Все новости
Синематограф
4 Февраля 2021, 17:48

№1.2021. Рамиля Латыпова. Приношение классику. О постановках оперы «Евгений Онегин» в БГТОиБ .

В условиях новой реальности музыкальная общественность отмечает 180-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Свое приношение русскому классику на излете уходящего 2020 года представит и Башкирский государственный театр оперы и балета, в один из декабрьских вечеров которого на средства гранта Министерства культуры России состоится премьера самой популярной романтической оперы «Евгений Онегин».

Рамиля Гаязовна Латыпова - директор музея БГТОиБ.
Рамиля Латыпова
ПРИНОШЕНИЕ КЛАССИКУ
О постановках оперы «Евгений Онегин» в БГТОиБ
В условиях новой реальности музыкальная общественность отмечает 180-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Свое приношение русскому классику на излете уходящего 2020 года представит и Башкирский государственный театр оперы и балета, в один из декабрьских вечеров которого на средства гранта Министерства культуры России состоится премьера самой популярной романтической оперы «Евгений Онегин».
Впервые под светом рампы Башкирской Оперы лирические сцены (так композитор обозначил свое произведение) из одноименного романа Александра Пушкина были исполнены 28 декабря 1939 года и стали первым спектаклем отечественной классики. Для исполнения ведущих партий Управление зрелищными предприятиями (с 1953 года – Министерство культуры) БАССР пригласило ведущих солистов столичных театров страны. Заглавную партию исполнил солист Малого театра, лирический баритон Алексей Степнов, нежный и задумчивый образ Татьяны создала Анна Тихонова, ее «сценической сестрой» стала обладательница «красивого глубокого» меццо-сопрано Надежда Делларова. Партию «поклонника философа Канта» Ленского и князя Гремина воплотили лирический тенор Петр Гамов и ведущий бас Михаил Маргарин, в 1941 году удостоенный звания «Заслуженный артист БАССР». Постановкой руководил главный режиссер и замечательный артист башкирской сцены Булат Имашев, его ассистентом и исполнительницей партии няни Филипьевны была солистка Большого театра, а в прошлом выпускница Московской государственной консерватории им. П. Чайковского, уроженка города Бирска Зоя Бутакова-Чиркова.
Благодаря «совместным усилиям» уфимских артистов и коллектива Киевского академического театра оперы и балета им. Т. Шевченко, эвакуированного в столицу Башкирии с началом военной компании на юго-восточном фронте, вторая интерпретация знаменитого хрестоматийного романа состоялась 20 августа 1941 года на сцене Летнего театра (стоял в нынешнем саду им. С.Т. Аксакова). Два вечера в постановке именитого режиссера и педагога Николая Смолича при музыкальном сопровождении под руководством композитора и дирижера Владимира Йориша пели украинские мастера: орденоносцы Иван Паторжинский (Гремин) и Зоя Гайдай (Татьяна), начинающий свой творческий путь Александр Иванов (Онегин). Партию Ленского в очередь с уфимским солистом Петром Гамовым исполнял прославленный певец Николай Платонов, получивший первые профессиональные советы от старшего коллеги и легендарного певца Леонида Собинова в период их совместной работы на сцене Оперной студии Большого театра, руководимой известным теоретиком Константином Станиславским. В спектакле участвовали и уфимцы: Иван Шабанов (Трике), Владимир Беклемишев (Зарецкий) и Зоя Бутакова-Чиркова (няня).
Об этом коротком, и вместе с тем плодотворном периоде творчества двух коллективов в одном из своих подотчетных документов Булат Имашев упоминал, как о факте чрезвычайной важности на начальном этапе становления национального музыкального театра – взаимопроникновения двух культур – украинского и башкирского народов.
По распоряжению Управления по делам искусств СССР, в январе 1942 года украинские артисты выехали в Иркутск, чтобы продолжить работу в составе Харьковского оперного театра. А спустя шесть десятилетий киевляне приехали в город, заменивший им в военные годы дом (артисты были расселены на квартиры к основоположникам оперного искусства Б. Валеевой и Х. Галимову), и в память о тех «трудных и счастливых днях сотворчества» выступили в мероприятиях X Юбилейного Международного фестиваля оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе» (2001 г.).
«5 марта 1943 года, когда озверелый фашизм силами доблестной Красной армии откинут далеко на запад, коллектив подготовил новую (третью) постановку оперы “Евгений Онегин”», – написал в одной из своих дневниковых записей директор Башкирского театра оперы и балета Булат Тимербулатович Имашев. Спектакль был подготовлен под руководством демобилизованного из рядов Красной армии выпускника дирижерского факультета Московской консерватории Хасби Фазлуллина и приглашенного режиссера Константина Рушева и открыл уфимскому зрителю новые имена. Это будущая звезда Башкирской Оперы и Михайловского театра, народный артист РСФСР и БАССР Александр Сутягин, подготовивший партию Онегина совместно с украинским мастером Николаем Смоличем в период учебы в уфимской оперной студии. Две очаровательные Татьяны – начинающие свой творческий путь Ульяна Калинина-Сыртланова и Галия Салимова, Мадхия Ахметзянова и артистка хора Магафура Салигаскарова (солистка с 1944 года), в очередь исполнившие партию беззаботной Ольги. Образы восторженного юноши Ленского создали Салих Хуснияров и студент III курса Свердловской консерватории, участник I Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге Нигматзянов. В партии Гремина выступили известные певцы Шамиль Месягутов и Габдрахман Хабибуллин.
На волне всеобщей смены творческих ориентиров и подготовке башкирского профессионального искусства для показа на Декаде в Москве спешно обновлялся репертуар музыкального театра, для участия в котором приглашались известные певцы и артисты балета, талантливые режиссеры и дирижеры. Так, в 1953 году в Уфе с гастролями побывали Галина Уланова, Сергей Лемешев и его супруга, солистка Малого оперного (ныне Михайловского) театра Вера Кудрявцева. Пожелтевшие от времени страницы Книги приказов по Башкирскому государственному театру оперы и балета за 1953 год свидетельствуют не только об их всеобщей популярности у уфимцев и всесторонней инициативной помощи творческих специалистов, «за короткий срок значительно (безвозмездно) улучшивших внешний вид декораций (тов. Плекунов В. И.) и обновивших костюмы (тов. Худошина Ф. Ф.), но и фактах порицания администрации за продажу фотографий известных артистов.
Вместе с этим сохранились редкие снимки, где делегация уфимских артистов в ожидании всенародного любимца пребывают в старом уфимском аэропорту (на нынешней улице Зорге), а вот они в гримерке у незабвенной Валентины Клепцовой (1924–2015), почти семь десятилетий возглавлявшей гримерно-постижерный цех. А это редкая фотография, подписана Сергеем Яковлевичем исполнительнице заглавной партии в опере «Травиата» Бану Валеевой: «Сколько было Виолетт, но ты особенная… очень тонко чувствуешь партию».
Два вечера – 25 и 27 мая – сцена Башкирской Оперы была во власти чарующей музыки Чайковского под управлением главного дирижера петербуржца Георгия Ержемского и в сценической интерпретации режиссера и замечательного певца Сергея Яковлевича Лемешева, ставшего на эти дни единственным восторженным юношей – Ленским. Согласно архивам помощника режиссера Иды Евсеевны Панкиной заглавную партию пел Александр Сутягин, а его партнершами в очередь были уфимка Таисия Жоголева и москвичка Вера Кудрявцева (Татьяна). В остальных партиях выступили Магафура Салигаскарова и Мадхия Ахметзянова (Ольга), Галина Кидуль (Ларина), Ольга Потапова (Няня Филипьевна), Гали Кудашев и Николай Кортунов (князь Гремин), Магафур Хисматуллин (Трике).
25 ноября 1960 года состоялась пятая постановка оперы. Ее осуществил заслуженный деятель искусств Молдавии и БАССР, потомственный музыкант Анатолий Бакалейников (его отец – Николай Романович, знаменитый дирижер, профессор Свердловской консерватории) совместно с дирижером Александром Ковальским. Для занятий с хоровым коллективом был привлечен педагог уфимского музыкального техникума Николай Андреевич Болотов (сегодня его внучка Марианна – артистка в симфоническом оркестре); над художественным оформлением работал Мухамед Арсланов, основатель башкирской станковой живописи и династии известных художников.
Публика безоговорочно симпатизировала Татьяне Маргариты Ланды (любимый педагог будущей поп-звезды отечественной сцены Филиппа Киркорова) и любила Ольгу Раисы Ахмадиевой, сопереживала сценическим перипетиям Онегина и Ленского в исполнении заслуженных артистов Башкирии – Владимира Голубева и Ивана Ивашкова. Творческую и инициативную молодежь поддержали и ветераны уфимской сцены: М. Салигаскарова и Г. Кидуль (Филипьевна), М. Хисматуллин и Н. Кортунов (Трике), Ш. Кульбарисов и А. Аникиенко (Гремин).
Премьерные спектакли, как и все последующие, показанные уфимскими артистами шли с большим успехом. Только за три года спектакль был показан 42 раза (!). Но в феврале 1964 года некогда блистательный творческий ансамбль распался. И лишь в год своего сорокового дня рождения Башкирская Опера показала обновленную сценическую версию, которая, как показала история, не выдержала испытания временем.
Но в один из рождественских дней, 27 декабря 1980 года, приглашенный режиссер Валерий Битюцких совместно с дирижерами Глебом Александровым и Аркадием Лейтушем (ныне всемирно известный дирижер и музыкант) подарили уфимцам новую постановку этого бессмертного сюжета. В первый премьерный вечер главные партии исполнили Лена Меньшикова (Татьяна) и Зайтуна Газизова (Ольга), Петр Токарев (Онегин) и Михаил Артемьев (Ленский), Райнат Башаров (Гремин), Галина Кидуль (няня Филипьевна), Шагизиганова (Ларина), Мидхат Галеев (Зарецкий). Позже в спектакль ввелись Флюра Нугуманова и Жигания Рахматуллина, их партнерами в разные годы были ныне именитые солисты оперной труппы: Геннадий Родионов, Хамид Ижболдин, Раиль Кучуков. В 1984 году партию Онегина исполнил обладатель Гран-при международного конкурса «Красная гвоздика» Радик Гареев. В ней дебютировал и Вячеслав Храмов, безвременно ушедший в 2011 году. В разные годы свою музыкальную интерпретацию бессмертного шедевра показал Равиль Мартынов, воспитанник легендарного Евгения Мравинского, творческий «тонус» спектаклю задавали в последующем главные дирижеры уфимского театра – Марк Морозовский и начинающий свой творческий путь Илмар Лапиньш, в 1984–2009 гг. возглавлявший творческие коллективы Австрии, Македонии и Литвы. Незадолго до начала эпохальной реконструкции Башкирской Оперы, 24 апреля был дан последний, 41-й спектакль этой сценической версии.
В 1999 году всемирно известный дирижер и педагог Фуат Шакирович Мансуров совместно с творческой командой единомышленников (дирижер Валерий Платонов, художник Рифхат Арсланов, балетмейстер Шамиль Терегулов, хормейстеры Эльвира Гайфуллина и Альфия Белогонова) осуществил современную постановку оперы «Евгений Онегин», посвятив ее 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
5 и 6 июня Большой зал Башкирской Оперы заполнили чарующие звуки некогда самого популярного спектакля. По свидетельству прессы тех лет, убедительно и ярко провели свои партии Ямиль Абдульманов и Раиль Кучуков (Онегин); Людмила Чекирова (Татьяна); Татьяна Каминская и Татьяна Никанорова (Ольга); Фанави Салихов и Сергей Власов (Ленский); Салават Аскаров (Гремин); Георгий Коробов и Салих Сулейманов (Трике); Наталья Голова (Ларина), Наталья Маслова (Няня), Владимир Копытов (Ротный) и Олег Кильмухаметов (Зарецкий). В одном из премьерных спектаклей 1999 года (5 октября) партию князя Гремина пел солист Большого театра России Аскар Абдразаков. Символично, что через десять лет Аскар Амирович был удостоен звания «Мастер сцены» IV Российской Национальной оперной премии «Онегин» на сцене Михайловского театра, первым в 1879 году исполнившем сочинение Чайковского.
Дважды как один из самых зрелищных и хрестоматийных спектаклей «Евгений Онегин» входил в программу оперных фестивалей «Шаляпинские вечера в Уфе». Так, в 1999 году под чутким руководством Валерия Платонова главные партии исполнили Ямиль Абдульманов, Хамид Ижболдин, Альфия Хамбалеева, Татьяна Никанорова, Салават Аскаров, Владимир Копытов, Салих Сулейманов, Наталья Маслова и Сажида Куклина. А 9 декабря следующего года свою музыкальную интерпретацию представили художественный руководитель и главный дирижер Саратовского академического театра оперы и балета Юрий Кочнев, приглашенные солисты Ахмед Агади (Музыкальный театр им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко) и Татьяна Полуэктова (Пермь). Бесспорно, в разные годы постановка была хорошей школой вокального и исполнительского искусства для молодых, начинающих свой творческий путь певцов и демонстрацией подлинного профессионализма солистов. Это Татьяна Мамедова, Альбина Габидуллина, Резеда Аминова и Ирина Кузнецова (Татьяна); Закир Валиев, Ямиль Абдульманов, Раиль Кучуков и Руслан Хабибуллин (Онегин); Андрей Зараев, Ильгам Валиев, Дмитрий Крыжский, Фанави Салихов и Алим Каюмов (Ленский); Татьяна Никанорова, Анна Чубученко, Любовь Буторина и Катерина Лейше (Ольга); Райнат Башаров, Салават Аскаров, Геннадий Родионов и Артур Каипкулов (Гремин); Ляля Ахметзянова, Наталья Маслова и Гульнур Нарынбаева (Ларина), Ильгиз Хакимов и Салих Сулейманов (Трике) и др.
67 спектаклей и столько же неповторимых вечеров провела уфимская публика у камелька семьи Лариных с их жизненными перипетиями и прекрасной и мелодичной музыкой великого классика под руководством Валерия Платонова, Марата Ахметзарипова, Владимира Рылова, Германа Кима, Фарита Идрисова.
Подрисуночные (голубым – в первую очередь
  1. «Евгений Онегин» на сцене Летнего театра. 1941 г.
  2. Булат Имашев
  3. В ожидании С.Я. Лемешева в уфимском аэропорту
  4. Встреча С.Я. Лемешева в уфимском аэропорту. 1953 г.
  5. Артисты и С.Я. Лемешев в гримерке
  6. Афиша 1953 г. с Лемешевым ВЫПР
  7. Бану Валеева и С.Я. Лемешев в «Травиате» Дж. Верди. 1953 г.
  8. С. Лемешев – Онегин
  9. Театр оперы и балета. 1955 г.
  10. Читайте нас: