Все новости
Синематограф
20 Марта 2018, 19:43

№2.2018. Полемика. Чечуха Анатолий. ...Несмотря на "творческие моменты"

Когда-то давно, примерно сорок пять лет назад, пока… Ну вот, не туда поехал… Так вот, я и говорю – посмотрели мы с женой и её сестрой фильм «Движение вверх». И «выводы моей мудрости таковы»: несмотря на все очевидные признаки фильма-агитки, «Движение вверх» оставляет мощное впечатление

Когда-то давно, примерно сорок пять лет назад, пока… Ну вот, не туда поехал… Так вот, я и говорю – посмотрели мы с женой и её сестрой фильм «Движение вверх». И «выводы моей мудрости таковы»: несмотря на все очевидные признаки фильма-агитки, «Движение вверх» оставляет мощное впечатление. Да и так ли это плохо – агитка? Вот, например, «Броненосец "Потёмкин"» снимался с откровенно пропагандистскими целями, но настолько «завёл» кинокритиков, даже антикоммунистов, что был назван одним из лучших фильмов всех времён и народов. У «Движения», ясное дело, уровень не эйзенштейновский, но…
Помню, как на классном часе в том самом 1972-м наш главный любитель спорта Марат докладывал нам об этой выдающейся победе. О трёх «золотых» секундах, о Белове и Едешко… И это был не пустой звук, ведь тот сентябрьский вечер я не забыл до сего дня.
Теперь второй шаг на пути к моему вышесказанному «но…» Интересно, сильно ли отражает действительность оскароносная голливудская лента «Вся президентская рать»? Говорят, что отклонения минимальны. Но именно за обыденность повествования тогдашние кинокритики буквально разнесли фильм в пух и прах. Правда, американская киноакадемия сумела увидеть в этом фильме об «Уотергейте» больше, чем критики, – социальную значимость.
И третий шаг… Почему-то я вдруг подумал: много ли советских спортсменов стали «перебежчиками»? Да ведь кроме Белоусовой и Протопопова и вспомнить-то некого. Могильный тоже не в счёт – Горбачёв велел, он и перестроился. Шахматисты же – и Корчной, и Камский, как бы этого сказать, другого, менталитета что ли спортсмены. Думаете, если бы Харламов остался, например, в Канаде, а Стрельцов в Австралии, они не нашли бы там работы и не стали бы кумирами миллионов и миллионерами? А, может быть, ещё дело и в том, что у них за спиной были не только агенты КГБ, но и Родина?
Конечно, к сценарию фильма можно «привязаться», дескать, искажает и так далее. Чего стоит один только эпизод с заграничными «друзьями» Модестаса Паулаускаса, между прочим, капитана сборной! Сам Паулаускас сейчас оправдывает создателей фильма тем, что это «творческие моменты», что сюжет должен быть завлекательным. Всё правильно, но вот вдовы двух других прототипов главных героев фильма, говорят, всё же обратились в суд. А я так скажу: если с ними не согласовали, то и правильно сделали, что судятся: законы-то на их стороне. Не надо людей обижать.
Теперь, наконец, приблизился к «но…» Несмотря на местами очень даже конкретные «мыльнооперные» эпизоды, несмотря на заметное искажение фактов, несмотря на все остальные недостатки и погрешности, создатели достигли главной цели: фильм внушает оптимизм, дарит ощущение гордости за этих ребят, за нашу страну. А в последние минуты «Движения вверх», поданные с хронометражными «субтитрами», и вовсе включается «эффект Чапаева» (знаем, что утонет, но ждём чуда), только строго наоборот: зная всё наперёд, мы, тем не менее, уже почти ни на что не надеемся, но чудесно обманываемся в своих ожиданиях.
P.S. И лишь одного я не понял: как и где нашли не просто подходящих «накаченных» актёров, но даже и внешне похожих на героев 1972 года?
Читайте нас: