АЙНУР С ПОЗЫВНЫМ «БАШКИР»
Этот парень – тоже брат «Тринадцатого». Родом из деревни Новая Устиновка Архангельского района. Наш командир говорит: «Одна из причин того, почему я отправился в зону специальной военной операции, – то, что младший брат уже находился там».
В новогодние праздники Айнур Хисматуллин был в Башкортостане, поэтому решили срочно съездить к нему и познакомиться. Их деревня расположена недалеко от трассы и от райцентра. Корни этой семьи исходят из деревни Тавакачево, которая находится совсем рядом.
Признаться, я немного расчувствовалась, как только вошла к ним домой и увидела Нурию-апай и Айрата-агая. Второй раз за последние годы мне подумалось, что такими и должны быть родители, воспитавшие решительных, храбрых парней. Точно такие же чувства охватили меня при знакомстве с родственниками парня с позывным «Тихий», когда только начинала писать о бойцах специальной военной операции.
Вот бы воскресить народного художника СССР Ахмета Лутфуллина, чтобы он написал портреты мужчины и женщины с такими спокойными, свойственными башкирам национальными чертами!
Вот и на лицах новых знакомых я заметила ту самую глубину и ангельскую выдержку, которые нельзя передать словами, можно лишь почувствовать сердцем. Айрат-агай говорит: «Он ведь третий год воюет. Привыкли уже. Если так суждено, жизнь может оборваться и в мирной обстановке. Всё в руках Всевышнего, сестричка. Вырастить сына, готового стать опорой страны, – большая гордость. Он сам выбрал этот путь!» Лишь в уголках сияющих глаз Нурии-апай как будто повисла непрошеная слезинка… А может, просто взгляд у нее такой лучистый. Любящие материнские глаза останавливаются то на сыне, то на внучке.
Сноха тоже была рядом – она фотографировала, записывала нашу беседу на видео. Айнур с женой растят дочурку Эмилию. Пока мы общались, маленькая красавица не отходила от отца, сидела у него на коленях. Айнур – младший ребенок в многодетной семье, у него есть две старшие сестры. Чувствуется, что он рос в окружении любящих людей, поэтому и сам относится к дочери с нежностью.
– Расскажи, как дела, Айнур! Как самочувствие? Ты сейчас в отпуске?
– Самочувствие нормальное. Все хорошо. Вообще-то я не в отпуске – прохожу обучение на младшего офицера. До назначения на должность отпустили домой. Учился в Казанском танковом училище. Не сегодня завтра должен прийти вызов. Был командиром танка, а теперь стану командиром взвода, то есть командиром группы из четырех танков.
– С какого времени находишься на военной операции? Тебя мобилизовали, или ты доброволец? А может быть, служишь по контракту?
– Да, я контрактник. Нахожусь там с первых дней.
– Школу окончил в родной деревне?
– Нет, здесь я учился только до четвертого класса. Дальнейшее образование получил в школе № 2 села Архангельского. Потом ушел в армию, попал в танковые войска.
– Значит, ты танкист?
– Да, до сих пор служу там. Располагаемся в Запорожской области.
– Вроде там же служит один твой земляк. Наверное, ты знаком с «Музеем»?
– Конечно, знаю его. Марат-агай из Тавакачево. Приходилось и встречаться.
– Кто из твоих родных участвовал в Великой Отечественной войне?
– Дедушки Асылбай и Алсынбай со стороны отца, а также мамин дед Гайнетдин были участниками Великой Отечественной.
– Все мы жили с убеждением, что война осталась в истории. Думал ли ты, что когда-нибудь станешь участником боевых схваток?
– Военное дело, ратная служба нравились мне с детства. Сразу после школы попал в армию. Был солдатом-срочником, позже, в 2015 году подписал контрактное соглашение. Дважды побывал в командировке в Сирии.
На специальную военную операцию отправился с места службы в Северной Осетии. Там целый год служил наводчиком, затем перешел механиком. Кто был танкистом, тот знает, что это военные специальности экипажа танка. Вот уже шестой год служу командиром танка.
– Приходилось выезжать на передовую?
– Выезжаем каждый день, даже по несколько раз. Противник теперь ведет себя по-другому. Мы упорно наступаем. Прошлогодние позиции остались далеко позади. Ребята, работающие с «птичками», нам сообщают координаты противника, направляют нас, и мы идем в атаку. Так сообща движемся вперед.
– Твой позывной – «Башкир». Ты сам выбрал его?
– В нашем подразделении я единственный башкир, поэтому меня сразу стали называть «башкиром», оно и стало моим позывным. У нас служат представители разных народностей, можно сказать, со всей России. Есть русские, осетины, казахи, татары и другие национальности. Очень много дагестанцев. Дружим со всеми и приходим на помощь друг другу. Там не обойтись без взаимовыручки.
– Иногда позывной «Башкир» выбирают представители и других национальностей. Как ты думаешь почему?
– Наверное, это выходцы из Башкортостана. К тому же в истории немало свидетельств о воинской славе башкир. Возможно, это тоже является неким толчком. Но я лично не встречал таких ребят.
– А я слышала о нескольких парнях русской национальности. Двое из них – из Башкортостана. Оба погибли. В феврале исполнится два года со дня гибели Игоря Овсюка. Кого, по-твоему, можно назвать сегодняшним мужчиной, защитником Отечества?
– Защитник Отечества – это воин, который решает задачи, возникшие перед страной. Как гласит уже само название, это – человек, защищающий свою Родину с оружием в руках.
– А кого ты представляешь себе, когда слышишь слово «герой»?
– В первую очередь Салавата Юлаева. С детства слышали о нем, читали в книгах. И другие народы знают о Салавате Юлаеве. Никого не требуется знакомить с ним.
– Можешь рассказать о каком-либо эпизоде боевых действий?
– Даже не знаю, о чем тут говорить… Просто привыкаешь к жизни в боевой обстановке. Поэтому кажется, что все обыденно: есть приказ, цель известна, только вперед. Я люблю дело делать, а не рассказывать. Так что ничего не могу сказать…
– Как сегодня родители должны воспитывать мальчиков?
– Вроде начали возвращать уроки военной подготовки в школах, не так ли? Поэтому считаю, что ребята должны получать физическую закалку и изучать азы военной подготовки. Это – главное.
– Каким должен расти мальчик?
– Мальчик – будущий мужчина. Защитник, заступник, спортсмен. Он должен стать опорой для родителей, семьи и, наконец, своей страны. Именно такие качества необходимо сегодня воспитывать у мальчиков.
– Твой любимый фильм? Любимая книга?
– Очень нравится фильм «Прорыв». В целом люблю фильмы на военную тематику. Но даже не помню, когда последний раз читал книгу… (Смеется.). Времени не хватает, апай…
– А какую слушаешь музыку?
– Там поднимают настроение башкирские песни. А вообще люблю разную музыку.
– Как там у вас с питанием? В некоторых местах, как известно, есть трудности даже с питьевой водой.
– Всё хорошо. Еду мы готовим сами. С водой проблем нет, у нас своя колонка.
– Приходят ли к вам гуманитарные конвои из Башкортостана?
– Я единственный из Башкортостана в полку. Ведь на СВО я ушел не из республики, поэтому конвои к нам просто не предусмотрены. А помощь от родных и знакомых, конечно же, приходит. В расположение, где находится Марат-агай («Музей»), часто поступает гуманитарная помощь. Потому что там служат мобилизованные из Башкортостана ребята. Да и снабжают нас теперь всем необходимым, поэтому никто не полагается на гуманитарку. Мы обеспечены и продовольствием, и обмундированием.
– А скучаешь по какому-либо блюду?
– Нет, я не такой человек – что приготовили и подали, то и ем.
– Наверняка все равно не хватает чего-нибудь, приготовленного мамиными руками?
– Иногда хочется домашнего бульона…
– Война – страшное место. Что тебя пугает больше всего?
– Конечно, не могу сказать, что ничего не пугает. Только дурак может ответить, что ничего не боится. Это же война. Но человек привыкает ко всему. Поставлена задача, которую надо выполнить. Все хорошо, все идет своим чередом. Ведь не расскажешь обо всем.
– Даже неудобно спрашивать про ранения…
– Нет, все нормально. Воюем на передовой. Современная война технологий не очень проста, поэтому от команды требуется опыт и мастерство.
– У тебя есть награды. Азат Шамилевич вручил тебе высшую военную награду Республики Башкортостан – орден Минигали Шаймуратова. Какие еще есть медали?
– Медали Суворова и «За отвагу», Георгиевский крест IV степени.
– Каждая из них – боевая награда. Айнур, медалью «За отвагу» награждают не просто так. Бойцы считают ее особенно почетной. За что тебя наградили ею? Расскажи-ка!
– Да не стоит говорить об этом…
– Но все-таки. Расскажи историю хотя бы одной своей награды…
– Ну, съездили на танке в одно место, позже вручили медаль.
– Ты говоришь, словно тебя наградили за пешую прогулку…
– Наградили, значит, наградили. Поставили задачу, а мы выполнили. Вот и все. Защищаем страну.
– А что такое «страна» в твоем понимании?
– Это место, где душа отдыхает. Наверное, так можно сказать про родной край. Вот сейчас нахожусь дома, и душа спокойна. Долг мужчины – защищать этот самый покой. Мы служим, чтобы во всей стране воцарились мир и спокойствие. Стараемся за свою республику. Мы находимся на работе.
– Ты же говорил, что ушел на СВО не от имени республики?
– Как уже было отмечено, еще до войны я служил в рядах армии. Если даже не ушел бы по долгу службы, я бы все равно мобилизовался и отправился воевать. Это мой воинский долг, обязанность мужчины.
– Какую мог бы привести цитату, распространенную среди танкистов?
– Это самые известные слова – «Броня крепка, и танки наши быстры». Песня «А поле боя держится на танках» была песней нашей роты.
– А что можешь сказать о силе России?
– Наша страна всем протягивает руку помощи. Многим дарит свободу. Мы узнали о положении населения в тех краях только тогда, когда началась военная операция. Мы были просто шокированы, увидев уровень и условия жизни людей, проживающих в новых регионах России. Повсюду разруха, упадок. До сих пор перед глазами тогдашнее состояние Мариуполя. Местное население благодарит нас за освобождение. Они-то лучше знают, как им жилось раньше и какую жизнь принесла им Россия…