Восьмёрка. Шестое число Фибоначчи. В солнечной системе, как общеизвестно, восемь планет. Атомный номер кислорода равен восьми и самый распространённый химический элемент на планете Земля. В Древнем Китае число восемь считалось основой мира и олицетворяло восемь опор, на которых держится планета, и восемь сторон света. По сей день китайцы считают это число счастливым. В христианской религии восьмёрка означает силу возрождения. Ну, и как бы символ бесконечности... впрочем, лежащая восьмёрка как нарочно складывается из двух окружностей. И её можно смело отнести к киноальманаху «Лето. Город. Любовь», который состоит из восьми хрустальных историй о любви. И немаловажный посыл, и как изюминка (изюм в булке), вишенка на торте – любовь, симпатия к городу Уфе. Он у нас в 2024 году всё-таки знатный юбиляр.
Зима-лето где-то
Так вышло, что прошёл ещё один закрытый показ киноальманаха «Лето. Город. Любовь» в декабре в кинокомплексе «Ультра». Официальная премьера состоится лишь в феврале, считай, где-то в недалёком будущем. Полжизни (как бы) ждать. А на улице свирепствовала взаправдашняя зима с натуральной метелью, с завитушками и свистушками. Небо, которое укрывала мглою буря, разбушевалось не на шутку. И снежные вихри крутя и вывёртывая, на меня двигалась всей массой зима. Почти оживлённое действо, одноактный спектакль. А ноги… непослушные ноги вязли в каше снега. И спрашивается, как дойти или доползти до «Ультры»? Но не беда, то обыденные мелочи. И начался долгожданный показ в кинозале, а там лето в полном разгаре, солнце жарит прямо с экрана, птицы напевают… как его? – шансон. Отчего же противопоставление, антитеза, мезальянс? Столкнулись лбом зима и лето в одной точке Уфы. Разве не замечательно?!
Убойный отряд кинематографистов
Стоит, наверное, перечислить всех героев-режиссёров, которые приняли участие в вышеназванном фильме. Для порядка требуется. И в знак уважения, так сказать, храбрецов. Безусловно, самый ведущий генерал-лейтенант и фельдмаршал-режиссёр – Айнур Аскаров. В его киношном рюкзаке уместились бесценные киноплёнки «Отряд Таганок» (2021), «Из Уфы с любовью» (2017), «Помилование» (2023), «Семья года» (2021), «Буран» (2020) и другие. Далее идём по списку. Виталий Дудка, а в его багаже бережно хранятся фильмы «Юра дворник» (2023), «За слова отвечаю» (2024), «Мама» (2024). Руслан Римович (имя при рождении – Руслан Туктаров) – в копилке «Колобог. Фильм о фильме» (2023), «Алга» (2022), «Мастер шот» (2022), «Клюква Сталина» (2022), «Человек-Сыр» (2021) и что-то ещё. Кто следующий? Ага! Айдар Акманов – сценарист и режиссёр, а за его плечами как сценариста известные работы «Помилование» (2023), «Сестрёнка» (2019), «Ловец ветра» (2008), «И это всё Роберт» (сериал, 2019) и многое другое. Руслан Юлтаев в чемодане прячет «Чак-чак (2008), «Царапину» (2007), «Внеклассный урок (2018), «Три письма» (2015) и другие ценности. У Айсыуака Юмагулова в коллекции имеются «Душа пирата» (2022), «Етеган» (2014), «Ловец ветра» (2008) и др. К прочему, попал и в сериалы «Улицы разбитых фонарей – 11» (2010) и «Адвокат. Продолжение» (2016). Айрат Абушахманов – театральная знаменитость, режиссёр. И его список постановок впечатляет. В кино с короткометражным фильмом у него состоялся дебют. Так же надлежит упомянуть Айгуль Байрамгулову, художника-постановщика с её кинокартинами «Отряд Таганок» (2021), «Из Уфы с любовью» (2017), «Наган» (2016), «Испытание аулом» (2023) и прочие работы. Нельзя не вспомнить командующую парадом, продюсера Анастасию Аскарову – «Семья года» (2021), «Клюква Сталина» (2022), «Однажды в общежитии» (2021) и прочее, прочее. Далее и операторы, звукорежиссёры, сценаристы, актёры… Рушанна Бабич, Николай Рихтер (в уходящем 2024 году отметил юбилей), Александр Рожковский, Эмиль Амиров, Алмас Амиров и другие прекрасные актёры.
Итак, команда собралась приличная, умеющая задать перцу, нашинковать брюссельскую капусту, сварить бешбармак. Нет, не то. Слишком остро, игриво сказано и двусмысленно, что ли. Переиначу. Умеет делать подлинное, увлекательное кино, чтоб аж мурашки по сердцу...
Большой адронный коллайдер и Антон Чехов
Нажали различные кнопочки, рычажки. Разогнали, понимаешь ли, заряженные элементарные частицы внутри андронного коллайдера, ускорив движение фактически до скорости света. «Бедные-несчастные крохи» – бозоны, фермионы, мезоны, кварки, протоны. Из всякого мусора. Вдобавок, имеются какие-то стабильные частицы и нестабильные. И бабах – столкнули частицы друг с другом. Жахнуло: вспышка, грохот, скрежет – и чья-то тихая мольба послышалась издали. Поговаривают, зародилась Вселенная путём Большого взрыва. И есть смутное подозрение, что киноальманах «Лето. Город. Любовь» тоже появился похожим образом. Давным-давно вышел фильм «Из Уфы с любовью», воспоминания о котором согревают душу. Но внутри, в районе селезёнки, надпочечников, раздавалось некое «существо», пронзительное и визгливое: «Маловато будет. Ма-ло-ва-то!» И действительно, вновь хотелось нечто подобного – градостроительного, уфимского. Про любимый город, в конце концов. И да, кинокартина «Из Уфы с любовью» задала особенную тональность, придав добавочное ускорение частицам на создание нового полотна. По словам Айнура Аскарова, остались нереализованные идеи и мысли, поскольку сам фильм «Из Уфы с любовью» задумывался изначально как киноальманах. А значит, продолжение обязано быть. В будущем, кто знает, из бозонов, лептонов и глюонов при столкновении вспыхнет уже сериал про Уфу. Сейчас мы имеем цельно-романтический с душещипательными ингредиентами юмора узорник, собранный из коротких историй, которые мне напоминают рассказы Антона Павловича Чехова. Та же расцветающая красота словоформ, изумительная и обыденная ситуативность, которая происходит сегодня, завтра, и она подобно короткой вспышке фотоаппарата. Не успевает надоесть. В нашем случае да здравствует Уфацентризм! Герои чуть смешливы, где-то наивны и мечтательны, но все как один вызывают приятное впечатление. Отторжения не наблюдается. К примеру, предпенсионного возраста рокер-единоличник, скажу вам, препротивнейший хрипач. Жучило! Но в одном осколышке узорника в финале растрогал многих до слёз. В костяке сюжета всё-таки лежит привычное ядро жизни: любовь – он и она,… лавина любви. Встретились, расстались – и снова встретились. «За любовь можно и по морде получить», – уёмисто выразился один из персонажей. Стоит отметить, что отсутствуют отрицательные персонажи – антагонисты, – их попросту нет. Да и кому они нужны? Будут только портить воздух, созданную кинематографическую схему, нацеленную на добро. Зачем нам злодеи? Злодеи нам не нужны! И жаль, не получится пройтись жирными мазками по сюжету, спойлер противопоказан по известной всем причине.
На заметку!
На всякий случай, для тех, кто не владеет соответствующими познаниями в киноискусстве. Киноальманах, фильм-антология или «омнибус-фильм» – художественный фильм, вбирающий в себя две или более короткометражных кинокартин, связанных одной тематикой, местом действия или общим событием. Впервые сей формат был введён в картине Дэвида Гриффита «Нетерпимость» 1916 года. Но есть утверждение, что первый фильм-антология вышел в далёком 1895 году «Зимний сад» (Wintergartenprogramm, 1895 г. Реж. Макс Складановский). Замечу, фильмы-омнибусы частенько путают с Hyperlink cinema (кино с гиперссылкой), которое демонстрирует обрывки нескольких историй на протяжении всего фильма, в то время как фильм-антология по очереди выдаёт сюжеты целиком. Яркий пример с hyperlink cinema «Криминальное чтиво», «Джеки Браун», «Точка обстрела» и, наверное, какие-то части «Ёлок». К антологии пречислю и «Деловые люди» Леонида Гайдая, «Четыре комнаты» (1995). Даже некогда популярный советский «Фитиль» с детским «Ералашем» можно привязать к киноальманаху. И фантастический сериал-антологию «Этот фантастический мир», транслировавшийся с 1979 по 1990 год по телевизору. Но к нашему уфимскому шедевру (тут я не вру) будут, верно, ближе «Токио» (2008), «Париж, я люблю тебя» (2006), «Гавана, я люблю тебя» (2012) – и ещё можно найти преогромное количество похожих любопытных вещиц.
Невозможно не заметить, что в антологиях частит фраза «люблю тебя» – как маркер, культурный код… как инфузория туфелька. Не вывернешься от сего, не сбежишь. В летнем процессе съёмок киносборник носил рабочее название «Уфа, я люблю тебя!», и всё из-за надписи на асфальте, где домочадцы жилого дома учудили такое, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Надо смотреть, надо!
«Пройдусь по Абрикосовой, сверну на Виноградную…»
При просмотре наверняка все присутствующие уфимцы в кинозале «Лето. Город. Любовь» расшифровывали пролетающие, «шагающие во всю ширь» в кадре городские локации, пытаясь угадать отображённую улицу. Почти как в народной игре «Угадайка». Весёлое, скажу, занятие. Камера скользнула по малознакомым домам или наоборот выкатилась на проспект Октября. Нырнул персонаж на улицу Ленина, вышел из Гостиного двора. И забежал в «Арт-квадрат», на улицу Пушкина. И сердце попрыгает от счастья: ведь своё – родное. И оно в кино, прошу прощения, в большом кино! Как черниковец ждал свою черниковскую локацию и дождался. Засияли солнцем, бронзой, золотом улочки любимые: Ульянова, Мира, Первомайская, Космонавтов, Комарова… Прямо-таки экскурсия получилась феерическая. Как же великолепны дворец Орджоникидзе и кинотеатр «Победа» в кадре. Эпоха! Монумент! Вековая история! Без сомнения, главный герой сам город. Ему и слоёный, кремовый тортик вручу с четырьмястами пятьюдесятью свечками. Заслужил.
Чишма одобряет
Зрители восприняли кинопроизведение на ура, аж здание дрожало от несмолкаемых аплодисментов. Тепло приняли… ну, это скромно сказано. С восторгом, со слезами на глазах. По окончании показа сыпались вопросы и поздравления, восхищения. Зал однозначно удовлетворён увиденным. И желание одно, но необходимое: чтобы киноальманах вырвался за пределы региона и охватил все области страны. А вдруг того зазвездившегося «Чебурашку» обскачет по сборам кассы. Чудеса всякие нужны, они всегда важны! И что архиважно, Чишма-то киноальманах одобряет! Нечто похожее произнёс один из киноперсонажей. Но один недостаток в фильме имеется, совсем малюсенький. А где, как бы сказать поэтичнее и одновременно прямее – где котики? Нету котов и кошек, прямо языком слизнуло их. Где пушистые, хвостатые и усатые? Но что горевать-то, фильм-альманах же великолепен и чудесен. Ему бы статуэтку, того рыцаря, стоящего на катушке киноленты и держащего в руках обоюдоострый меч.