым ее заведующим был В. П. Максимов. Именно на него, а также на немногочисленный медицинский персонал больницы ложилась трудная задача – осуществлять медицинскую помощь населению в условиях многочисленных эпидемий, гигиенической безграмотности населения и нехватки лекарств.

КОГДА ДАВЛЕКАНОВО СТАЛО ГОРОДОМ?

Более десятка крупных мельниц, складов сельскохозяйственных машин, полсотни амбаров, множество постоялых дворов, масса людей и подвод – все это придавало Давлеканово вид большого торгового центра. Численность населения в 1913 г. достигала 15500 человек (для сравнения: в уездном городе Белебее проживало 6300 жителей). Несмотря на сельский статус, Давлеканово носило характер городского поселения, а давлекановцы вели вполне городской образ жизни. На основании этого уже в 1913 г. местными жителями было подано прошение о преобразовании Давлеканово в город.

По причине войны только 3 июля 1917 г. Постановлением Временного правительства Давлеканово было преобразовано в безуездный город с наименованием «город Давлеканово», с введением в нем городового положения и образованием городской думы. Интересно, что предлагались такие названия города, как «Демский» и «Алексеевский», но было сохранено историческое название – «Давлеканово».

В «Журнале Уфимского Губернского по земским и городским делам присутствия» от 27 ноября 1914 г., № 90, читаем: «Сего числа в заседании слушали: дело о преобразовании пос. Иткуловскаго (Давлекановскаго) Белебеевскаго уезда в город. Настоящее дело возникло по всеподданнейшему прошению жителей названного о преобразовании последнего в город, с введением в нем упрощенного городского общественного управления».

После предоставления подробных сведений «...по вопросам о возникновении, развитии и настоящем положении пос. Давлекановского» земский начальник «...находит введение в пос. Иткуловском (Давлекановском) Городского Положения безусловно необходимым, потому что поселок этот носит уже характер чисто городского поселения и является крупным торгово-промышленным пунктом и в целях скорейшего подчинения порядку управления населяющих поселок пришлых элементов».

Со своей стороны, Губернское присутствие, рассмотрев данное дело, признало необходимым введение в с. Давлеканово городского положения – хотя бы в упрощенном виде. А также в интересах благоустройства этого поселения, «...ибо данные свидетельствуют, что в селе этом население 15500 обоего пола, причем большинство населения занимается торговлей, промыслами и делами свободной профессии; в селе 114 каменных и 884 деревянных жилых домов… сам характер жизни вполне городской». Но, с другой стороны, говорится о «...печальном положении села в отношении благоустройства: на улицах непролазная грязь, тротуаров не имеется, освещения тоже, улицы не мощены, и ныне на благоустройство села никто и ничего не расходует».

По изложенным данным Губернское присутствие определяет: «...дать по существу ходатайства о введении в с. Давлеканове Городского Положения благоприятное заключение». Но документа о решении Министерства внутренних дел по поводу переименования Давлеканово в город в 1914 году пока не обнаружено.

И еще одна цитата – из Протокола заседания Президиума Комитета общественных организаций от 28 июля 1917 года: «Слушали: отношение Губернского комиссара вследствие запроса Комитета и поступившего ходатайства Давлекановского комитета о бесцельности преобразования села Давлеканово в город, о том, что согласно постановлению Временного Правительства от 3 июня село Давлеканово уже преобразовано в безуездный город. Постановили: ввиду состоявшегося постановления министерства о преобразовании села Давлеканово в город настоящее прошение оставить без последствий, о чем и известить просителей».

В 1920 году Давлеканово еще было городом. Об этом говорит Приказ Военно-революционного штаба Давлекановского р-на по городу Давлеканово от 1. 03. 1920 г.: «В связи с участившимися за последнее время вылившимися в хроническую форму единичными восстаниями… объявляется для сведения граждан: город Давлеканово и прилегающие к нему волости считаются на военном положении».

В марте 1926 года Президиум Башкирского ЦИК постановил: «Поселок Давлеканово считать местностью сельского типа». Далее обратим внимание на указ Президиума Верховного Совета Башкирской АССР от 28 декабря 1938 года «О включении пункта Фаридуновка в состав рабочего поселка Давлеканово и Давлекановского района». А в протоколе Президиума Верховного Совета БАССР от 30 июня 1941 года читаем: «Рабочий поселок Давлеканово... преобразовать в город, сохранив за ним прежнее наименование». 17 октября 1942 года рабочий поселок Давлеканово Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был переведен в разряд городов районного подчинения.

 

«НА КУМЫС» В ДАВЛЕКАНОВО

Башкортостан является центром исторически сложившегося кумысолечения и в настоящее время продолжает оставаться в Российской Федерации центром производства кумыса для лечебных целей. Кумыс – традиционный напиток кочевников-скотоводов. Получали его из кобыльего молока путем молочнокислого и спиртового брожения. Он составлял «главнейшую пищу и наслаждение наших кочевых народов, которые без него едва ли могли существовать...». В 1843 году чудодейственными свойствами степного напитка заинтересовался известный врач и писатель, выдающийся языковед и лингвист, член-корреспондент Российской Академии наук В. И. Даль. Конечно, о кумысе в России знали и до Даля. Еще в Ипатьевской летописи сообщалось, что в 1245 году князь Даниил Галицкий, приезжая на поклон к хану Батыю, пил у него кумыс.

В начале XX столетия редкий медицинский справочник обходился без упоминания о башкирском кумысе. Почему кумыс был известен всей России, чем он снискал свою славу? Думается, многие бы ответили именно так: потому что не было другого такого богатырского напитка, имеющего целебные свойства при многих болезнях. Знаток и пропагандист молочных продуктов А. С. Кишкин писал: «Не было и нет в нашей стране другого такого молочного напитка, который взлетел бы так стремительно в зенит славы, как это произошло с кумысом, вызвавшим в XIX веке невиданное паломничество в заволжские степи для исцеления от туберкулеза...»

Самаро-Златоустовская (ныне Куйбышевская) железная дорога прошла как раз через те живописные и благодатные места по долине реки Демы, которые когда-то с любовью описал С. Т. Аксаков. В конце XIX – начале XX века в Башкирию «на кумыс» ехали со всей России желающие поправить здоровье при помощи чудесного напитка. Здесь побывали многие известные люди: А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, С. Я. Эфрон (муж М. И. Цветаевой). А Лев Толстой, уезжая по совету врача к башкирам на кумыс, шутил: «Не буду ни газет, ни писем получать, забуду, что такое книга, буду валяться на солнце брюхом вверх, пить кумыс да баранину жрать! Сам в барана обращусь, – вот тогда выздоровлю!»

Первая кумысолечебница в Башкирии была основана в 1890 году при станции Аксакове внучкой писателя Ольгой Григорьевной Аксаковой. Исключительная высота местоположения – холмистые возвышенности, покрытые сосновым и березовым лесом, залежные пастбища с ковыльными травами, обилие родниковой воды, прохладные ночи после утомительно жарких дней, – все это создавало в Белебеевском уезде благоприятные условия для развития кумысолечения. Согласно Адрес-календарю Уфимской губернии на 1896 год, в Белебеевском уезде в числе кумысолечебных заведений значится кумысолечебница Н. Каримова, расположенная близ станции Давлеканово и Иткулово, а также лечебница в имении А. Ф. Раева.

Остановимся подробнее на кумысолечебнице Каримова. Из воспоминаний его внучки Н. Каримовой-Терегуловой мы узнаем, что «Набиулла Каримов (а по другим данным Габдулкаримов Набиулла Гайнуллин) родился в 1848 году в городе Казани в зажиточной семье. Кроме образования, полученного в медресе, обучался русскому языку дома. В городе Чистай открыл магазин. Скопив капитал, Набиулла переехал в Челябинск, где за короткое время смог удачно организовать свою торговлю. Здесь он женился на башкирской девушке по имени Шамсижихан».

С проведением Самаро-Златоустовской железной дороги Каримов, оставив в Челябинске магазин брату Ногоману, вместе с женой переселяется в деревню Эткол (Иткулово). Набиулла выстроил себе дом, каменный магазин (этот дом и сейчас стоит недалеко от железнодорожной станции). Из строений имел один деревянный корпус и 5 домиков. «Спустя некоторое время, – вспоминает его внучка, – для прибывающих на кумысолечение был выстроен двухэтажный дом из 40 комнат. Перед этим домом был разбит сад, построены оранжерея, ледник, баня и другие подсобные помещения. Внизу большого дома были расположены столовая, комнаты для приготовления кумыса, другие подсобные помещения, а наверху находились комнаты для отдыха и сна. Окна этих комнат смотрели в сад, а двери выходили на общий балкон».

«Сезон кумыса начинался весной и продолжался все лето. Остальное время уходило на заготовку сена для скота, дров для отопления, заготовку на зиму провизии в подвалах и подготовку к следующему сезону кумысолечения. В осенние дни собирали и солили грибы для продажи зимой на рынке. Каримов старался организовать и снабжать кумысолечение на манер Кавказских водолечебниц. Для поднятия духа отдыхающих был привезен с Макарьевской ярмарки граммофон. В лечебнице было организовано фотографирование отдыхающих: фотографии того времени хорошего качества до сих пор хранятся у меня», – пишет Н. Каримова-Терегулова.

В книге «Необходимые сведения по кумысолечению...» врача Цареградского, который входил в число наиболее активных санитарных врачей Белебеевского уезда, отмечается, что «из всех станционных поселков необходимо отметить поселок при ст. Давлеканово и прилегающие к нему селения, которые наводняются кумысниками». Цареградский считал, что Давлеканово и Иткулово ни в коем случае не могут быть рекомендованы для кумысолечения, так как имеют до 12 тысяч жителей и «характер городской жизни, что уже одно говорит против пребывания там больных и лечения кумысом... Например, в 1911 году из всего Белебеевского уезда только в Давлеканово прошла эпидемия холеры. Автор делает заключение, что «при всем этом стечение из года в год большого количества кумысников и отсутствие какой-либо дезинфекции квартир заставляют признать Давлеканово малоподходящим для кумысолечения пунктом».

Большинство больных были люди небогатые, вынужденные экономить на своем лечении. Поэтому, приезжая на кумыс, они расселялись по деревням, которые находились недалеко от железнодорожных станций. Но здесь продукты первой необходимости, как, например, чай и сахар, были дорогими, и дешевле было получать их из дома по почте. На больных влияло и антисанитарное состояние, о котором писал Цареградский.

Второй кумысолечебный пункт находился на хуторе Вязьмина, который принадлежал И. С. Вязьмину и располагался в 0,5 версты от станции. Его двухэтажный дом сохранился и до сегодняшнего дня. Стоимость содержания несколько отличалась от Давлеканово и составляла 15-30 рублей в месяц.

Кумысолечение получило сильное развитие в башкирских деревнях Демской долины: Старо-Курманкеево, Иткулово, Шарипово, Дюртюли, Аккулаево. Обладая небольшим средствами, можно было провести курс лечения как в Давлеканово, так и в близлежащих деревнях. Для сравнения: содержание одного человека на курорте Шафраново стоило 60 рублей в месяц – в два раза дороже, чем в Давлеканово, и в 6 раз дороже, чем в Старо- и Ново-Шарипово.

Кумысолечебницы для основной массы населения были недоступны. Так, в 1914 году только 4,5 процента прибывших больных остановились в них, остальные 95,5 процента расселились по деревням.

В кумысолечебном промысле большое значение имела реклама. Город Белебей, «столица санаторного края», имел свою рекламную индустрию, в которой значительное место занимали почтовые открытки. Кому бы из отдыхающих не хотелось послать родным и знакомым весточку о себе на красивой открытке с «кумысным» сюжетом? Популярность таких изданий была большой, и расходились они по всей России.

 

У ИСТОКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ

В начале XX века народное образование в Башкирии сделало значительные успехи. Важным событием стало открытие в 1908 году училища в Давлеканово. Называлось это учебное заведение «Давлекановское городское четырехклассное училище». Училище не имело своего помещения, размещалось оно в доме, арендованном у поселянина-собственника П. П. Паульса, средства на наем отпускались Белебеевским уездным земством. В здании было всего две классных комнаты. Другого подходящего помещения в Давлеканово не было. Осознавая необходимость собственного помещения для училища, местное общество избрало из своей среды строительную комиссию, задача которой состояла в сборе средств для постройки. Ее члены сумели собрать 3500 рублей из пожертвований местного населения деньгами и строительными материалами. А для строительства надо было более 56 тысяч. Известно, что попечитель учебного округа хлопотал о том, чтобы Министерство народного образования выделило нужную сумму. Но дальнейшая судьба этого ходатайства пока неизвестна.

Цель и задача городского училища сводилась к тому, чтобы дать начальное образование детям низших слоев населения. В нем преимущественно обучались дети крестьян и мещан. Курс обучения продолжался четыре года и включал следующие предметы: закон Божий, русский язык, арифметика, история, география, естествоведение, чистописание, немецкий и французский языки, рисование, пение и гимнастика.

В 1909 году преподавателями училища состояли: учитель-инспектор, титулярный советник Никандр Борисович Халитов, законоучитель священник В. Л. Фальковский, Н. С. Козлов, М. Г. Цветкова. Через два года преподавательский состав несколько изменился. В «Памятной книжке Оренбургского учебного округа на 1911 год» учителями значатся Н. Б. Халитов, П. Н. Талинский, В. Ф. Чернов, А. Н. Колесников, Б. Г. Гольц. Преподавателей для училища готовили в учительских институтах и семинариях Оренбурга и Уфы.

Деятельность училища находилась под строгим контролем. Не раз его посещали с ревизией директор народных училищ Уфимской губернии И. И. Троицкий, инспектор народных училищ Белебеевского уезда С. А. Дворжецкий. Руководство учебно-воспитательной работой осуществлял педагогический совет. На его заседаниях обсуждались вопросы учебно-воспитательного характера, способы и меры повышения успеваемости, улучшения школьной дисциплины. В достижении этих целей педагогическому совету помогали классные наставники: они наблюдали за поведением учеников, выясняли причины их отставания по тому или иному предмету и принимали соответствующие меры, чтобы дать им возможность пополнить пробелы в знаниях.

В училище была своя библиотека, в которой в 1909–1910 учебном году насчитывалось 405 экземпляров книг. Учащиеся ставили спектакли, торжественно праздновали даты рождения Н. В. Гоголя, С. Т. Аксакова и других писателей.

Элли Зиберт
Элли Зиберт

ЭЛЛИ ЗИБЕРТ – ЖЕНА В. В. МАЯКОВСКОГО

Немногие знают, что невенчанной женой известного поэта Владимира Маяковского была Элли Зиберт. Для нас же самое интересное в том, что она была родом из Давлеканово.

Элли Зиберт родилась 13 октября 1904 года в семье крупного землевладельца Петра Зиберта, который происходил из немцев Поволжья. На территории близ Давлеканово немцы образовали 5 деревень. Многие зажиточные немцы, такие как Гардер, Диц, Войтр, Гауфлер, владели крупными мельницами. Коммерсантом был и отец Элли. Сам образованный человек, Зиберт и дочери дал хорошее образование, она знала несколько языков.

О том, как сошлись пути-дороги В. Маяковского и Э. Зиберт, можно узнать из статьи Ю. Узикова «Давлекановская жена Маяковского». В ней автор приводит письма В. Маяковского, адресованные двум Эллам – невенчанной жене и единственной дочери, а также историю их знакомства. Произошло это не в Башкирии, а в далекой Америке. Элли в Уфимской губернии жила до начала 20-х годов. В Уфе она познакомилась с англичанином Джорджем Джонсоном, представителем американской ассоциации помощи голодающим Поволжья. Они поженились и в 1923 году уехали в Англию, потом перебрались в Нью-Йорк. Но совместная жизнь не сложилась. В мае 1925 года В. Маяковский отправился на три месяца в заграничное путешествие. Большую часть времени поэт провел в Нью-Йорке. Здесь в эмиграции жил художник и поэт Давид Бурлюк, друг Маяковского. Он и стал единственным свидетелем дружбы Маяковского и Элли Джонсон, знал об их дочери и сохранил эту тайну до конца своих дней.

На одном из поэтических вечеров Маяковского Д. Бурлюк познакомил его с Элли Джонсон. Поэт путешествовал вместе с ней по стране. 15 июня 1926 года родилась дочь, тоже Элли. Маяковский виделся с ними в 1928 году в Ницце. «О трагедии – смерти поэта – Элли узнала из газет, – пишет Ю. Узиков. – Когда дочери исполнилось 9 лет, маленькой Элли рассказали, кто ее отец. Но это было семейной тайной. Мать, а затем и отчим девочки Петере просили не говорить об этом до их смерти...»

Умерла Э. Зиберт в марте 1985 года. Всю жизнь преподавала русский язык, пропагандировала русскую культуру, собрала богатую библиотеку о Маяковском. И только в 1989 году ее дочь Патриция (Элли) Дж. Томпсон, профессор, известный специалист по семейной психологии, автор десятка книг, рассказала, что она – дочь Маяковского. В июне 1991 года Патриция побывала в России. Она приезжала в Москву по приглашению Союза писателей вместе с сыном, 36-летним Роджером, очень похожим на Владимира Маяковского.

 

КАК ЗВАЛИ ТЕБЯ, УЛИЦА?

Немногие знают и даже не задумываются о том, а кто этот человек, именем которого названа та или иная улица, или почему она была так названа. Но еще больший интерес представляет история переименования улиц города, ведь имена улиц – это история разных эпох.

Не удивительно, что улица Церковная нашего города не могла так называться в советское время. Церковная улица была мощеной и являлась главной, так как через нее пролегал основной путь от Уфы до Раевки.

После революции она получила имя Льва Троцкого. С 1928 г. троцкизм перестал существовать как политическое течение, и улица была вновь переименована – она стала улицей Сталина. После смерти «вождя» улица стала Коммунистической, название осталось по сей день.

Не менее интересна судьба одной из первых и старинных улиц города – Иткуловской, названной в честь поселения башкир-припущенников во главе с Иткулом Бускуновым (1746–1834). В 1918 году она стала называться улицей Мулланур Вахитовской, в честь одного из руководителей борьбы за Советскую власть в Татарии (в 1918 году М. Вахитов являлся комиссаром наркомнаца, участвовал в обороне Казани, в том же году был расстрелян белогвардейцами). А в честь Победы над фашистской Германией улицу переименовали в улицу Победы.

В двух верстах от деревни Иткулово находилась деревня Давлеканово. В начале XX века образуется город, а деревня Давлеканово становится лишь его улицей. От названия деревни и пошло название улицы – Давлекановская. Сегодня эта улица – Пролетарская, и мало кто из нынешнего поколения знает ее историческое название и связь с историей города в целом.

Одна из центральных улиц города – улица Демьяна Бедного – до революции называлась Аптекарской, так как на ней располагалось здание аптеки. Здание аптеки предположительно сохранилось, сейчас это жилой дом № 10.

Бывшая улица Вокзальная сегодня названа в честь классика башкирской и татарской литературы Мажита Гафури. М. Гафури любил реку Дему и часто ездил в деревню Курманкеево «на кумыс». Когда Гафури приезжал в Давлеканово, его встречала толпа студентов из педучилища, и все вместе они по ул. Вокзальной пешком направлялись к Деме. В 1934 году, когда Гафури умер, работавший в педучилище Сагит Агиш, узнав о смерти писателя, решил оставить память о нем. «М. Гафури любил р. Дему» – написал он на картоне и прикрепил к одному из домов улицы. Затем направился в райсовет с просьбой о переименовании ул. Вокзальной

По данным 1922 года, улица Набережная называлась в честь одного из основателей Коммунистической партии Германии Карла Либкнехта. Улица Советская была Почтовой...

А. Ф. Раев
А. Ф. Раев

А. Ф. РАЕВ

Деревня Раево, ныне относящаяся к СГЖ «Путь Ильича» и основанная во второй половине XIX века Александром Федоровичем Раевым, была заселена переселенцами из Саратовской губернии. Правительство наградило А. Ф. Раева этим поместьем по результатам успешной военной компании 1863–1864 годов. О том, кем был Раев, мы узнали из письма московского инженера, кандидата технических наук, краеведа-любителя Б. Н. Красильникова. Родился А. Ф. Раев 20 августа 1823 года в старинном русском селе Вязовка Саратовской губернии, в семье простого сельского священника. А. Ф. Раеву было 9 лет, когда он начал учиться в Саратовской духовной семинарии. За годы учебы в семинарии А. Ф. Раев понял, что духовная карьера его не устраивает. В 1842 году он поступает в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. Но, в очередной раз осознав, что не создан для этой работы, переходит в Петербургский университет на юридический факультет и оканчивает его кандидатом юридических наук.

«...Жизнь закончил при больших чинах и званиях – генерал-лейтенант, гофмаршал, кандидат юридических наук, публицист, тайный советник...» – пишет Б. Красильников. Интересно прослеживается в его письме и родственная связь между А. Ф. Раевым и его троюродным дядей-писателем, революционером-демократом Н. Г. Чернышевским. Имя Раева можно встретить почти на каждой странице дневника Н.Г. Чернышевского с 1846 по 1850 год.

Работая в департаменте сельского хозяйства Министерства государственных имуществ, Раев влюбился в красивую замужнюю брюнетку 20 лет Марию Прокофьевну Лохову, с которой впоследствии стал жить гражданским браком, и у них родилась дочь. Сам Раев был очень симпатичный, высокого роста (185 см), худой и красноречивый. Дочь выросла красавицей, он очень ее любил, дал прекрасное образование. Она окончила Смольный институт и вышла замуж за брата композитора Римского-Корсакова, но в 23 года она умерла от саркомы.

В конце жизни Раев был не только богатым (его доход достигал 500 тыс. рублей золотом, более 3-х тысяч десятин земли), но и очень уважаемым человеком в Санкт-Петербурге. Свой капитал он широко использовал в благотворительных целях. Крестьянам с. Вязовки Саратовской губернии он безвозмездно передал 6 тыс. десятин земли около села.

В имении Раево (ныне Альшеевский район РБ) на свои средства он построил железнодорожную станцию – Раевка, а также двухэтажную кирпичную школу и церковь. В 1887 году в чине тайного советника А. Ф. Раев был назначен членом Совета министров.

Перед последним отъездом из Питера в имение под Давлеканово 22 мая 1901 года Раев заранее составил завещание. А уже 20 июня года Раев внезапно скончался в своем имении Раево. По этому поводу «Биржевые ведомости» 27 июня 1901 года сообщали: «...Член совета министров и член училищного совета при св. Синоде тайный советник А. Ф. Раев скоропостижно скончался на днях в своем имении в Уфимской губернии...». По воспоминаниям старожилов нашего города, тело Раева сначала было перевезено в Давлеканово и находилось в доме Герасимова (ныне дом № 19 на углу улиц Трудовой и Д. Бедного). Потом были проводы гроба с телом Раева в Вязовку Саратовской губернии. Там он был похоронен у могилы своего отца рядом с церковью (согласно завещанию).

Сотрудниками давлекановского музея был собран большой материал из воспоминаний старожилов деревни Раево. Стало известно, что в имении находились церковь и дом самого Раева, в советское время использовавшийся под школу, почту, сельсовет. Сейчас на месте особняка, сгоревшего в январе 1997 года, построен новый деревянный дом.

Рядом с домом Раева находилась Александро-Невская церковь, которая была построена, со слов старожила Н. А. Артемьева, в 1902 году. На вопрос, откуда такая точная дата, ответил, что в фундаменте на одном камне в круге был выбит год «1902». Строили храм солдаты. Церковь была построена из сосны, фундамент – из песчаника. Она была очень высокой, два купола ее служили как бы ориентиром для всей округи. Как и многие церкви района, она была закрыта в 1937 году. В войну церковь использовали под склад, потом под клуб, библиотеку... В 1950-е годы снесли и главный купол.

Говорят, после закрытия церкви из одной большой иконы св. князя Александра Невского сделали стол. Икона эта была особая, ее привезли из Саратовской губернии. Уникальная икона переходила из рук в руки, сначала в самом Раево, потом – за пределами его. Сейчас следы ее утеряны. Здание церкви снесли примерно в 1993 году, и из него построили новые дома местные жители.

В 1922 году из земель помещика Раева был образован поселок Вязовский из граждан с. Ново-Рублевки.

Из архива: август 2009г.

Читайте нас: