Марс Талипович Абдеев родился в 1943 году в Кармаскалинском районе БАССР, подполков-
ник в отставке, член Совета ветеранов Управления ФСБ РФ по Республике Башкортостан. Окончил
Пермский государственный университет и Высшую школу КГБ СССР им. Ф. Э. Дзержинского. Тру-
дился по специальности в геологических партиях, работал в комсомольских и партийных органах
г. Уфы и республики. Многие годы посвятил обеспечению государственной безопасности страны.
Смертельная схватка
Рядовой водитель из Башкирии Рахим Умитбаев вышел победителем в смертельной схватке с асом люфтваффе.
1418 долгих дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Через нее в рядах действующей армии прошло более 34 миллионов наших соотечественников. И многие, очень многие не вернулись с войны. Грянул выстрел, просвистел осколок от мины, грохнула бомба – и нет человека. Каждый фронтовик, воевавший на переднем крае, неоднократно был на волосок от смерти.
Люди, прошедшие войну, – кладезь замечательных историй. Забавных и грустных, поучительных и невероятных. Лишь малая часть этих историй где-то опубликована или записана. В основном они живут лишь в памяти ветеранов, их близких. И потом так и уходят вместе с ними. А так хочется, чтоб не уходили ни люди, ни их истории.
История, произошедшая с шофером 712-й автороты 36-го автобатальона Рахимом Умитбаевым, быстро облетела весь фронт. Новичок, только что призванный на войну, переиграл в смертельной схватке аса люфтваффе. Историю со слов очевидцев растиражировали дивизионная, а затем и армейская многотиражки. Рядовой был представлен к награде – медали «За боевые заслуги». Газеты задавались вопросом: что помогло солдату победить – чудо? воинское умение? случай? воля божья? а может, все вместе?
На войну Рахим Абдрахманович был призван Зианчуринским РВК Башкирской АССР 3 июня 1942 года. Ему исполнилось к тому времени 36 лет. С детства увлеченный техникой, Рахим уже в 18 обучился на шофера и по этой специальности отслужил срочную в рядах РККА. После армии была многолетняя работа шофером-механиком автомастерской в районной МТС. Будка мастерской была установлена на «Форде», которые с 1928 года собирались на Горьковском автозаводе по лицензии. Механик в совершенстве, даже по звуку определял и исправлял неполадки, возникающие не только в автомобилях, но и в тракторах, приписанных к машинно-тракторной станции. И поскольку всеми земледельческими работами в то время занималась МТС, «летучка» Рахима появлялась в самых отдаленных уголках района. Шофером он был, как говорят, от бога. И поэтому районное руководство до последнего придерживало его от призыва на войну.
В автороте его тут же посадили на грузовой «Форд», но уже американского производства, пришедший в войска по ленд-лизу. И начались военные будни. Автомобиль освоил в момент. Перевозил на передовую и боеприпасы, и снаряды, и пополнение вместо выбывших солдат.
В тот день рядовой Рахим Умитбаев получил ответственное и секретное задание – доставить в штаб армии комплект засекреченной аппаратуры связи новейшей разработки. Его предупредили о важности задания и характере груза. Везти осторожно. Не гнать. Рядом с шофером уселся лейтенант-связист, сверху, в кузове разместились два бойца охраны.
До пункта назначения оставалось километров пять, когда в небе появился немецкий истребитель Фокке-Вульф, или, как его называли наши солдаты, – фоккер. В 1942 году Люфтваффе еще превосходила силы нашей авиации, а их летчики ради забавы или куража устраивали охоту на одиночные движущиеся объекты или группы советских солдат. Охотились, как кошка за мышью. Поиграют-поиграют, а затем уничтожают. Началась смертельная схватка.
Увидев, как на них несется летающая смерть, Рахим напрягся и вступил в неравную схватку. И тут произошло чудо. Заговорил грузовик. Причем на родном, башкирском языке. Алга (Вперед)! Тукта (Остановись)! Ашыкма (Не спеши)! Бирешма (Не поддавайся)! Пули хищника ложились то справа, то слева. То спереди, то сзади. Но ни одна не попала в грузовик. Немец занервничал и спустился ниже. Стрелял почти в упор. И опять внутренний голос то ли водителя, то ли грузовика отдает спасительные команды. Наконец летчик, отстрелявшись, подался прочь. Однако на прощание помахал крылами, отдавая дань уважения профессионализму водителя. А Рахим глубоко выдохнул. Напряжение спало. И голос куда-то исчез. Сопровождающие бросились обнимать Рахима, не веря, что остались живы. Был спасен и доставлен к месту назначения и ценный груз.
После громкого подвига человека и машины этот дуэт стал широко известен. Но Рахим Абдрахманович не зазнался. Сам работал безотказно, помогал другим. В автороте были в основном молодые бойцы, которые обращались к нему только по имени-отчеству, хотя ему самому не было еще и 40.
Рахим был солдатом веселым, неунывающим. В минуты отдыха развлекал сослуживцев игрой на тальянке, пел красивые мелодичные песни на башкирском языке. Рассказывал о своей родной деревне Бикбау и о небывалой красоте тех краев. Любил пошутить.
Однажды случилось подшутить и над немцами. После сражения на Курской дуге фронт продвигался вперед так быстро, что в тылу наших войск оставались отдельные немецкие части. Как-то, возвращаясь поздно вечером из очередного рейса, Рахим заметил блеснувший огонек. Подъехав ближе, он увидел одинокий дом, из которого доносились громкие крики на немецком. На крыльце сидел часовой. Подремывал. А за домом, под деревом, стояла легковая машина. Моментально в голове возникла дерзкая мысль. И потихоньку подогнав свой грузовик к легковушке, он зацепил ее тросом и погнал к себе в часть. Пригнанная машина оказалась штабным «Опелем». Внутри, на сидении, валялись какие-то документы, которыми тут же заинтересовались сотрудники «СМЕРШ».
И вновь гвардии рядовой Рахим Умитбаев стал героем очерка в армейской многотиражке.
Война покатилась на Запад. Рахим Абдрахманович на своем «Форде» добрался до Берлина, освобождал Прагу. Судьба берегла его. Лишь однажды, при переправе через Дунай чуть не утонул. Провалился лед. Но солдатская удача и в этот раз его не подвела. Успел вовремя выскочить из кабины, а грузовик вытянули идущие следом машины.
Через несколько дней после окончания боев в поверженном Берлине Рахим на своем «Форде» пробрался к Рейхстагу. Вокруг сожженной цитадели фашизма царило веселье победителей. Все одновременно пели, плясали, танцевали. Раздавались многоголосые мелодии народов многонациональной страны – победителя. Рахим тоже не выдержал – достал свою тальянку и запел любимую песню «Салкын чишмя». Затем, по примеру многих собравшихся, взял головешку (вокруг их было множество) и начертал на стене: «Рахим Умитбаев из Бикбау».
Война для героя – водителя и его «Форда» закончилась в июне 1945 года. При демобилизации ему вручили Благодарственную Грамоту, подписанную командующим войсками Первого Украинского фронта, Маршалом Советского Союза Иваном Коневым и Членом Военного Совета фронта генерал-лейтенантом Крайнюковым. Они обращались к солдату со следующими словами:
«Дорогой товарищ! Великая Отечественная война победоносно завершена. Красная Армия в жестоких боях с немецко-фашистскими захватчиками отстояла честь, свободу и независимость нашей Родины, обеспечила миллионам людей от фронтовой жизни снова вернуться к мирному созидательному труду. Вы возвращаетесь на Родину с ПОБЕДОЙ.
В суровые годы войны Вы честно выполнили свой патриотический долг – достойно несли службу в доблестных войсках Первого Украинского фронта, заслуживших своими ратными подвигами всеобщую любовь нашего народа.
На знаменах боевой славы войск Первого Украинского фронта записаны выдающиеся исторические победы. Могучими ударами они разгромили врага в районе среднего течения ДОНА, нанесли гитлеровцам беспримерное поражение в районе Курской дуги, героически форсировали реку ДНЕПР и освободили от фашистских оккупантов древний русский город, столицу Советской Украины – КИЕВ.
Стремительно наступая, окружая и уничтожая крупные группировки врага на Правобережной Украине, освободили города – ЖИТОМИР, РОВНО, ПРОСКУРОВ, ВИННИЦУ, КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСК, КОВЕЛЬ, ТЕРНОПОЛЬ, ЧЕРНОВЦЫ, СТАНИСЛАВ, ДРОГОБЫЧ и ЛЬВОВ.
С жестокими боями прошли южную ПОЛЬШУ, форсировали реки САН и ВИСЛУ, освободили вторую польскую столицу – город КРАКОВ и важнейший промышленный район – ВЕРХНЮЮ СИЛЕЗИЮ.
Ворвались на территорию ГЕРМАНИИ – логово фашистского зверя, форсировали реки ОДЕР, НЕЙССЕ, ШПРЕЕ и, выйдя на реку ЭЛЬБУ, в центре ГЕРМАНИИ соединились с войсками наших союзников.
Вместе с доблестными войсками Первого Белорусского фронта наголову разбили берлинскую группировку немцев и водрузили над БЕРЛИНОМ знамя ПОБЕДЫ.
Сокрушительными ударами, уничтожая остатки вражеских войск, заняли город ДРЕЗДЕН и, завершая окончательный разгром фашистской ГЕРМАНИИ, освободили столицу союзной нам ЧЕХОСЛОВАКИИ – город ПРАГУ.
Выражаю уверенность, что безграничная любовь к Советской Отчизне, вдохновлявшая вас в дни Великой Отечественной войны, будет неиссякаемым источником ваших трудовых подвигов в дни мирного труда.
Сердечное спасибо за отличную службу в войсках фронта, желаю здоровья и успехов на фронте мирного социалистического труда на благо и счастье нашей Родины».
Рахим Умитбаев после трехлетнего перерыва вернулся к себе, на малую Родину. На гимнастерке сверкали медали «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги» и «За победу над Германией».
Район начинал восстанавливать мирную жизнь и очень нуждался в таких высококлассных специалистах. И вновь механик-водитель Зианчуринской МТС летал на своей «летучке» из одного края района в другой, обеспечивая бесперебойную работу мирной техники. Фотография передовика производства не снималась с районной Доски Почета. Построил дом, растил сына, четырех дочерей. К сожалению, рано ушел из жизни. В 1962 году Рахима Абдрахмановича не стало.
Р. А. Умитбаев был достойным сыном своей Родины. В трудную для нее пору он смело подставил свое плечо и защитил ее свободу и независимость. Память об отце, дедушке, прадедушке, героическом участнике Великой Отечественной войны, живет и будет постоянно жить в сердцах детей, внуков, правнуков. Вечная ему память!
Помните!
Через века,
Через года, –
Помните!
О тех,
Кто уже не придет никогда, –
Помните!
Изложенные в истории солдата события оживлены благодаря воспоминаниям дочерей Рахима Абдрахмановича – сестер Земфиры, Розы, Римы и Расимы. Большое спасибо им за это.
Взрыв на рассвете
Как-то захожу к своему шефу и говорю, что пора закрыть оперативное дело, которое я вел. А моим начальником оперативного отдела КГБ БАССР был в то время полковник Р. Я. Булатов, светлый человек. К сожалению, рано ушедший из жизни. Так вот, Рафаэль Якупович мне отвечает: «Запомни, закрывают форточки, а оперативные дела прекращают». Сказанное им вскользь замечание запомнилось мне на всю жизнь. Я и сейчас, когда смотрю криминальные фильмы, стараюсь мысленно поправить их героев, которые часто «закрывают» уголовные дела.
Дела прекращаются, а вот в памяти они живут, не забываются. И действительно. Событие, которое потрясло всю республику, произошло 25 лет назад. И вспоминается оно как один из лучших примеров совместной работы силовых ведомств республики.
Был убит глава администрации г. Дюртюли и Дюртюлинского района Р. Мусин. Убит не на бытовой почве, а в результате самого настоящего террористического акта – подвешенной к калитке забора гранатой. Такого дерзкого преступления в республике никогда не было. Узнав о событии, власти решили пока придержать информацию, воздержаться от широкого оповещения. Скорее всего, от растерянности.
Мой товарищ, подполковник в отставке Мухаяров Ф. М., проживающий в Дюртюлях, вспоминал потом, что о теракте в родном городе они узнали из сообщения московского радио. Поползли слухи. Один невероятнее другого.
Это было время «оголтелого» капитализма. Лозунг «Разрешено все, что не запрещено» существовал на властном уровне. Местные руководители убеждали: «Ну и что, что воруют?! Ведь все это остается в республике!» Спешно, за копейки, «прихватизировалась» госсобственность. Весь этот беспредел и пытался остановить в отдельно взятом городе и районе новый глава администрации. Сразу же после назначения Р. Мусин дал интервью местной газете, в котором (а также на совещаниях) заявил о своем намерении работать на благо дюртюлинцев, что будет бороться с пьянством, бездельниками и в первую очередь с теми руководителями, которые совмещают работу на государственной службе с коммерцией, наживаются на этом.
Понятно, не все были согласны с этой его «домашней», отличной от всеобщей политикой. Сформировался союз недовольных, группа противников. Назрел самый настоящий заговор. Заговорщиками были люди достаточно высокого в масштабах района уровня: руководители различных учреждений, местные банкиры и предприниматели, председатели колхозов и другие влиятельные лица. Вначале использовали метод давления и запугивания, угрожали родственникам. Распространялись листовки с оскорбительными измышлениями о главе администрации. Когда не сработали эти меры, решились пойти на крайние шаги – физически ликвидировать Р. Мусина. С этой целью скинулись на оплату исполнителю и покупку гранаты. Она и взорвалась ранним утром 9 марта 1994 года. Сработала «растяжка», когда Мусин открыл калитку, направляясь на работу.
Как только весть о трагедии в Дюртюлях дошла до «верхов», президент республики М. Г. Рахимов срочно собрал у себя всех силовиков и потребовал немедленно бросить на раскрытие преступления все имеющиеся силы. Ответственность за исход операции была возложена на главу республиканского управления ФСБ генерала В. П. Наумова. Муртаза Губайдуллович постоянно осуществлял самый жесткий контроль за ходом расследования. Это был, наверное, тот редкий случай, когда руководитель такого ранга ежедневно начинал рабочий день с доклада следственных органов.
Для раскрытия преступления была создана оперативно-следственная группа. Возглавил ее сотрудник Управления ФСБ В. И. Кокин. В группу вошел и бывший начальник Дюртюлинского отделения УФСБ по РБ, опытный, зрелый оперативник, подполковник Р. Г. Мулюков. Само отделение к тому времени было закрыто в процессе «чехарды переименований». Но главное было в том, что Разиф Габитович хорошо знал людей, расстановку сил в городе и районе. Да и его многие знали как порядочного, честного, принципиального человека и доверяли ему.
К расследованию привлекли, как водится, и другие правоохранительные органы. Работали слаженно, не жалея времени и сил.
Согласно азбуке контрразведки, оперативная обстановка складывается из трех элементов: противник — наши силы и средства — среда. Решили начать с изучения среды. Задача была поставлена не простая — встретиться и побеседовать с большинством жителей города и района. В. И. Кокин и еще несколько участников расследования «пошли в люди». Побывали практически в каждом доме, в каждом учреждении. Встретились и опросили тысячи человек. Главный вопрос: что думаете или знаете о происшедшем? В результате стала вырисовываться оперативная обстановка в городе и районе, зазвучали фамилии «доброжелателей» Р. Мусина.
В те годы компьютеров еще не было. Поэтому много сил было брошено на поиск печатной машинки, на которой изготавливались листовки и письма с угрозами. Перебрали сотни машинок, эксперты сравнивали, но нужной так и не находилось. Наконец удача! В овраге, на окраине одной из деревень был обнаружен старый заржавленный «Запорожец». А в его салоне – старая пишущая машинка. Сравнили шрифт. Да, та самая. Печатали на ней – эксперты подтвердили. Оказалось, что машинка была списана в учреждении, которым руководил один из подозреваемых.
Вначале задержали двоих. Под неопровержимыми фактами они не стали запираться. Рассказали все и обо всех. Дальше вышли на след организатора, а затем и исполнителя теракта.
Не буду называть имена тех, кто попался на этом деле. Они уже понесли заслуженное наказание.
Своеобразные находки ожидали следователей в ходе обысков у современных «нуворишей». У одного председателя колхоза в сарае стояли два новеньких автомобиля. У другого – бочка, плотно набитая денежными купюрами.
Как-то в интервью на телевидении писателя-фантаста А. Стругацкого спросили: «Скажите, почему в России убийства не раскрываются?» На что писатель ответил: «Почему же? Вот в Башкирии раскрыли».
Раскрыв заказное убийство за месяц, башкирские чекисты доказали свой профессионализм и умение результативно работать в одной упряжке с другими правоохранительными органами республики.