+10 °С
Облачно
Все новости
Театр
8 Апреля , 15:15

№4.2022. Ляйсан Хисамутдинова. Ноктюрн любви. О премьере спектакля «Глава вторая» в Национальном молодёжном театре РБ имени Мустая Карима

Одним из сентябрьских дождливых вечеров на камерной сцене Национального молодежного театра РБ имени Мустая Карима состоялась премьера спектакля под названием «Глава вторая» по одноименной пьесе американского драматурга Нила Саймона.

№4.2022. Ляйсан Хисамутдинова. Ноктюрн любви. О премьере спектакля «Глава вторая» в Национальном  молодёжном театре РБ имени Мустая Карима
№4.2022. Ляйсан Хисамутдинова. Ноктюрн любви. О премьере спектакля «Глава вторая» в Национальном молодёжном театре РБ имени Мустая Карима

Ляйсан Хисамутдинова

Ляйсан Хисамутдинова студентка 2-го курса отделения «Театроведение» УГИИ имени Загира Исмагилова

 

Ноктюрн любви

 

Одним из сентябрьских дождливых вечеров на камерной сцене Национального молодежного театра РБ имени Мустая Карима состоялась премьера спектакля под названием «Глава вторая» по одноименной пьесе американского драматурга Нила Саймона. Поставил спектакль народный артист РБ Азат Надыргулов, который в интервью признался, что Нил Саймон – его любимый драматург. Трепетное отношение режиссера к этой пьесе чувствуется уже с первых минут, как только мы заходим в зрительный зал и видим на крошечной сцене образ большого города с небоскребами, изображенными на порталах и кулисах. И как только зазвучит печальная  мелодия Harlem Nokturne и актеры выйдут на сцену, мы окунемся в атмосферу Нью-Йорка 1970-х годов.

Нил Саймон – известный драматург, сценарист американского театра, кино и телевидения. В своих пьесах и сценариях он затрагивает тему взаимоотношений людей. «Глава вторая» – пьеса несколько автобиографическая, так как Нил Саймон, как и главный герой этой пьесы, после смерти горячо любимой жены, несмотря на горечь утраты, находит в себе силы жить дальше. Пьеса была написана в 1977 году, а впервые поставлена в том же году в Лос-Анджелесе и имела большой успех. В 1979 году на экраны вышел одноименный фильм, для которого автор написал отдельный сценарий.

Камерная сцена Молодежного театра необыкновенно уютная и располагает к предельной близости зрителей с актерами. В этом пространстве невозможно отвлечься, и всё, что происходит на сцене, совершается с тобой в частности. Сценография Рустама Баймухаметова представляет собой две квартиры, расположенные в разных домах Нью-Йорка. Слева мы видим квартиру Джорджа, а справа – Дженни. Действие разворачивается то в одной части сцены, то в другой, а иногда – параллельно.

На сцене появляется Джорж Шнайдер (Рамзиль Сальманов). Он только что вернулся из Италии, где пробыл несколько недель в одиночестве после смерти своей жены. Его ничто не радует. В глазах тоска и печаль. Обстановка в доме мрачная, а пространство как будто передает его внутреннее состояние – всё в серых, безжизненных тонах. Начиная с пустого холодильника, заканчивая запахом газа, который он даже не замечает. И если бы не его брат Лео, который почувствовал утечку, то последствия могли быть весьма плачевными.

Джордж живет в старом доме в Манхеттене в районе Центрального парка. Он – писатель. Неслучайно слева стоит рабочий стол с пишущей машинкой, разбросаны бумаги – до отъезда он должен был завершить роман, но не успел. В доме холодно и зябко, поэтому герои не спешат снять верхнее пальто. Внешний холод передает внутреннее состояние. Лео (Салават Юлдашбаев) очень переживает за Джорджа и пытается помочь ему выйти из тяжелого душевного кризиса, познакомив его с девушкой. После трех неудачных попыток Лео всё же оставляет брату телефонный номер некой Дженни Меллоуин.

Братья очень разные: если Джордж до сих пор хранит верность своей погибшей супруге, то женатый Лео, напротив, тяготится своей семейной жизнью и готов к измене. Звучит джазовая музыка, герои медленно покидают сцену, и мы из «мужской» половины переносимся в «женскую» – в другую квартиру, где появляется Дженни Меллоуин (Рушанна Бабич) с подругой Фей Медуик (Гульшат Гайсина).

Квартира Дженни стандартная, уютная, светлая. На сцене мы видим обычный кухонный стол, за ней аквариум с рыбками. Справа расположился старинный патефон. В задней части сцены – половина дивана. Такую же половину дивана мы видели и в квартире Джорджа. Эти две части целого дивана являются как бы символами Джорджа и Дженни, которые после несчастья в личной жизни остались половинками. И весь спектакль – это как бы путь одиноких людей друг к другу, соединение этих половинок.

Несмотря на развод Дженни Рушанны Бабич разговаривает со своим бывшим мужем по телефону довольно-таки мягко и нежно. В ее голосе отнюдь не чувствуется презрение или недовольство, напротив, она добра и приветлива. Но всё же в её интонации слышны нотки легкой грусти – не то по мужу, не то по своей одинокой жизни. Фей, лучшая подруга Дженни, не хочет, чтобы та замкнулась в себе после развода, поэтому настойчиво пытается свести ее с Джорджем, которого она знает благодаря своему любовнику Лео. Гульшат Гайсина играет Фей то утонченно нежной, то жгуче темпераментной и страстной.

Сцена, где Джордж случайно набирает номер Дженни, думая, что это телефон делового партнера, сыграна актерами в комическом ключе. Джордж Рамзиля Сальманова, услышав голос Дженни по телефону, растерявшись, извиняется за неловкую ситуацию. По тому, как Дженни сухо и безо всякого интереса общается с Джорджем, мы понимаем, что она не готова к новым отношениям. И, казалось бы, на этом история закончена, но уязвленный самолюбивый Джордж звонит снова и снова. Эмоциональный градус в общении по телефону повышается. Мы видим обоих героев в разных частях сцены. Любопытство Джорджа перерастает в неподдельный интерес, он желает увидеться с Дженни немедленно же. Оказавшись в ее «половине», он сухо и по-хозяйски проходит в дом, оценивающим взглядом осматривая ее квартиру. Между героями проскакивает искра, но они тут же притворяются равнодушными и безразлично продолжают вести беседу. Всё это происходит очень быстро, в течение нескольких секунд. Дженни предлагает Джорджу бокал вина, который тот выпивает до дна, после чего обстановка становится более расслабленной, и они, наконец-то, находят смелость посмотреть друг другу в глаза.

Дженни покорена наглостью и дерзостью Джорджа, и кажется, что он ей нравится, но всеми силами она старается скрыть свои чувства. Главный герой в свою очередь тоже очарован Дженни, но не показывает этого. Секунда молчания, фоном звучит джазовая музыка, настраивающая нас на определенный романтический лад. Звучание саксофона нарастает, и сцена постепенно погружается в бархатную темноту.

Проходит неделя. Дженни с нетерпением готовится к свиданию с Джорджем. Она в роскошном облегающем черном атласном платье, и вся её пластика напоминает птицу, вот-вот готовую взлететь. Дженни неотразима. Появляется изумленная Фей, которая даже сама не предполагала, что её план так быстро сработает. Ещё мгновение, и Дженни оказывается в ресторане с Джорджем. Играет музыка, и они кружатся в пламенном танце, передавая ту страсть, которая так стремительно покорила их. Настолько сильно, что Джордж и Дженни решают немедленно пожениться.

Лео приезжает к брату с новостями о том, что жена подает на развод. Джордж встречает его в прекрасном расположении духа, он рассказывает брату, насколько он счастлив и влюблен. Настроение же Лео совершенно противоположное: Лео не желает разводиться. Он мрачен и совсем не в духе.  Весь на взводе, мечется по сцене из угла в угол. Выражение лица то угрюмое и озлобленное, то отчаянное и растерянное. Пластика актера напряженная, он размахивает руками, выражая свое негодование, молниеносно перемещается по сцене и не может успокоиться долгое время. Будто ураган, готов все смести на своем пути. В порыве эмоций и  истерики, чуть ли не срывая голос, пытается донести до брата свою проблему. Джордж слушает его, но мыслями находится далеко, в мечтах о свадьбе. Лео начинает трясти брата, чтобы тот спустился на землю. Не совсем подходящее время делиться радостной новостью, но, несмотря на это, Джордж сообщает о своих намерениях жениться. Лео воспринимает эту новость очень категорично, его голос снова становится тонким и высоким, то кричит, то умоляюще  пытается отговорить и повременить со свадьбой, ведь прошло всего две недели со дня знакомства. Но Джордж настроен решительно, он настолько уверен в своем решении, что не готов отступать назад и даже купил кольцо.

Появляется искрящаяся от счастья Дженни. Завязывается разговор с матерью Джорджа по телефону. Дженни называет своего возлюбленного самым лучшим и талантливым человеком, благодарит его маму. Темп и ритм спектакля ускоряются. Оживление в разговорах, движениях, музыке – всё идет к свадьбе, но внезапное замедление происходит в сцене, когда Дженни спрашивает Лео о Барбаре – первой жене Джорджа.

Услышав историю о сильной любви Джорджа к погибшей, Дженни меняется в лице. Лео рассказывает детально о внутреннем и внешнем состоянии Джорджа после ее гибели, даже те подробности, о которых нельзя говорить. Как он страдал душевно, никого не замечая вокруг, как он бродил по улицам Италии, надеясь встретить Барбару. Дженни бледнеет. Счастливое предвкушение свадьбы перерастает в душевную пустоту. Дженни Рушанны Бабич невольно сравнивает себя с погибшей женой. Её одолевает буря эмоций и сомнений. В глазах героини мы видим боль и отчаяние. Боль пронизывает ее так сильно, что нет сил сдерживать себя. Рушанна Бабич сидит на авансцене и молча слушает длинный монолог Лео Салавата Юлдашбаева. По её щекам безостановочно текут слезы.

Вторая любовная линия Лео и Фей  кардинально отличается от первой и приобретает характер низменных и плотских влечений. Гульшат Гайсина и Салават Юлдашбаев играют свою пару широкими мазками: ярко, экспрессивно и жарко. Чего только стоит сцена, когда Фей в огненном красном платье танцует свой отчаянный, но счастливый и волнующий танец страсти со жгучим брюнетом Лео. Одним словом, восторг!

Свадьба Джорджа и Дженни всё же состоялась, и молодожены улетели на Барбадос. На видеоэкране вслед пролетает самолет с эмблемой Молодежного театра (хулиганство постановочной группы), появляются пальмы – символ рая. Дженни в ярком алом платье и Джордж в гавайской рубахе с чемоданами мчатся навстречу любви. Но быстрый темп спектакля резко замедляется и совсем останавливается: Джордж охладел к Дженни. Мысли о покойной супруге тянут его ко дну. Из головокружительной влюбленности он погружается в состояние апатии. Дженни начинает раздражать Джорджа, как оказалось, оба ещё не готовы начать новую главу.

Вернувшись в Нью-Йорк, образ которого всё время возникает на видеоэкране, то осенний, то по-зимнему холодный, Джордж тут же уезжает в командировку, чтобы найти себя. Дженни в тревоге пытается остановить его и удержать. Но он отталкивает ее, берет в руки чемодан и собирается уйти. В дверях она говорит ему о том, что он своими руками рушит их счастье и что она не собирается сдаваться. Дженни возвращается в свою пустую квартиру и смиренно ждет мужа.

Страх, гордость, предыдущий неудачный опыт давят на героев и не позволяют им стать ближе. Мы видим, как они одновременно набирают по телефону друг друга и не могут дозвониться, то ли не решаются, то ли боятся, или слишком горды. Дописав свой роман, Джордж возвращается к Дженни. Он наконец-то избавляется от угнетающих мук, связанных с чувством вины, и находит в себе силы и решимость начать всё сначала, то есть начать вторую главу своей жизни.

Счастье – это ответственность каждого человека, и нужно пройти путь узнавания и принятия себя, если ты действительно хочешь быть счастливым. Две комнаты-половинки с диванами сливаются, над героями выплывает огромная луна, освещающая тысячи окон нью-йоркских небоскребов, Джордж нежно обнимает Дженни, и, как в начале, звучит Harlem Nokturne.

Автор:
Читайте нас в