Все новости
Синематограф
14 Октября 2025, 10:22

№10.2025. Юлия Ломова-Устюгова. Перерыв на кино

Разговор с Айнуром Аскаровым

Айнур Юлаевич Аскаров (род. 1 августа 1987 г., Акъяр, Хайбуллинский район, Башкирская АССР) – кинорежиссёр, продюсер, сценарист. Член Союза кинематографистов РФ. Лауреат Государственной республиканской молодёжной премии имени Шайхзады Бабича (2012). Заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан (2020). Руководит киностудией «Аскарфильм» и компанией «А-Рентал.Уфа». С 2022 года осуществляет проект «Актёрская база Республики Башкортостан». Фильмы «Из Уфы с любовью» (2017), «Буран» (2020), «Отряд “Таганок”» (2021), «Семья года» (2021), «Помилование» (2023) и др.

– Вы выросли в творческой среде, папа – один из лидеров известной рок-группы, мама – руководитель народного театра. Интерес к искусству был предопределён?

– Всё это окружало меня с детства и воспринималось как само собой разумеющееся. Папа был музыкантом, мама – театральным режиссёром, и дома они почти не бывали: устраивали праздники для других людей. Поэтому мы с братьями часто жили у бабушки с дедушкой, которые привили нам любовь к труду и простое уважительное отношение к жизни. Для меня искусство не казалось чем-то уникальным или возвышенным, оно было естественной частью бытия.

В школе мне внушали, что я далеко не пойду. Так что я поступил в Сибайское театральное училище. Там я учился с удовольствием, но на третьем курсе понял, что театр не совсем моё. Актёрская профессия оказалась слишком зависимой, а я человек, которому важно «держать руль в своих руках». Именно тогда я понял, что мне ближе режиссура.

– Вы говорили о том, что Вам везло на педагогов и они достаточно сильно повлияли на Вашу творческую судьбу. Кто они?

– Всему, что я знаю о кино, театре и искусстве, меня научил Вакиль Бареевич Юсупов. Наша встреча была судьбоносной. Он ученик Фардуны Касимовны Касимовой, воспитавшей более 40 народных артистов. Она училась в ГИТИСе. Эта цепочка восходит к Станиславскому, через Бибикова. И я осознаю, насколько велико это наследие.

В СПбГУКиТ я попал в мастерскую неигрового кино Владислава Борисовича Виноградова. Он, пожалуй, самый добрый, лояльный и человечный режиссёр из всех, кого я знаю, и я рад, что, пусть и на недолго, всего на каких-то пять лет, нам удалось пообщаться и подружиться... Если говорить о преемственности поколений – огромную школу этой преемственности мы прошли через него. Мой мастер – человек, который дружил и общался с такими великими людьми, как Булат Окуджава, Андрей Миронов, Дмитрий Лихачёв, Владимир Высоцкий. Это целый пласт истории. И на каждом занятии Владислав Борисович так легко о них рассказывал. Ласково называя их то Булатиком, то Андрюшей. А мы становились ближе к этому культурному пласту, впитывали всё жадно и благодарно.

Хотя я и учился на документалиста, Владислав Борисович всегда поддерживал игровые проекты. Он говорил: «Неважно, что вы снимаете – важно, чтобы вы снимали кино». У него были фразы, которые я помню до сих пор: «Вы должны быть сумасшедшими!», «Кино надо снимать спинным мозгом». Он говорил: «Если не понимаешь, получилось или нет – спинной мозг подскажет. Побежали мурашки – значит, всё правильно сделал».

Я до сих пор руководствуюсь его советами и оцениваю своё творчество по его меркам. Фотограф и художник Юрий Рост однажды сказал про него: «Проблема Виноградова в том, что посадка у него глубока, а реки, в которых мы нынче плаваем, мелки и быстротечны». Очень тонко подмечено. Владислав Борисович – настоящая глыба. И когда учишься у такой глыбы – мельчить уже не хочется.

– В продолжение разговора об образовании. В 2018 году вы поступили в Академию Н. Михалкова и выбрали продюсерский факультет. Потому что «теперь в кино продюсер самый главный»?

– Возможно, продюсер в кино и является главным. Но я не считаю, что в творчестве нужно соревноваться, кто важнее. Кино – дело коллективное.

Я пошёл учиться продюсированию потому, что мне не хватало навыков в организации и выстраивании съёмочного процесса. Во время съёмок «Из Уфы с любовью» у нас был очень маленький бюджет и 70 съёмочных смен. Это катастрофически много для полного метра. На съёмках мы прошли колоссальную школу и поняли, что так кино снимать нельзя. Оно должно делаться быстрее. В кино главный ресурс – время. Поэтому я и пошёл учиться продюсированию. И прошёл годовой курс в Академии Никиты Сергеевича Михалкова на продюсерском факультете у Леонида Эмильевича Верещагина и Александра Ивановича Богуна.

Благодаря полученным знаниям мои последующие фильмы стали сниматься в два-три раза быстрее. Недавнюю картину мы сняли всего за 17 смен при хронометраже в 100 минут. Кино стало сниматься легче, осознаннее... Продюсерские знания сильно помогли мне как режиссёру. Я считаю, что каждый режиссёр должен уметь работать с планированием, сметами, бюджетированием. Это помогает не витать в облаках, а создавать реальные завершённые проекты.

Ваша жена также училась на продюсера в Академии Никиты Сергеевича Михалкова. Двум продюсерам в одной семье не тесно?

– Наоборот. Это огромная поддержка. Супруга берёт на себя решение организационных, административных и финансовых задач, благодаря ей я могу заниматься творчеством. В этом смысле мы идеально дополняем друг друга.

– В 2014 году Вы создали свою кинокомпанию «Аскарфильм». Что подтолкнуло вас к такому решительному шагу? И воспринимаете ли Вы её название как отсылку к «Оскару»?

– Необходимость в регистрации компании возникла, когда мы начали работать с фондами и грантами. Название пришло позже, в 2018 году, а ИП я зарегистрировался ещё в 2014-м. На первых порах мы работали семьёй: жена была продюсером, я – режиссёром, мой брат – механиком и фокус-пулером, родители – тоже помогали. Нас и называли, чуть шутливо и по-простому – «Аскар», «Аскарфильм». Словом, название родилось само собой... Интересно, что моя фамилия происходит от арабского слова «аскер», что означает «воин». Так что образ воина логично перекочевал и в логотип. Хотя, когда слышишь «Аскарфильм», конечно, возникают ассоциации с тем самым «Оскаром». Ну и пусть. Звучит амбициозно, но ведь кино – дело амбициозных людей!

Ваши фильмы, за редким исключением, сняты в Башкортостане. В чём причина? Дома и стены помогают?

– Я бы ответил на этот вопрос так: кино я снимаю где угодно. Конечно, основное количество проектов я делаю в Уфе, в Башкортостане. Потому что, как говорится, «дома и стены помогают». Это дешевле, удобнее, а главное – отражает мой почерк, мой авторский стиль. Но есть проекты, снятые и за пределами республики. Например, «Буран» мы снимали и в Свердловской области, и на Кольском полуострове. Фильм «Помилование» был почти полностью снят в Беларуси и в Санкт-Петербурге. Короткометражку «39-я няня, ставшая для нас последней» мы снимали в Вологодской области.

Как режиссёр я готов работать в любой точке мира. Но как продюсер я заинтересован в том, чтобы снимать у себя дома. Потому что миссия нашей студии – продвигать башкирское кино и превращать его в масштабную киноиндустрию.

– Ваш фильм «Из Уфы с любовью» 2017 года, о котором вы уже упоминали, стал настоящим событием для республики. Лента получила профессиональную премию «Блокбастер» за «Самый кассовый фильм ограниченного проката». Не многим режиссёрам удаётся настолько блестяще справиться с первой полнометражной картиной. Не закружилась голова от успеха?

– Я не отношусь слишком серьёзно к успеху фильма «Из Уфы с любовью», потому что всё в этом мире относительно. На фоне относительно скромного присутствия кино в регионе фильм стал большим событием. Но если сравнивать хотя бы с российским (даже не с мировым) кинопроцессом, то был, конечно, всего лишь лёгкий всплеск... Да, фильм получился. Да, мы его любим. Он наивный, но в этом его прелесть. Он – наш дебют, он – яркий. Но «всё ещё впереди». Я не чувствую никакого груза или давления от достигнутого.

– В фильме «Из Уфы с любовью» и во многих других снимается актёр Алмас Амиров. Наверное, не у меня одной сложилось впечатление, что Алмас Амиров Ваш талисман?

– Это правда. Мой мастер, Владислав Борисович Виноградов, часто повторял: «Я работаю только с друзьями. Или те, с кем я работаю, становятся моими друзьями». Эта фраза глубоко засела в моей голове и стала моим рабочим девизом. Я действительно работаю с друзьями. Алмас Амиров за годы сотрудничества стал не просто актёром, а настоящим соавтором. Человеком, с которым мне легко и интересно. Он всегда предлагает нестандартные решения, идёт вглубь. Мне с ним очень комфортно. Помимо всего этого, Алмас – талантливейший актёр. И я считаю, что с ним нужно работать и дальше, раскрывая его в разных образах. Хочется давать ему роли «на сопротивление». Такие, в которых зритель его сразу не узнает... Мне кажется, именно это ему и нравится в нашем сотрудничестве. То, что он не повторяется, а каждый раз пробует новое...

– Вы называете «Отряд Таганок» своим любимым и лучшим фильмом. Но это, наверное, и самая сложная в производстве из Ваших работ. Не страшно было браться за этот проект?

– Я считаю, что это, наверное, самый сложнопостановочный фильм, который я снимал. И снимал с очень ограниченным бюджетом. У нас были дети, вода, трюки, животные, исторический антураж – и всё это мы сняли за смешные 10 миллионов рублей... Если бы тогда я понимал в кино то, что понимаю сейчас, возможно, не взялся бы за проект. Потому что продюсерски он выглядит почти невозможным. Но именно незнание, энтузиазм и абсолютная вера команды помогли нам сделать это кино.

Огромную поддержку оказали жители деревни Тулпарово, где проходили съёмки.

После Академии Никиты Сергеевича Михалкова это был мой первый фильм. И он стал для меня настоящим продюсерским вызовом: сделать большое, серьёзное кино на маленький бюджет... И фильм действительно получился значимым. Во-первых, это экранизация повести Мустая Карима. Во-вторых, это башкирское кино, снятое на башкирском языке. В-третьих, это историческое кино на вечные темы. Я действительно люблю «Отряд “Таганок”» и рекомендую его посмотреть и на русском, и на башкирском языке.

– В 2023 году вы вновь обратились к творчеству Мустая Карима и сняли картину по повести «Помилование». Что подтолкнуло к решению взяться за военную и трагическую тему?

– Что касается моего любимого Мустая Карима и фильма «Помилование», я считаю, что это в первую очередь кино про юнцов на фоне войны. Именно так я прочёл эту повесть, именно так прочувствовал... Мы сознательно выбрали на главные роли совсем молодых ребят: Любомир Зух (Александр Новиков), Янтимер Байназаров (Николай Галлямов) и Леонид Ласточкин (Евгений Михеев). Они были молоды, и они прекрасно воплотили своих героев... Я снимал кино про любовь, а не про войну. И мне кажется, что это один из самых сильных и запоминающихся моих фильмов. Хотя основная заслуга, конечно, принадлежит первоисточнику – самому Мустаю Кариму. Он создал удивительное произведение: глубокое, философское, сложное. Нам с Айдаром Акмановым нужно было всего лишь достойно инсценировать текст и постараться не испортить эту великую книгу. Надеюсь, у нас получилось.

– Довольны ли Вы самой недавней работой, созданным под Вашим руководством киносборником «Лето. Город. Любовь»? Узнала недавно, что Вашей целью было, в том числе, вернуть жанру «сборник новелл» динамику и цельность. Но все ли задумки сработали?

– Кино получилось. Это отличная работа команды. Возможно, тем, кто не знаком с формой альманаха, немного непривычно смотреть восемь самостоятельных короткометражек, собранных в одну ленту. Но я уверен, что это один из лучших альманахов, которые есть. Яркий, самобытный, захватывающий... Всё, что мы хотели сказать и сделать, мы наконец-то сделали. Ведь идея этого проекта родилась ещё во времена «Из Уфы с любовью». Изначально именно он задумывался как альманах. Но получилось только сейчас. Думаю и надеюсь, что мы сняли по-настоящему классную историю, которая будет жить долго.

– Недавно, Вы начали набор в мастерскую кинорежиссуры на новом факультете экранных искусств в УГИИ им. З. Исмагилова. Расскажите об этом.

– Наконец-то в Уфе открылся свой кинофакультет – факультет экранных искусств! И меня пригласили стать мастером курса... Для меня это большая честь. Я до сих пор немного не верю, что это происходит со мною. Надеюсь, что появятся студенты, которые захотят учиться, и я с удовольствием передам им всё, что знаю. Хочу воспитать новое поколение кинематографистов, которые будут снимать сильные фильмы, а я с гордостью наблюдать за их успехами.

 

Читайте нас