-18 °С
Облачно
Все новости
Детская площадка
16 Декабря 2018, 21:35

Султанов Леонид. Патриоты. Проза. 7 класс. Стерлитамак

Султанов Леонид (7 класс, литературная студия «Глаголь»)
Г. Стерлитамак
Патриоты
Осенним утром Миша и Кеша встретились по пути в школу. Они всегда ходили одной дорогой: мимо детской библиотеки, где можно было найти интересные книжки, по старой липовой аллее так сладко цветущей весной, мимо старинного красивого здания краеведческого музея, карниз которого украшала причудливая лепнина. Древний высоченный тополь на углу улицы всегда поражал мальчиков своей толщиной ствола, и они не раз пытались, держась за руки, его обхватить.
Старый выщербленный тротуар, по которому ребята шли, был весь в ямках. Кеша споткнулся, зацепившись кроссовкой о неровность и как обычно начал возмущаться:
– Ну, что это за дорога? Везде дырки в асфальте, лужи, грязюка! Куда ни глянь одно старьё! Такое бывает только в России! Скорее бы свалить из этой дыры.
Почему-то у Миши после этих слов появилась обида за свой город и страну:
–Свалить-то все могут, а кто дыры эти латать будет?
Кеша засмеялся:
– Да зачем мне это надо? Что я, дурак что ли? Я лучше в Европу уеду, там всё благополучно, новое, чистое, ровное не то, что у нас.
Тут неожиданно вмешался Юра, который шёл позади ребят и всё слышал. Он сказал:
– А я, вот, с Кешей согласен, ну, ведь, правда, что у нас здесь делать? Улицы узкие, дома старые, облезлые. Даже фонари не на всех столбах вечером горят!
Миша почувствовал, как подкатывается ком к горлу, он глубоко вздохнул, и хоть трудно было говорить, всё равно встал на защиту своего городка:
– Эх, вы, «патриоты»! Вы же здесь родились и живёте!
Остаток пути до школы ребята прошли молча. Миша больше ничего не говорил, потому что очень сильно разочаровался в своих друзьях-одноклассниках. Он всё думал, как можно не любить тот город, где родился, откуда идут твои корни, место, с которым связано столько приятных, весёлых воспоминаний. Не уважать страну, которую защищали твои прадеды, и которая защищала других…
На всех переменах в школе Кеша с Юрой не могли успокоиться, всё время задевали эту тему и издевались над Мишей:
– О, смотрите, Миша собрался идти дыры латать!
– Ему же больше всех надо!
– Да он ведь у нас патриот! – смеялись они.
Но Миша был выше этого и не обращал внимания на насмешки одноклассников.
После звонка с последнего урока Миша поспешил в общую раздевалку, ему не хотелось больше быть рядом с ребятами. Уже одетый он заметил у дальней вешалки сестрёнку Лизку, видимо, та тоже собиралась уходить.
– Лизка, стой! Подожди меня!
– Ты разве не с Кешей? – удивилась девочка.
– Да ну их! Нужны они мне больно, – опустил глаза старший брат.
Дети пошли домой знакомой дорогой. Лиза что-то рассказывала брату о школе, одноклассниках, но Миша ничего не слышал, он всё думал об утреннем разговоре с друзьями. Возможно, это бы продолжалось до самого дома, если бы детей не догнали Кеша с Юрой. Мальчишки вновь стали зло шутить про Мишу. Миша терпел, а Лиза не выдержала и остановила их:
– Ну-ка замолчите! Что же вы моего брата обижаете? А ещё друзьями называетесь!
Мальчики остановились в недоумении. Обычно Лизка молчала и не вякала.
– Ты что кричишь? Тебе слова не давали! – попытался противостоять ей Юра.
– А вот и буду кричать! Я младше вас, а со стороны вы выглядите глупее меня! – не останавливалась девочка. – Разве плохо делать полезные дела, от которых хорошо будет и вам и окружающим людям?
Кеша с Юрой ничего не успели ответить, как подошёл отец Миши и Лизы. Сергей Алексеевич в это время возвращался с работы после двух смен подряд. Он уже соскучился по своим детям и решил встретить их после школы. Лиза первая заметила папу и бросилась к нему с объятьями, а Миша, подойдя, степенно пожал мозолистую руку отца. Кеша с Юрой тоже поздоровались с Сергеем Алексеевичем, и пошли рядом.
Проходя мимо краеведческого музея, Юра споткнулся и чуть не упал.
– Ох, опять яма, – сказал Кеша.
– А! Старая знакомая! – пошутил папа Миши и Лизы. – Слушайте, это же та самая яма, которую два года назад обещали залатать рабочие. Ребята, который час? – поинтересовался он у детей.
– Половина седьмого, – ответил Кеша, глядя на экран сотового телефона.
Тогда Сергей Алексеевич предложил ребятам сходить в ЖКО и подать заявку.
– Мы успеваем, ЖКО работает сегодня до восьми вечера.
Всю дорогу у друзей Миши в голове вертелся один вопрос: «Неужели и вправду у нас получится? Взрослые услышат нас и яму залатают?»
Уже на месте ребята и Сергей Алексеевич всё объяснили работникам ЖКО. Видимо просьба детей звучала так убедительно и красноречиво, что зацепила взрослых. Удивительно, но нашлись рабочие, которые выполнили всё профессионально. Пусть получилось положить всего лишь заплаты, зато по тротуару можно было спокойно ходить и не бояться, что запнёшься и упадёшь. А как это важно для пожилых жителей города! Да и мамы малышей скажут спасибо.
Ребята были очень рады, что не остались в стороне и смогли решить проблему, пусть даже при помощи взрослых.
– Ну вот! А вы спорили! А дел-то: подать заявку начальнику ЖКО и объяснить как это важно и нужно. И тогда всё получится! – радовалась Лиза.
– А что за спор, ребята? – поинтересовался Сергей Алексеевич.
Под впечатлением происходящих событий, перебивая друг друга, дети рассказали, что произошло по дороге в школу, как вышла ссора.
Внимательно выслушав ребят, папа Миши и Лизы вспомнил своё детство:
– Когда я был примерно такого же возраста, как и вы детки, то понятия у нас были другими: мы были пионерами, носили на груди красные галстуки и помочь городу для нас, детей, было честью. У мальчишек и девчонок моего детства не возникало споров, право называться пионерами мы доказывали делами, брались за любую посильную работу. Нас ещё «тимуровцами» бабушки называли, и мы этим очень гордились… – Сергей Алексеевич всё рассказывал и рассказывал, а ребята слушали его с интересом, глаза их загорались, а лица становились серьёзнее. – Страна наша Россия огромная, богатая, сильная и красивая! А вот будущее её зависит от вас, ребята. И ещё, – продолжал папа, – очень важно быть патриотами, настоящими гражданами своей страны. Но быть патриотом – это не значит оставаться наблюдателем и говорить, там хорошо, а здесь плохо. Видеть изъяны и ничего не делать. Знать проблемы, но оставаться в стороне. О патриоте говорят его дела! А начинать надо уже сейчас! И начинать надо с себя!
Всё, что произошло с ребятами в этот день, повлияло на их мнение. Они и думать стали по-другому, и действовать начали вместе. И если они могли чем-то помочь людям, городу, они с удовольствием это делали.