Краеведение
14 Февраля 2023, 10:01

Минниахмет Муталов. Башкирские метеориты

Изображение от kjpargeter на Freepik

В залах Башкирского краеведческого музея, в специальной витрине с автоматическим вращателем и хорошим освещением, помещены два обломка метеоритов. Один из них, метеорит «Красный ключ», упал 4 мая 1946 года вблизи поселка Родник Кармаскалинского района Башкирский АССР при следующих обстоятельствах. Местный пчеловод вышел в свой огород копать землю под картофель. Ему помогала его супруга. Вдруг они услышали резкий звук наподобие пушечного выстрела. Пчеловод, участник империалистической войны 1914 года, знал, что такое пушечный выстрел, и скомандовал своей жене: «Ложись!» Ожидали они взрыва, но его не последовало. Перепуганные супруги увидели лишь, как взметнулся не успевший растаять снег в ложбине за огородным участком. Обследовав местность, они нашли на взрыхленной площадке кусок камня, который спрятали «на всякий случай» на печке.

Вскоре после описанных событий из деревни Миловки Уфимского района в Уфу перебазировался Башкирский сельскохозяйственный институт в здание на углу улиц К. Маркса и Пушкина. Известного геолога и краеведа Ф. Ф. Чебаевского попросили привести в порядок геологические экспонаты музея института. Он согласился и с помощью одного студента начал оформлять этикетки к каждому экспонату минералов и горных пород. Студент-помощник сообщил геологу, что коллекцию музея можно пополнить метеоритом. Ф. Ф. Чебаевский живо заинтересовался и, узнав о месте падения от свидетелей этого события, решил провести на этой территории исследование. С трудом достал транспорт, которым обеспечил его тогдашний директор краеведческого музея Гибадуллин с тем условием, что метеорит станет непременно достоянием музея.

На место падения Ф. Ф. Чебаевский прибыл вместе с физиком БСХИ Краузе и сотрудником того же института В. А. Фрей. Пчеловод (к сожалению, фамилии его краевед не помнит) полез на печку, достал валун пепельно-серого цвета, испещренный многочисленными почти симметрично круглыми мелкими лунками диаметром 0,5—2 см. Хозяин дома показал место падения этого диковинного камня. Однако тщательный поиск никакого результата не дал — больше обломков небесного камня не нашли. Ф. Ф. Чебаевский до сих пор сожалеет, что они не обратились в воинскую часть за миноискателем, с помощью которого, считает он, можно было бы найти другие обломки метеорита.

Метеорит «Красный ключ» имеет вес 3960 граммов. Он был передан для детального изучения комитету по метеоритам АН СССР, и вскоре его минеральный состав был определен специалистами АН СССР. Исследователями метеорит «Красный ключ» отнесен к группе перекристаллизованных оливиновобронзитовых хондритов.

Из ценных веществ в некоторых метеоритах, как, например, в Ново-Урейском, находили алмазы, правда, в микроскопических дозах. Они крайне ценны для науки, но по своим ничтожно малым размерам никакой рыночной ценности не имеют, и какой-нибудь тщеславной красавице бесполезно мечтать о серьгах, в которые вставлены бриллианты, упавшие с неба. Оказывается, в метеоритах, особенно в железных, содержится золота всего 0,0004%, т. е. если из всех собранных на Земле метеоритов можно было бы извлечь золото, то его не набралось бы и одного килограмма.

Интересно, что в 1946 году учеными под руководством академика А. Н. Заварицкого, нашего земляка, коренного уфимца (снесенный дом по ул. Ленина, 48, где сейчас стоит Дворец нефтяников, он учился в Уфимской мужской гимназии, которую окончил с золотой медалью, — здание БГМУ по ул. Фрунзе, 37), в одном из метеоритов было найдено 8% воды, не свободной, а входящей в состав минералов.

Еще меньше чем золота, метеориты содержат радиоактивные элементы — уран, радий, торий и другие их спутники — гели, по которому выдают специалисты небесным камням «метрическое свидетельство» (по отношению гелия и урана). «Возрасты» метеоритов заключены между 60 и 7600 миллионами лет — в геологическом исчислении прямо-таки младенческий возраст.

Результаты исследования химического и минерального состава метеоритов подтверждают очень важный философский вывод о материальном единстве Вселенной. За пределами Земли мы встречаем химические элементы, которые великий Менделеев расположил в своей таблице, и те, которые к ней добавлены позднее. Следовательно, делает вывод академик А. Е. Ферсман, химический состав разных небесных тел должен быть сходен.

У читателей непременно возникает вопрос: были ли случаи падения и находки других метеоритов на территории Башкирии? Увы, кроме метеорита «Красный ключ», о находках на территории республики пока официально не известно. Однако имеются интересные сведения о находке метеорита на территории Аургазинского района. Будучи в командировке летом 1984 года, журналист Р. Х. Насыров встретился с учителем истории Меселинской средней школы И. И. Никитиным. Исаак Иванович сообщил ему следующее. Школьники из деревни Журавлевка (центральная усадьба колхоза им. Мичурина) во время полевых работ нашли на пахоте два обломка камня, не совсем похожего на местные горные породы. Они определили его как метеорит. Один обломок весил примерно 2,5—З кг, другой, обнаруженный от первого на расстоянии около одного километра, — 500 граммов. Обломки эти черного, матового цвета, с поверхности оплавлены, имеют углубления в виде микролунок диаметром 0,5—1,0 см. Малый обломок, подаренный школой журналисту Насырову, оплавлен лишь с одной стороны, другой бок имеет острые углы и грани и внешне напоминает скатанный брусок. Жаль, что эти обломки интересного камня до сих пор не исследованы местными специалистами и не переданы в комитет по метеоритам АН. Передай они вовремя эти редчайшие образцы осколков метеорита по назначению, можно было бы уже знать, к какой группе небесного камня относятся описанные находки.

Случаи падения небесного камня в различных районах Башкирии известны. В частности, в начале этого века в Белорецком районе недалеко от поселка Узян трое заводских рабочих, добывающих сырье для формовки изделий предприятия, из копи (месторождения) «Белая глина» наблюдали падение небесного камня. У молодого рабочего недавно умерла жена, и он в этом явлении увидел нечто сверхъестественное и уверил себя, что это ниспослано сверху за его грехи земные.

В 20-х годах XX века недалеко от железнодорожной станции Тара в Белорецком районе и в некоторых северных районах Башкирии наблюдали падения болидов. Недавно в газетах было сообщено о падении метеорита недалеко от Уфы.

Если посмотреть на карту распределения найденных метеоритов, то она выявит странную особенность: метеориты почему-то «стремятся» падать в обжитых местах. Причина этого, конечно, в том, что чем меньше населения, тем реже бывают замечены метеориты и тем более редко найденные метеориты передаются в научные центры и регистрируются наукой. Если считать метеориты не поштучно, а по «падениям», то выходит, что ежедневно на землю падает 5 или 6 (2000 в год), но наблюдаются только 2-3 в год, а иногда ни одного — подавляющее большинство их падает в районах, почти необитаемых (обширные арктические области и океаны, пустыни, леса и т. д.).

Вот почему из двухсот тонн метеоритов, «приземляющихся» ежегодно, мы находим только по несколько килограммов, как в случае вблизи поселка Родник в Кармаскалинском районе.

По данным отдельных ученых, вес ежегодно падающих метеоритов достигает 2000 т.

Добавка к массе Земли получается главным образом в виде каменистой массы, если считать по метеоритам, падение которых наблюдается. Среди них железные метеориты составляют лишь 5%, а железокаменные — 1,5%. Это более вероятные цифры.

Полезно будет знать о внешнем виде метеоритов. Это поможет отличить их от простых камней. Железные метеориты легко обнаруживаются — они быстро ржавеют и приобретают бурый цвет, что мы наблюдаем на Сихотэ-Алинском железном метеорите, подаренном Башкирскому краеведческому музею Комитетом по метеоритам АН СССР. Форма их всегда неправильная, а поверхность, если она не успела окислиться, покрыта черной гладкой коркой — окалиной. Эта тонкая корочка получается от плавления наружного слоя метеорита во время его падения в воздухе. Метеорит летит однако так быстро, что при сколько-нибудь значительной массе не успевает прогреться внутри, а расплавленная поверхность его застывает в тончайшую корочку уже на последней стадии его (замедленного) падения, даже до попадания на землю. Температура метеорита при падении и полете почти такая же, как во время движения мимо Земли. Эта температура составляет 4° выше нуля. Вопреки фантастическим рассказам, внутренность метеоритов не раскалена и не охлаждается до абсолютного нуля (т. е. до — 273°).

Каменный метеорит покрыт обычно черной тонкой стекловидной корочкой, иногда матовой. Он выветривается и окисляется, если метеорит долго лежит на воздухе, в земле. Тогда отличить его от земного камня еще труднее. Внутри, на изломе, метеорит бывает серым, иногда с круглыми зернышками особого строения (их называют хондрами). Башкирский метеорит «Красный ключ» является этой разновидностью небесного камня. Надо помнить, что когда метеорит летит в воздухе, мощный «ветер» обдувает его и с оплавленной поверхности сдувает легкоплавкие вещества и сглаживает резкие грани и углы. Поэтому очертания метеорита округлые. Часто они похожи на кусок глины, мятый пальцами. На его поверхности видны ложбинки, шаровые вдавленности, как на башкирском метеорите.

Еще не так давно люди вообще не верили в возможность падения камней «с неба». Вот примеры. Одно из заседаний Парижской Академии наук было весьма забавным. Академики долго смеялись и не могли успокоиться: муниципалитет города Жульена прислал протокол, что 24 июля 1790 года в 9 часов упал с неба большой камень. Добро бы один мэр — по-видимому сумасшедший — подписал такую глупость. Но под протоколом 300 подписей наивных гасконцев, жителей города. Комментарий к этому документу весьма просвещенного ученого Бертолле был неожиданным. Он писал: «Как печально, что целый муниципалитет заносит в протокол народные сказки, выдавая их за действительно виденное, тогда как не только физикой, но и ничем разумным вообще их нельзя объяснить». В конце по предложению ученого вынесли постановление с выражением сожаления, что население в Жульене имеет такого глупого мэра и что следует впредь энергично бороться с такими суевериями.

Даже известный французский химик Лавуазье согласился с мнением своих коллег, что «падение камней с неба физически невозможно».

Некий Гавторн, астроном-любитель, построил в своем имении под Вашингтоном частную обсерваторию. Его любимым занятием было наблюдение за падающими небесными телами. В 11 часов утра вдруг раздался звук наподобие взрыва. Вбежав в обсерваторию, Гавторн увидел на кресле, на котором обычно сидел, два дымящихся осколка. Они оказались метеоритами. Один из осколков весил 1192 грамма, другой — 1132. Небесные камни состояли из чистейшего железа. Счастье, что в это время любитель-астроном занимался домашним хозяйством. В литературе описаны случаи прямых попаданий метеоритов в строения и животных.

14 июля 1847 года в Браунау метеорит весом в 5 кг пробил крышу, потолок и пол дома. 22 сентября 1833 года камень весом около 3 кг в Забродье (Россия) пробил крышу дома. 2 сентября 1938 года в местечке Бенд (США) метеорит весом 1770 г. пробил крышу гаража, автомобиль и подушку сиденья.

В 1892 году в Аргентине был найден железокаменный метеорит под останками мегитария — вымершего млекопитающего, жившего миллионы лет тому назад. Находка была сделана на глубине шесть метров. Предполагают, животное было убито метеоритом. Вес метеорита 33 грамма.

Метеорит «Андерсон Тауншип» найден в США в алтаре древнего могильника. Другой метеорит «Хопевел Маундс» (США) был обнаружен вблизи алтаря могильного кургана. Случайно? Конечно нет. Могильники делали специально вблизи «небесных камней».

Однако наиболее удивительным из всех «священных камней» является мусульманский Кааба (к`аба или к`аб по-арабски — «куб»).

Журналист Ю. Тычинский видел знаменитый черный камень в центре мусульманского мира.

Каждый правоверный хоть раз в жизни стремится побывать в Мекке, где в главной мечети, в восточной наружной ее стене, под хрустальным колпаком хранится эта святая святых всех мусульман. Паломникам надо много трудиться, чтобы заработать на дорогу в рай — к вечному блаженству и гуриям. Труден и утомителен этот путь. Надо совершить омовение в источнике Замзам, забраться на гору Арафат, семь раз пробежать вокруг Каабы и забросать камнями три белые скалы, в которых сатана собрал все зло мира.

«Европейцы, — пишет Тычинский, — не допускаются на эти церемонии. Чужой должен быть умерщвлен».

В наши дни пришла разгадка всех этих таинственных падений «небесных камней». Во всех музеях мира хранятся десятки, если не тысячи, обломков метеоритов. Все они пронумерованы, тщательно описаны и изучены. Каждый из метеоритов имеет свое собственное имя, данное по месту находки.

В заключение необходимо отметить, что отечественные ученые в изучении метеоритов были в первых рядах и очень рано приступили к научному исследованию камней, падающих с неба, собирая, изучая их строение и обстоятельства падения. Это изучение начал в 1772 году академик Паллас, не раз посетивший с научными целями Башкирию. Путешествуя по Сибири, он нашел вблизи Красноярска глыбу, в которой камень и железо переплелись в удивительных сочетаниях и которую местные жители считали за святыню, упавшую с неба. Нашел эту глыбу казак-кузнец Медведев на вершине одной сопки. Впоследствии она была доставлена в Санкт-Петербург и тщательно изучена.

Сейчас метеориты, найденные в нашей стране, находятся в Академии наук в Москве. Одним из украшений коллекции является метеорит «Палласово железо», имевший первоначальный вес 700 кг. Часть его была разослана по зарубежным музеям. Теперь от метеорита осталось лишь 514 кг. В СССР метеориты являлись собственностью государства, но за находку и доставку метеорита в Академию наук выдается премия. В мире капитала собственником метеорита является хозяин — собственник земли, на которую упал камень. Там метеориты являются предметом коммерции, их покупают и продают. Не заинтересованные в продаже своих метеоритов люди часто из праздного любопытства уродуют метеориты — дробят их на куски, сверлят дыры и т. д. От этого теряется их научная ценность. Жюль Верн в своем романе «Золотой метеорит» блестяще описал ажиотаж, поднявшийся в связи с фантастическим падением такого метеорита. Вообще-то золотой метеорит на землю никогда не падал, и совершенно невероятно, чтобы таковой вообще существовал где-либо. На метеорите, найденном на Верхнем Рейне в 1492 году, современники сделали надпись: «Об этом камне многие знают много, каждый что-нибудь, но никто не знает достаточно». В какой-то мере эта надпись справедлива для каждого из метеоритов, хранящихся в наших музеях, в том числе и в башкирском краеведческом. Мой призыв: найдете метеорит — не держите его у себя, направьте для кропотливого исследования специалистами.

В республиканских газетах появились сообщения о том, что «в ночь с 17 на 18 мая 1990 года тысяча жителей юга республики наблюдали ярко светящийся шар, летящий со скоростью 15 километров в секунду с юго-запада на северо-восток. Гость из космоса — метеорит — упал на северной окраине центральной усадьбы совхоза «Стерлитамакский». На место падения метеорита прибыли специалисты из Москвы и Уфы и начали кропотливые исследования. Вот что сказал научный сотрудник Комитета по метеоритам и куратор метеоритной коллекции Академии наук СССР М. А. Петаев:

— Случай поистине уникальный. Впервые на практике нам, ученым, удалось основательно закартировать маленький кратер (его диаметр 9 метров) и изучить его совершенно свежим. Предположительно метеорит имеет удлиненную форму, примерный диаметр его от одного до полутора метров. Он ушел в землю на глубину 6 метров. Мы надеемся, что метеорит не «пострадал» от удара о земную твердь.

Нет сомнения, что ученых ждет обретение очень интересных научных данных после детальных исследований довольно крупного, второго фиксированного, башкирского метеорита в лабораториях Отдела наук о Земле АН РАН. Он получил законное имя «Стерлитамакский».

Итоги более детального изучения космического пришельца сотрудниками Комитета Академии наук М. А. Петаевым и Э. З. Гареевым, главным ученым секретарем Башкирского научного центра УРО РАН (журнал «Природа» № 5, 1992 г.) приводится в их изложении.

Событие, произошедшее 17 мая 1990 года, можно без преувеличения назвать уникальным: за всю прежнюю историю метеоритики лишь однажды падение метеорита, наблюдавшееся очевидцами, привело к образованию кратеров — это был знаменитый Сихотэ-Алинский «Железный дождь» («Природа», 1989 г., № 8).

Именно 17 мая 1990 года закончил свою космическую одиссею еще один метеорит. Он врезался в землю в двадцати километрах западнее г. Стерлитамака, образовав десятиметровый кратер на свежезасеянном хлебном поле. Тысячи жителей наблюдали очень яркий болид на фоне черного звездного неба, но никто из очевидцев не осознал в тот миг, что это метеоритное падение. Обсуждались самые разные мнения, начиная от прилета инопланетян и кончая промышленным взрывом. Кратер обнаружили совершенно случайно через пару дней. Об этом узнали лишь утром 21 мая, после звонка заместителя председателя райисполкома Е. Ф. Спевака в Башкирский научный центр Э. З. Гарееву. Спустя несколько минут о стерлитамакском падении стало известно и в Комитете по метеоритам. Уже ранним утром 23 мая группа сотрудников Комитета прибыла на место падения. Сразу же в окрестностях кратера было найдено около пятнадцати деформированных осколков железного метеорита.

...К этому времени были установлены очевидцы, приняты меры по сохранности кратера, выполнен предварительный химический анализ одного из первых найденных осколков…

...На следующий день прибыли ученые института геологии БНЦ и с утра 24 мая началось планомерное исследование падения. Один из очевидцев Р. К. Ибрагимов в течение четырех секунд наблюдал в созвездии болид нарастающей яркости, движение которого завершилось яркой вспышкой и появлением болида с хвостом.

... Болид двигался с юга на север под углом 40° к горизонту, оставляя светлый зигзагообразный след. Причем некоторые очевидцы утверждают, будто болид светился вплоть до его столкновения с земной поверхностью. Все явление продолжалось 7-8 секунд. Спустя несколько секунд после столкновения болида жители поселка Стерлитамакский, расположенного всего в двух километрах от места падения, услышали несколько взрывов, сопровождающихся сотрясением почвы и дребезжанием оконных стекол.

...Судя по данным очевидцев, кромка кратера была ровной и круглой, обрамленной валом высотой 0,5—1,0 м. По форме кратер напоминал перевернутый конус глубиной 4,5—5,0 м., в центре которого зияло трубообразное углубление диаметром около 0,5 м. ...В плане кратер имел неправильную эллипсообразную форму с наибольшей вытянутостью в направлении юго-юго-запад-север-северо-восток, где его диаметр достигал 9 м. Если принять самые высокие точки вала за его гребень, то максимальный диаметр кратера составит десять метров.

...Вокруг кратера вознеслась характерная для ударных структур система кольцевых нарушений, которые при раскопках дали серию кольцевых оползней. Именно они предохранили кратер от заполнения грунтовыми водами его в заболоченную кольцевую депрессию (котлован). В пределах кратерных выбросов хорошо различимы три зоны — сплошных, лучевых и дальних выбросов. Общий контур дальних выбросов напоминал «бабочку» с несколько вытянутым восточным крылом. Напрашивается сравнение со знаменитым вывалом леса в форме бабочки, возникшим при взрыве Тунгусского метеоритного тела.

За две недели исследователи нашли более десяти килограммов осколков и обломков метеорита в кратере и вокруг него. Они имеют деформированную поверхность и очень похожи на аналогичные образцы Сихотэ-Алинского метеорита. Большинство обломков уплощены и имеют характерную поверхность скольжения и заметной фиолетово-сизой побежалостью — свойственный признак высоких температур, сопровождавших отрыв осколков от основного тела метеорита.

Более крупные осколки оказались скрыты на глубине восьми метров, имеющие поверхность со структурной, напоминающей отпечатки пальцев. Можно утверждать, что эти обломки отделились от основной массы метеорита уже при движении в грунте.

Лишь год спустя после падения на глубине двенадцати метров был найден самый крупный, 315-килограммовый параллелепипед размером 50 х 45 х 28 см. Строение последнего крупного образца дает основание считать его обколотым индивидуальным экземпляром, отделившимся от основной массы в плотных слоях атмосферы незадолго до удара о землю.

...Стерлитамакский метеорит упал в мягкие суглинки. Поэтому обводненный кратер его оказался похож на малые сихотэ-алинские воронки, образовавшиеся в рыхлых грунтах, а не на близкие по размеру кратеры, возникающие в скальных грунтах. Именно это позволило при оценке общей массы Стерлитамакского метеорита исходить из зависимости между размером кратера и массой метеорита, выявленной для малых кратеров Сихотэ-Алиня. Согласно этим расчетам масса метеорита, образовавшего стерлитамакский кратер, оценивается в 1000—1200 кг., а поперечник метеорита 1,0—1,5 м. Можно предположить, что он представлял собой плитообразное тело, расколовшееся на части у самой поверхности земли.

Сейчас уже нет сомнений, что найденные образцы составляют лишь одну треть, возможно, четверть первоначальной массы, многие обломки которой все еще находятся в кратере. Подтверждает это и магнитная аномалия, фиксируемая в окрестностях кратера.

Получены также данные о химическом и минеральном составе Стерлитамакского метеорита. В нем преобладает железо (91,5%), никель (7,4%), кобальт (0,7%) и фосфор (0,1%). Широк спектр микроэлементов (от кремния до золота), содержание которых составляет тысячные и даже десятитысячные доли процента. Совокупность минералогических и химических данных позволяет отнести Стерлитамакский метеорит к так называемым среднеструктурным олтоэдритам, представители которых являются фрагментами ядер малых планет, где активная геологическая жизнь завершилась четыре миллиарда лет назад.

Все же исследование Стерлитамакского метеорита нельзя считать завершенным. Предстоит заново обследовать кратер для отыскания оставшихся фрагментов. Далее необходимо восстановить хронологию космического «века» метеорита, уточнить его размеры, больше узнать о тех мгновениях движения космических тел сквозь атмосферу, которые дарят нам незабываемую красоту болидов.

Недавно, 23 января 2002 года, корреспондент «Вечерней Уфы» Тамара Нефедова подготовила и опубликовала статью «Небесный гость, или Синяя папка, хранящая тайну Стерлитамакского метеорита» аж целой полосой под рубрикой «Секретные материалы». В этой статье повествуется о том, что 17 мая 1990 года в 23 часа 20 минут местного времени в районе Стерлитамакского зерносовхоза упал метеорит, зарегистрированный под номером «180». Читатели нашей газеты узнали о нем по блестящему репортажу Рашиды Красновой «Камень преткновения» («Вечерняя Уфа» от 19. 06. 1991 г.). Тряхнуть стариной (вспомнить о небесном пришельце) меня заставила встреча с братьями Владимиром и Олегом Машковскими, проживающими в Стерлитамаке и имеющими к метеориту самое прямое отношение. В этой полосе «Вечерней Уфы» детальным образом освещаются впечатления очевидцев на грани реальности и фантастического воображения, а также соображения уфологов — братьев Машковских. Повторять не буду, я, как ученый, все же был намерен дать в этой статье содержание кратких выводов компетентных специалистов о природе Стерлитамакского железного метеорита, третьего по счету после Тунгусского и Сихотэ-Алинского — тоже железных посланцев Космоса…