Все новости
Публицистика
4 Февраля 2021, 17:40

№1.2021. Владимир Скачилов. Вечеринка. Встреча Нового, 1943 года

Последние часы уходящего 1942 года. Года трудного, полуголодного, наполненного горестями, часто печальными фронтовыми известиями. На улице мороз под 40 градусов. Настроение у всех не ахти какое. И все-таки хочется встретить Новый год как всегда торжественно, с друзьями. В Уфе есть еще кое-кто из нашей бывшей школьной компании, и мы решили собраться на квартире одноклассницы Веры Гавриловой. Обычного предпраздничного настроения, конечно, нет. Мы раньше всегда отмечали праздники либо у Мокшановых, либо у Гавриловых; они проходили прекрасно, хотя и без всякого винного застолья, но запоминались весельем, играми, спорами, песнями, танцами. Нынче же нам как-то не хочется и думать о возможном веселье. Брат Веры Гавриловой Ленчик (полное имя его Ленин) на фронте.

Владимир СКАЧИЛОВ
Владимир Анатольевич Скачилов родился 6 июля 1923 года в Уфе. В 1947 году по окончании Башкирского государственного медицинского института был направлен главным врачом в Кармаскалинский район Башкирской АССР. В 1951 г. переведен в рабочий поселок Ново-Александровка г. Черниковска на должность начмеда больницы № 4 медсанчасти треста № 21.
С 1957 по 1959 гг. работал заместителем заведующего горздравотделом г. Уфы. В 1959–1984 гг. – главный врач больницы № 1 Минздрава БАССР. С 1985 по 1996 гг. был преподавателем училища повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием Министерства здравоохранения Башкортостана.
С 1969 года начал заниматься историей здравоохранения Башкортостана, опубликовал ряд статей на эту тему в местных газетах и журнале «Советское здравоохранение». В 1972 году защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Общественно-политическая и революционная деятельность медиков и их влияние на развитие здравоохранения Башкирии (1880–1922)».
Автор книг «Люди подвига и долга» (издания 1973 и 1979 гг.), мемуаров «О прожитом, пережитом» (издания 1998 и 2003 гг.), более 80 научных и научно-популярных статей, в том числе предисловий к книге С. Я. Елпатьевского «Воспоминания за пятьдесят лет» (Уфа, 1984) и А. И. Веретенниковой «Записки земского врача» (Уфа, 1979 и 1984). Составитель и один из авторов четырёх краеведческих сборников.
Был участником нескольких краеведческих Бирюковских чтений. В 1980 году ему было присвоено звание лауреата Бирюковской премии. Делегат 1-го и 2-го Всесоюзных съездов историков медицины.
Врачебная деятельность отмечена наградами: орденами «Трудового Красного Знамени» и «Знак почета», медалями, значком «Отличник здравоохранения», Почётной грамотой Президиума Верховного Совета БАССР. Присвоены звания «Заслуженный врач Башкирской АССР» и «Заслуженный врач РСФСР».
Умер 7 февраля 1996 года, похоронен в г. Уфе.
ВЕЧЕРИНКА
Последние часы уходящего 1942 года. Года трудного, полуголодного, наполненного горестями, часто печальными фронтовыми известиями. На улице мороз под 40 градусов. Настроение у всех не ахти какое. И все-таки хочется встретить Новый год как всегда торжественно, с друзьями. В Уфе есть еще кое-кто из нашей бывшей школьной компании, и мы решили собраться на квартире одноклассницы Веры Гавриловой. Обычного предпраздничного настроения, конечно, нет. Мы раньше всегда отмечали праздники либо у Мокшановых, либо у Гавриловых; они проходили прекрасно, хотя и без всякого винного застолья, но запоминались весельем, играми, спорами, песнями, танцами. Нынче же нам как-то не хочется и думать о возможном веселье. Брат Веры Гавриловой Ленчик (полное имя его Ленин) на фронте. Там же Володя Быстров, Петя Киселев, Юра Арцимович и другие ребята. Где-то по пути на фронт должен следовать Миша Фоменков – организатор, руководитель и аккомпаниатор классного хора, украшение нашей школьной самодеятельности. Да и некоторые девчата покинули Уфу. Не будет Нелли Морозовой, ставшей студенткой сценарного факультета ВГИКа, не будет солистки нашего хора Лины Афанасьевой, заводилы веселых танцев Любы Елькиной (позднее по мужу Езовой). Многие девочки встретят Новый год у станков в холодных заводских цехах. И я ругаю себя, что согласился быть организатором сегодняшней вечеринки. Мне поручено привести ребят. Кого? Они все далеко отсюда. Будут лишь мальчики с нашего двора – не по возрасту длинный 15-летний Гена Басенник, музыкальный, общительный, да Илюша Литваков, ровесник Гены.
Я зашел с приглашением к однокласснику Юре Дешко, но соседи по квартире сказали, что его четвертые сутки нет дома: работает на оборонном заводе слесарем-зуборезчиком и часто после двухсменной работы у станка ночует прямо в цеху. Оставил ему записку.
...И вот мы за новогодним очень скромным (если не сказать – бедным) столом. Тревога за ребят, ушедших на фронт, чувство какой-то вины, что ты не можешь быть вместе с ними, грустное настроение у большинства собравшихся как-то не вяжутся с наступающим праздником. Юра Дешко пришел усталый, даже не снявший рабочей одежды, с жадностью набросился на винегрет и картошку. Кто-то из девчат запел довоенную песню, но она быстро смолкла; уронив голову на стол, крепко спал Юра. Наступила тишина, разговаривали вполголоса, лица у всех тревожные, ни улыбок, ни смеха.
Я вышел на тускло освещенную лестничную площадку курить. Внезапно услышал какой-то шум со стороны чердачной лестницы – там кто-то был. На мой окрик – молчание. Затем появились на ступеньках сапоги, потом шинель, спина человека с мешком за плечами. И вот он повернулся лицом... У меня перехватило дыхание: «Мишка!» Я рванул дверь в комнату: «Ми-и-и-шка пришел!» За мной стоял Миша Фоменков с неразлучным своим баяном! Окруженный друзьями, смущенный их объятиями, поцелуями, рукопожатиями, он рассказывал, как напугал Скачу, то есть меня. Спрятавшись на лестнице, он хотел войти в квартиру внезапно, новогодним подарком. Ему дали увольнительную на три часа. Радости нашей не было предела, особенно была довольна Мишина подруга Люся Короткова.
Когда все успокоились, Миша вынул из футляра свой баян, и зазвучали наши любимые и довоенные, и первые военные песни. Слаженный хор заглушил бой часов, извещавших о наступлении нового, 1943 года. Был провозглашен тост: «За скорую победу! Чтобы все вернулись с войны домой!»
Всей компанией мы вышли провожать своего дорогого солдата. Ему нужно было с улицы Худайбердина дойти до конца Глумилино, где в районе радиомачт дислоцировалась его часть. Позднее мы узнали, что уже к утру их погрузили в эшелон и отправили на фронт.
* * *
Прошло более полувека с того времени. Не вернулся с войны Ленчик Гаврилов. В письмах он писал мне: «Скаченька, дорогой, ты хранитель наших уфимских традиций. Пиши чаще да не забудь насыпать в конверт махры, а то она у нас не всегда бывает». Погиб наш богатырь и весельчак. Не дождалась своего друга участница нашей новогодней встречи Тося Рыкина (по мужу Денисова). Позднее я встречался с ней, она работала окулистом в одной из поликлиник города. Более десяти лет тому назад Тося умерла. Тяжелораненым вернулся с фронта Юра Арцимович. Володя Быстров, служивший радиотехником в морской авиации, демобилизовался после войны в звании лейтенанта и умер в 1972 году от гипертонической болезни в Мурманске. Через три года после него умер Юра Дешко, кандидат технических наук, руководитель одного из НИИ в Москве. Неоднократно приезжал с Украины Петя Киселев, двоюродный брат Любы Елькиной. Первый раз мы встретились спустя 30 лет после нашей разлуки. Он позвонил мне по телефону, и мы договорились о встрече в сквере. Я пришел раньше, боясь не узнать его. Оказалось, так же сделал и он. Я искал глазами подполковника, а проходили все люди в штатском. И вдруг увидел у входа в сквер пожилого мужчину, внимательно всматривающегося в прохожих. Подошел к нему. «Извините, вы Киселев?» – и тут же оказался в крепких объятиях друга. Он искал человека на костылях (таким знал меня в школе), а я избавился от них в 1959 году после удачной операции. Шли мимо люди, оборачивались на нас, смотрели, как два немолодых человека плачут в объятиях друг друга.
Гена Басеник работал заместителем начальника главупра одного из министерств, жил в Москве. До этого с ним, главным инженером завода гибких валов, мы частенько встречались.
Илюша Литваков живет в Одессе. Лауреат премии Совета Министров СССР, талантливый инженер.
Люба Елькина (Езова) работала инженером в Ишимбае, позднее заместителем заведующего отделом Башкирского обкома КПСС. А затем в течение 16 лет возглавляла Орджоникидзевский райком КПСС.
Высокая, стройная, серьезная Вера Гаврилова (по мужу Нарукова) многие годы работала инженером в Башкирском главке молочной промышленности. С ней мы встречаемся и по сегодняшний день.
И наконец о главном герое моего рассказа – Мише Фоменкове. Много встретил он невзгод на дорогах войны, воевал, побывал в госпиталях. После победы вернулся в родной город, женился на Люсе Коротковой. Она вместе со мной окончила Башкирский мединститут, защитила диссертацию и до самого выхода на пенсию трудилась в Институте глазных болезней.
А Михаил Петрович Фоменков – заслуженный деятель искусств РБ, хормейстер, профессор, проректор по науке Уфимского института искусств. Встречаясь с ним, мы часто вспоминаем встречу нового, 1943 года, вспоминаем нашу юность и друзей.
Читайте нас: