27 августа отмечается День Российского кино. В честь Всероссийского кинопраздника мы решили взять интервью у нескольких выдающихся башкирских кинорежиссёров. И попытались разузнать у них все тайны кинематографа.
Первым мы поговорили с Русланом Юлтаевым, участником самого яркого кинопроекта первой половины 2025 года «Лето. Город. Любовь». Его фильм «Блогер» сейчас успешно шествует по фестивалям...
*Руслан Самерханович Юлтаев – заслуженный работник культуры РБ, видный кинематографист Республики Башкортостан, режиссёр, кинооператор, продюсер, сценарист. Родился в селе Ермолаево. Учился в Профессиональном лицее № 74; УГАТУ; УГНТУ. С 2008 г. работал в Стерлитамакском государственном башкирском драматическом театре. С 2019-го работает в Башкирском академическом театре драмы им. М. Гафури. В 2020–23 окончил курс обучения в Высшей Школе Кино и Телевидения «Останкино», по специальности «режиссёр кино и телевидения», мастерская В. И. Тумаева. Автор многочисленных скетчкомов, телесериалов, игровых роликов, короткометражных фильмов. Лауреат международных и всероссийских кинофестивалей. Член Союза театральных деятелей Российской Федерации. Член Союза кинематографистов Российской Федерации.
– Руслан Самерханович, в 2000 году Вы окончили УГНТУ как специалист-нефтяник. Как Вы упустили свой шанс стать нефтяным магнатом? Или уже тогда Вас больше привлекали кино и театр?
– Как я оказался в кино и в театре – это отдельная и удивительная история. Мой дедушка по материнской линии, Сибагат Таипов, занимался фотографией. А мой дядя Амирхан Юлтаев – любительским кино. У дяди была замечательная, трескучая, как стрекоза, 8-миллиметровая кинокамера.
Но семейное стремление запечатлевать мир на плёнку до поры до времени обходило стороной моего отца. А с ним и меня.
Но однажды в чистом поле, в куюргазинской весенней степи, где-то между деревнями Мурапталово и Красным Маяком, мой папа нашёл белорусский фотоаппарат «Вилия».
Отец тогда работал в колхозе водителем. И увидел в стороне от дороги в поле какой-то странный предмет. Это и оказалась камера в чехле. Папа долго возил найденный фотоаппарат с собой, надеясь найти хозяина. Но… камера будто с неба упала. Чья она и откуда – осталось тайной... Зато папа начал, наконец, снимать мир. А лет в пять и я увлёкся этим чудом... Тёмная комната, вдвоём с отцом. Красный фонарь, бачки для проявки, занавески из мокрых плёнок на прищепках. Фотобумага, постепенно чернеющая в кюветах. Отображающая лица близких людей, события семьи. Чёрный, похожий на монумент, фотоувеличитель. Бьющие в нос ароматы проявителя, фиксажа и глянцевателя. Сохнущие фотографии. Вот абсолютное счастье моего детства.
Затем у меня был «Орион». И, наконец, в студенческие годы я приобрёл отличный «Зенит». Словом, с камерой я на «ты» с малых лет. И никакое образование не смогло нас с нею разлучить.
– Вы любите снимать кино в каких-то очень не парадных, очень самобытных свежих местах. Это связано с впечатлениями детства?
– Главным фактором выбора мест съёмок является поиск золотой середины между требуемыми замыслом локациями и нашими финансовыми и организационными возможностями. Благо в нашей прекрасной республике с выбором натурных съёмок проблем практически нет – природа сама зовёт нас. Но, так или иначе, большинство наших фильмов были сняты в живописном Ишимбайском районе. Особенно хочется отметить бескорыстную помощь жителей села Макарово – думаю, на долгие годы мы стали настоящими друзьями.
– Ходят легенды, что в Стерлитамаке Вы какое-то время снимали кино за свой счёт, без камеры, совершенным бессребренником и энтузиастом. Это правда?
– Не совсем так. Правда, что в 1998 году родители купили мне камеру «Сони». И первые игровые юмористические сюжеты я снимал на эту камеру ещё в общежитии УГНТУ в Черниковке с друзьями.
А потом, в начале 2001-го, мой отец случайно на Курултае пересёкся с директором киностудии «Башкортостан» Раисом Исмагиловым. И тот, узнав, что я увлечён видеосъёмкой, сказал папе: «Нам такие люди сейчас нужны! Запускаем два фильма! Пусть обязательно приезжает!»
Откровенно говоря, я предполагал, что родители могут не понять меня, если я откликнусь на предложение директора киностудии. Но родители не возразили и обещали поддержать меня в любом случае.
– В профессиональном кино Вы начинали как второй режиссёр у Булата Тимербаевича Юсупова. Как на Ваше становление повлиял Булат?
– Когда я приехал на киностудию, Раис Абдрахманович усадил меня за стол перед двумя кинорежиссёрами – Булатом Юсуповым и Айсуаком Юмагуловым, которые только приступили к своим проектам. И с Булатом мы как-то быстро нашли общий язык. Что называется, поняли друг друга с полуслова.
Так в 2001-м я и приступил к работе второго режиссёра на фильме «Седьмое лето Сюмбель». Затем мы работали вместе над картиной «Долгое-долгое детство». В сериалах Булата «Медведь» и «Тайна Аркаима» я уже выступал продюсером. В качестве которого мне удалось, например, получить в наши башкирские проекты известных актёров – Алексея Булдакова и Сергея Селина.
С Булатом Юсуповым работать было легко. Он командный игрок. Безусловно, я ему благодарен за опыт, доверие и возможность начать свой путь в кино.
– В башкирском кино Вы известны и как оператор, и как продюсер, и как режиссёр. Как так получилось? Планируете ли Вы в будущем сосредоточиться на режиссуре? Или для Вас одинаково важны все сферы кинодеятельности?
– Ни кино, ни театр, ни режиссура и ни какая другая творческая работа никогда не отпускают того, кто ими занимался. Творческий человек – это разносторонний человек. А тем более – режиссёр. Тут, хочешь не хочешь, нужно знать всё и вся. А ещё лучше – когда сам через всё проходишь практически. И всё пробуешь.
Разумеется, когда есть возможность, нужно работать с профессиональным оператором, монтажёром и т. д. Но при необходимости нужно всё уметь делать самому. И меня это не утруждает, а наоборот – увлекает.
– Вы имеете прямое отношение к чудесному культурному явлению – Стерлитамакскому театру. Что дал Вам Стерлитамакский театр и что ему дали Вы?
– Прежде всего Стерлитамакский театр фактически создал нашу семью!
В 2007 году я снимал свой первый полный метр – комедию «Чак-Чак», и нам понабились актёры к фильму. Так и состоялось моё знакомство со Стерлитамакским башкирским театром. Нас уговорила провести кастинг главный режиссёр театра Гульдар Музафаровна Ильясова. И 27 августа, что символично, в День Российского кино, мы с соратником Ринатом Газизуллиным приехали посмотреть актёров театра. Мы наметили себе нескольких актёров. Но Гульдар Ильясова хотела, чтобы мы сделали пробы ещё одной девушки, только поступившей в труппу. Главреж так настаивала, что я сдался под её напором. Хотя девушка по возрасту не подходила.
Актрису, которая уже успела после собрания уйти домой, срочно вернули в театр. И пока несколько секунд она шла к нам через фойе – я влюбился в неё… В следующем году Зиляра стала моей женой, Зилярой Юлтаевой.
А потом я предложил директору театра Тагиру Искандарову снимать с актёрами театра юмористический киножурнал. Директор быстро согласился. И наш скетчком «Весело живём!» лет семь-восемь с успехом шёл на БСТ. А это – 300 с лишним выпусков!
В 2013 году с командой артистов из Стерлитамакского театра, сценаристом Дамиром Юсуповым и БСТ мы сняли мелодраматический сериал «Птица счастья». Потом другие сериалы. Мистический «Сируси» и комедийный «Соседи». Наверное, эти сериалы невозможно было бы осуществить без бескорыстной поддержки сотрудников БСТ: Эльвиры Аиткуловой, Гульназ Якуповой и Гузель Хасановой и Стерлитамакского театра.
В результате совместных усилий актёры стали узнаваемы. Коллеги из других театров даже подшучивали: «Вас из каждого утюга видно...»
– Ваша жена – прекрасная актриса. Сложно ли двум творческим людям в одной семье?
– Сложности бывают в любых семьях. Но нам, наверное, легче с ними справляться. Потому что с самого рождения нашей семьи мы практически неразлучны. И дома вместе, и на работе. Да и вообще, я считаю, что людей может объединять только общее дело, тогда жизнь наполнится смыслами.
Мы прекрасно понимаем сложности наших профессий: ненормированный график, бессонные ночи, репетиции месяцами, круглосуточные съёмки. Разве это не счастье?
И наши дети всегда с нами – как же без этого?
– А как появились первые Ваши самостоятельные проекты на киностудии «Башкортостан» им. А. Абдразакова?
– Однажды мне звонит Зухра Буракаева: «Руслан, а почему ты не подаёшь заявки на киностудию “Башкортостан”?» Тогда я и не знал об этой возможности. В итоге были сняты два дорогих мне короткометражных фильма «Три письма» и «Внеклассный урок», где сценаристом выступил всё тот же Дамир Юсупов, а оператором Рафаэль Сарваев. Отдельно хочется отметить композитора Ильшата Яхина – во всех моих сериалах и фильмах звучит именно его проникновенная душевная музыка…
– С фильма «Три письма», если я не ошибаюсь, началась ваша фестивальная история?
– Совершенно верно. Он был отобран на авторитетный Международный кинофорум «Золотой Витязь» в Севастополе. Причём там наша короткометражка соревновалась с полнометражными лентами. При отборе картина произвела впечатление, и жюри включило её в основной конкурс. И вот, после объявления победивших актёров, а среди них – Шэрон Стоун, Эмма Уотсон и Владимир Меньшов, наш фильм «Три письма» – с Зилярой Юлтаевой, Физалиёй Рахимовой, Вакилёй Калмантаевой, Фарзаной Губайдуллиной и другими получил Диплом за «Актёрский ансамбль»… Всего фильм побывал на более чем тридцати кинофестивалях. Получил много призов. Отдельно хочется отметить Гран-при Санкт-Петербургского конкурса «Перерыв на кино». После которого, как победитель, «Три письма» демонстрировался на киноэкранах 10 столиц Европы! А 9 мая 2017 года состоялся показ нашего фильма о Великой Отечественной войне в Берлине...
Но кинофестивалей в таком количестве могло бы и не быть. Если бы опять-таки 27 августа только уже 2014-го на премьерном показе «Три письма» в кинотеатре «Родина» ко мне не подошёл молодой режиссёр Айнур Аскаров и не сказал: «Обязательно отправляй фильм на кинофестивали – он того стоит».
А идея фильма «Внеклассный урок» у меня появилась, когда я увидел фотографии «Бессмертного Полка» в соцсетях на страничке оператора Рафаэля Сарваева. На фото в маленькой деревеньке по улочке шли несколько стариков с детьми и внуками, держа портреты воинов. Шли не ради показухи. Для себя, своих дедов и своих детей.
Когда фильм вышел, мой папа посмотрел «Внеклассный урок» и сказал: «Это же про нашу деревню». Так и было – в основу сценария легла печальная статистика: больше половины мужчин, ушедших на фронт из его родной деревни Нижнее Муталово в Куюргазинском районе, не вернулись. Теперь – этой деревни уже нет... В фильме как раз и поднимается тема отголосков жестокой войны... Так вышло, что в тот же год вышел на экраны фильм «Сестрёнка» Александра Галибина, завоевавший внимание российского и мирового зрителя. И вернувший массовому читателю прозу Мустая Карима... Так случилось, что наши фильмы на шести кинофестивалях были вместе. «Сестрёнка» в конкурсных программах полного метра, «Внеклассный урок» – в конкурсе короткометражного кино. Отвечали вместе за красоту нашей республики и наших людей. На кинофестивале «Алые паруса» в Крыму оба фильма стали лучшими в своих категориях... А на кинофестивале в «Орлёнке» герои наших лент, Марта Тимофеева и Азамат Шагисултанов, выиграли в номинации «Дети в кино». А спецприз разделили мы, режиссёры...
– Вы стали одним из инициаторов создания экранизации «Отряд “Таганок”» по Мустаю Кариму. Расскажите об этом.
– В августе 2017-го Стерлитамакский башкирский театр приступил к постановке спектакля «Таганок». Жена пришла с репетиции домой и говорит: «Прочитай инсценировку. Это очень интересно». Я прочёл и был впечатлен! Оказывается, можно ТАК работать с текстами литературы! Автором инсценировки был ныне невероятно востребованный в театральном мире России наш земляк, режиссёр Антон Фёдоров. Говорю Дамиру Юсупову, который в то время работал редактором киностудии «Башкортостан»: «Подавайте заявку на грант на постановку “Таганка” Мустая Карима – это настоящее кино!» Он подал. И на «Таганок» дали грант! Киностудия определила, что режиссёром фильма выступит Айнур Аскаров. Он сразу же дал добро на то, чтобы я был на фильме вторым режиссёром... Думаю, «Отряд “Таганок”» получился одним из лучших фильмов, в которых я принял участие.
– Вы стараетесь выбирать для картин истории, которые прежде всего интересны вам?
– Конечно. По-другому и не получится увлечь зрителя. Осенью 2022 года в Абзелиловском районе мама Зиляры с женщинами деревни Утяганово отправляли солдатам на фронт домашнюю лапшу, сладости... Простые люди искренне хотели чем-то помочь нашим парням, которые находились там, в холодных окопах на передовой. А чтобы убедиться, что посылки дошли до адресатов, в коробки положили номера телефонов...
Однажды вечером раздался первый звонок – это звонил сказать «спасибо» солдат, вернувшийся с передовой! Потом раздался второй звонок, третий…
Эта история нас с женой так тронула, что я рассказал её директору киностудии «Башкортостан» Юниру Аминеву. Он этой историей тоже проникся. Затем руководство киностудии предложило взять в авторы сценария редактора студии Анну Мурзабулатову, с которой мы быстро нашли общий язык. Буквально за несколько недель родился добротный сценарий, основанный на нескольких реальных событиях, произошедших в Башкортостане. Вот так появился на свет дорогой для всех нас фильм «Бетеү» («Оберег»). После показов картины в кинотеатрах республики многие участники боевых действий, посмотревшие «Бетеү», признавались, что видели в картине себя. И это дорогого стоит.
– Вы приняли участие в фильме «Лето. Город. Любовь» с новеллой «Попутчики». Не сложно ли было делать единственную в сборнике меланхолическую новеллу с незакрытым финалом? Это был Ваш выбор?
– «Попутчики» появились не сразу. У Айнура Аскарова идея снять кино, состоящее из нескольких новелл, родилась уже давно. И задолго до съёмок он предлагал мне сделать в этом сборнике другую историю. Но как-то быстро мы тогда поняли, что эта история не близка мне. И вот однажды он звонит: «Есть рассказ, мне кажется это “твоё”». Действительно, когда я его прочёл, было только одно желание – скорее начать снимать...
«Лето. Город. Любовь», по-моему, стал отличным подарком для зрителя в юбилейный год Уфы. Лёгкий для просмотра, стилистически разнообразный и насыщенный важными смыслами фильм.
– Ваш фильм «Блогер» недавно получил приз кинофестиваля им. А. Невского. Рады ли Вы фестивальному успеху Вашего проекта? Как родился сценарий картины?
– Изначально мы задумали снять небольшой ролик, где одним из «героев» должен был стать орден Красной Звезды. Но так как не хотелось использовать муляж, мы с Хурматуллой Утяшевым обратились в Национальный музей РБ за помощью. В музее откликнулись сразу, но с условием: во время съёмок, рядом с орденом будет постоянно присутствовать сотрудник музея. Я понял, что это немного усложнит дело, так как съёмки планировались в Абзелиловском районе. И тут Хурматулла Газзалеевич вспомнил, что у актёра Ильдара Гумерова отец воевал. Сразу набрал его номер, а пока говорил с ним по телефону, замысел и сценарий изменились. И я решил, что будет история про пожилого человека, у которого воевал отец…
Считаю, мы правильно поступили, что сохранили историю настоящего ордена Красной Звезды, как и портрет фронтовика. Это история отца Ильдара Гумерова, служившего водителем грузовика на Дороге жизни в блокадном Ленинграде. И вот эта правда в кадре проникает в самое сердце.
На данный момент наш фильм «Блогер» участвовал уже в двадцати шести кинофестивалях. И везде находил путь к сердцу зрителя.
– Сейчас вы работаете в Башкирском академическом театре драмы им. М. Гафури? Как переход повлиял на Ваше творчество?
– Осенью 2018-го в Стерлитамакский театр из Уфы приехал знаменитый театральный режиссёр Айрат Абушахманов, чтобы поставить спектакль «Беглый» по одноимённому роману Спартака Ильясова. И меня поразило, как умело он вытаскивал из актёров то, чего мы и не подозревали в них увидеть! Словом, его постановка оставила яркий след в душе у каждого.
А 7 августа 2019 г. мы разгружали сено у родителей Зиляры, в Абзелиловском районе. И вдруг звонок от Айрата Абушахманова: «У нас завтра будет худсовет, приезжайте с Зилярой в Уфу на просмотр». Откровенно говоря, это было так неожиданно, что у нас даже времени не нашлось растеряться.
И мы прошли отбор в Башдрам.
Первым, кому я сообщил новость, был мой друг и соратник, лучший организатор съёмочного процесса любой сложности, Расиль Сынбулатов. Он сперва долго молчал в трубку, потом произнёс: «У меня ощущение, будто я с женой развожусь...» Мы за эти годы, действительно, хорошо сработались нашей большой группой единомышленников...
И вот с 2019 года началась наша работа в главном театре республики, Башкирском академическом театре драмы им. М. Гафури. Неожиданно он быстро стал для нас родным – видимо потому, что со многими артистами мы уже пересекались по работе. Особенно порадовало, что у нас практически сразу образовалась творческая команда с Хурматуллой Утяшевым и Динарой Каюмовой.
Безусловно, работа в Башдрамтеатре им. М. Гафури не могла не повлиять на моё творчество. И это хорошо. Ты наполняешься новым драматургическим материалом, образами. Вдохновляешься актёрскими работами, работой других режиссёров, художников, композиторов и т. д.
Во время работы в театре я прикоснулся к документалистике. Особенно мне дороги фильмы «Айрат Абушахманов. Профессия: режиссёр» и «Судьба одной роли», раскрывающие секреты высокого театрального искусства.
Но и в плане игрового кино мы на месте не стоим – активно идёт работа над новым кинопроектом с участием актёров нашего театра.
– Какой фильм Вам хотелось бы снять? Ваш «проект мечты»?
– Мне очень близко наследие писателя Зайнаб Биишевой. Когда я прочёл роман «Униженные» из трилогии «К свету», долго не мог, что называется, отойти. Да и до сих пор он меня не отпускает своей мощью. Конечно, кино по этому роману необходимо. Но для столь масштабной работы нужны немалые средства. Обманывать зрителя здесь недопустимо. А экономия на мелочах убьёт исторический реализм произведения.
Меня зацепила тончайшими философскими мыслями и повесть Зайнаб Биишевой «Кюнхылу». О тяготах, которые легли на плечи женщин после ухода на фронт мужчин во время Великой Отечественной войны. Прочитав её, я сразу же разыскал контакты её сына, известного учёного, академика Российской академии естественных наук, доктора химических наук, профессора Тельмана Газизовича Аминова, который жил и работал в Москве. Он чрезвычайно обрадовался, что я обратил внимание на «Кюнхылу». Один его друг, тоже академик, как-то говорил ему, что «Кюнхылу» – самое недооценённое произведение Биишевой. И в нём сокрыты большие глубинные смыслы.
Затем мы с Тельманом Газизовичем несколько раз встречались в Уфе. Много рассуждали о произведении, о том, каким мог бы быть фильм по нему. Сын писательницы с большим воодушевлением поддержал идею экранизации, мы пару раз подавали заявку на грант. Но, видимо, время для такого кино ещё не наступило...
– За почти 20 лет режиссёрской карьеры Вы работали над разными проектами. Какой из фильмов Вам наиболее дорог?
– Все они, по-своему, дороги. В большинстве случаев в основе лежат реальные истории реальных людей, которые тронули меня своей душевностью, искренностью и правдивостью.
Если фильм волнует тебя как автора, то и зрителя он точно не оставит равнодушным.
Наверное, поэтому у наших фильмов есть награды на престижных кинофестивалях от Василия Ланового, Николая Бурляева, Бориса Грачевского, Юрия Кары, Рената Давлетьярова и многих других. Но по-настоящему душу радуют не призы, а хорошо сделанная честная работа...