+34 °С
Облачно
Все новости
Театр
27 Мая , 12:24

№5.2021 Татьяна Семенюк.Переступить за грань. Об опере Владимира Владимира Мартынова «Новая жизнь» в Башкирском государственном театре оперы и балета

Татьяна Викторовна Семенюк – редактор отдела публицистики журнала «Бельские просторы»Переступить за граньВсе-таки сложно и удивительно красиво плетет создатель свою ткань бытия, гармонично и слаженно сочетая в ней мелодии, разделенные веками, и какое неожиданное продолжение может получить прозвучавшее когда-то слово. Так, новаторская, для своего времени, автобиографическая исповедь Данте Алигьери о любви к прекрасной Беатриче – «Vita nouva».

Татьяна Викторовна Семенюк – редактор отдела публицистики журнала «Бельские
просторы»
Переступить за грань
Все-таки сложно и удивительно красиво плетет создатель свою ткань бытия, гармонично и слаженно сочетая в ней мелодии, разделенные веками, и какое неожиданное продолжение может получить прозвучавшее когда-то слово. Так, новаторская, для своего времени, автобиографическая исповедь Данте Алигьери о любви к прекрасной Беатриче – «Vita nouva» ­­– спустя 700 лет после создания вызвала к жизни не менее новаторскую оперу Владимира Мартынова «Новая жизнь» и ровно через 700 лет после смерти поэта – мировую премьеру этой оперы в Уфе, которая состоялась в марте 2021 года.
Нельзя не отметить смелость постановочной группы, а также руководства и коллектива Башкирского государственного театра оперы и балета, выбравшего произведение, еще ни разу – а с момента создания оперы прошло около 20 лет – не реализованное на сцене, рискнувшего познакомить зрителя с современными тенденциями в мировой опере.
Необычна сама тема произведения – любовь без обладания, без телесности и чувственности – Данте всего лишь пару раз за всю жизнь разговаривал с Беатриче. Необычна и форма музыкального решения этой темы – синтез традиций средневекового хорала, православного богослужебного пения и неоромантизма.
Творческую группу, которая замахнулась на столь сложный материал, возглавила режиссер Елизавета Корнеева (выпускница РАТИ-ГИТИС, 2018 год), она уже ставила оперу Й. Гайдна «Лунный мир» в БГТОиБ – спектакль, который вошел в 2018 году в лонг-лист «Золотой маски» и был представлен на нескольких фестивалях. В команду она пригласила художника-постановщика Екатерину Агений, с которой уже сотрудничала при постановке «Лунного мира», хореографа Митю Федотенко (Франция), работающего на стыке танца, перфоманса, театра и цирка, художника по свету Ирину Вторникову (г. Ростов), художника по анимации ­­Лиану Макарян (г. Москва). Постановка оперы реализовывалась на средства гранта Общероссийской общественно-государственной организации «Российский фонд культуры».
Композитор и один из авторов либретто Владимир Мартынов – наш современник, человек необычной творческой судьбы, и его интерес к личности Данте отнюдь не случаен. Мартынов также известен как философ, историк, писатель, преподаватель. Его постулат о «конце времен композиторов» слышали многие. На онлайн-конференции, посвященной премьере оперы «Новая жизнь», он еще раз подчеркнул, что «мы не должны думать о будущем оперного жанра, большой книги или масляной живописи, а должны стремиться переступить грань в надежде на то, что нам откроется видение будущего мира».
Пограничность, на мой взгляд, и стала ключевым понятием постановки, которую мне удалось увидеть. Действо «Vita Nuova» происходит на стыке сфер, миров и стилей: размыты границы между жизнью и смертью – главный герой, столкнувшийся со стихией, хаосом бытия, ищет и обретает новые координаты существования; разрушены стилистические границы – средневековый хорал сочетается с традициями неоромантизма; в танце и пластике ожившие фантазии Иеронима Босха соединились с элементами музыкального перфоманса, цирка и театра; стерты грани реальности – готические звероподобные гибриды отплясывают на одной сцене с современными светскими красотками, предлагающими свои эскорт-услуги по земному аду. А зритель вслед за поэтом, композитором и режиссером-постановщиком ищет свои маячки, чтобы собрать происходящее в целостность, обрести себя. Каждый по-своему…
Решение визуальных и музыкальных ребусов, предложенных постановочной командой и композитором, доставит удовольствие искушенному – спектакль пронизан символами. Прежде всего символикой числа 9, которое играет огромную роль для самого Данте. Тройная триада положена в основу спектакля, обыгрывается в сюжете, в сценографии, музыкальном построении действа, повторяется в появляющихся на сцене масках и даже в количестве знаков в названии оперы – «Vita nouva» – везде небесное 9.
Но большинство зрителей, на мой взгляд, пойдет другим путем и найдет ключ к этому произведению, обратившись к собственному жизненному опыту – неразделенной любви или утраты близкого человека и поиска смысла и сил для жизни после тяжелого потрясения. У каждого своя, и в тоже время общая vita nuova.
Поклонники классики, скорее всего, будут разочарованы «внеоперностью» происходящего – скромными вокальными партиями и доминированием хора, бедностью внешней драматургии и преобладанием личных мистических откровений и психоделии.
Эксперимент всегда рискован. Композитор, а вслед за ним и творческая группа, осознанно шел на него и создавал свой рецепт современного действа. Продумывая и выверяя новые пропорции. Но музыкальная магия – вещь исключительная, и требуется еще один немаловажный компонент, чтобы реакция произошла, – публика, готовая к обретению нового культурного и слушательского опыта, способная воспринять и переварить предложенное ей музыкальное блюдо.
Случится ли химия? Ответ не заставит себя ждать – посмотрим, как долго удастся продержаться премьерному спектаклю в репертуаре театра.