20 декабря 2024 года перед самым Новым годом в Москве в рамках Национальной российской премии в области неигрового кино «Золотая Свеча» фильм режиссёра из Башкортостана Вилюры Исяндавлетовой «Водяная» был признан лучшим в России в номинации «Короткометражное кино».
В начале декабря в уфимском кинотеатре «Родина» прошла научно-практическая конференция Союза кинематографистов Республики Башкортостан «Башкирская документалистика». В рамках конференции состоялись сеансы картин и встречи с выдающимися кинодокументалистами РФ – Индирой Черджиевой из Владикавказа, РСО-Алания, и Татьяной Соболевой из Москвы. Заключительным же мероприятием конференции стал показ документальных фильмов Вилюры Исяндавлетовой.
На экране Красного зала продемонстрировали две короткометражные ленты башкирского режиссёра, снятые на гранты «Фонда поддержки регионального кинематографа» при Союзе кинематографистов РФ.
Лента «Водяная», снятая в Караидельском районе Башкортостана, рассказывает о женщине-почтальоне из деревни Чебыково – Алёне Алеевой, доставляющей почту, посылки и продукты людям в глухие деревеньки, разбросанные вдоль Павловского водохранилища.
Также была показана лента «Отшельник», рассказывающая о знаменитом охотнике на медведей, Кинзягуле Салимгарееве, который семьдесят лет живет в родной деревне Реветь, последние годы в одиночестве, так как других деревенских жителей не осталось.
Перед показом с приветственным словом выступили министр культуры РБ Амина Шафикова, председатель Союза кинематографистов РБ Зухра Буракаева и руководитель киностудии «Башкортостан» Юнир Аминев. Также на мероприятии присутствовали участники научной конференции, родственники и земляки героев фильмов.
Перед началом демонстрации режиссёр Вилюра Исяндавлетова представила героиню картины «Водяной» и рассказала о том, как задумывались и создавались оба фильма с «абсолютно противоположными» героями. «Мужчина один выживает. И женщина тоже – одна. У них есть выбор. Женщина стремится к людям, хочет жить с людьми. А другой удалился... Однако в конце он уже думает, как жить дальше». Режиссёр поведала о том, как съёмочная группа день за днём «втягивалась» в жизнь Алёны.
Как, сняв небольшой сюжет об одиноком отшельнике десять лет назад, режиссёр не смогла не вернуться снова. По его разрешению и приглашению. Режиссёр поблагодарила «ФПРК» за появившуюся «возможность снимать за счёт фонда и участвовать в конкурсе». Заметив, что «у нас в Республике кладезь героев кино. У нас живут прекрасные люди». Также режиссёр поблагодарила своих постоянных соавторов, сценариста Магафура Тимербулатова и кинооператора Рафаэля Сарваева. И других, включая всю свою «замечательную съёмочную группу, с которой вместе сняли два десятка фильмов».
Далее зрителям были показаны сами кинокартины.
«Водяная»
Берега ровные и плавные, как полёт стрелы. Просторная водная гладь.
Вдоль таких-то берегов, по такой-то глади, под таким-то бескрайним небом – как же не полететь в полёт одинокой лодочке? Да ещё с синим знаком «Почты России»! Да ещё с такой лихой капитаншей!
Павловское водохранилище ветвится, курчавится, как дерево. Разбегается перед лодочкой осколками-брызгами деревень, и плёсов, и человеческих жизней.
Но как бы ни растекалось водохранилище, как бы ни вились ветви деревьев на его берегах – все они, резво и послушно, бегут за моторкой. Туда – вперёд, ввысь, в зенит сверкающего солнца.
И что бы ни случилось на Павловке, что бы ни было – лето ли, осень ли, зима ль и снова лето, – на моторке ли, лыжах ли снегохода – всегда летит в путь почтовая вестница.
И ни колючим еловым лесам, похожим на быстрые стрелы, ни крылатым дугам холмов, не замедлить полёта её жизни.
А там, пока летишь – и хлеб испечётся, и банька вытопится, и ягнёнок окрепнет в овечку, побежав по лужку, и любимая дочка позвонит.
И станет заметно, что этот полёт – круг. Круг вокруг любимой земляничной поляны. Круг вольной птицы над своим, только своим домом. Круг обхода караидельской почтальонши по открытой воде.
«Отшельник»
Документальное кино – оно такое. Просто так до документальной истины не докопаешься. Вширь и вглубь копают документалисты белые экраны, чтобы дорыться до жизненной глубины.
Вот раз забросило башкирских документалистов судьбой в самый глухой и медвежий угол Башкортостана. Как медведя в белую глухую ловушку!
Куда не ткнёшься – встаёт глухими стенами снежная целина. Закрывает и небо, и мир! Отгораживает целую вселенную героя фильма! Словно в глубокую снеговую яму кинематографисты упали, а не кино про знаменитого охотника снимают.
Всё вокруг героя кино – снежно, пусто, холодно и голо. Горы – дикие, заметённые. Родная деревня – брошена.
Но и внутри жилья одинокого героя – такая же идеальная пустыня, что и вокруг. Такой же чистый, прекрасный, но индевеющий пейзаж. Всё пусто и снежно – что по ту сторону стен, что по эту. За что камере зацепиться?
Кажется, будто всё – снег и мороз. Будто всё – не жизнь, а вечность. Даже от медведей – как в древней, заколдованной сказке – одни косточки остались...
Что же делать? Как кино снимать? Как заставить трепетать жизнью быструю киноленту?
Как обычно. Копать и копать, до истины. Как снег лопатой!
Пока не забьются остывшие жилки-тропинки потерявшейся деревни. Пока не оживёт – голосами, следами, весенними ветрами – мёртвая зимняя лесная материя. Пока не откликнется герою-зверолову – трепетом ветра и хрустом поддающегося снега – родимая чащоба.
А там – и снега сойдут. И травка – пробьётся. И птицы – запоют. И сердце – оттает и потянется к жизни, к свету, к людям. С уже не безжизненных и мёртвых, а цветущих и трепещущих холмов...