18 февраля (6 февраля по старому стилю) 1840 года прошла дуэль Михаила Юрьевича Лермонтова с сыном французского посла Эрнестом де Барантом за Черной речкой на Парголовской дороге, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом.
Ссора произошла на бале у графини А.Г. Лаваль. Барон обвинил поэта в том, что тот якобы оскорбил знакомую даму.
Лермонтов возражал, что это недоразумение, но Барант настаивал и даже назвал Михаила Юрьевича сплетником.
Согласно официальным показаниям Лермонтова между ним и его противником произошел следующий диалог:
Барант. — Правда ли, что в разговоре с известной особой вы говорили на мой счет невыгодные вещи?
Лермонтов. — Я никому не говорил о вас ничего предосудительного.
Барант. — Все-таки, если переданные мне сплетни верны, то вы поступили весьма дурно.
Лермонтов. — Выговоров и советов не принимаю и нахожу ваше поведение весьма смешным и дерзким.
Барант. — Если бы я был в своем отечестве, то знал бы, как кончить это дело.
Лермонтов. — В России следуют правилам чести так же строго, как и везде, и мы меньше других позволяем себя оскорблять безнаказанно.
Это уже было слишком! Лермонтов заявил, что выговоров не потерпит, а поведение де Бранта находит смешным и дерзким! После этих слов барон вызвал Лермонтова на дуэль, которая должна была состояться на следующий день в 12 часов на Чёрной речке.
Первым к назначенному месту прибыл Лермонтов, немного погодя появился барон де Барант. Оба были с секундантами. Право выбора оружия предоставили барону, как «пострадавшей» стороне. Тот предпочёл драться на шпагах.
Противники сошлись в поединке, но в первую же секунду у шпаги Лермонтова обломился клинок. Согласно правилам, дуэль в этой ситуации следовало приостановить для смены шпаг на пистолеты, но де Барант, воспользовавшись случаем, ударил поэта в грудь! К счастью, рана оказалась лёгкой, и дуэль продолжили на пистолетах, предусмотрительно захваченных секундантом Лермонтова.
Оба дуэлянта должны были выстрелить одновременно по счету «три». Один из секундантов начал отсчёт и вдруг раньше времени раздался выстрел! Это не выдержали нервы у барона, но он промахнулся. Секундой позже Лермонтов, отведя руку с пистолетом в сторону, тоже спустил курок. Тем и закончилась злосчастная дуэль. Тут же, на месте, противники помирились.
Несмотря на мирный исход поединка, слух о нём дошёл до властей, началось следствие. В итоге Лермонтова арестовали и предали военному суду, который постановил лишить поэта дворянства и разжаловать в рядовые. Друзья осуждённого обратились к царю Николаю I с просьбой смягчить приговор суда. Вердикт императора был таков: «Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк тем же чином».
А по Петербургу поползли слухи, будто на дуэли Лермонтов не выстрелил в сторону, а просто промахнулся! Дошли они и до Михаила Юрьевича. Подозревая в распространении слухов барона, он пригласил того на арсенальную гауптвахту, где в то время находился, и вызвал его на дуэль. Де Барант понял, что на этот раз поэт не «отвернёт» пистолет, и отказался принять вызов…