Все новости
Публицистика
30 Ноября 2020, 10:41

№11.2020. Арина Козлова. Формула любви к математике. Интервью с преподавателями математики лицея № 153

Я обожаю математику, любовь к ней мне привил отец, он инженер-программист. Наверное, поэтому я поступила учиться в лицей № 153, как сейчас говорят, в самое «топовое» учебное заведение республики. Чтобы узнать, что это за язык и чем живут математики, я решила взять интервью у наших учителей. Представляю их: Белогрудов Александр Николаевич, Муртазина Регина Димовна, Нусратуллин Эдуард Марсович, Саханевич Михаил Владимирович.

Автор этого интервью – Козлова Арина. В этом году она поступила в лицей № 153, что находится при УГАТУ. Арина из «потомственных» лицейских: её отец – выпускник лицея 1996 года. Неудивительно, что девочка любит точные науки, а особенно математику. В лицейском классе Арина познакомилась не только с новыми одноклассниками, но и с новыми учителями. Ей было интересно побеседовать с преподавателями математики ещё и потому, что этот год юбилейный: научное сообщество отмечает 170-летие со дня рождения великого математика Софьи Васильевны Ковалевской. Вот что у неё получилось!
Учитель литературы и русского языка МБОУ «Лицей № 153» Харрасова Эльмира Накибовна.
Формула любви к математике
Я обожаю математику, любовь к ней мне привил отец, он инженер-программист. Наверное, поэтому я поступила учиться в лицей № 153, как сейчас говорят, в самое «топовое» учебное заведение республики. Мне всё тут нравится: и одноклассники, и учителя, и большое количество уроков по точным наукам. Прежде всего, я бы хотела рассказать о преподавателях. Они молодые, но уже опытные. Они не похожи друг на друга, но все очень интересные личности. Благодаря им в лицее создан особый мир – мир людей, которые своей жизни без математики не представляют и говорят на одном языке. Чтобы узнать, что это за язык и чем живут математики, я решила взять интервью у наших учителей. Представляю их: Белогрудов Александр Николаевич, Муртазина Регина Димовна, Нусратуллин Эдуард Марсович, Саханевич Михаил Владимирович.
Свой первый вопрос я решила адресовать Белогрудову А. Н., который работает в лицее с 2004 года. Окончив в 1999 году аспирантуру при УГАТУ, он стал в нём преподавать. Белогрудов А. Н. – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры специальных глав математики, автор ряда научных работ.
– Александр Николаевич, я знаю, что вы учились на математическом факультете, уже много лет обучаете математике и лицеистов, и студентов. Что вы можете сказать об этой науке? Чем она вас привлекла? За что её любят?
– Математика меня до сих пор не перестаёт удивлять, постоянно встречаешься с невероятными вещами, внутренне красивыми и одновременно простыми в своей математической форме. Поистине, это наиболее простой и наиболее гибкий способ передать окружающий мир и его изменения. Разнообразие законов и одновременно с этим их взаимосвязь, воплощение в различных формах – всё это завораживает! Не перестаю восхищаться математикой как наукой!
Это восхищение наукой я вижу и в глазах Нусратуллина Эдуарда Марсовича, который ведёт математику в нашем классе. Он кандидат технических наук, защитил диссертацию по теме «Прочность композиционной лопатки компрессора газотурбинного двигателя», доцент кафедры математики УГАТУ.
– Эдуард Марсович, у вас уже был опыт преподавания в вузе, когда вы пришли учителем математики в лицей № 153? Что вас привлекает в работе с лицеистами? Находите ли вы с ними общий язык? Какой он?
– Нахожу ли я с ними с общий язык? Надеюсь, что да. В работе с лицеистами меня привлекает то, что я могу заниматься любимой математикой вместе с ребятами, которым она тоже нравится. То есть вместе с ними мы находимся «на одной волне». Кроме того, работа с мотивированными детьми, которые учатся у нас в лицее, требует от преподавателя неустанного саморазвития и личностного роста.
Совмещая работу в университете и в лицее, я могу дать лицеистам тот материал, который им будет полезен при дальнейшем обучении в университете не только по математическим дисциплинам, но и в приложении к техническим.
Так уж сложилась традиция, что в лицей поступает больше всего юношей. Однако и девушки у нас тоже учатся. Пусть их меньше, но они прекрасно справляются с учёбой. Со своим «девичьим» вопросом я обратилась к Саханевичу Михаилу Владимировичу. Заслуженный учитель РФ, победитель городского и республиканского конкурса «Учитель года», победитель конкурса «Лучший учитель России», он самый именитый среди преподавателей лицея.
– Михаил Владимирович, встречались ли вам среди учениц лицея личности, в которых бы вы как педагог могли разглядеть черты будущей Софьи Ковалевской?
– Вопрос застал меня врасплох и заставил задуматься. Дело в том, что Софья Васильевна Ковалевская в целом была по-человечески несчастлива, и не дай Бог кому такого пожелать и в ком такие черты найти. Её повесть «Нигилистка» автобиографична, по признанию автора, и этим очень многое сказано… Ей пришлось заключать фиктивный брак, чтобы уехать учиться за границу вопреки воле отца… Она во имя научной работы отлучила от себя малолетнюю дочь… Она в сорок один год умерла от воспаления лёгких, потому что чуть опередила Луи Пастера… И вместе с тем она совершила два величайших прорыва в математике и механике! Поэтому её черты я нахожу в каждой амбициозной и талантливой девушке, не верящей слепо авторитетам и жаждущей серьёзной работы, несмотря ни на что.
И как тут не задать вопрос представительнице прекрасной половины человечества и по совместительству учителю лицея Муртазиной Регине Димовне. Она пришла в лицей совсем недавно. Выпускница УГАТУ, Муртазина Р. Д. сейчас преподаёт в родном вузе и занимается научной работой. Тема её кандидатской диссертации «Нелинейные гиперболические уравнения и характеристические алгебры Ли».
– Регина Димовна, мы все знаем, что наша страна славится талантливыми людьми. В этом году отмечается 170-летие со дня рождения Софьи Васильевны Ковалевской. Выдающаяся личность в отечественной науке. Ещё бы! Первая в мире женщина-профессор и преподаватель математики. Вспоминая её, хочется спросить: «Как себя в двадцать первом веке чувствует женщина-математик?
– Математика изначально была придумана для описания реальности. Математикой можно заниматься где угодно, и не нужно никакое оборудование. Подготовка математика-профессионала сегодня требует больше времени, чем подготовка хорошего хирурга. Но повысить уровень своих математических знаний теперь могут все. Сейчас знания можно получить онлайн. Благодаря интернету математика – самый демократичный университетский предмет ХХI века.
Женщина-математик реализует себя в двух профессиях: учитель или учёный. Сочетание этих двух профессий характеризует женщину-математика как яркую личность.
Действительно, женщины-математики ничуть не уступают своим коллегам мужчинам в решении сложных задач, в исследовательской работе.
Многие из них заслуженно получали за свой труд высокие награды. В связи с этим я спросила у Белогрудова А. Н.:
– Александр Николаевич, уже давно существует традиция отмечать выдающиеся достижения математиков премиями. Известны интересные истории, связанные с ними. Например, в 1888 г. С. В.Ковалевская написала работу «Задача о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки», за которую ей была присуждена премия Парижской академии наук – премия Бордена. Самое главное – сумма премии была увеличена ввиду высокого качества работы. В 2006 году Григорию Перельману за решение гипотезы Пуанкаре была присуждена международная премия «Медаль Филдса». Однако учёный удивил весь мир, отказавшись от неё. Как вы прокомментируете эти истории?
– Трудно комментировать поступки тех или иных личностей. Знаю не понаслышке о некоторых гениях от математики, они действительно разные. Некоторые «в себе» настолько, что им не важны реакции всего мира. Скорее, им более важно мнение таких же, как и они, «математиков», а не мнение тех, кто понял отдельные знакомые слова в какой-нибудь лемме о существовании или единственности. «Боюсь, вы меня неправильно поняли, сэр», – хотят они сказать, когда вы пристаёте к ним с вопросами, доказали ли они какую-то важную теорему. Ведь они показали, что с доказательством решения проблемы открылась целая серия новых неразрешимых задач.
Я согласна с учителем: мир математики безграничен, за очередным поворотом открываются новые горизонты. И чтобы их достичь, надо изучать непознанные темы, осваивать нестандартные решения задач. Здесь, конечно, не обойтись без универсального языка математиков. В чем его особенность, мне было интересно узнать из первых уст.
– Регина Димовна, говорят, что у математиков – мужчин и женщин – существует свой язык. Какой он?
– Математики общаются на языке формул, цифр и символов. С помощью математики можно исследовать гораздо больше, чем позволяют наши органы чувств. Отношения математики с реальностью если не волшебны, то, по крайней мере, поразительны.
Безусловно, с помощью математики описывают расчёты спутниковых орбит, конструируют летательные аппараты, пишут программы, автоматизированные для расчетов ЭВМ, кроме этого, ЭВМ начинают и сами распознавать язык формул.
– Эдуард Марсович, я знаю, что вы занимаетесь наукой, защитили диссертацию. У меня к Вам вопрос как к учёному. Если описывать математику как язык формул, то, как вы считаете, где он применим? Кто или что, кроме человека и ЭВМ, может его использовать?
– То, что математика является и языком, и главным инструментом естественных наук и техники, всем известно. Но в отличие от биологии, физики, химии, которые занимаются изучением природы, то есть наблюдаемым миром, математика занимается вещами, которые не наблюдаемы.
Показать ребятам реальное применение этих «невидимых» вещей является одной из задач учителя математики. Ведь люди часто не задумываются о том, что то, чем они пользуются, основано на современных математических исследованиях. Возьмём, к примеру, задачу определения координат своего местоположения от находящихся на орбите спутников. Данная функция есть в смартфонах. Математически эта задача сводится к решению систем уравнений, методы решения которых изучаются в том числе и в лицее.
– А Вы, Михаил Владимирович, что думаете о существовании у математиков особого языка?
– У математиков даже два особых языка! Официальный математический язык величав и торжественен: «Исходя из вышеуказанных соображений…», «Не умаляя общности…», «Эта мажоранта доставляет предел изучаемой последовательности…» – ну не блеск ли?! А ещё есть математический сленг: «отсимметрим», «зануляет», «пример на (столько-то)», «растёт быстрее», «зацикливается»… Любому математику здесь не требуется пояснений!
Выслушав наших наставников, я пришла к выводу: у каждого учителя математики есть собственное мнение о преподаваемом предмете, но всех их объединяет одно – желание заниматься точной дисциплиной. Изучая и преподавая её, они учат нас говорить с ними на одном языке. А этот язык – формула любви к математике.
Читайте нас: