Все новости
4 Сентября 2020, 21:52

Назарова Ксения. Тайна озера Аслыкуль. Проза. 7 класс. Стерлитамак

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
,,Средняя общеобразовательная школа № 20”
городского округа города Стерлитамака РБ
Городской конкурс юных поэтов, прозаиков и журналистов
,,Рыцари Золотого пера -2020”
Номинация ,,Проза”
Очерк ,,Тайна озера Аслыкуль”
Автор работы
Назарова Ксения Петровна, 20.02.2006 ,
МАОУ,,СОШ №20”,7Б класс.
Руководитель
учитель русского языка и литературы
Скаридова Н. М.
Стерлитамак,2020 г.
Очерк
,,Тайна озера Аслыкуль”
Как-то раз летом, когда я гостила в деревне у бабушки и дедушки, деду подарили новую удочку. Он решил осуществить свою давнюю мечту: поехать порыбачить на самое живописное озеро нашего родного края - Аслыкуль. Дедушка разрешил мне ехать вместе с ним, и мы стали собираться на рыбалку.
Рано утром, захватив с собой необходимые рыболовные снасти, мы отправились в дорогу. Ехать нужно было очень долго, и я наслаждалась красотой утренней природы. Высоко в синем, как море, небе плыли воздушные, перистые облака. Лучи восходящего солнца отражались в капельках росы на траве и листве деревьев, отчего лес и поляна светились каким-то необыкновенным светом. Чтобы скоротать время, я стала читать книгу, которую нашла в рюкзаке деда. В ней были описаны необычные истории, посвященные рыбакам и их находкам в местах рыбалки. Я нашла небольшой рассказ, посвящённый озеру Аслыкуль. Он содержал легенду, согласно которой вода в озере приобрела горький вкус из-за злости Чёрного всадника. Этот всадник в далекие времена владел озером.
Он разводил толпаров — волшебных коней. Однажды у него угнал скакуна Оло-Теляк. Батыр не хотел совершать кражу. Однако разрешение взять коня у Черного всадника он не спросил. Оло-Теляк с помощью волшебного скакуна смог освободить свою страну от врагов и жениться на красавице Айхылу. Только его всё же мучила совесть, поскольку он коня так и не вернул хозяину. Батыр, не вынеся таких мук, пришел к Черному всаднику просить прощение за содеянное. Тот простил Оло-Теляка, зная, что батыр взял волшебного коня для того, чтобы спасти свою страну от иноземных захватчиков.
Храбрый батыр вернулся на родину, но Черный всадник затаил на него злобу и наслал на страну болезни и голод. Заболела и красавица Айхылыу. Тогда дети Оло-Теляка поехали к Черному всаднику, чтобы попросить волшебных толпаров, но тот не дал коней. Сыновей Оло-Теляка всадник запер в водах озера. Узнав об этом, Оло-Теляк сам отправился к Черному всаднику. Волшебник признался, что ненавидит батыра и весь его род за то, что юноша осмелился украсть коня, заставив его почувствовать унижение и обиду.
Черный всадник был очень разгневан и превратил батыра в камень. Однако зло на этой земле было повержено. Пришли воины, вылечили жену батыра, освободили из заточения его детей, оживили Оло-Теляка и победили злого волшебника.
Прочитав эту интересную легенду, я рассказала о ней деду и о том, почему вода в озере Аслыкуль имеет горький привкус. Он ответил, что всё это глупости, что на самом деле горький вкус воды появился из-за содержания ней минеральных солей. Это уже давно доказали ученые- химики.
Вскоре мы приехали на озеро. Был теплый полдень. Солнце стояло высоко над нами. Дед стал готовить лодку, чтобы отплыть подальше от берега. Когда всё было готово, мы отправились рыбачить. Дедушка разместил на воде кружки для ловли хищной рыбы.
Когда мы отплыли довольно далеко от берега, перед нами открылся чудесный пейзаж. Озеро со всех сторон окружали холмистые возвышенности, покрытые яркой, сочной зеленью. Вдали виднелись синеющие вершины гор. Вода в озере сияла от рассеянных лучей солнца и чистейшего дна. Всё радовало наш взгляд...
Стало темнеть. Улов за день был очень мал, и поэтому дед решил остаться на ночь. Мы поставили палатку, разместив её на берегу озера. Дедушка установил сети и мы, потушив керосиновую лампу, легли спать.
Проснувшись, я и дедушка стали завтракать.
— Видимо, ты права, внучка. Легенда посвящена правдивой истории, — неожиданно заявил мой дед.
— Почему ты так думаешь? — удивилась я.
— Сегодня ночью я встал, чтобы пойти проверить сети. Когда я уже собирался идти обратно в палатку, что-то заставило меня остановиться и обернуться на озеро, тогда я опешил, — тут дедушка сделал длинную паузу.
— Что же ты увидел?
— У меня было видение. Я с удивлением заметил, как по тихой глади озера в лунном свете скакал на коне Чёрный всадник, осматривая свои владения. Затем он взмыл в небо и улетел прочь…
Позже осенью, когда я уже забыла об этой истории, учитель географии на уроке, посвящённому экологии родного края, рассказал нам о самом большом в нашей республике озере Аслыкуль. Оказалось, что его называют ,,жемчужиной башкирской природы”. Тогда я вспомнила о своих летних приключениях на этом чудесном озере и о тайне, которую оно хранит…