Десятилетний сын знакомых заявил, что будет «пацаном» и, вместо спортивной секции, запишется в группировку, правда, пока не знает какую. Родители отпрыска разубедили быстро: «Как же ты, сыночек, в группировке будешь без спортивной подготовки? Тебе же там в момент шайбу начистят!» Шмыгнул носом кандидат в «пацаны» и пошел в секцию фигурного катания.
История обычная, как все истории о влиянии кино, телевидения, книг, всех видов искусств на человеческий разум. Но давайте конкретно про всколыхнувший наше общество сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»: повлиял ли он и будет ли влиять на неокрепшие подростковые души? Конечно, повлиял и будет влиять, пока не забудут или не появятся новые «пацаны». И вот тут начинаются взрослые баталии. От «преднамеренного очернения» до «поголовного запрещения». Запрещать, конечно, поздно. Наказывать? А за что? За то, что, как считает глава комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина, сериал может причинить «вред жизни и здоровью детей, а также всему российскому обществу»? Тогда на время забудем про «пацанов» и пощелкаем кнопки первых центральных каналов ТВ. Что там десятки лет показывают? Верно: все те же бесконечные бандюки, перерождающиеся в «ментов» и обратно. И самое смешное, что не отрываются от этих сериалов в основном пенсионеры, которые обычно против «вреда жизни» и за «здоровье детей», сами подростки давно уже телевизор не смотрят!
И не будь сериал «Слово пацана» объективно успешным – 23 миллиона официальных просмотров, столько же пиратских, – то и споров бы никаких не было и обращений в Следственный комитет и Роскомнадзор тоже не было.
Самое время разобраться в причине успеха – и не просто успеха, а успеха у молодого поколения. Во-первых, это стриминговое кино, то есть кино, размещенное на видеосервисе в интернете, и смотреть его можно в любое удобное для вас время с остановками и прокручиванием – молодежь сейчас только такое и смотрит. Во-вторых, сериал по реальным событиям в отличие, к примеру, от предтечи «пацанов» – сериала «Бригада». В-третьих, причина в долгом отсутствии на кинонебосклоне «настоящего героя», и вот он появился – герой для подражания, пацан без страха и упрека Адидас в исполнении Ивана Янковского.
Конечно, если бы было так просто, то продюсеры с режиссерами пекли бы фильмы-миллионники, как блины на Масленицу. В случае с «пацанами» безусловно еще и карта легла, да звезды сошлись. Ведь, как говорил после премьеры сыгравший авторитета Кощея актер Никита Кологривый, фильм достаточно линейный, актерские работы легковесные, реплики незатейливые, лично он снимался в гораздо более сложных и интересных проектах, но о них никто не знает и, скорее всего, не узнает.
От себя, как зрителя, скажу, что мне смотреть фильм было неприятно, не моя эстетика, да и тема молодежных банд времен перестройки меня мало интересует. Но по своей памяти могу засвидетельствовать, что все показано хоть и утрированно, упрощенно, но все же правдиво. Подобран аутентичный саундтрек, воссоздана очень точная картинка, абсолютное временное попадание – респект художнику-постановщику, гримерам, операторам. В подростке Пальто отчасти опознал себя: мы в восьмидесятые переехали из старого района города в бурно строящийся новый район, и все прелести подростковых разборок и становления дворовых «коллективов» испытал на своем собственном пальто.
Раз уж речь зашла о персонаже Леона Кемстача – Пальто, то он бы запросто мог быть главным героем фильма, будь у режиссера Жоры Крыжовникова другие задачи. Ведь эта история о том, как пресловутой «улицей», которую учит беззаветно любить Адидас, была сломана жизнь талантливого мальчика. Английский, фортепьяно, интеллигентная и оттого вдвойне несчастная мама (замечательная актерская работа Юлии Александровой) – все меняется на бесконечные драки, мелкое воровство и танцы в полуподвале. Вспомните эти танцы: шаг вперед, шаг назад, два прихлопа, три притопа – и все вместе квадратиком, прямоугольником! И апофеоз – музицирование в колонии для несовершеннолетних бывшего члена группировки «Универсам» Андрея Васильева по кличке Пальто. Кем он выйдет из колонии, что его ждет? Это мы, скорее всего, узнаем во второй части «пацанов». Какой у них будет подзаголовок вместо «Крови на асфальте», не знаю, но то, что вторая часть будет – несомненно, потому что Антон Володькин, гендиректор онлайн-платформы Wink, профинансировавшей сериал, сказал, что вложенные в восемь серий сотни миллионов рублей окупились в первый же месяц с начала показа. А бизнес дойную корову из стойла не выпускает.